Стройка, дизайн, ремонт

Загадка человека презентация к уроку по обществознанию (5 класс) на тему. Загадка человека презентация к уроку по обществознанию (5 класс) на тему Имеет хорошо развитый головной мозг

Интегрированный урок литературы и обществознания «В чем загадка человека?»

Цель (лит-ра) подвести итог изученного рассказа, рассмотреть образ Герасима, выделив его качества характера

Цель (общ-во): охарактеризовать основные качества человека как личности

О.Г . Сегодняшний урок мне бы хотелось начать со стихотворения….(параллельно идет видео-сцена утопления, т.к оно только с музыкой, без слов)

"Что ты хочешь? Ответь?" - жизнь спросила меня,-
"Или что-то иметь? Или что-то понять?"
"Нет, я злато менять не желаю на медь.
Мне важнее понять, а не что-то иметь.

Обойдусь без богатства. Но судьба мне пошли
Щедрый дар любоваться всем богатствам земли!
Научи беспристрастью, от бестрастья уволь
И людское участье ощутить мне дозволь!

Мне понять бы, постичь бы и в грозу и в тиши
Красоту и величье человечьей души!
Не пройти бы мне мимо окон, ждущих меня,
Не принять клочья дымя за сиянье огня!

Мне б у самых пытливых мудрость их перенять!
Вот, судьба, что пошли мне - уменье понять!
Лишь такому богатству нет на свете цены,
Дай мне дар докопаться до любой глубины!..

О каком произведении мы сегодня будем говорить?

Исходя из услышанного и увиденного, вы поняли, что сегодня мы будем говорить об изученном нами произведении И.С. Тургенева «Муму»

Все свои мысли, решения вы сегодня будете оформлять в рабочих листах. Обратите внимание, что каждое задание имеет критерии оценивания в баллах.

Н.А. Сразу же первый вопрос, кто помнит, когда оно было написан этот рассказ? (если что, назовем год сами),какой это век? (1852 год)

А мы люди 21 века! И во многом далеки от событий тех лет, но порой жизненные ситуации бывают схожи…

Внимание на экран! (видео Ледокол)

И сейчас вам предстоит выполнить задание, потому обратитесь к своим раб. листам.

Прочитайте.

В Задании 1. вам предложены слова (человек, собака, свобода, выбор), выберите те, которые являются общими для обеих жизненных ситуаций и подчеркните 1 чертой (полностью правильно 3 б, не до конца 1б)

О.Г . Проверим ваши варианты (выводим на экран) правильно: человек, собака, выбор!

Н.А . Вернёмся к тому, что мы видели на экране в фильме «Ледокол» и «Муму» . сравните поведение людей. Почему люди поступили по-разному?

Как может звучать теме сегодняшнего урока?

(тема: В чем загадка человека?)

О.Г . Раскрыть эту тему мы постараемся именно на примере судьбы нашего главного героя, то есть Герасима (в переводе с греческого «Герасимос» - уважающий)

Определим алгоритм наших действий, чтобы рассмотреть образ полностью.

1. Работать с текстом.

2.Сравнивать.

3. Анализировать.

4. Делать выводы.

Н.А . Герасим прежде всего человек. С этим понятие мы уже знакомы

(ответ: биосоциальное существо)

Как вы понимаете это определение? (версии от каждой группы)

Проверим, насколько вы близки к правильному ответу

Задание 2 . Рождается человек как….существо, а развивается,как …..(биологическое, социальное правильно 1 б, неправильно 0б)

О.Г. Какой человек наш герой, давайте вспомним. Но для этого давайте составим кластер, подобрав к цитатам из текста эпитеты, данные в справках

Задание 3. (характеристика по группам- кластер- критерии)

вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь. Но ко всему привыкает человек, и Герасим привык наконец к городскому житью

мыча, пел, то есть покачивался, закрывал глаза и встряхивал головой, как ямщики или бурлаки, когда они затягивают свои заунывные песни. Антипке стало жутко

страдающий

усердно исполнял он свою обязанность: на дворе у него никогда ни щепок не валялось, ни сору; застрянет ли в грязную пору где-нибудь с бочкой отданная под его начальство разбитая кляча-водовозка, он только двинет плечом - и не только телегу, самое лошадь спихнет с места; дрова ли примется он колоть, топор так и звенит у него, как стекло, и летят во все стороны осколки поленья;

в точности исполнял все приказания

Она его жаловала как верного и сильного сторожа.

Усердный, исполнительный, послушный

а что насчет чужих, так после того, как он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води, все в околотке очень стали уважать его;

Уважаемый чужими

никто не смел садиться на его место в застолице. Вообще Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться,

Герасим терпеть не мог пьяниц...

гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака.

Строгий и степенный

Как все глухонемые, он очень был догадлив и очень хорошо понимал, когда над ним… смеялись

Догадливый, понятливый

Герасим порядком ее побаивался

Боящийся барыню

Но ко всему привыкает человек, и Герасим привык наконец к городскому житью

Смиренный (послушный)

Всю ночь он возился с ней, укладывал ее, обтирал

Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей.

заботливый

Герасим … ее любил без памяти... и ему было неприятно, когда другие ее гладили: боялся он, что ли, за нее, ревновал ли он к ней -- бог весть!

любящий

Слова для справок: жадный, добрый, скучающий и недоумевающий, трудолюбивый, немой, могучий, строгий и степенный, безжалостный, замкнутый, заботливый, ленивый, уважаемый чужими, страдающий, злой, счастливый, послушный, любящий, догадливый, смиренный(послушный), боящийся барыню.

То, что чёрным, Нам можно сделать заранее и вывешивать на доску. записывают сами дети, у них в таблице этого нет

(правильно подобранный эпитет к одной цитате 1 балл , каждой группе по 3 цитате, значит в итоге за эту работу 3 балла)

Заслушиваем каждую группу- вывешиваем на доску (можно вывесить эталон)

Н.А . С кем автор часто сравнивает героя? (с животным). То есть делает акцент на какие черты, социальные или биологические (ответы)

Но вы должны помнить, что в обществознании существуют разные характеристики человека

Задание 4 . Перевертыши: индивид, индивидуальность, личность (правильно все 2б, 2,1-1б, ни одного -0б)

Чтобы понять, в чем отличие выполним Задание на доске:

В результате своего роста (речь идет об индивиде), изменении, развитии (речь идет об индивидуальности),человек приобретает определенный жизненный опыт, знания о мире, о себе (личность)

Н.А . Индивидом человек рождается, а личностью становится. Каждая личность обладает: волей, свободой, разумом (Задание 5. Читают понятия поясняю понятия)

О.Г. Каждого человека мы можем назвать личностью? (версии) Конечно же нет!

Н.А. Можно ли назвать Герасима личностью? Чем наделен, а чего не хватает? (версии)

Н.А. Почему не смог сформироваться как личность?

О.Г . Как он жил? Прочитайте отрывок о его жизни в деревне. Задание 6.

В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи.

Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж… Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником.

О.Г . Нужны ли были в таких условиях жизни его разум, воля? (ответы)

Н.А. Был ли он свободен? Какие слова в тексте подтверждают, что он сам ничего не решал…(ответы) Не было условий для формирования!

О.Г . Получается, что в качестве полноценной личности Герасим никому не нужен, а страшным итогом этого станет трагическая смерть любимой собаки! А какой поступок Герасима доказывает, что он все-таки может стать личностью?

Н.А . Так в чем загадка человека?

В его личности!

О.Г. Без чего не может личность сформироваться?

Без свободы! Вернемся к заданию 1 ,посмотрите какое слово осталось неподчеркнутым? (свобода)

Н.А. Чем мы люди 21 века отличаемся от большинства людей прошлых столетий?

Свободой, правом выбора!

О.Г. Где вам это в жизни пригодится?

Версии

Рефлексия….

Итак, главные слова, определяющие человека как личность -это «выбор, свобода». Задание 7.

Составьте с одним из этих слов синквейн. Что такое синквейн? Как он строится? У вас на столах лежит подсказка- структура синквейна(максим 5 баллов составили синквейн 5 баллов, нет – 0 баллов)

1 строчка заголовок «Выбор» или «Свобода»

2 строчка – 2 прилагательных, описание признаков или свойств существительного 1 строчки.

3 строчка - глагола, характеризующие действия предмета

4 строчка- фраза, несущая личное отношение к описываемому понятию

5 строчка-слово- синоним 1 строчки

О.Г. давайте подведем итоги. Считают баллы Если работаю парами 9 баллов- на «5», 7-8 баллов «4», меньше 7 –«3 »

Д.з

Напишите развёрнутый ответ на один из вопросов:

    Герасим победитель или побеждённый?

    О чём бы я хотел спросить Герасима?

    Я пишу письмо, чтобы понять, что я думаю…

    Почему современному обществу нужны свободные люди?

Урок обществознания в 5 классе № 2 по теме: « Загадка человека».

Цели : дать представление о сущности природы человека, об отличиях человека от животных, о биологических признаках наследственности и факторах, влияющих на нее.

Планируемые результаты:

предметные: учащиеся научатся применять понятийный аппарат обществоведческих понятий человек, социальное существо, инстинкты, эмоции для раскрытия сущности загадки человека; анализировать, сопоставлять и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников; объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества; характеризовать биологические и социальные черты человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия;

метапредметные УУД : самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;

личностные УУД : формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества; воспитание ответственности за принятие решений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Организационный момент

Мотивационно-целевой этап

Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой зажженный фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Кого ищешь, Диоген?» - «Ищу человека», - отвечал философ.

    Как вы поняли смысл этой легенды?

    Чем человек отличается от других живых существ? При ответе на этот вопрос используйте знания, полученные в начальной школе.

    Могут ли животные мыслить, владеют ли они речью, занимаются ли творческой деятельностью?

Тема нашего урока: «Загадка человека».

    Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

    На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

План урока

    Чем человек отличается от животных.

    Зачем человек рождается.

Проблемные вопросы . Зачем рождается человек? Для чего проживает долгую жизнь?

Работа по теме урока.

Кто есть человек? В чем его особенности? Русский философ

А.Ф. Лосев писал: «Человек - вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена».

Словом, человек есть вечная загадка.

Чем человек отличается от животных

Предлагаю поработать в парах.

(Каждому ученику в паре выдается карточка с индивидуальным заданием. После его выполнения учащиеся обмениваются карточками и проводится взаимопроверка.)

Задание 1. Из приведенных свойств человека необходимо выбрать черты сходства его с животными и черты различия. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем - черт различия.

1) Способность к творчеству;

2) потребность в отдыхе;

3) наличие органов чувств;

4) сознательное выдвижение целей.

Черты сходства

Черты различия

Задание 2. Ниже приведен список физических и психических свойств: одни из них присущи только животным, другие - только человеку, третьи - и человеку, и животным. Распределите порядковые номера свойств по графам таблицы.

1) Словесная речь;

2)Сезонная линька;

3) способность строить жилище

4) обучение потомства;

5) потребность в пище;

6) зимняя спячка;

7) прямохождение;

8) потребность в общении;

9) умение фантазировать;

10) густая шерсть.

Свойства, присущие только животным

Свойства, присущие только человеку

Свойства, присущие и человеку, и животным

(Проверка выполнения заданий.)

А теперь давайте обратимся к нашему учебнику и проверим правильность наших суждений.

Откроем книгу на странице 10-й. Рубрика «Обсудим вместе».

По ходу обсуждения схема переписывается в тетрадь.

Зачем человек рождается

В этом прекрасном и непостижимом мире мы постоянно задаемся вопросами: кто я? Зачем я здесь? Эти и многие другие вопросы человек задает себе в течение всей жизни, и от ответа на них во многом зависят его судьба и развитие. Он только лишь тело, наполненное эмоциями, или что-то большее? Почему человек не всегда счастлив? Почему ему не всегда интересно? Зачем он рождается?

Действительно, у каждого человека свое представление о своем предназначении в жизни.

Давайте обратимся к статье учебника на странице 11, прочитаем ее.

Обсуждение статьи.

Итак, давайте подведем итоги.

    Человек рождается не только для того, чтобы есть, пить, иметь красивый дом, получать блага только для себя;

    человек - существо разумное. Он не должен совершать дурных поступков, а должен заботиться о благе других, делать все, чтобы на планете Земля все жили счастливо и дружно.

Записываем в тетради.

Подведение итогов уроков. Рефлексия

    Как вы понимаете следующие выражения и высказывания?

    «Бесцельно прожитая жизнь»;

    «Человек - творец своего счастья».

Задавание домашнего задания.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 5 класс

Загадка человека

г. Нижняя Салда Свердловской области

2015


Цель урока:

Формирование целостных представлений учащихся

зачем человек рождается, для чего живет,

в чем отличие человека от животных,

Цели для учителя


Актуализация знаний

  • Что такое ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ?

ОБЩЕСТВО ЗНАНИЕ

ОБЩЕСТВО

Актуализация знаний

ЗНАНИЯ


Какие знания нам дает обществознание

Знания о человеке

Знания о взаимоотношениях с другими людьми,

обществом

об обществе

Учащиеся вспоминают какие знания нам дает обществознание

Знания о взаимоотношениях с государством

Знания о взаимоотношениях с природой


  • Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой зажженный фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Кого ищешь, Диоген?» - «Ищу человека» - отвечал философ…
  • ДИГЕН – древнегреческий философ

  • Как вы поняли смысл этой легенды?

  • Как вы считаете о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке?

О человеке


Мотивация урока

Мотивация урока. Вызов к размышлениям, обсуждение высказываний.

  • Попробуйте дать ответ на вопрос «Что такое человек?»

Тема нашего урока: «Загадка человека»

  • «Человек –вечная проблема , которая вечно решается... - и которая никогда не будет решена.»

На какие вопросы нам необходимо ответить?


План урока

1. Чем человек отличается от животных


Эпиграф урока:

  • Человек , родившись среди себе подобных , должен ещё научиться быть человеком!

Мотивация урока


Учебная цель урока

в чем отличие человека от животного;

зачем человек рождается;

каковы ценности человеческой жизни.

Офрмление наиболее удачных целей урока.


Создать кластер. «Чем человек отличается от других живых существ»

Учитель организует работу с кластером. С одной стороны, человек – животное, биологическое существо.

Что вы знаете о человеке, как о биологическом существе?

Но все это признаки животного. А что же отличает нас от животных?

Выполнение задания в паре. Обсуждение.


Чем человек отличается от других живых существ

Владеет речью

Способен к творчеству

Умеет производить орудия труда

Имеет хорошо развитый головной мозг

Способен к прямохож-дению

На доске появляется готовый кластер /примерный/

Способен к действиям по плану

Осознаёт самого себя

Обладает фантазией


Заполни пропуски в тексте:

речью

Человек в отличие от животных обладает ________, способен к ___________________, может действовать ___________ , имеет хорошо развитый _________________, создаёт ____________________.

прямохождению

по плану

головной мозг

орудия труда

Обобщение знаний


Учитель подводит школьников к дискуссии

  • Одни считают, что человек создан для счастья, благополучной и сытой жизни.

  • Другие видят назначение человека в служении Родине, в совершении добрых поступков, в гуманном отношении к людям.

  • В народе говорят, что за свою жизнь человек обязательно должен построить дом, посадить дерево и вырастить ребёнка.

Работа над проблемой


Работа с карточками:

Задание 1 Закончите выражения: * Ребенок родился. Чтобы ему расти и развиваться нужно воспитываться в обществе, чтобы _______________

Работа с карточками, обсуждение, формулировка выводов.


Работа с карточками:

Задание 2.

Закончите предложение.

Ребенок родился. Чтобы ему расти и развиваться нужно общаться с ровесниками для того, чтобы ___________


РАБОТА

ПО УЧЕБНИКУ

Страница 11

Работа с текстом учебника. Обсуждение информации, учащиеся высказывают свои мнения. Дают оценку.


Прочтите стихотворение В. Д. Берестова «Кому двенадцать лет…»

  • Кому двенадцать лет, тот в детский сад Ходил тысячелетия назад. Об этом самом детстве золотом Он вспоминает чуть не со стыдом. Забыть его скорее! Ведь оно –
  • В геройской биографии пятно.
  • Обсудите стихотворение в паре и опровергните (или согласитесь) мнение о том, что детство – это «в геройской биографии пятно».
  • Можно ли утверждать, что мир детства – это волшебный мир, а детские годы - это одна из ценностей человеческой жизни»?
  • Почему?

Обсуждение стихотворения. Беседа по содержанию.


  • Ценности – признанные в обществе или большей его частью представления о том, к каким целям должен стремиться человек

Важнейшие ценности для человека?

  • Составить дома кластер
  • «Ценности для человека»

ЦЕННОСТИ


Закрепляем знания

Что нужно для ребёнка, чтобы он рос и развивался?

Слушать и понимать человеческую речь, общаться со взрослыми, чтобы…

Воспитываться с рождения среди людей, чтобы …

Заниматься разнообразной деятельностью самостоятельно и со сверстниками (трудиться, играть, гулять), чтобы…

Закрепление знаний


Что сказал поэт?

в, даже, детстве, имеет, не, неправедных,

поступков, права, совершать, человек.

Даже в детстве человек не имеет права совершать неправедных поступков.

Рефлексия. Подведение итогов работы над проблемой «Зачем человек рождается» ребята из предложенных на экране слов составляют цитату и делают вывод.

Александр Блок


Источники:

  • Вешникова Е. В., Методическая разработка урока обществознания, 5 класс. http://kladraz.ru/blogs/elena-valerevna-veshnikova/konspekt-uroka-obschestvoznanija.html
  • Буйволова И.Ю. Обществознание. 5 класс: программа и технологические карты уроков по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. Волгоград: Учитель, 2015.

Источники рисунков

  • Слайд 1 http://www.noise-media.com/wp-content/uploads/2010/08/ilike.jpg
  • Слайд 3-4 http://dzerjinsk.ru/sites/default/files/poster/2015/06/community_1.png
  • Слайд 5 http://edukovrov.ru/site/school22/sites/default/files/2015/img/f663x663.jpg
  • Слайд 6 http:// www.settefrati.net/avitti47/dipinti%20per%20categoria/marmi/pompei%2010.jpg
  • Слайд 7 http ://static.wixstatic.com/media/015054_55cb6506e6a74b8485011129d5bd03f3.jpg_srz_640_425_85_22_0.50_1.20_0.00_jpg_srz
  • Слайд 8 http://dg50.mycdn.me/getImage?photoId=409583132085&photoType=0
  • Слайд 10 -11 http ://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/80/57/80057060_3996605_naryshenie_pravil.png
  • Слайд 13 http://novayagazeta-ug.ru/sites/default/files/styles/body_main_img_720/public/news/07-2014/bambino_ciccione-2.jpg?itok=Xyxy7Cmd
  • Слайд 14 http://gov.cap.ru/UserFiles/news/20130802/01_infolenta_podarok-na-den-vdv.jpg
  • Слайд 15 дом - http://bioscienceserviceswest.com/images/Green%20Products.jpg
  • Дерево http://buncombe.schoolwires.com/cms/lib5/NC01000308/Centricity/Domain/3600/planting.gif
  • Дети http://kbrooten.com/toolsvis/two-kids-reading-together.png
  • Слайд 16 http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/122/239/122239131_pasowanie_foto.png
  • Слайд 19 http://image.slidesharecdn.com/5ob-140226054334-phpapp01/95/5-o-b-1-638.jpg?cb=1393393614
  • Слайд 20 http://i40.tinypic.com/2v2w6ep.png
  • Слайд 21 http://ai-cdr.ucoz.ru/kartinki_5/vesi.gif
  • Слайд 24 А. Блок http://www.peterburg.biz/images/history/blok2b.jpg
  • Мать с ребенком http://zmidetsad1.nethouse.ru/static/img/0000/0002/2826/22826286.l0ugla6qgp.W665.png

§ 1. Загадка человека

ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ

Чем человек отличается от других живых существ? Может ли животное мыслить, владеет ли оно речью , занимается ли творческой деятельностью?

ОБСУДИМ ВМЕСТЕ

Что необходимо ребёнку, чтобы он рос и развивался? Достаточно ли того, чтобы его кормили, одевали, заботились о нём?

Зачем человек рождается

Всем людям, жившим на Земле, живущим сегодня, и тем, кто будет жить завтра, посчастливилось родиться людьми. Зачем человек рождается? Для чего проживает долгую жизнь? Одни считают, что человек создан для счастья, благополучной и сытой жизни. Другие видят назначение человека в служении Родине, в совершении добрых поступков, в гуманном отношении к людям. В народе говорят, что за свою жизнь человек обязательно должен построить дом, посадить дерево и вырастить ребёнка.

Великие люди разных стран и народов - писатели, учёные, музыканты, государственные деятели - по-разному отвечали на этот вопрос. Но все они сходились в одном: должность «человек» - самая прекрасная на Земле. Ты, конечно, знаешь писателя М. М. Пришвина. Вот какие слова он написал: «Всё прекрасное на Земле - от солнца, и всё хорошее - от человека». Люди - существа разумные . Они не должны совершать дурных поступков. От людей зависит, будет ли жизнь на Земле мирной и как на ней будут жить люди.

Ты, наверное, уже читал прекрасное произведение «Маленький принц». Автор его Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Быть человеком - это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир».

А вот что сказал Л. Н. Толстой: «Чем больше человек даёт людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше даёт другим и больше себе требует, тем он хуже».

Итак, человек рождается не только для того, чтобы есть, пить, иметь красивый дом, получать блага для себя. Человек, как самое разумное существо на свете, должен заботиться о благе других, делать всё, чтобы на планете Земля все жили счастливо и дружно.

Вот некоторые фразы, которые можно услышать от женщин: Я чувствую себя так, словно живу с двумя разными людьми. Он совсем не хочет обидеть меня. Он просто теряет контроль. Все думают, что он прекрасный парень. Я не знаю, что во мне такое, что так ему мешает жить. Он очень хороший, когда трезвый. Но как выпьет – берегись. Мне кажется, его никогда не устроит ничего из того, что я делаю. Он меня пару раз здорово напугал, но детей он не трогает. Он очень хороший отец. Он поливает меня последними словами, а через час хочет секса. Я этого просто не в состоянии понять. Мне иногда кажется, что я схожу с ума. На самом деле, он по-настоящему меня понимает. Почему он это делает?

Все это голоса женщин, описывающих свою тревогу и внутренний конфликт, связанные с их отношениями. Каждая из них знает, что что-то не так – и сильно не так – но не может сказать, что же именно. Каждый раз, когда ей кажется, что она, наконец, поняла, что происходит, что беспокоит ее партнера, происходит что-то новое, и все меняется, и части пазла снова не совпадают. Каждая из этих женщин пытается найти логику в тех «американских горках», в которые превратились ее отношения. Вот рассказ Кристен:

«Когда я встретила Мори, он был мужчина моей мечты. Казалось, это слишком хорошо, чтобы быть правдой. Ум, обаяние, чувство юмора – и самое главное, он просто сходил по мне с ума. Я рассказала ему о разных проблемах, через которые мне пришлось пройти за последние несколько лет, и он был полностью на моей стороне. Все, чем мне хотелось заняться – он был всегда готов. Наш первый год был просто сказочным.

Мне трудно сказать, когда все начало меняться. Наверное, когда мы стали жить вместе. Он стал говорить,что ему нужно больше личного пространства. Это было немного странно, потому что до этого именно ему было важно все время быть вместе. Потом появилось больше критики и жалоб. Он мог сказать, что я все время говорю, и это эгоистично. Я, действительно, много говорю. Но до того он вел себя так, словно готов слушать меня бесконечно. Потом он начал говорить, что я ничего не хочу делать со своей жизнью. Я знаю, что он амбициозен, и, наверное, это хорошо, но мне это не нужно, меня устраивает то, что у меня есть. Дальше – мой вес. Постоянные разговоры, что я должна больше заниматься спортом и следить за тем,что я ем. По правде сказать, это больше всего обижало. Он все реже и реже хотел секса, а о том, чтобы мне самой начать, стоило просто забыть.

Мы все еще вместе, но я думаю,он скоро оставит меня. Я просто не соответствую его требованиям. Я стараюсь, но он так не думает. А когда он сердит или устал, он говорит вещи, 4


которые просто убивают меня. На днях он сказал: "Ты ленивая стерва, тебе нужен только мужик, у которого на шее ты могла бы сидеть, как твоя мамаша." Я этого просто не понимаю. Я вношу свой вклад. Последние два года я не работаю, потому что родился ребенок, но собираюсь скоро вернуться на работу. Я думаю,он не имел этого в виду, но все равно... Он утверждает,что я очень изменилась, но я не убеждена, что дело именно во мне. Иногда он на несколько дней снова становится тем парнем, которого я полюбила, и я начинаю надеяться... но скоро он снова становится недоволен всем,что я делаю. Я его чем-то очень раздражаю, но не понимаю, что я делаю не так»

Кристен беспокоило, что случилось с человеком, которого она полюбила несколько лет назад. Почему он все время ее унижает? Что можно сделать, чтобы остановить его выходки? И почему он считает, что это она изменилась?

Другие женщины рассказывают совершенно другие истории, но чувствуют они себя примерно так же. Вот рассказ Барбары:

«Фрэн тихий и скромный, но очень симпатичный, и я потратила немало сил,чтобы его заполучить. Мы встречались и классно общались, и я не могла дождаться следующей встречи, но он откладывал неделями под всякими предлогами, а пару раз вообще забывал о свидании. Однажды он все же открылся, рассказал, что женщины несколько раз обходились с ним очень плохо, и он боится сближения. Постепенно мы становились ближе, но я всегда была инициатором. Я старалась показать ему, что я не такая, как другие – я не хожу в открытой одежде, не флиртую, и все такое. Но он мне не верил, все время говорил, что я строю глазки парню за соседним столиком или заглядываюсь на проходящих мимо. Бедняга, он так неуверен в себе. Его мама изменяла его папе, когда он был маленьким, я думаю,это тоже повлияло Я очень хотела пожениться, думая,что это придаст ему уверенности, но он не торопился с обязательствами. Когда мы, наконец, поженились, он некоторое время был более доверчив, но потом ревность вернулась и осталась навсегда. Я предлагала сходить к психологу, но он вышел из себя и сказал, что с ним все в порядке.

На прошлой неделе мы были на дне рождения его друга, и я болтала с братом именинника. Просто разговор – этот парень даже не симпатичный. Но Фрэн немедленно заявил, что мы едем домой, потому что у него болит голова. На обратном пути выяснилось,что настоящей причиной была ревность. Он орал, стучал кулаком по приборной доске и пару раз размазал меня по двери машины. Наши дети на заднем сиденье были до смерти напуганы В моем возрасте поздно что-то менять. Я не хочу начинать все сначала. Я только хочу, чтобы ему помогли»

Барбара задает иные вопросы, чем Кристен: почему Фрэн не доверяет ей? Почему он стремится изолировать ее от других людей? Почему он не может признать, что у него проблемы, и обратиться за помощью? Что если он начнет ее бить? Станет ли ее жизнь когда-нибудь легче? На первый взгляд, Мори и Фрэн совершенно разные. Один молодой, красивый, энергичный и уважаемый. Другой странноватый, пассивный и обидчивый. Фрэн иногда физически агрессивен, Мори нет. Но действительно ли они настолько разные, или одни и те же проблемы вынуждают их вести подобным образом?

Еще один рассказ, Лора:

«Пол классный парень. Мы встречались шесть месяцев, и еще несколько месяцев живем вместе. Мы обручены. Я ему так сочувствую. Его прежняя жена обвинила его в насилии, и это чистая 5

ложь. Он сделал одну ошибку – изменил ей один раз, и теперь она будет мстить, и ничто ее не остановит. Сейчас она утверждает, что он ее несколько раз стукнул и сломал ее вещи. Это просто смехотворно! Я с ним уже довольно долго, и могу сказать, что ничего даже близкого быть не может. Он на меня никогда руки не поднял. Наоборот, он много мне помогал и поддерживал. Когда мы встретились, у меня была депрессия, я много пила. Теперь мне гораздо лучше,благодаря ему. Ненавижу эту стерву! Мы вместе будем добиваться опекунства над детьми, и заберем их у нее.»

Лора была так поглощена возмущением по поводу бывшей жены Пола,что не замечала предупредительных сигналов в его нынешнем поведении по отношению к ней самой. Хотя эти трое мужчин выглядят настолько разными по описаниям, их непредсказуемость, смена настроений, придирки и ревность имеют сходное происхождение. Все они – «собственники», унижающие своих партнерш.