Стройка, дизайн, ремонт

Римская мифология. юпитер. Юпитер, верховный бог римлян, царь богов Юпитер в древней мифологии


ЮПИ ТЕР (Juppiter, Jovis Pater, от iuvare, «помогать», первоначально Diovis, «блестящий», Diespiter, Dispater, «отец дня», отсюда его жрец - flamen dialis), в римской мифологии бог неба, дневного света, грозы (его эпитеты: «молниеносный», «гремящий», «дождливый»), царь богов, отождествляющийся с греч. Зевсом . По теории Ж. Дюмезиля, Юпитер - индоевропейский бог магической царской власти в древней триаде Юпитер, Марс , Квирин . По мнению Дж. Фрейзера, Юпитер - дух дуба и вообще деревьев, откуда его эпитеты: фругифер («плодоносный»), фагутал («бук»), румин («смоковница»), вимин («тростник»). В песне салиев его эпитет Луцетий (от lux, «свет»), ему были посвящены дни полнолуний - иды (Macrob. Sat. I 15, 14). Почитался на возвышенностях и в виде камня (Юпитер Лапис) (Serv. Verg. Aen. VIII 641). Функции Юпитера были разнообразны, т.к. он совместил в себе черты местных италийских богов. Он покровительствовал земледелию, ему были посвящены праздники сбора винограда виналии (Ovid. Fast. IV 683), ему перед посевом устраивал трапезу (daps) земледелец, откуда Юпитер Дапалис, и как таковой он мог быть покровителем отдельных имений, пагов. Он считался гарантом верности клятве (Dius Fidius; Aul. Gell. I 21, 4); как Юпитер Термин - хранителем границ, как Юпитер Либертас и Юпитер Либер - защитником свободы. Как Феретрий, Статор, Непобедимый, Победитель, Мститель он был богом войны и победы, что связало с ним обычай триумфа, когда победоносный полководец в одежде и с инсигниями Юпитера с выкрашенным в красный цвет лицом (как у статуи бога) на квадриге в сопровождении солдат и граждан отправлялся на Капитолий, чтобы в храме принести Юпитеру благодарственную жертву из взятой на войне добычи и сложить к его ногам свой лавровый венок. С триумфом и победами были связаны и посвященные ему Великие, позже Римские игры. Как царь богов Юпитер имел при себе совет из богов, «сотрудничающих, помогающих» и решал все земные дела, посылая авгурам знаки своей воли. Культ Юпитера был очень древен, о чем свидетельствуют многочисленные табу, наложенные на фламина Юпитера. Значение культа Юпитера особенно возросло после открытия храма на Капитолии, посвященного Юпитеру, Юноне и Минерве. Юпитер с эпитетом «наилучший, величайший» (Optimus, Maximus) становится богом римского государства, его власти и мощи. Подчинённые Риму города приносили ему жертвы на Капитолии и воздвигали у себя храмы Капитолийской триаде. При империи Юпитер стал покровителем императоров, что способствовало распространению его культа во всех провинциях и в войске. С ним отождествлялись туземные верховные небесные боги, а с распространением восточных культов боги Сирии, Малой Азии и др. По мере усиления монотеистических тенденций Юпитер рассматривался не только как верховный, но как единственный бог («все полно Юпитером»), как душа или разум мира, эфир, всё порождающий и принимающий в себя.

Юпитер (лат. Iuppiter) - в древнеримской мифологии бог неба, дневного света, грозы, отец богов, верховное божество римлян. Супруг богини Юноны. Соответствует греческому Зевсу. Бог Юпитер почитался на возвышенностях, вершинах гор в виде камня. Ему посвящены дни полнолуния - иды.

Храм Юпитера стоял на Капитолии, где Юпитер вместе с Юноной и Минервой входил в тройку главнейших римских божеств.

Янус


Янус (лат. Ianus, от лат. ianua - «дверь», греч. Иан) - в римской мифологии - двуликий бог дверей, входов, выходов, различных проходов, а также начала и конца.

Один из древнейших римских богов-индигетов, вместе с богиней очага Вестой, занимал заметное место в римском ритуале. Уже в древности высказывались различные религиозные представления о нем и его сущности. Так, Цицерон связывал его имя с глаголом inire и видел в Янусе божество входа и выхода. Другие полагали, что Янус олицетворяет хаос (Janus = Hianus), воздух или небесный свод. Нигидий Фигул отожествлял Януса с богом солнца. Первоначально Янус - божественный привратник, в гимне Салиев его призывали под именем Clusius или Clusivius (Замыкающий) и Patulcius (отворяющий). В качестве атрибутов Янус имел ключ, которым он отпирал и запирал небесные врата. В качестве оружия привратника ему служил посох, для того чтобы отгонять непрошеных гостей. Позднее, вероятно под влиянием греческого религиозного искусства, Януса стали изображать двуликим (geminus).


Юнона


Юнона (лат. Iuno) - древнеримская богиня, супруга Юпитера, богиня брака и рождения, материнства, женщин и женской производительной силы. Она прежде всего покровительница браков, охранительница семьи и семейных постановлений. Римляне первые ввели единобрачие (моногамию). Юнона, как покровительница моногамии, является у римлян как бы олицетворением протеста против полигамии.


Минерва


Минерва (лат. Minerva), соответствующая греческой Афине Палладе - итальянская богиня мудрости. Особенно почитали её этруски, как молниеносную богиню гор и полезных открытий и изобретений. И в Риме в древнейшие времена Минерва считалась богиней молниеносной и воинственной, на что указывают гладиаторские игры во время главного праздника в честь её Quinquatrus.

Диана


Диана - богиня растительного и животного мира, женственности и плодородия, родовспомогательница, олицетворение Луны; соответствует греческим Артемиде и Селене.


Позднее Диану также стали отождествлять с Гекатой. Диану еще называли Тривией - богиней трёх дорог (её изображения помещались на перекрёстках), это имя толковалось как знак тройной власти: на небе, на земле и под землёй. Также Диану отождествляли с карфагенской небесной богиней Целестой. В римских провинциях под именем Дианы почитали местных духов - «хозяек леса».

Венера

Венера - в римской мифологии первоначально богиня цветущих садов, весны, плодородия, произрастания и расцвета всех плодоносящих сил природы. Затем Венеру стали отождествлять с греческой Афродитой, а поскольку Афродита была матерью Энея, чьи потомки основали Рим, то Венера считалась не только богиней любви и красоты, но также прародительницей потомков Энея и покровительницей римского народа. Символами богини были голубь и заяц (как знак плодовитости), из растений ей были посвящены мак, роза и мирт.

Флора


Флора (Flora) - древнеиталийская богиня, культ которой был распространён у сабинян и особенно в Средней Италии. Она была богиней цветов, расцвета, весны и полевых плодов; в честь неё у сабинян был назван месяц, соответствующий апрелю или маю (mese Flusare = mensis Floralis).

Церера

Церера (лат. Cerēs, род. п. Cereris) - древнеримская богиня, вторая дочь Сатурна и Реи (в греческой мифологии ей соответствует Деметра). Её изображали прекрасной матроной с фруктами в руках, ибо она считалась покровительницей урожая и плодородия (нередко вместе с Анноной - покровительницей жатвы). Единственная дочь Цереры - Прозерпина, родившаяся от Юпитера.

Бахус


Бахус - в древнеримской мифологии младший из олимпийцев, бог виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Упомянут в «Одиссее».В греческой мифологии ему соответствует Дионис.

Вертумн


Вертумн (лат. Vertumnus, от лат. vertere, превращать) - древнеиталийский бог времен года и их различных даров, поэтому он изображался в разных видах, преимущественно в виде садовника с садовым ножом и плодами. Ему ежегодно приносились жертвы 13 августа (вертумналии). Позднейшая римская мифология сделала из него этрусского бога; но, как показывает этимология этого имени, Вертумн был настоящим латинским и в то же время общеиталийским богом, родственным Церере и Помоне, богиням хлебных растений и фруктов.

Юпитер

Юпитер, в римской мифологии всемогущий бог неба, царь богов. Юпитер почитался как верховное божество, повелитель грома и молний. Одно из его прозвищ - Люцетий ("светодающий") - говорит о том, что он считался также богом света.
Образ Юпитера объединил в себе черты многих древних италийских божеств. Ему приписывались покровительство земледелию, охрана границ; бог следил за соблюдением клятв и даровал полководцам победу в бою. Римские военачальники, возвращаясь с триумфом из походов, приносили Юпитеру благодарственные жертвы и несли в его храм лавровые венки.

В период Империи Юпитер считался покровителем императорской власти; иногда статуям, изображавшим божество, придавали облик римского правителя. Покоренные Римом народы отождествляли с Юпитером своих верховных божеств, например Амона, Ваала. Юпитер был аналогичен греческому громовержцу Зевсу, и все мифы о Зевсе были отнесены и к римскому богу.

Легенда о Юпитере

Юпитер (Зевс) – младший сын титанов Крона и Реи, брат Юноны, Нептуна, Цереры, Весты и Плутона, в мифах древнего Рима царь богов, высший правитель Вселенной, особое божество человечества, олицетворение неба и всех воздушных явлений, блюститель политического порядка и мира, был самым главным из олимпийских богов - все остальные должны были подчиняться его воле и трепетали от одного кивка его головы. Одни только богини судьбы парки осмеливались нарушать волю Юпитера и выносили свои беспощадные приговоры даже после того, как он сверг своего отца и начал править миром.

Спокойный и сильный золотистый видимый блеск придает планете ЮПИТЕР величественность и грандиозность, особенно при хороших условиях для наблюдения. Поэтому, видимо, она и получила имя Юпитер - так римляне называли древнегреческого бога Зевса - властелина Неба и Земли, богов и смертных. Своими молниями он уничтожал любого, кто нарушал установленный им порядок и законность в мире. Поэтому древние греки называли его еще громовержцем Зевсом

Юпитер женатый на Гере, но частенько заводил романы с другими богинями и даже со смертными девушками. Древние люди жили в моногамном браке, но полагали, что боги могут предаваться страстям безо всякого удержу. Как олицетворение воздушной стихии, Юпитер избирал своей спутницей то Юнону, то титаниду Фемиду (Справедливость) и так далее. Люди относились к этому с пониманием, поскольку эти браки, по их мнению, были чисто символическими.


Юпитер и Юнона (Джеймс Барри, 1790 год)

Как и все другие греческие и римские божества, бессмертный Юпитер любил предаваться удовольствиям, был подвержен боли, гневу и ярости и часто становился жертвой страстей, которые управляют сердцами и людей.

Он всегда председательствовал на советах, которые проводились на вершине многоглавого Олимпа, и вызывал к себе богов, когда хотел обсудить с ними какое- нибудь важное дело или устроить роскошный пир, на котором они вкушали небесную амброзию и пили благоуханный нектар.

Юпитер широко почитался древними, и главные его храмы - Капитолий в Риме и святилище Юпитера Аммона в Ливии - были известны по всему миру. Ему также был посвящен знаменитый храм в Додоне, где таинственные предсказания, которые, как верили греки, исходили от самого Юпитера, изрекал дуб. Это давно заброшенное святилище было обнаружено совсем недавно.

Грандиозный храм в Олимпии, на полуострове Пелопоннес, был также посвящен Зевсу, и здесь каждые пять лет обитатели Греции проводили знаменитые игры в честь великой его победы над титанами. Эти празднества известны под названием Олимпийских игр, и греки считали время по этим олимпиадам, или, лучше сказать, по промежуткам между ними.

Юпитера обычно изображали в виде величественной фигуры, с длинными курчавыми волосами и бородой, одетого в ниспадавшие складками одежды, с огненными стрелами или скипетром в одной руке и статуей Ники - в другой. Он попирает ногами мир, а рядом с ним сидит орел, символ силы и власти.

Эпоха телескопов в астрономии началась с той ясной и морозной ночи 7 января 1610 г., когда Галилео Галилей направил свою маленькую зрительную трубу на небесные тела. Возле планеты Юпитер он заметил четыре слабые "звездочки", которые спустя немного времени с уверенностью определил как спутники планеты.

В продолжение 282 лет были известны только четыре спутника Юпитера, открытые Галилеем. Пятый спутник Юпитера открыл американский астроном Эдуард Барнард в 1892 г. Чарльз Перрайн в 1904 и в 1905 гг. открыл шестой и седьмой спутники, Ф. Ж. Меллот в 1908 г.- восьмой спутник Юпитера. Следующие четыре спутника этой планеты были открыты С. Б. Никольсоном в 1914, в 1938 (два спутника) и в 1951 гг. В сентябре 1974 г. американский астроном Чарльз Коуэл открыл тринадцатый спутник, а примерно через год (в октябре 1975 г.) - четырнадцатый спутник Юпитера.

Около этой планеты вращаются четырнадцать спутников. Они нумеруются римскими цифрами по порядку их открытия. Только первые пять спутников имеют имена. Перрайн, Меллот и Никольсон, увеличившие число открытых спутников с 5 до 12, не воспользовались правом первооткрывателей и не дали своим находкам имен.

Согласно традиции, в астрономии имена планет, за немногими исключениями, выбираются из римской мифологии, а имена спутников - из греческой мифологии (также за немногими исключениями). В соответствии с этой традицией имена первых пяти спутников Юпитера (Ио, Европа, Ганимед, Каллисто и Амалтея) связаны с Зевсом (или Юпитером в римской мифологии).
Первый спутник Юпитера получил имя Ио - дочери речного бога Инаха, первого царя Арголиды. Вот как описываются в древнегреческом мифе ее трагическая жизнь и судьба.

Прекрасна была юная Ио. Ее красота могла сравниться только с красотой самой прекрасной богини. Однажды с высот Олимпа Зевс увидел Ио в саду отцовского дворца. Восхищенный ее божественной красотой и юной прелестью, он тотчас превратился в темное облако и спустился к девушке.

Но ревнивая супруга Зевса Гера узнала об этом. Ослепленная ревностью, она решила погубить соперницу. Чтобы спасти свою возлюбленную, Зевс превратил ее в белоснежную корову с большими красивыми глазами. Гера, скрывая свою злобу, попросила Зевса, чтобы он подарил ей эту корову, потому что она якобы ей очень понравилась. Не мог Зевс отказать Гере. Но как только Гера стала хозяйкой Ио, она тотчас подвергла ее страшным мучениям. Гера отдала корову под охрану стоокому Аргусу (олицетворение звездного неба) и приказала ему держать Ио на одном месте на вершине высокой горы. День и ночь она стояла без движения и страшно страдала, но не могла никому рассказать о своих мучениях, так как была лишена дара речи и только жалобно мычала.

Зевс видел страдания Ио. Однажды он позвал вестника богов Гермеса и приказал ему украсть Ио. Гермес немедленно помчался выполнять поручение и вскоре уже был на вершине той горы, где стоокий страж Аргус охранял Ио. Уселся Гермес рядом с Аргусом, стал рассказывать разные небылицы и усыпил ими Аргуса. Как только тот заснул и закрыл последний глаз, Гермес одним ударом своего огромного меча отрубил ему голову. Освобожденная Ио смогла, наконец, спуститься с горы.

Освободив Ио от вечно бдящего Аргуса, Зевс не мог спасти ее от злобы своей ревнивой супруги. Наоборот, ненависть Геры к Ио стала еще большей. Она наслала на Ио чудовищного овода, который своим длинным острым жалом кусал ее так, что она должна была бегать и не имела ни минуты покоя. Преследуемая оводом, доведенная до безумия невыносимыми муками, обливаясь потом и пеной, окровавленная, Ио металась из страны в страну.

Бешеный бег по равнинам и долинам, по высоким горам и густым лесам не спасал ее от овода, чье безжалостное жало гнало ее все дальше и дальше. Почти не осталось на Земле страны, через которую не промчалась бы в своем страшном беге несчастная Ио. Наконец, она достигла крайнего Севера и очутилась у скалы, к которой был прикован благодетель людей титан Прометей. Он предсказал Ио, что конец ее страданиям наступит после того, когда она дойдет до Египта. Он показал Ио дорогу, по которой ей следовало идти, чтобы достичь этой далекой страны. Выслушав слова Прометея, Ио устремилась на юг, но и овод не оставлял свою жертву...

Много еще стран пришлось пройти Ио, переплыть много морей, пока, наконец, она не достигла Египта. Там, на берегах благодатного Нила Зевс возвратил ей человеческий облик. Снова юная девушка засияла своей божественной красотой. От Зевса Ио родила сына Эпафа - первого царя Египта, родоначальника славного поколения героев, среди которых был и самый известный и прославленный герой - Геркулес, освободивший Прометея. Второй спутник Юпитера назван именем Европы - дочери царя Агенора, которая своей красотой соперничала с бессмертными богинями. Очарованный ею Зевс превратился в быка и похитил Европу, увезя ее на остров Крит,
Третий спутник Юпитера носит имя Ганимеда - сына троянского царя Лаомедонта. Прекрасным и стройным, как бог Аполлон, был юный Ганимед. Он пас стада своего отца на вечнозеленых склонах горных цепей Иды. Но Зевс послал своего орла, который похитил Ганимеда и принес его к богам на Олимп. Зевс наградил Ганимеда бессмертием и сделал его своим виночерпием. Во время пиршеств, которые боги часто устраивали по разным поводам, Ганимед вместе с вечно юной Гебой - дочерью богини Геры - подносили богам амброзию и нектар.
Царь Лаомедонт, узнав, что его сына по приказанию Зевса похитили и унесли на Олимп, сильно опечалился. Слезы рекой текли у него из глаз день и ночь. При виде страданий Лаомедонта Зевс сжалился над ним и подарил ему прекрасных коней. Запряг царь коней в свою колесницу и, как вихрь, промчался по своим владениям. Ему так понравились эти дивные кони, что ни за что на свете он не желал с ними расстаться. Именно из-за этой сильной привязанности к подаренным чудесным коням Лаомедонт и навлек на себя ненависть прославленного сына Зевса - Геркулеса.

По приказанию Зевса Посейдон и Аполлон должны были служить царю Лаомедонту. Он возложил на них задачу возведения стен вокруг Трои. Боги-строители выполнили поручение Лаомедонта и потребовали, чтобы тот им заплатил. А Лаомедонт выгнал их и еще припугнул, что отрежет им уши, если они будут настаивать на оплате. Так и ушли боги с пустыми руками.

Прошло немного времени, и Аполлон наслал мор на владения Лаомедонта, и обширные области превратились в безжизненные пустыни. А Посейдон послал из морских глубин ужасное чудовище, которое ежедневно опустошало окрестности Трои. Бедствие становилось все более невыносимым.

По предсказанию оракула, страна избавится от обрушившегося на нее несчастья, если Лаомедонт отдаст на съедение чудовищу единственную свою дочь Гесиону.

Несчастную девушку заковали в железные цепи и оставили на пустынном морском берегу. В тот момент, когда чудовище собиралось вылезти из моря на берег и направиться к утопающей в слезах Гесионе, в Трою прибыл Геркулес. Он предложил Лаомедонту спасти Гесиону, если тот отдаст ему своих красавцев-коней. Лаомедонт тут же согласился.

Геркулес победил чудовище и отвел спасенную девушку во дворец ее отца. Но когда герой потребовал коней, Лаомедонт выгнал его прочь из дворца и пригрозил, что жестоко накажет его, если он когда-нибудь появится в Трое. Герой ушел ни с чем, но в душе затаил жгучую ненависть к гордому Лаомедонту.

Четвертый спутник Юпитера назван Каллисто - именем дочери Ликаона, царя Аркадии. И эта девушка оспаривала пальму первенства у богинь и своей красотой очаровала громовержца Зевса

Пятый спутник Юпитера назван в честь козы Амалтеи. Молоком этой божественной козы был выкормлен на острове Крит Зевс

Зевс часто играл с козой Амалтеей на зеленом лугу. Однажды он так крепко схватил ее за один рог, что сломал его. Своей божественной силой Зевс тотчас унял боль Амалтеи и пообещал ей, что, когда вырастет и станет властелином мира, он наделит сломанный рог волшебными свойствами - из него, как река, потечет пшеница, вино, мед, молоко, богатство, слава и все остальные жизненные блага, какие только возможны на этом свете. И тот, кто будет обладать этим рогом изобилия, станет самым счастливым человеком в мире.

С тех пор люди мечтают найти этот сломанный рог козы Амалтеи. Если какой-нибудь человек имeет все блага, которых он желал, и его щедро освещают лучи счастья, о нем говорят, что он нашел рог Амалтеи.

Е Ж З И У Х Ч Ш
Полубоги и люди

ЮПИТЕР

Могущественный властитель неба, олицетворение солнечного света, грозы, бури, в гневе метавший молнии, поражая ими непокорных его божественной воле, - таков был верховный владыка богов Юпитер. Его обитель находилась на высоких горах, оттуда он обнимал взглядом весь мир, от него зависела судьба отдельных людей и народов.

Свою волю Юпитер выражал раскатами грома, блеском молнии, полетом птиц (особенно появлением орла, ему посвященного)иногда он посылал вещие сны, в которых открывал грядущее. Жрецы грозного бога - понтифики - совершали особо торжественные церемонии в тех местах, куда ударяла молния. Этот участок огораживался, чтобы никто не мог по нему пройти и, таким образом, осквернить священное место. Земля бережно собиралась и закапывалась вместе с куском кремня - символом молнии. Жрец воздвигал на этом месте жертвенник и приносил в жертву двухгодовалую овцу. Юпитеру - могущественному защитнику, дарующему победу и богатую военную добычу, - на Капитолийском холме в Риме был воздвигнут грандиозный храм, куда полководцы, возвращаясь из победоносных походов, приносили доспехи побежденных вождей и самые ценные сокровища, отнятые у врагов. Юпитер одновременно покровительствовал людям и освящал их взаимоотношения. Он жестоко карал клятвопреступников и нарушителей обычаев гостеприимства. В честь этого высочайшего бога всего древнего Лациума несколько раз в году проводились общие празднества - при начале посева и окончании жатвы, при сборе винограда. В Риме устраивались ежегодно Капитолийские и Большие игры с конными состязаниями и соревнованиями атлетов. Величайшему и прозорливому Юпитеру, управляющему судьбами мира и людей, были посвящены самые важные дни года - иды каждого месяца. Имя Юпитера упоминалось при всяком значительном деле - государственном или частном. Его именем клялись, и клятва считалась нерушимой, ибо скорый на расправу и раздражительный бог неумолимо карал нечестивца. Поскольку основные черты италийского Юпитера были очень сходны с образом верховного божества греков Зевса , то с усилением влияния греческой культуры в римскую религию влились элементы греческой мифологии, и многие сказания, связанные с Зевсом, были перенесены на Юпитера. Его отцом стали называть Сатурна, бога посевов, который первым дал людям пищу и правил ими во времена золотого века, подобно греческому Кроносу . Таким образом, и жена Сатурна, богиня богатой жатвы Опс, стала считаться матерью Юпитера, а поскольку при обращении к богине предписывалось касаться земли, то ее образ, естественно, слился с образом богини Реи, супруги Кроноса.

Особенно яркими были празднества в честь Сатурна и его супруги - сатурналии , начинавшиеся 17 декабря после окончания жатвы и продолжавшиеся семь дней. Во время этих празднеств люди стремились воскресить память о золотом веке царствования Сатурна, когда, по словам римского поэта Овидия, «вечно стояла весна» и «урожай без распашки Земля приносила», «сладкий вкушали покой безопасно живущие люди». И действительно в дни сатурналий люди проводили время в беззаботном веселье, играх, плясках, пирах. Они делали своим близким подарки и даже рабов, освободив от работ, сажали с собой за стол и угощали, считая, что отдают этим дань существовавшему некогда равенству между людьми.

Бог небесного света. Юпитер, как думали римляне, — верховный повелитель богов и людей. [У греков ему соответствует Зевс.] Сначала он чтился как божество небесного света, и потому ему было посвящено полнолуние каждого месяца. В эти дни ночью на земле светлее всего, потому что луна заливает мир своим серебристым светом. Полнолуние приходится примерно на середину месяца — на дни, которые римляне называли идами; иды были посвящены Юпитеру, и в эти дни ему приносили в жертву белую овцу.

Повелитель грозы и бури. Кроме того, Юпитера почитали как могущественного властителя неба, повелителя грозы и бури. Волю свою Юпитер выражал раскатами грома, блеском молнии или полетом орла — посвященной ему птицы. В гневе метал он молнии на головы непокорных его божественной воле. То место, в которое ударяла молния, становилось с этого момента священным. Дождь, который посылал Юпитер, оплодотворял землю и, на радость людям, доставлял хорошие урожаи. Поэтому и чтили великого бога превыше всего, именовали его «Светящимся», «Молниеносным», «Дождливым». Весной от Юпитера ждали дождей, летом и осенью — хорошей погоды. В честь Юпитера устраивали несколько празднеств в году — перед посевом, после жатвы, при сборе урожая.

Покровитель Римского государства. Но не только природными явлениями повелевал Юпитер. Он был и главным покровителем римского государства. Римляне считали, что Юпитер специально привел в Италию бежавшего из горящей Трои героя Энея для того, чтобы его потомки основали город Рим и подчинили его власти весь обитаемый мир. Поэтому Юпитера считали богом, помогавшим римлянам во время войн с другими народами. Он мог остановить обратившееся в бегство войско — и тогда его называли Юпитером Статором («Останавливающим»); ему римские полководцы приносили доспехи побежденных в единоборстве вражеских вождей — такого Юпитера называли Юпитер Феретрий.

Триумфы. Однако главным праздником в честь пославшего победу Юпитера был триумф, торжественный въезд в Рим полководца-победителя. В пору наивысшего могущества Рима триумф мог длиться несколько дней, на протяжении которых через город везли добычу и вели пленных. Сам полководец вступал в город вслед за добычей и пленными. Он ехал на квадриге — колеснице, запряженной четверкой белоснежных коней. На это время он становился как бы земным двойником Юпитера — лицо его было выкрашено в красный цвет, как у древней статуи этого бога, одет он был в пурпурную одежду с вытканными на ней золотыми листьями, а над его головой раб держал золотой венок. В этот день полководец был столь величественным и ему воздавались такие почести, что возникало опасение: как бы Юпитер не позавидовал этому человеку, и, позавидовав, не наслал на него несчастья. Поэтому солдаты, шедшие в триумфе следом за своим командиром, распевали про него насмешливые песенки, напоминая этим, что он все-таки всего лишь человек, а не настоящий бог.

Храм Юпитера. Когда шествие достигало подножия Капитолийского холма, где находился храм Юпитера Наилучшего Величайшего, главный храм в государстве, полководец сходил со своей колесницы и пешком шел в храм. Там он приносил свою добычу в жертву Юпитеру, снимал праздничную одежду и выходил из храма вновь как простой человек. Таков был триумф, и нигде кроме Рима римский полководец не имел права праздновать свою победу — ведь ей он обязан Юпитеру, и лишать бога причитавшихся ему торжеств не подобало.

«Клянусь Юпитером». Юпитер был не только богом римского государства, но и богом вселенной, обеспечивавшим в ней порядок. Как божество всей вселенной, Юпитер был всеведущ, зная все дела и помыслы людей, даже самые сокровенные. Именно поэтому он был богом, обеспечивавшим верность клятве. Люди боялись его кары больше всего на свете. Никто не смел нарушить слово, если произносил «Клянусь Юпитером», поэтому такую клятву давали при всех важных делах.

Ауспиции. Конечно же, божество Вселенной не могло не знать ее судеб и будущего. Поэтому Юпитер был и богом, дающим предзнаменования во всяком деле. Ни одно важное дело не начиналось без ауспиций — гадания по полету птиц. Если птицы появлялись слева — значит, начинаемое дело будет удачным; чем больше птиц, тем более расположены боги, а совсем хорошо, если это будут не просто птицы, а орел, священная птица Юпитера.

Жрец великого бога. Служил Юпитеру один из жрецов, которых называли фламинами. Фламин Юпитера был самым почитаемым среди этих жрецов. Он руководил различными празднествами, с ним связывали благополучие Вечного Города, и потому жизнь его была окружена множеством запретов. Так, например, он, жрец великого небесного бога не имел права прикасаться ни к каким предметам, которые использовали в погребальных обрядах — это прикосновение осквернило бы его и лишило части его священной силы, считали римляне. Одежду ему было можно застегивать только заколками-фибулами, но ни в коем случае не завязывать на ней узлов, а в дом к нему было нельзя вводить закованного человека — римляне верили, что любые узлы и оковы могут «сковать» его силу. Если ему нужно было побрить бороду, делать это должен был только свободный римлянин, а не раб-брадобрей — ведь рабами были чужеземцы-враги, а как можно доверить им человека, чья жизнь так важна всему римскому народу? Кто помешал бы такому чужеземцу бритвой убить римского жреца?

Это только часть запретов, окружавших фламина Юпитера, на самом деле их было гораздо больше. Не все они могли получить какое-нибудь объяснение, некоторые кажутся нам лишенными смысла, но римляне соблюдали их все, так что положение фламинов Юпитера было не только очень почетным, но и довольно обременительным для людей, которые занимали эту должность.