Стройка, дизайн, ремонт

Уровни личностной зрелости. Уровни зрелости личности, их характеристика и практическое применение. ая стадия: Реализованная личность

«Зрелый человек» — это как? Он ведь не фрукт – его не потрогаешь, не попробуешь… Как понять, является ли ваш партнер или собеседник зрелым человеком – или в нем чрезмерно много инфантильных черт? Да и с собой бы разобраться не помешало, ведь психологическая зрелость – это тот идеал, к которому мы так или иначе стремимся.

Понятие зрелости в психологии подразумевает 2 аспекта: зрелость как этап жизни (недаром говорят о «зрелом» возрасте) и зрелость как уровень развития. Значит, необходимы какие-то объективные критерии зрелости личности, ведь бывает и так, что зрелый возраст не совпадает с психологической зрелостью («Уже и голова поседела, а ума не прибавилось»).

Понятие психологической зрелости

На сегодняшний день существует много подходов к определению личностной зрелости – хотя бы потому, что ни один из них не может дать исчерпывающего ответа на вопрос, в чем же она заключается.

В обществе, на обыденном уровне, для каждого возраста определяется определенный уровень достижений, и личность считается зрелой тогда, когда она соответствует этим ожиданиям (к примеру, в нашей культуре принято после окончания учебы устраиваться на работу, а у некоторых кочевых народов дети 3-х лет уже должны свободно держаться в седле – это свидетельство того, что уровень достижений для каждого возраста определяется общественными нормами).

В социальной психологии основной критерий психологической зрелости – это уровень адаптации человека к его социальной среде: в этом варианте зрелая личность – это человек, который хорошо знаком с правилами своей среды и играет исключительно по ним; неконфликтен; разделяет и принимает существующие нормы поведения. Если же говорить о психосоциальной зрелости личности, то это – способность спрогнозировать последствия своих действий, брать на себя ответственность за собственную жизнь и своих близких людей.

Характеристика психологической зрелости личности

Вопросами зрелости в разное время занимались многие ученые, в том числе знаменитый отечественный психолог Б. Г. Ананьев. Ну, а самое интересное, что было предложено в рамках этой проблемы в последние годы – это теория А. А. Реана (2000 год).

Он выделяет 4 основных компоненты личностной зрелости – они являются базовыми, и все остальные формируются на их основе: ответственность, терпимость, саморазвитие и позитивное мышление (позитивный взгляд на мир). Ничего себе! Получается, что все «нытики» — это психологически незрелые люди! А ведь, по сути, так и есть.

Итак, критерии личностной зрелости человека:

  1. Принятие на себя ответственности за собственные мысли, чувства, поступки. Зрелая личность не станет сваливать свою вину или проблему на окружающих и не ищет вовне причины своих бед.
  2. Разумная внутренняя свобода. Ровно настолько, чтобы не оглядываться постоянно на чужое мнение , и уметь отказывать в неудобных для вас просьбах.
  3. Способность отличать вымысел от реальности. Считаете ее само собой разумеющейся? А ведь это умеют далеко не все – многие принимают за реальность собственные фантазии, иллюзии, установки. Проявления этой способности – трезвая оценка собственных возможностей и ситуации в целом.
  4. Чувство собственной целостности как личности и принятие себя. Такому человеку нет нужды скрывать и прятать свои слабости, он смирился с ними и принимает их.
  5. Гибкость мышления, адаптивность. Новая обстановка? Перестроимся! Чужое мнение? Хм, а в этом что-то есть…
  6. Толерантность. Терпимое отношение к тем, кто выглядит или живет как-то иначе, чем мы. Терпимое – значит без агрессии и отрицательных эмоций. В то же время толерантность не подразумевает отказа от собственных взглядов и позиции.
  7. Самокритичность. Психологическая зрелая личность видит и свои слабые стороны, но не корит себя за них, а работает над ними, а при случае может и посмеяться над собственными слабостями.
  8. Духовность. Предполагает гармоничное взаимодействие с миром и постижение человеком смысла собственной жизни. Известный психолог И. Г. Малкина-Пых считает, что постепенное накопление духовности – это одна из задач периода зрелости, обязательное условие развития человека, особенно во второй половине жизни.

Вот по этим признакам можно попытаться продиагностировать себя или знакомых. Вот увидите, по-настоящему зрелых людей не так уж много, но все же они есть. Ну, а у остальных есть возможность работать над собой! Было бы желание…

2.2. Поиски критериев зрелости человека как личности

Понятие зрелости в психологии предполагает выделение двух основных аспектов: зрелость как этап жизни и зрелость как уровень развития. Отсюда одна из важных проблем: определение объективных критериев зрелости человека. Однако этому мешает отнесение понятия «зрелость» к разным ипостасям человека. В рамках одной парадигмы проблема зрелости может рассматриваться на уровнях индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Применительно к другой системе понятий мы можем подразумевать интеллектуальную зрелость, эмоциональную зрелость и личностную зрелость. И в той и в другой системе, как, собственно, и в любой иной парадигме, существует объективная реальность, очерчиваемая понятием «личностная зрелость». Наиболее сложным и неисследованным из всех аспектов зрелости как раз и является личностная зрелость. На сегодняшний день, пожалуй, невозможно описать модель социальной зрелости личности с исчерпывающей полнотой.

В качестве критериев психологической зрелости в психологической литературе выдвигаются различные характеристики и свойства личности. Это может быть и способность личности к рефлексии, и ее готовность аккуратно выполнять предписанные ей социальные роли, и способность личности достигать поставленной цели в соответствующем возрасте. В обществе каждому возрасту приписывается определенный уровень достижений, и если личность соответствует этим социальным ожиданиям, то она считается зрелой. В социальной психологии в качестве критерия психологической зрелости выдвигается понятие адаптации к социальной среде. Личность считается психологически зрелой, если она хорошо адаптирована к социальной среде, если она не конфликтна, если разделяет социальные нормы поведения и принимает социальные ценности. Психосоциальная зрелость личности может быть определена как способность осознавать существующие границы социальной реальности, прогнозировать последствия собственных действий и брать на себя ответственность за собственную жизнь, а также за жизнь окружающих близких людей.

Холл и Линдсей (1997), характеризуя зрелого человека, выделяют следующие его характеристики: широкие границы Я, способность к теплым социальным отношениям, наличие самопринятия, реалистичное восприятие опыта, способность к самопознанию, чувство юмора, наличие определенной жизненной философии. Б. Ливехуд (1994) рассматривает три основных свойства зрелого человека: мудрость; мягкость и снисходительность; самосознание.

Большинство перечисленных критериев отражают какие-то отдельные стороны этого понятия, поэтому каждый из них, являясь, по сути, верным, одновременно является односторонним.

Зрелость и ее критерии исследовались Б. Г. Ананьевым; он рассматривал зрелость на уровнях индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности. А. А. Реан (2000) предлагает рассматривать зрелость интеллектуальную, эмоциональную и личностную. Он выделяет четыре компонента, или критерия, личностной зрелости, которые являются базовыми и вокруг которых формируется множество других. Такими компонентами являются ответственность, терпимость, саморазвитие и четвертый интегративный компонент, который охватывает все предыдущие и присутствует в каждом из них, - это позитивное мышление, позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир. Таким образом, можно сказать, что критерием социальной зрелости является просоциальное поведение.

Из книги Психология личности в трудах отечественных психологов автора Куликов Лев

Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. Б. Г. Ананьев Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование характеристики психических свойств и

Из книги Психология личности: конспект лекций автора Гусева Тамара Ивановна

ЛЕКЦИЯ № 26. Особенности функционирования личности в период зрелости. Кризис среднего возраста Средний возраст отличается от предыдущих периодов развития личности отсутствием конкретных рамок и определений. Понятие «зрелый человек» охватывает довольно обширную

Из книги Искусство естественной жизни или Мудрый руководитель автора Пинт Александр

Критериев успеха нет Мудрый руководитель не вовлекается сам и не поддерживает в группе игру в «успех - поражение». Он понимает, что стремление к успеху порождает соревнование и зависть между членами группы, что приводит к поражению. Он не провозглашает какие-либо

Из книги Самоисследование - ключ к высшему Я. Понимание себя. автора Пинт Александр Александрович

Конец личности - начало человека По улице проносили покойника. Сын спросил у Моллы: - Отец, что это такое? - Человек. - А куда его несут? - Его несут туда, где нет ни хлеба, ни воды, ни дров, ни огня. Сын Моллы подумал немного и сказал: - Ну так бы и сказал, что к нам в дом

Из книги Психология личности [Культурно-историческое понимание развития человека] автора Асмолов Александр Григорьевич

Александр Григорьевич Асмолов Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека Быть может, прежде губ родился шепот, И в бездревесности кружилися листы, И те, кому мы посвящаем опыт, До опыта приобрели черты. Осип Мандельштам Никому не

Из книги Психология взрослости автора Ильин Евгений Павлович

Глава 6 Роль индивидных свойств человека в развитии личности Эволюционный аспект изучения индивидуальных различий между людьми«Идея о человеке как о венце творения, воспринимавшаяся на первых порах как выражение человеческой гордыни, как дерзкое посягательство на не

Из книги Психология стресса и методы коррекции автора Щербатых Юрий Викторович

2.1. Понятие о зрелости человека В Толковом словаре В. И. Даля зрелость толкуется как «состояние зрелого, спелость; возмужалость, состояние, степень рассудительности», а зрелый - как «дозревший, спелый; возмужалый, полнолетний, взрослый; обдуманный, рассудительный,

Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор Иванович

2.5. Формирование зрелости личности Проходя различные этапы в своем развитии, человек включается в новые и новые отношения с информацией, с людьми, формирует новое, более глубокое понимание жизни и самого себя.Каждый из жизненных этапов фиксирует определенный уровень

Из книги Индивидуальные отношения [Теория и практика эмпатии] автора Курпатов Андрей Владимирович

Характер человека и черты личности Склонные к гневу, враждебности, цинизму, раздражительности люди более подвержены стрессу, а открытые, доброжелательные люди, обладающие чувством юмора, наоборот, более устойчивы к превратностям судьбы. Исследование, в котором были

Из книги Трансперсональная психология. Новые подходы автора Тулин Алексей

Из книги Основы психологии автора Столяренко Людмила Дмитриевна

Глава пятая Сущность человека в системе личности Личность никогда не может оставаться анонимной; она всегда готова облачиться в новые одежды, получить другое имя, так как отождествление с чем-либо – ее подлинная сущность. Джидду

Из книги 100 возражений. мужчина и женщина автора Францев Евгений

Психология личности человека мистического В основе следующих умозаключений лежит мой личный опыт наблюдения и анализ литературы, посвященной аномальным явлениям. Как правило, в подобной эзотерической литературе довольно мало внимания уделено конкретным психическим

Из книги 100 возражений. окружение автора Францев Евгений

Глава 5 Общее и индивидуальное б психике человека, типологии личности 1. Индивидуальность и личностьПонятие «личность» многопланово, личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т. д. Каждая из этих

Из книги 100 возражений. вредные автора Францев Евгений

Из книги автора

Из книги автора

Иерархия критериев Смещение фокуса внимания на другой критерий, относящийся к данному убеждению и превосходящий его по значимости.Вопросы: Что является более важным? Утверждение: Главное, чтобы… Важнее

Для чего это нужно знать? Чтобы лучше понять себя, свою природу и жить исходя из задач соответствующих вашему уровню зрелости.

Узнайте себя ↓

Прочитайте стадии зрелости личности и оцените, на какой находитесь вы. Буду рад, если отпишитесь в комментариях, на какой вы стадии находитесь.

1-ая стадия: Инфантильная личность

(возрастная аналогия — младенец)

Мировоззрение: «есть Я и не я».

«Я есть то, чем я являюсь в данный момент. При этом связи между мной и внешним миром нет. Мир сам по себе, я сам по себе. Жить надо для себя.»

Плюсы:

  • легкость и спонтанность в поведении — отвержение по причине безответственности
  • непривязанность к людям и обстоятельствам — неустроенность в социуме
  • устойчивость психики к ударам судьбы — беспорядочная личная жизнь

Минусы:

  • Самооценка напрямую зависит от эмоционального состояния, т.е. если ошибся, то весь плохой.
  • Одинок, ищет себя через выбор кумира.
  • Самоосознание марионеточно-диктаторское, с резкими переходами.
  • Понятие духовности отсутствует.
  • Живет потребностями.
  • Чувства времени нет, поэтому с трудом воспринимает прошлое и будущее. Ясных планов на жизнь нет.

Позиция в социуме:

  • В работе характерна неразборчивость и частые смены, поскольку на этом этапе на длительную целенаправленную программу не способен.
  • В современном социуме это практически низший слой занятости.
  • Как правило, случайно устроены на простую, рутинную работу, не требующую постоянного контроля.

В поведении:

  • Хаос инстинктов, импульсов и увлечений.
  • Основной лозунг во всем — «Мне первому!».
  • Неспособность проанализировать последствия своих действий и считаться с состоянием окружающих приводит к частым конфликтам.
  • При этом чувство стыда испытывает редко.
  • В оправдание можно услышать фразы типа: «А что я должен был делать?», «Ну, что было — то было», «А…, все так делают».
  • В споре легко выворачивает информацию по-своему.
  • Имеет тенденцию к нападению и уничтожению всего, что не понимает.
  • Руководствуется законом самосохранения.
  • Может легко «выскользнуть» из ситуации за счет нестандартного выбора.
  • Комплексы, как осознанное недовольство своим поведением, отсутствуют.
  • Иногда может выглядеть простым и абсолютно свободным.
  • Привлекает непосредственностью, парадоксальностью и легкостью поведения.
  • В компании может играть роль шута или чудика.
  • При-попытке участия в его судьбе «садится на шею».
  • Правильное общение с такими людьми — как с детьми, ориентация на конкретные проявления, поступки.

Отношения:

  • Чувств не понимает, выделяет настроение, поэтому в отношениях характерен эмоциональный хаос.
  • Личные связи спонтанные, случайные: создаются легко, разрываются без последствий.
  • Отношение к знакомым содержит крайности — от обожания до ненависти. Это же проявляется по отношению к нему.
  • В общении — неделикатная непосредственность, циничная откровенность и злорадство.
  • Характерна так называемая «прозрачная скрытность».
  • Не способен на тонкость.
  • Свойственны резкие, категоричные оценки.
  • Ласки грубые.
  • В связи с отсутствием чувствительности может мучить окружающих.

Внешность и прочее:

  • Выражение лица бессмысленное.
  • Взгляд испуганный, словно «стеклянный».
  • Речь содержит отрывистые, не связанные между собой слова и несоразмерные паузы.
  • Неправильно строит предложения.
  • Часто не держит тему разговора.
  • Вкусовые предпочтения: горячее, острое, соленое.
  • Цель еды — насыщение.
  • Редко болеет, поскольку болезнь как реакция на конфликт отсутствует.

Примеры:

  • стрекоза из басни Крылова
  • Шариков

2-ая стадия: А даптированная личность

(возрастная аналогия — подросток)

Мировоззрение: «Я и мы».

  • Стадия набора опыта, разнообразия программ и гибкого реагирования.
  • Открытые способности развиваются до такого уровня, который ценится окружающими.
  • Рост ощущения собственной независимости.
  • Попытка формировать собственные моральные ценности (при этом могут очень эффективно использовать ложь, фальсификацию, рассматривая их как силу).
  • Собирают свидетельства успеха и предметы гордости (значимые, длительные программы): крутые машины, редкие вещи, антиквариат, свидетельства знакомства со знаменитостями.
  • Иногда из любопытства могут изучать различные культурные традиции и религии.

Позиция в социуме:

  • Социальные контакты соответствуют программам.
  • Легко устанавливаются нужные связи.
  • Жизненная философия основана на принципах развития и конкуренции.
  • Отношение к миру потребительское.
  • Очень ценят общественное положение, респектабельность.
  • Возможен брак по расчету.
  • Распространяют своё влияние на все, что их окружает.
  • Становится важной манера поведения, хотят всеобщего признания, популярности.
  • Характерна демонстрация компетентности во всех вопросах и сферах жизни.
  • Все можно просчитать и организовать.
  • Развивается способность откладывания результата, что позволяет участвовать в длительных программах.
  • Понимание времени грубое, практическое.
  • Считают, что его можно потерять, упустить, его может не хватить, его надо экономить.
  • При хорошо освоенной роли возникает устойчивая мощная связь с ценностями, правилами этой роли («настоящий полковник»).
  • Идентификация с эгрегором не только поддерживает, но и унижает, что является источником внутреннего конфликта и перехода на следующий уровень.

В поведении:

  • Основная цель — достижение и демонстрация успехов.
  • Поэтому типично участие во всевозможных соревнованиях.
  • Способны упорно работать.
  • Стремятся делать что-то своими руками.
  • На этой стадии последовательность и предсказуемость в поведении сочетается с изобретательностью и гибкостью.
  • Характерна напористость, способность просчитывать свои ходы.
  • Могут искусно вести переговоры, ловко аргументировать, навязывать свою точку зрения, подтасовывать факты.
  • Способны поменять взгляды, если это им выгодно.
  • Не откладывают в долгий ящик решения проблем.
  • Обращение за помощью рассматривают как слабость.
  • Не любят обсуждать смерть (воспринимают ее как поражение, проигрыш).

Отношения:

  • Придает большое значение отношениям и контактам (исследование непривычных контактов; сложные, интересные отношения; развивает чувство дипломатии).
  • Карнеги — кумир общения.
  • Делит мир на сильных и слабых, победителей и побежденных (цель оправдывает средства).
  • Отношения с окружающими строятся в рамках иерархии.
  • Не любит обсуждать личную жизнь, смыслы, мораль, этику.
  • Очень напоминает зрелую личность, но при этом нет харизмы (санкции внутреннего я, цельности).
  • Механизм вытеснения работает на этой стадии сильнее, чем на других.
  • Самые сильные маски (как «родные»).
  • Наиболее «крепкие» семьи (правильный муж, правильная жена, правильная семья).
  • Может воспринимать Бога на равных, как партнера по делам (разные формы благотворительности).
  • Девизы: «Каждый сам за себя», «Господь любит победителей», «Стремись к победе — и она будет на твоей стороне», «Жизнь есть борьба».
  • Внутренние качества: упорство, выносливость, адаптивность, изобретательность, творческое начало.

Внешность и прочее:

  • Особая забота о внешности (собственный стиль).
  • Лицо подобно маске.
  • Беспокоятся о здоровье, правильном питании, любой ценой стремятся выглядеть молодыми и бодрыми (лишний вес, морщины, седина и лысина — поражение).
  • Могут прибегать к пластическим операциям.
  • Любят путешествовать (связывают это с освоением новых территорий, уровнем социального статуса).

3-яя стадия: Самоисследование личности

(возрастная аналогия — юноша)

Мировоззрение: « я — ты».

  • Стадия осознания личности, поиска пути и своего места в жизни.
  • Главный вопрос: для чего я живу? почему и как?
  • Качественное изменение — жизнь для других (до этого было: для себя, для своих близких, для дела).

Цитата из мировоззрения на этой стадии:

Оптимистичная часть — «Во мне есть некая глубинная субстанция, которая не зависит от времени, мыслей, эмоций, состояния здоровья… по большому счету не зависит ни от чего. Нечто вечное и абсолютное, что является корнем моего бытия. Оно индивидуально и не требует никакого подтверждения. За него не надо бороться, с ним никто ничего не может сделать. Она принадлежит мне по праву рождения. Я — частица Бога. Эта сущность стоит за талантами, способностями, программами» (настоящего открытия этой сущности не происходит, это следующий за зрелостью этап).

Пессимистичная часть «Жизнь — сложная штука, не такая веселая, как кажется. Мир полон несправедливости. Меня никто толком не понимает. Может, я действительно ненормальный, раз никто не разделяет мою точку зрения. Но где-то должны быть ответы на все эти вопросы. Я буду их искать, пока не найду».

Пытается проникнуть в духовный мир, осознать индивидуальность судьбы, уникальности своей миссии. Возникает представление о том, что внешний мир является символическим отражением внутреннего. Но устойчивых закономерностей и связей не видит. Идентификация себя с чем-то вечным, идеалами любви, красоты, справедливости, свободы. Самооценка очень высокая, но на этой стадии не имеющая внешнего подтверждения. Начинает осознанно вести внутренний диалог. Смерть обесценивается, вплоть до презрения (главное — успеть сделать что-то важное!).

Позиция в социуме:

  • Ощущают себя выше и важнее любого эгрегора, в том числе духовного.
  • Ощущают внутреннюю ответственность за решение мировых проблем и гиперответственность за последствия своих действий.
  • Трудятся во имя идеалов, пытаются реформировать общество.
  • Могут принимать участие в общественных движениях в защиту окружающей среды, прав человека и животных, экологию.
  • Готовы упорно трудиться во имя принципов за скромное вознаграждение.
  • Склонны отрицать материальное — деньги могут вызывать презрение и подозрение.
  • Экспериментируют с образом жизни.
  • В поисках смысла осознают только поверхностные связи.

В поведении:

  • Способен посмотреть на себя со стороны.
  • Мыслит чувственно, часто попадает в состояние борьбы чувств.
  • Стремится к получению информации о внутреннем мире.
  • Основная область интересов — отношения между людьми.
  • Ищет учителей.
  • Может беспрекословно принимать учителя, а затем засомневаться в нём и бросить, если учитель не попал в его идеал.
  • По-настоящему учителя принять не может.
  • Стремится к независимости от родителей.
  • Склонен к полярным оценкам: либо все в «розовом цвете», либо полный негатив.
  • Эмоциональная жизнь очень интенсивна, часто обращается к психологии, философии, религии в надежде привести свои мысли и чувства в порядок.
  • Может вести жизнь на грани риска, эксперимента, авантюры.
  • Любит ломать рамки, подвергать сомнению традиции, испытывать себя опасностью.
  • Ценит одиночество, пребывание в тишине, медитации.
  • Аскетичен, к телу часто испытывает пренебрежение.
  • Склонен переоценивать или недооценивать свое физическое несовершенство.
  • Беседу ведет в виде вопросов, выясняя суть.

Отношения:

  • Людей судит по их внутренним побуждениям.
  • Отношения отличаются нестабильностью (неспособны точно определить искренность и направленность своих чувств).
  • Референтный круг состоит из единомышленников (которых мало) или из единственного человека — Учителя.
  • Мнение высказывает безапелляционно, жестко.
  • Остро реагирует на несправедливость.
  • Время воспринимает как этапы, вехи.
  • Часто открыт и наивен как ребенок.
  • Могут обладать развитыми способностями, талантами в какой-то области.

Внешность и прочее:

  • Выражение лица восторженное, устремленный вдаль взгляд.
  • Интересуются метафизикой, астрологией, экстрасенсорикой, магией, измененными состояниями сознания, голоданием, сыроедением, солнцеедением.

4-ая стадия: Зрелость

(возрастная аналогия — взрослый)

Мировоззрение: «я, ты, мы оба — часть чего-то большего».

«Я хочу быть собой, и ты тоже можешь быть собой».

  • Человек на Пути, занят своим делом, находится на своем месте.
  • Исследует закономерности этого мира, ищет жизни в Духе, ищет Бога в себе, готовится к служению. Жизнь воспринимает как этап в духовном развитии.
  • Понимает, что жизнь ценна сама по себе. Все связано со всем.
  • Все занятия наполнены внутренним я, между ними нет противоречий.
  • Есть глубинное чувство своего, которое выражается в интересе.

Вырабатывается индивидуальное мировоззрение, личная этика, которая должна быть свободна от социальной, но в то же время ее учитывать. Она должна опираться на собственную философию. Как правило, она должна научить человека объединять крайности, осознать парадоксы жизни. Понимает: для того, чтобы изменить мир, надо изменить себя.

  • На этом этапе развивается интуиция, учится наблюдать и учитывать знаки и детали.
  • Самооценка высокая, относит себя к некой элите.
  • Ко всему живому относится с уважением, как к части единого целого. Следует принципу: живи и давай жить другому.

Позиция в социуме:

  • Не причисляют себя к той или иной социальной категории.
  • Ощущают способность общаться на равных со всеми.
  • Могут быть бедными или богатыми, известными или нет. В любом случае стремятся к радости.
  • Работа должна приносить, прежде всего, удовлетворение, независимо от уровня оплаты и рентабельности. Работают в удобные часы, стремятся к максимальной независимости от других. Соотношение затраченного времени к результату 20:80. Во время работы собран, мало суеты.
  • Акцент на осознании внутреннего мира может выглядеть как лень.
  • Осознает, что учиться можно у всего. Много развитых способностей.

В поведении:

  • Стремится к единству слова и дела.
  • Подход к делу отличается конкретностью, выявлением сути.
  • Способен принимать точные решения.
  • Поведение отличается стабильностью, раскрепощенностью и конкретностью.
  • Способные ученики. Количество уступает место качеству.
  • Не идет на поводу у трудностей. Стремится к мастерству в своем деле.
  • Изъясняется простым, ясным языком.
  • Учит личным примером.
  • Редко попадает в безвыходное положение.

Отношения:

  • Старается воспринимать мир как отражение себя.
  • Вообще, достаточно тяжелый как личность. Его общество сложно переносить.
  • Референтный круг состоит из людей, знающих свое дело.
  • Ценит устойчивые связи и мастерство.
  • Отношения наполнены теплотой и взаимопониманием, без драматизма мыльных опер.
  • В случае расставания не опускаются до мести, расходятся друзьями.
  • Общение с этим человеком — яркое переживание. В нем ощущается индивидуальная, неповторимая, могущественная личность, в чем-то подавляющая окружающих. При этом жесткость сочетается с толерантностью, уважением к культуре и обычаям других людей и народов.
  • Любит занимательные игры и хороший отдых.
  • Не боится смерти, рассматривает ее как переход в новое качество, трансформацию. Может относиться к смерти как к советчику. Внутренний диалог отличается иронией.

Внешность и прочее:

  • Речь суховатая, акцентированная на главном, ясная, образная, метафоричная. В моменты инсайта напоминает поток.
  • Взгляд острый, проникающий, рассматривающий, ироничный.

5-ая стадия: Интегрированная личность

(возрастная аналогия — старец, мастер)

Мировоззрение: «я-ты-мы все есть».

  • Уровень Дао (см. «Дао дэ дзин).
  • Исследует свое духовное я, живет в благодати.
  • Мастер живет ради самой жизни, ощущает высшие силы, занимается служением.
  • Знание получает из самой жизни (книги — поддержка, помощь, чтобы не изобретать велосипед).
  • Избавляется от иллюзий и страха, наполнен внутренней радостью и тишиной.
  • Обладает истинной мудростью, заинтересован в правде.
  • Парадоксальное мышление, синтетическое (интегрирующее) внимание.

Позиция в социуме:

  • Старец, духовный наставник
  • Способен выполнять любую работу, но обычно — филантропия, наставничество.

В поведении:

  • Взаимодействует со стихиями.
  • В его пространстве нет ничего лишнего.
  • Находится выше происходящего.
  • Восприятие по принципу: настроился — осознал.
  • Баланс между чувствами, разумом и действиями.
  • Восприятие ориентировано на ситуацию, решения принимаются безлично, чрезвычайно точно.

Отношения:

  • Является естественным авторитетом.
  • Способен вводить людей в состояние прямого знания, повышенной осознанности, способен менять судьбы.
  • Исцеляет одним своим присутствием.
  • Слово Мастера имеет силу закона.
  • Взгляд спокойный, глубокий, прямой.

6-ая стадия: Реализованная личность

(учитель, посвященный)

Великие учителя: Будда, Христос.

Мировоззрение: воспринимает все как Я.

  • «Все является единым».
  • Отсутствие двойственности.
  • Стремится к тому, чтобы каждый вспомнил о своей Истинной сути. Занимается просвещением.
  • Меняет мир своим присутствием, живет ради свободы.
  • Не имеет личных дел.
  • Не привязан к имени и форме.
  • Как правило, обладает сиддхами.

Для составления данной статьи использовалась информация из книги

Подводный Авессалом – Эволюция личности

Анализируя уровень развития личности человека важно разделить два понятия: взрослость и личностную зрелость. Взрослый человек – это человек достигший определенного возраста. Зрелость – это такой уровень развития личности, когда человек ориентируется на собственные ценности и принципы, обладающие при этом общечеловеческой широтой и универсальностью.

Понимание зрелой личности достаточно многообразно. Для одних авторов зрелая личность – это уникальное, единичное, редко встречающееся явление. Другие считают, что зрелось достигается многими людьми и широко представлено в социуме. Третье воспринимаю зрелую личность, как идеал, к которому человек должен стремиться и которое достигается лишь путем целенаправленной долгой работой над собой.

Социально зрелая личность способна не только успешно адаптироваться в своей среде, но и активно влиять на нее, перестраивая свое окружение в соответствии со своими убеждениями, принципами и ценностными ориентациями.

Описанием черт зрелой личности занимались различные авторы. И.П.Шкуратов выделяет три основных критерия зрелой личности:

· Действует не под влиянием сиюминутных факторов, а на основе своей системы ценностей, которая складывается годами.

· Способна совершать поступки даже под угрозой наказания (например, со стороны властей) и потери жизненных благ.

· Может содействовать росту и развитию личности других людей.

А.В.Соловьев определяет зрелую личность следующими характеристиками:

· Психическое здоровье – это необходимое условие развития личности.

· Эффективность и оптимальность – то есть преобладание активных форм адаптации к окружающему миру.

· Гармоничность – выражается во внутренней тенденции сопротивления дестабилизирующим внешним воздействиям.

· «Полное функционирование» (термин А.Маслоу) – это активность, творческая реализация себя в мире.

· Дифференциация – стремление к накоплению разнообразного внутреннего опыта, знаний, умений и представлений, которая она черпает из собственной деятельности и общения и самоанализа.

· Интеграция – определение личностью для себя смысла жизни.

· Успешное разрешение различного рода внутренних конфликтов, неизбежно возникающих из-за чрезмерной сложности социального бытия человека.

Различные описания зрелой личности и присущих ей черт даны в гуманистических концепциях. В рамках данных концепций зрелая личность понимается как находящаяся в постоянном развитии.

В 60-е гг. XX века А.Маслоу сформулировал следующее определение зрелой личности: «Самоуктуализированные индивидуумы (более зрелые, более человечные) уже по определению выступают как люди, удовлетворившие свои базовые потребности, люди чья жизнь управляема высшими мотивами.

Большая часть работ А.Маслоу посвящена исследованию людей, достигших в жизни самоакутализации, тех, кто может считаться здоровыми в психологическом отношении. Как он обнаружил, таким людям присущи следующие характеристики:

· Объективное восприятие реальности.

· Полное принятие собственной натуры.

· Увлеченность и преданность какому – либо делу

· Простота и естественность поведения

· Потребность в самостоятельности и независимости и возможности где-нибудь уединиться, побыть одному.

· Интенсивный мистический и религиозный опыт, наличие высших переживаний. Высшие переживания – это особо радостные и интенсивные переживания в жизни каждого человека. А.Маслоу связывает высшие переживания с сильным чувством любви, с наслаждением от соприкосновения с произведением искусства или исключительной красотой природы.

· Доброжелательное и сочувственное отношение к людям.

· Ноконформизм – сопротивление внешним давлениям.

· Демократический тип личности

· Творческий подход к жизни

· Высокий уровень социального интереса (эта идея была позаимствована у А.Маслоу у А.Адлера).

Обычно это люди среднего возраста и старше, они не подвержены неврозам. По мнению А. Маслоу, такого самоактуализировавшиеся личности составляют не более одного процента населения.

Концепция К.Роджерса в значительной мере похожа на понятие самоактуализации у А.Маслоу. Для К.Роджерса полное раскрытие личности характеризуется следующими чертами:

· Открытость по отношению к опыту любого типа.

· Намерение жить полной жизнью в любой момент жизни.

· Способность прислушиваться больше к собственным инстинктам и интуиции, чем к рассудку и мнению окружающих.

· Чувство свободы в мыслях и поступках.

· Высокий уровень творчества.

К.Роджерс описывает достигшего наиболее полного раскрытия человека в большей степени как актуализирующегося, чем актуализировавшегося, подчеркивая длительный, постоянный характер этого явления. Он всячески подчеркивает постоянный рост человека.

Подводя итоги, можно сказать, что зрелость характеризуется тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических сил. Личностно – зрелый человек обладает следующими характеристиками:

· собственная развитая система ценностей, отражающейся в деятельности и общении с другими людьми;

· развитое чувство ответственности;

· потребность в заботе о других людях;

· активное участие в жизни общества;

· способность к психологической близости с другими людьми;

· высокий уровень жизнедеятельности;

· осознание смысла своей жизни;

· умение осуществлять личностный выбор в различных жизненных ситуациях;

· способность к эффективному использованию своего потенциала и нахождению ресурсов для решения различных жизненных проблем;

· стремление к самореализации.

В психологической практике есть проблема, с которой приходится постоянно сталкиваться. Особенно очевидной она становится, когда случается общаться с группой людей разного возраста и разного уровня зрелости.

Со стороны это выглядит так, будто психолог, отвечая на вопросы разным людям, путается в показаниях и противоречит сам себе. На одни и те же вопросы порой даются полностью взаимоисключающие ответы, и это сильно сбивает с толку слушателей/читателей. Тот же эффект есть и в индивидуальной работе, но там все-таки проще преодолеть кажущиеся противоречия и показать взаимосвязь различных уровней понимания.

Если у вас сохранились хотя бы смутные воспоминания об уроках геометрии, то проще всего проиллюстрировать эту тему, используя пример пространств с различным числом измерений.

Помните эти мелкие «парадоксы» при переходе из двухмерного в трехмерное пространство? Параллельные прямые, которые на плоскости никогда не пересекаются, в объемном пространстве вполне могут оказаться перпендикулярными друг другу, а в более многомерном пространстве могут хоть в узел завязаться, оставаясь все такими же прямыми и параллельными в одной из своих проекций на плоскость.

Отсюда и возникает кажущееся противоречие: на простом (плоском) уровне восприятия ответ всегда прост и очевиден, но как только мы начинаем углубляться в понимание природы вещей, ответы становятся все более парадоксальными. Но, как и в геометрии, никакого противоречия на самом деле нет, вопрос только в том, понимают ли собеседники, о каком числе измерений в данный момент идет речь.

Теперь о том же самом подробнее и в психологическом контексте.

Есть такое мнение, хорошо согласующееся с практикой, что разные люди рождаются с разными начальными уровнями зрелости. В индийской традиции это отражено в кастовом строе, который предполагает, что каждый человек принадлежит к тому социальному слою, в котором он родился. На западе и во многих других культурах аналогичным образом происходит деление на аристократию и простых смертных.

Очевидно, что дело тут не в генетике и даже не в воспитании. В семье необразованных бедняков вполне может родиться царь по духу, а сколько в человеческой истории было дегенератов королевских кровей и напоминать не нужно. Возможно, и есть какая-то корреляция между происхождением и начальным уровнем зрелости сознания, но зависимость это точно не прямая. То есть, все, о чем мы можем говорить, это сам факт некоего врожденного различия.

Также можно предположить, что в течение жизни происходит какое-то продвижение по шкале зрелости. Но темп этого развития достаточно низок, поскольку основной движущей силой здесь являются острые столкновения с жизнью, заставляющие человека переосмыслять самые глубокие свои установки и воззрения. Но никто не стремится к подобным столкновениям по доброй воле. Более того, для нас совершенно естественно избегать подобных столкновений, а уклад нашей современной жизни с ее комфортом и безопасностью, позволяет решать эту задачу без особых затруднений. В результате поводов для развития остается не так уж и много, и во многих случаях - если не в большинстве - люди так и остаются на своей начальной ступеньке зрелости.

Зрелость личности

Одномерное (зачаточное) сознание. Самая простая и инфантильная форма сознания. Человеку этого типа свойственны однозначные и потому крайне примитивные суждения о жизни. Восприятие грубое, эмоциональные реакции полярные (черно-белые), эстетическое чувство отсутствует.

В определенном смысле эти люди счастливы, поскольку у них не так много поводов и возможностей создать какой-либо внутренний конфликт. В их жизни все просто и понятно - надо работать, надо развлекаться, надо рожать детей, надо умирать. Не в чем сомневаться, не о чем спорить - они полностью убеждены в собственной жизненной позиции и не собираются ее менять.

Находясь на этом уровне зрелости, человек довольствуется самыми простыми радостями жизни и не ждет каких-либо великих свершений. Это классический тип простого и по-земному мудрого деревенского жителя, у которого полно забот по хозяйству, и никаких личностных амбиций. Он просто живет день за днем, точно так же, как жили его родители и деды. Ничего другого ему и не нужно. Но это не та простота и естественность, к которой приходит адепт дзэна на самом пике прозрения. Простота одноклеточного сознания все-таки ближе к примитивности, к неспособности вместить что-либо большее, воплощение невежества.

У этих людей никогда не возникают вопросы о природе бытия. У них вообще очень мало вопросов, потому что ответы для них всегда очевидны. По этой же причине у них нет ни единого повода обращаться за помощью к психологам или даже к духовникам - жизнь сама расставляет все по местам. А там, где нет вопросов, не нужны и никакие ответы, поэтому проблема объяснения и понимания на этом уровне полностью отсутствует.

В геометрической метафоре одномерное пространство подразумевает, что ни о каких параллельных прямых тут речи быть не может. Прямая здесь только одна, поэтому нет никаких вопросов, сомнений и проблем. Скорее всего, это самый затяжной этап, поскольку без конфликта нет развития.

Двухмерное (невротическое) сознание. Уровень сознания обычного среднестатистического гражданина. Эти люди целиком и полностью живут в мире догм и стереотипов. Конформисты - мнение большинства для них закон. Вкусы и эстетические предпочтения усредненно обычные, соответствующие конъюнктуре.

Параллельные прямые добра и зла на этом уровне никогда не пересекаются. Отсюда и огромное количество внутренних противоречий и конфликтов - душевный хаос никак не вписывается в прокрустово ложе примитивных и однобоких воззрений.

Условно говоря, это душевное состояние человека дофрейдовской эпохи, когда у среднего обывателя не было ни малейшего представления о наличии у себя неосознаваемых психических процессов. И главное их страдание вызвано несоответствием «плоских» сознательных представлений «объемным» процессам и мотивам, присущим бессознательному.

Классический пример из психоаналитической традиции - это случай молодой женщины, у которой начался психоз из-за конфликта между сознательной позицией и чувствами, возникшими на более глубоком уровне. Требование любить и заботиться о своем отце столкнулось с чувством облегчения, которое возникло в момент его смерти после продолжительной и утомительной для всех болезни. Противоречие между тем, что она должна была чувствовать, и тем, что она почувствовала в действительности, привело ее в психушку.

Соответственно, работа по развитию сознания на этом уровне происходит в направлении открытия для человека нового измерения - сферы его бессознательных чувств и мотивов. Это и есть постепенный переход от плоского восприятия жизни и внутреннего пространства к объемному.

Можете представить себе тот квантовый скачок в сознании, когда привычный уютный двухмерный мирок оказывается лишь пунктирной проекцией темного и пугающего трехмерного пространства. Весь мир в этот момент переворачивается вверх дном. То, что еще вчера было простым, понятным и однозначным, больше таковым не является. За каждым поверхностным мотивом, всегда находится что-то более глубокое и часто весьма неприглядное. Знакомые ориентиры утрачиваются, а новые еще не сформированы. Хаос, шок и трепет.

Трехмерное (выздоравливающее) сознание. Параллельные прямые привычных ценностей на этом уровне часто оказываются перпендикулярными друг другу. Такое положение дел требует куда большей гибкости ума и оперативной памяти, способной вместить в себя объемное восприятие внутренней реальности.

На этом этапе развития человек хоть и с неохотой, но все-таки признает, что центр тяжести психического аппарата находится не там, где всегда предполагалось. Бессознательные ранее чувства и реакции теперь становятся все более очевидными, но примирения с ними не наступает. Эгоистичное сознание все еще изо всех сил тянет одеяло на себя и пытается остаться у власти.

С одной стороны, человек теперь признает, что его мотивы далеко не так чисты, как это декларируется на уровне личностного сознания, с другой - сохраняется пока старая тенденция борьбы с собой. Основной внутренний конфликт остается незатронутым, и со стороны Эго долгое время не прекращаются еще попытки подчинить себе бессознательное с его звериными инстинктами.

Однако уже на этом этапе потихоньку начинается процесс индивидуации - высвобождение и отделение от толпы. Человек все глубже понимает свою природу, и это наконец-то дает ему возможность и основания прислушаться к своему собственному мнению и начать формировать свой собственный вкус в жизни.

Его взгляды долгое время еще остаются в рамках общепринятых стандартов, но все чаще у него возникает ощущение, что эти стандарты для него тесноваты. А обострившийся ум и более тонкое восприятие теперь постоянно наталкиваются на смутную пока догадку, что помимо трех уже известных измерений, вероятно, есть еще и четвертое - Бог, Самость, Судьба, Природа… что-то такое, что до сих пор оставалось за сценой, но фактически режиссировало все происходящее вокруг.

Многомерное (здоровое) сознание. Этап состоявшегося примирения с собой и последующего самоотречения. Личное Я на этом уровне продолжает свое обычное функционирование, с той лишь разницей, что оно больше не озабочено собственной драмой. Некоторые внутренние конфликты все еще остаются, но в них больше нет прежнего ожесточения. Упираясь в границы познания, ум перегорает и вывешивает белый флаг - теперь уже больше не важно, параллельны прямые или нет.

Взгляды на жизнь становятся все более неопределенными, вера в непогрешимость вселенской механики постепенно превращается в глубокую убежденность, а значит остается все меньше поводов для беспокойства и душевного смятения. Все идет своим чередом и именно так, как и должно идти, даже если сохранившиеся в памяти стереотипы кричат, что это дорога в ад.

Человек приходит к пугающему, но вместе с тем и освобождающему выводу, что, по большому счету, нет никакой возможности точно разобраться в собственных мотивах - они просто есть. И точно так же невозможно разобраться в том, как устроена жизнь, - она тоже просто есть. Единственный незыблемый факт - это факт самого бытия. Все остальное - только домыслы и концепции.

Мир все еще воспринимается дуалистично, но границы правильного и неправильного, доброго и злого все больше размываются. Очевидным становится, что единственный объективный ориентир в оценке окружающей действительности - это свое собственное субъективное ощущение. Объективное и субъективное меняются местами - теперь уже нет ничего более объективного, чем субъективное.

Результатом череды этих трансформаций становится одиночество без капли сожаления и свобода без капли страха. Процесс индивидуации можно считать завершенным - человек окончательно утверждается в том, чтобы быть собой, со всеми своими странностями и получать от этого максимум удовольствия.

Остается, однако, последняя ложка дегтя: смутное ощущение, что быть собой на личностном уровне - это еще не значит быть собой в абсолютном смысле. Примирение со своими демонами и осознание полной своей подчиненности божественной воле, поднимает последний вопрос - кто есть Я, кто есть Бог, где граница между первым и вторым, и не получится ли в итоге так, что никакой границы нет, а первое тождественно второму?

Безмерное (пробужденное) сознание. Эту песню мы петь не будем, потому что слова ее нам не известны… но пару слов все-таки скажем.

Если бы рыба спросила, как быть рыбой, мы бы без тени сомнения поняли всю анекдотичность этого вопроса. Но когда человек спрашивает, как быть человеком, мы погружаемся в философские раздумья и ощущаем интеллектуальную неполноценность в своей неспособности дать исчерпывающий академический ответ.

Следуя нашей пространственной метафоре, можно попробовать представить себе восприятие мира с бесконечным числом измерений. Задача кажется неразрешимо сложной, но это и есть та самая интеллектуальная западня с вопросом о том, как быть человеком. Есть ли у человека хоть малейшая возможность им не быть? Что такое может предпринять человек, чтобы перестать быть человеком?

То же самое и с нашим сознанием: может ли оно быть чем-то иным, кроме самого себя? И если в конечной или изначальной своей форме оно безмерно и безгранично, то могло ли оно хоть на мгновение перестать быть таковым? Очевидно, что не могло, а это значит, что наше привычное повседневное сознание - это и есть Оно.

Фокус только в том, что на долгие годы наше внимание прилипло к экрану с картинками, и искреннее сопереживание главному герою затмило собой восприятие более широкой реальности. Мы видим фильм, но больше не видим экрана, на котором его показывают. Как хорошая книга заставляет нас забыть о делах, сне и чувстве голода, так и история про самих себя, которую мы наблюдаем десятилетиями, заставляет нас забыть о своей настоящей природе. Но никто и никогда не переставал быть собой. Бог, играющий в шахматы, остается Богом… даже если с треском проигрывает партию.

Уровни непонимания

Теперь возьмем какой-нибудь простой насущный вопрос и посмотрим, как можно на него ответить на разных уровнях понимания. Допустим, сложилась какая-то спорная ситуация, где требуется совершить какой-то выбор, и этот выбор не кажется легким. Содержание самой ситуации нас не волнует. Это может быть проблема на работе, конфликт в отношениях, выбор своего пути в жизни и все, что угодно еще - ответ в любом случае будет тот же самый.

На самом первом уровне ответ на вопрос «Что делать и как жить дальше?» будет примерно таким: «Поступай, как проще и удобнее, избегай ответственности - будь поближе к кухне, подальше от начальства» . Это вполне здравая и мудрая позиция, и, скорее всего, в вашем окружении достаточно людей, которые ее придерживаются и не собираются ее менять.

На втором уровне уже требуется некоторое самосознание, и ответ на тот же вопрос звучит так: «Живи по совести, будь разумным человеком, принимай решения и бери на себя ответственность - твоя жизнь в твоих руках и только тебе решать, как ты ее проживешь!» И снова совершенно здравая и обоснованная позиция. Таких вот «сознательных» невротиков людей в нашем окружении еще больше, потому что именно они составляют костяк нашего общества. Именно на этом уровне формируются и укрепляются основные социальные стереотипы, с которыми приходится сталкиваться и бороться на следующем этапе.

На третьем уровне ответ выглядит так: «Жизнь одна, поэтому быть счастливым важнее, чем быть хорошим, - перестань оглядываться на других, будь честен с собой, поступай, как считаешь нужным, и неси полную ответственность за свой выбор» . Глубокое осознание такого взгляда на жизнь встречается реже, поскольку требует определенного мужества и внутренней стойкости. Но если человек укореняется в этой позиции, для него открываются многие двери, которые ранее были закрыты. Социальный успех, здоровые отношения, внутреннее равновесие и все прочие земные радости становятся доступны только с этого уровня зрелости.

На четвертом уровне ответ опять трансформируется: «Вопроса о том, как поступить, на самом деле нет - есть только пауза между возникновением ситуации выбора и тем моментом, когда выбор будет сделан за пределами сознания. Заполнять эту паузу беспокойством, сомнениями и размышлениями нет никакого смысла - в нужный момент решение придет само по себе в готовом виде, а нам остается только нести ответственность за сделанный выбор» . Такой ответ переварить гораздо сложнее, поскольку ценой, которую здесь придется заплатить, становится собственная личность - тот самый главный персонаж, сопереживание которому заставило нас покинуть рай и спуститься на грешную землю. Привычные ориентиры на этом этапе утрачиваются, и жизнь превращается в ту саму реку, по которой проплывают то друзья, то враги, то приятные события, то неприятные. Цена высока, но состояние счастливого благополучия того стоит.

На последнем уровне ответ так же прост, как и на первом: «Смотри кино, жуй попкорн» . На этом этапе уже нет ни вопроса, ни ответа, ни вопрошающего, ни отвечающего, есть только тотальное функционирование вселенной, в котором мы одновременно являемся и режиссером за кулисами, и актером на сцене, и зрителем в зале. Бесконечное сновидение, в котором мы с огромным удовольствием снимся самим себе.

Вот и получается: вопрос один - ответы разные. Хуже того, ответы противоречат друг другу и, кажется, создают еще большую путаницу. Но в действительности никакого противоречия между ними нет, и ответ каждый раз дается тот же самый - отличается только интерпретация или уровень упрощения.

Всякий раз, на любом уровне понимания мы говорим об одном и том же - о доверии себе и своим суждениям, безо всякой оглядки на то, какими глубокими могут быть наши заблуждения в данный момент. Но даже и эта рекомендация, в сущности, абсурдна, поскольку это очередной совет рыбе оставаться рыбой. Ничем и никем другим, кроме самих себя мы быть не можем. Свобода и мужество быть собой - это не героическое свершение, а самая банальная вещь на свете. Ложный драматизм борьбы за самого себя - лишь попытка убежать от нелестной правды о себе и своих настоящих приоритетах.

Мы сколько угодно можем дурачить себя, что нам не хватает смелости жить по-своему, но правда в том, что никак иначе, кроме как «по-своему» мы жить не можем - нам просто не хватает духу признать, что всю свою жизнь мгновение за мгновением мы прожили именно так, как того и хотели.

p. s.

Очевидное проявление этой проблемы с разными уровнями объяснения - это статьи на этом сайте и та путаница, которая возникает, когда в тексте проблема рассматривается с одного уровня понимания, а читатель пытается ее осмыслить с какого-то другого.

Человеку, комфортно обитающему на уровне «плоского» невротического сознания, будет совершенно не понятно, о чем говорится в статье, если проблема там рассматривается «в объеме». Для него текст покажется полнейшей галиматьей. Точно так же и наоборот - зрелому человеку некоторые другие статьи покажутся слишком грубым упрощением, потому что изначально они были нацелены на другого читателя.

Поэтому, читая статьи и слушая семинары, держите в голове эту общую схему и старайтесь отслеживать, на каком уровне и для кого в данном случае идет повествование.

Понравилась публикация?

Возможно, вас также заинтересует:

Давайте поговорим об этом!

Войти с помощью:



| Ответить Спрятать ответы ∧

| Ответить Спрятать ответы ∧