Стройка, дизайн, ремонт

Литературная игра по рассказу И.С.Тургенева "Муму". Урок-викторина на знание текста рассказа И.Тургенева «Муму Тесты по произведению муму

  1. О каких событиях рассказал Тургенев в рассказе «Муму»?
  2. И. С. Тургенев изобразил события, свидетелем которых был сам. Его мать, Варвара Петровна, была жестокой помещицей-крепостницей, и в детстве будущий писатель не раз был свидетелем расправы над дворовыми людьми. В рассказе «Муму» события также происходят в доме московской барыни, которую обслуживают и развлекают крепостные люди.

  3. Как жилось дворовым в доме старой барыни?
  4. Крепостные не только с утра до вечера работали на свою госпожу, но и полностью зависели от ее воли, от ее настроения. Она решала их судьбы, выдавала замуж и женила, не думая об их чувствах. Она оторвала Герасима от привычной работы, разлучила его с Татьяной, отобрала Муму.

  5. Каким рисует крепостных людей писатель?
  6. Трудолюбивыми, добрыми, беспрекословно выполняющими приказания барыни. Только Герасим, утопив Муму, отважился на протест — ушел без разрешения в деревню. Крепостные полюбили Муму, они сочувствовали Герасиму, но боялись гнева барыни и поэтому исполняли приказания.

  7. Какие чувства хотел пробудить в читателях Тургенев?
  8. Писатель, давший в юности клятву бороться с крепостным правом, хотел пробудить в своих современниках ненависть к крепостничеству, сочувствие к подневольным людям, лишенным права на счастье и простые человеческие радости.

  9. В чем смысл ухода Герасима?
  10. Тургенев не зря назвал своего героя «самым замечательным лицом» из всех дворовых людей. Будучи крепостным, он сохранил чувство человеческого достоинства, способность на самостоятельный и смелый поступок. Его уход — это протест против власти человека над человеком, против крепостничества.

  11. Как описывает автор Герасима? Каким увидели его художники П. Боклевский, А. И. Кулешов?
  12. «... Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником». Тургенев называет Герасима «самым замечательным лицом» из числа всей челяди.... Таким представил нам своего героя писатель.

    Видение художников П. Боклевский, А. И. Кулешов: « Герасим был высокий мужик богатырского сложения с гордым взгядом, с вопрошающим взглядом».

  13. Можно ли говорить о речевой характеристике Герасима? Как он общался с окружающими?
  14. Устной речи в нашем обычном понима-нии у Герасима не было. Но он общался с окружающими, и они его понимали. Для общения служили жесты, мимика, звуки.

    Даже Муму хорошо понимала своего хозя-ина.

  15. Какой герой рассказа «Муму» отличался мно-гословием?
  16. Очень любил поговорить и был много-словен пьяница-башмачник Капитон. Сте-пенный дворецкий Гаврила Андреич ду-мал о нем: «Нечего сказать, аккуратно го-ворит человек». Материал с сайта

  17. Попробуйте сочинить монолог в защиту Муму .
  18. Это задание подсказал один ученик 5 класса. Он стремился всех убедить в том, что несправедливый поступок Гера-сима нужно осудить, чтобы никто его не повторял. Он не раз произносил в классе проникновенные слова в защиту Муму. Вот один из его монологов.

    «Муму — очень умная и преданная хо-зяину собачка. Она чистоплотна. Она зна-ла свое дело — защиту двора и никогда не нарушала порядка в этом дворе. Даже тог-да, когда хозяин решил с ней расстаться и ее утопить, она даже не догадалась, что ей грозит гибель, — так любила и верила в своего хозяина.

    Я осуждаю Герасима и считаю, что он мог уйти в свою деревню вместе с собач-кой».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • вопросы к произведению тургенева муму
  • печальная участь муму сочинение
  • викторина по муму тургенева
  • против чего направлен рассказ муму
  • сочинение герасим из муму

Контрольная работа по произведению И. Тургенева «Муму». 5 класс

Задания с выбором ответа

А1. Узнайте героев

«мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья»

Дворецкий Гаврила

«один шорник, он же считался ветеринарным врачом и лекарем для людей, был домашний лекарь для госпожи, был, наконец, один башмачник»

дворник Герасим

человек, «которому, судя по одним его желтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом»

Капитон Климов

А2. Назовите характеристику, которая не относится к Герасиму.

А) «Одаренный необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках…»

Б) «почитал себя существом обиженным и не оцененным по достоинству, человеком образованным и столичным»

В) «Славный он был мужик…»

Г) «С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту».

Ответ Б

А3. Кто говорил Татьяне: «Безответная ты душа!» - Ну, хорошо, - прибавил он, - мы еще поговорим с тобой, а теперь ступай, Танюша; я вижу, ты точно смиренница».

А) Гаврила

Б) Капитон Климов

В) барыня

А4. Какой был щенок?

А) рыженький

Б) чёрненький

В) белый с чёрными пятнами

«Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом».

А5. Сколько было Муму, когда её принёс домой Герасим?

А) около недели

Б) недели три

В) около двух месяцев

«Бедной собачонке было всего недели три, глаза у ней прорезались недавно…»

А6. Кто из героев «бросился сломя голову в палисадник и хотел было схватить Муму, но та ловко вывернулась из-под его пальцев и, подняв хвост, пустилась во все лопатки к Герасиму»?

А) лакей Степан

Б) дворецкий Гаврила

В) капитон Климов

«Степан, дюжий парень, состоявший в должности лакея, бросился сломя голову в палисадник и хотел было схватить Муму, но та ловко вывернулась из-под его пальцев и, подняв хвост, пустилась во все лопатки к Герасиму».

Задания с кратким ответом

В1. Дополните предложения, вставляя сравнение.

А) «Переселенный в город, он не понимал, что́ с ним такое деется, - скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый,__________ …» (бык)

Б) На дворе у барыни водились тоже гуси; но гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного ____________» (гусака)

«Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости».

В3. Что подарил Герасим на прощание Татьяне?

«Герасим вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок, купленный им для нее же с год тому назад».

В4. Куда отправила барыня Капитона с Татьяной?

«Прошел еще год, в течение которого Капитон окончательно спился с кругу и, как человек решительно никуда негодный, был отправлен с обозом в дальнюю деревню, вместе с своею женой».

Творческое задание

С1. Составьте кластер или синквейн «Герасим»

Синквейн

Первая строка - тема синквейна , заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка - два слова (прилагательные), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка - образована тремя глаголами , описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка - одно слово , характеризующее суть предмета или объекта.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»

Муниципальный конкурс методических разработок, посвященных творчеству Максима Горького, И. С. Тургенева

Номинация: внеурочное мероприятие

Методическая разработка учебного занятия по литературе в 5 классе

Место работы: МАОУ «СОШ №1»

Должность: учитель русского языка и

литературы

Артемовский, 2018г.

Класс: 5 класс

Тема: Творчество И.С. Тургенева

Тема мероприятия: Литературная игра по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.

Продолжительность занятия : 1 урок (40 минут).

Пояснительная записка:

В связи с юбилейной датой И.С. Тургенева, с целью популяризация чтения и актуализации творчества известного классика, воспитания патриотизма и формирования морально-нравственных ориентаций на примере классических произведений русской литературы проведено данное внеурочное мероприятие по рассказу «Муму».

Цель: повторить, закрепить полученные на предыдущих уроках знания;

Задачи мероприятия:

1) развивать умение охарактеризовать литературного героя; умение сопоставлять поступки героев рассказа; делать выводы, рассуждать; умение выражать свои впечатления;

2) продолжить развитие речи учащихся;

З) углубить представление о социальной проблематике художественного произведения;

4) создание установки для вдумчивого чтения художественного произведения путём применения игровых технологии;

5) воспитание сострадания к безвинно угнетенному помещичьим своенравием крестьянину;

6) помочь учащимся проникнуть в мир художественного слова

И. С. Тургенева.

Планируемые результаты:

Предметные умения: понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них нравственных ценностей и их современного звучания; уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, называть основные черты характера героя; определение в произведении элементов сюжета, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения, выявление авторской позиции; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.

Метапредметные УУД:

Личностные : осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом процессе; осознает себя как индивидуальность, усваивает гуманистические ценности: добро, сострадание, неравнодушие, милосердие; воспитание чувства ответственности за свои поступки; использование для решения познавательных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Регулятивные : принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные : осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в учебнике.

Коммуникативные : задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения; формирование коммуникативной компетентности со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;

Основные понятия: крепостное право, протест, лакейство, литературные термины: сравнение, прототип, экспозиция, эпилог.

Методы и средства обучения: коллективная работа, ответы на вопросы, выразительное чтение, выборочный пересказ, работа с текстом, исследовательская работа, игровые методы обучения.

Форма контроля: монологическое высказывание, индивидуальная работа, выразительное чтение, презентация, составление кластера, аргументированное высказывание, применение цитат из текста.

Литература:

Р.Г. Ахмадуллина. Литература. Рабочая тетрадь 5 класс: пособие для учащихся. Ч.1.- М.: Просвещение, 2015.

Н.В. Беляева. Уроки литературы в 5 классе: поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2014.

Е.В. Иванова. Дидактические материалы по литературе: 5 класс.- М.: Из-во «Экзамен», 2014.

Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия/Авт.-сост. Т.Ф.Курдюмова. -М:Дрофа,2012г.

Ход урока

1.Мотивация

Как просто весь мир поделить на два цвета:
На черный и белый, на зиму и лето,
На счастье и горе, на утро и вечер,
Паденье, полет, расставанье и встречу.
Как просто – на части! – косою чертой…
Вот только скажите, а как быть с душой?
Ведь плачут от радости чаще, чем с горя,
Легенды творят ведь не только герои.
Есть грустные сказки, есть горькое счастье…
Да разве такое поделишь на части?!
Есть юная старость и мудрое детство –
Смешное однако случилось соседство.
Холодное лето есть, теплая осень,
Вопрос без ответа, ответ – без вопроса…
Не веришь – взгляни сам – послушай совета,
Нельзя этот мир разделить на два цвета!

Ребята, о чем это стихотворение? Как оно относится к произведению И.С.Тургенева «Муму»?

(Учащиеся говорят о том, что в стихотворении говорится о душе человека и проводят параллельные линии с образом Герасима)

Сегодня у нас внеурочное мероприятие, посвященное двухсотлетнему юбилею Ивана Сергеевича Тургенева, которое предлагаю провести в форме литературной игры по рассказу «Муму». Надеюсь, наше мероприятие пройдет интересно и познавательно для каждого! Для этого давайте разделимся на три команды.

2.Актуализация знаний в виде блиц-опроса (для каждой команды по 2 вопроса)

Итак, мы начинаем с блиц-опроса.

Я знаю о Тургеневе… (учащиеся ставят плюсы за правильный ответ на контрольных листочках)

1. Тургенев родился:

А) в Москве в) в Спасском-Лутовинове

Б) в Орле г) в Ясной Поляне

2. Тургенев не владел языком:

А) немецким в) французским

Б) английским г) испанским

3. Тургенев закончил университет:

А) Московский

Б) Петербургский

В) Казанский

4. Тургенев написал:

Б) Записки охотника

В) Дет подземелья

5. Тургенев дал «аннибалову клятву»:

А) в Петербурге

Б) в Москве

В) в Берлине

6.Годы жизни Тургенева:

Ребята отвечают, начиная со слов «я знаю о Тургеневе…»

3.Обобщение и систематизация знаний

Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев дал Аннибалову клятву: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примеряться… Это была моя Аннибаловская клятва». «Записки охотника», рассказ «Муму» - вот первые произведения, в которых осуществляется данный молодым писателем обет.

Давайте вспомним героев прочитанного произведения.

Задание №1 «Герой, я тебя знаю»

Конкурс «Чьи это вещи?» (1 балл)

Замок, похожий на калач

Кляча- водовозка

Богатырская кровать

Стул на трёх ножках

Дюжий (крепкий) сундук

Конкурс «По одежке встречают» (1 балл)

Кто так одевался?

1.Истасканный, оборванный сюртук; заплатанные панталоны;

дырявые сапоги; шапка с козырьком.

2.На лето – кафтан, на зиму --- тулуп; армяк;

красная крестьянская рубашка; ждал нового кафтана.

3.Одевалась плохо (бедно); Получила в подарок красный бумажный платок.

О каком герое говорится в анкете? (2 балла)

АНКЕТА ГЕРОЯ РАССКАЗА « МУМУ ».

1.Белокурая.

2.Двадцати восьми лет.

3.Маленькая.

4.Прачка. (искусная и учёная прачка)

5.Работает за двоих.

6.Когда-то слыла красавицей.

7.Нрава смирного, запуганного.

8.С родинкой на левой щеке.

9.Безответная душа.

10.Имела кроткое (покорное) выражение лица.

13.Из родни у неё был только дядя - старый ключник.

14.Ласки никакой не видала.

15. Трепетала при одном имени барыни.

АНКЕТА ГЕРОЯ РАССКАЗА « МУМУ».

1.Двенадцать вершков роста.

2.Дворник.

з. Сложен богатырём.

4.Был исправным тягловым мужиком.

5.Работал за четверых.

б. Усердно исполнял свои обязанности.

7.Нрава был строгого, серьёзного, любил во всём порядок.

8.Жил сначала в деревне

9 . «Смахивал на гусака».

10. Громадная фигура.

11.Одно из прозвищ «леший»

12.Рука – « Минина и Пожарского рука.»

1З. Бьёт - не слышит.

14.Бочку перевёртывал, как детский барабан.

15.Если обещает-сделает непременно.

АНКЕТА ГЕРОЯ РАССКАЗА« МУМУ».

1.Любила прикинуться загнанной и сиротливой, страдающей.

2.Во всём следовала древним обычаям.

4.Уединённо доживала в одной из отдалённых улиц Москвы.

5.Дом у неё был с антресолями.

6.Причудливая старуха.

7 .Всегда гадала по утрам.

8.Вспышки веселья и радости заменялись мрачным и кислым расположением духа

Задание №2 Короткий вопрос-короткий ответ (за правильный ответ 1 балл)

Какая птица водилась на дворе у барыни? /гуси/

От какого весу не прогнулась бы богатырская кровать Герасима? /от 100 пудов/

Что такое антресоль? /верхний этаж с низкими потолками/

Кто такой тягловый мужик? /крепостной крестьянин/

Скольких воров поймал однажды ночью Герасим и что он с ними сделал?

/двух, стукнул лбами/

Что такое «околоток»? /окрестность, окружающая местность/

Что напоминал своим видом замок на двери каморки Герасима? /калач/

Где хранил Герасим ключ от замка каморки? /носил с собой на пояске/

Где находилась комната Гаврилы и чем она была загромождена? /во флигеле; коваными сундуками/

В какой должности состояла Татьяна? /в должности прачки/

Кто такой шорник? /мастер по изготовлению седла, уздечки…/

Какой приметой почитаются на Руси родинки на левой щеке? /предвещанием несчастливой жизни/

Какая должность была у Капитона? /башмачник/

Как звали жену дворецкого Гаврилы? /Устиния Федоровна/

На какой случай держалась в доме у барыни одна из компаньонок? /на случай бессонницы/

Прозвище старого буфетчика? /дядя Хвост/

Куда заперли Капитона, чтобы думать крепкую думу (что делать с Герасимом, чтобы женить Капитона)? /в чуланчик с водоочистительной машиной/

С чем отправились Капитон и Татьяна к барыне? /с гусями под мышкой/

Какого цвета был найденный Герасимом щенок? /белый с черными пятнами/

Физкультминутка

Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь - богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво;
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.

Буквой «л» расставим ноги.
Точно в танце - руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!

Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.

Задание №3 Исследователи текста (каждой команде выдается по карточке, на выполнение работы 10 минут)

Карточки для групповой работы.

Карточка № 1 Каким показан Герасим в экспозиции?

Подбирают по тексту соответствующие характеристики из экспозиции.

Экспозиция

немой и могучий

работал за четверых

смахивал на степенного гусака

сложенный богатырём

Карточка № 2

Герасим в доме у барыни. Можно ли утверждать, что нелёгкие испытания не сломили Герасима?

Но можем ли мы сказать, что в жизни Герасима ничего не изменилось? Подтвердим это текстом.

Карточка № 3 Каким мы видим Герасимав эпилоге?

Подбирают по тексту соответствующие характеристики из эпилога.

Эпилог

здоров и могуч по-прежнему

работает за четверых по-прежнему

важен и степенен

богатырская сила

Живет бобылем, не держит собак, не водится с женщинами. Душевная пустота.

Учащиеся строят развернутые ответы, опираясь на текст произведения, которые могут быть оценены в 7 баллов.

4.Рефлексия . Оценочный этап.

Какой Герасим вам нравится больше: в начале рассказа или в конце? Почему?

Автор концовкой рассказа выражает свое торжество – победу Герасима не только над гнетом барыни, но и над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений.

Он взбунтовался против рабской покорности, чтобы не потерять своего человеческого достоинства.

Подводят итоги, делятся впечатлениями.

Домашнее задание. Составление кластера или изображение понравившегося эпизода (на выбор)

Тест по рассказу «Муму» И.С. Тургенева (5 класс).

Вариант 1

1.К какому жанру относится произведение «Муму»?

а) быль

б) рассказ

в) повесть

2. Где происходят события, описанные в рассказе И.С.Тургенева «Муму»?

а) в Москве;

б) в Петербурге;

в) в усадьбе барыни.

3. Барыня доживала последние годы,

а) окружённая сыновьями и дочерьми;

б) окружённая многочисленною дворнёю;

в) окружённая многочисленными внуками.

4. Самым замечательным лицом был:

а) дворецкий Гаврила

б) дворник Герасим

в) башмачник Капитон

5. О каком герое идет речь: «Уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости»?

а) о прачке

б) о барыне

в) о башмачнике

6. О каком герое идет речь: «Искусная и ученая прачка, работала за двоих, а ласки никакой никогда не видала, запуганная, трепетала при одном имени барыни»?

а) Татьяна

б) Глафира

в) Серафима

7. Почему барыня решила женить Капитона?

а) Она хотела, чтобы Капитон остепенился

б) Она хотела помочь Татьяне.

в) Она скучала, а свадьба – это развлечение .

8. Татьяна была женщина:

а) двадцати шести

б) двадцати осьми

в) двадцати пяти

9. Как Герасим относился к Татьяне?

а) дрался за неё

б) оберегал и защищал её

в) дарил ей цветы

10. Герасим терпеть не мог

а) хулиганов

б) бездельников

в) пьяниц.

11.Капитон со своей женой был отправлен

а) в ближайшую деревню

б) в Петербург

в) в дальнюю деревню

12. В день отъезда в деревню Татьяны и Капитона Герасим подарил Татьяне

а) красный бумажный платок;

б) расписную глиняную чашку;

в) крупные деревянные бусы.

13. Откуда у Герасима появился щенок?

а) его привезли из деревни вместе с Герасимом;

б) Герасим его спас и принёс в свою каморку;

в) его купили по приказу барыни.

14. Герасим нашел щенка:

а) на следующий день после отъезда Герасима и Татьяны в деревню;

б) в день свадьбы Татьяны и Капитона;

в) в день отъезда Татьяны и Капитона в деревню.

15. Через 8 месяцев щенок превратился в собачку

а) шотландской породы;

б) испанской породы;

в) голландской породы.

16. Чем была занята Муму, когда её впервые увидела барыня?

а) гуляла по двору;

б) ждала Герасима у крыльца господского дома;

в) грызла кость под кустом роз в палисаднике.

17. Как отнеслась барыня к Муму, когда увидела её первый раз?

а) осталась равнодушной;

б) ей очень понравилась собачка;

в) возмутилась, что без её разрешения держат во дворе собаку.

18. Когда барыня хотела погладить Муму, та

а) оскалила зубы

б) укусила барыню

в) громко зарычала.

19. Кто из слуг барыни продал Муму покупщику?

А) Гаврила;

б) Степан;

в) кучер Потап.

20. Степан продал Муму перекупщику за

а) гривенник

б) полтинник

в) целковый.

21. Что думал Герасим по поводу исчезновения Муму?

а) он догадывался, что собаку свели по приказу барыни;

б) не понимал, куда она могла деться;

в) боялся, что она убежала и заблудилась.

22. Как дворовые люди барыни отреагировали на возвращение Муму?

а) возмущались;

б) раздумывали, как сообщить об этом барыне; в) делали вид, что не проведали его тайну.

23. Почему в день возвращения Муму Герасим «усердствовал» как никогда?

а) радость от возвращения Муму удесятерила его силы;

б) чтобы умилостивить барыню;

в) чтобы получить похвалу от дворецкого Гаврилы.

24. Лекарь Харитон беспрестанно потчевал барыню

а) пионом и пустырником;

б) лавровишневыми каплями;

в) валериановыми каплями.

25. Придя в трактир вместе с Муму, Герасим спросил себе

а) каши со шкварками;

б) пельменей;

в) щей с мясом.

26. «Герасим остановился, как бы в раздумье, и вдруг быстрыми шагами отправился прямо к…»

а) Охотному ряду;

б) Крымскому броду;

в) Красным воротам.

27. Как поступил Герасим после гибели Муму?

а) остался в городе;

б) вернулся в деревню;

в) завёл другую собаку.

28. Деревня, из которой барыня взяла Герасима, лежала от шоссе всего в

а) 29 верстах;

б) 25 верстах;

в) 27 верстах.

29. За какую работу принялся Герасим, вернувшись в деревню?

а) взялся за соху и пахал один без помощи лошадёнки;

б) пошёл косить по-старинному;

в) проворно и безостановочно молотил трёхаршинным цепом.

30. « Со времени своего возвращения из Москвы Герасим совсем перестал водиться с …

а) детьми

б) стариками

в) женщинами».