Стройка, дизайн, ремонт

Проблема формирования учебно-познавательной мотивации на уроках истории и обществознания. материал на тему. Мотивация учебной деятельности на уроке истории Приемы повышения мотивации на уроках истории

Нина Ивановна Подопригора,

учитель истории,

МБОУ СОШ №76, п. Гигант,

Ростовская область.

Мотивация учения как условие активной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания.

Успех в освоении основ наук зависит, прежде всего, от желания самого ребенка приобретать эти основы. Компьютеризация общества вместе с новыми возможностями породила новые проблемы, одной из которых является падение интереса к обучению. Намного проще и легче детям найти готовые ответы в интернете, чем продумать и проанализировать источник, не имеет смысла внимательное поведение школьника на уроке, так как содержание материала можно найти на сайте. Ребята перестали мыслить, потерялся интерес к предмету, что привело к снижению качества знаний. Удивляют ответы школьников в социальных сетях по историческим событиям, личностям, хронологии. Вяземский в оценке результатов знаний приводил примеры ответов студентов на детские вопросы по истории, которые демонстрировали полную безграмотность, отсутствие фактических знаний. Любой гражданин Отечества должен знать основные вехи развития своего государства и общества, исторических личностей – государственных деятелей, полководцев, деятелей культуры. К сожалению, сегодня интерес к истории угас, общество все больше воспринимает сенсационные события, причем не всегда истинные. Для ликвидации этого пробела в процессе становления личности необходимо усилить внимание к побуждению, интересу изучения истории. Большинство обучаю­щихся не склонно посвящать себя непрерывному процес­су обучения, ориентируясь только на свое желание поз­нать практически непознава­емый мир. Важно выявить истоки инициативы обучающихся, обратившихся к дополни­тельному обучению.

Основным фактором я считаю, определяющим качество обучения, является моти­вация. Это звено, которое соеди­няет элементы, определяющие дееспособность и мощность личностного интеллектуаль­ного запаса формирования знаний, умений, навыков.

Мотив в переводе с латинского обозначает проводить движение, толкать.

Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. Мотив - аван­гардная, несущая основную нагрузку функции «деятель­ности».

Мотивация – это побуждение, вызывающее активность организма и определяющее его направленность.

Мотивация - совокупность побуждений к деятельности.

Мотивация описывает характеристики элементов, располагающихся в самом начале последо­вательности элементов учеб­ного процесса, т.е. мотива­цией задается образ, схема стимулированного целепо­лагания процесса обучения, его структура. Под мотивацией следует по­нимать стрем­ление человека к самореали­зации в соответствии с его врожденными способностя­ми к определенным видам де­ятельности и настойчивость в овладении ими на творчес­ком уровне. Мотивация оп­ределяет направленность и степень целесообразности и продуктивности учебной де­ятельности. Её влияние всегда при­сутствует и отслеживается практически на всех этапах обучения. Мотивация в обучении рассматривается как условие активности и как предмет, на который эта активность направлена. Сильный, эмоционально яркий мотив существенно влияет на цель деятельности, при этом происходит явление сдвига мотива на цель. Отсюда следует, что нужна глубокая мотивация учения, устойчивые познавательные интересы, долг и ответственность обучающихся за успехи в учении.

Для того чтобы ребёнок успешно развивался, он должен совершать не любые действия, а вполне определённые. Что побуждает его совершать эти действия, что направляет и регулирует его деятельность в процессе обучения? Иными словами, что мотивирует, т.е. побуждает и направляет деятельность ученика? Педагог должен научиться управлять деятельностью учеников в процессе обучения, а для этого он должен уметь формировать у них нужную мотивацию. И если мы не сможем этого, то «все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у обучающегося не появится желание учиться» (В.А. Сухомлинский). Учитель должен уметь вызвать у ребёнка это желание, а это значит, что он должен формировать у него соответствующую мотивацию.

Именно этот фактор необходимо учитывать педагогу при подготовке к уроку. Первые минуты общения учителя и ученика должны вызвать неподдельный интерес у последнего к изучаемому материалу и процессу обучения в целом. Системная работа в таком направлении приведет к ожидаемому результату. Стимулировать желание школьника нужно на основе сочетания жизненной ситуации, его опыта, задач урока, учитывая психологические особенности ученика.

Важно почувствовать увлечения и кругозор детей и через них перейти к мотивации. Доступность решения поставленной проблемы порождает радость и желание лидировать в ходе всего урока. К примеру, при изучении темы «Олимпийские игры» в 5 классе я вошла в класс с мячом, диском, скакалкой и задала вопрос: « Что у меня в руках? Как вы думаете, почему сегодня я принесла спортивный инвентарь? Какое главное спортивное событие ожидает наша страна и весь мир? Где и когда пройдут Зимние олимпийские игры? Хотите узнать, откуда берут свое начало олимпийские игры?» Такое начало урока побудило детей к дальнейшей активной деятельности в ходе урока.

Урок обществознания в 6 классе по теме «Правила и нормы поведения в обществе», который проводился в декабре, начался хоровода под новогоднюю песню. Затем я поставила перед ребятами проблему: « Какой праздник мы будем вскоре встречать? Как вы готовитесь к нему? Существуют ли отличия в поведении на школьном утреннике и в повседневной жизни? Хотите составить правила поведения в общественных местах?»

Чувственное восприятие всегда вызывает эмоциональный интерес у обучающихся, а вслед за ним порождаются логичные рассуждения, которые перерастают в определение целей урока, его задач самими учениками. Такая системная работа позволяет формировать навыки проектной деятельности. Очень важно учителю определить главное, существенное, так сказать, ключевую компетенцию урока, ассоциировать ее с определенным предметом, вещью, и тогда познавательный интерес будет направлен в нужное русло, приведет к ожидаемому результату.

На уроке истории в 8 классе при изучении реформы отмены крепостного права я использовала маленький упаковочный мешочек золотистого цвета и с первой минуты урока спросила ребят: «Как вы думаете, что я положила в этот мешочек и принесла сегодня на урок?» Ответы были разные, прозвучал и правильный - земля. «Почему я поместила ее в золотой мешочек?» - вопрос сразу же был обоснован учениками. Ключевое слово названо, ценность ее определена и можно приступать к решению проблемы: на каких условиях крестьяне получали землю.

Такое нестандартное начало урока проводится не только на средней ступени обучения, но и в старшей школе. В 10 классе на уроке обществознания по теме « В чем смысл жизни» впервые минуты урока ребята из пластилина лепили цветы. «Легко ли было изменить форму пластилина? Легко ли изменить взгляды человека, его мировоззрение?» Поставленная проблема вызвала интерес к дискуссии, которая постепенно переросла в активную проектную деятельность.

Применяя различные технологии и операции при изучении нового материала необходимо поддерживать познавательный интерес. На этом этапе урока активизация осуществляется через индивидуальные, коллективные и групповые формы работы. Этому моменту учитель всегда уделяет много внимания, специфика его зависит от сложности темы, от поставленных целей и задач, от уровня подготовки класса и опыта учителя. Стимулирование познавательной активности учащихся осуществляю через дидактические игры (сюжетные, ролевые) наглядность (И К Т), творческие работы, познавательные задачи, ребусы, индивидуализацию(учет не только способностей, но и интересов), дифференциацию (разноуровневые задания), использование игровых, личностно – ориентированных, развивающих, проблемных педагогических технологий.

Завершающий этап урока предполагает самооценочный характер работы ученика на уроке. В психологии это называется рефлексией – размышлением человека, направленным на анализ самого себя. Рефлексия (от позднелат. reflexio - обращение назад, отражение), форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. Для осуществления компетентного подхода в обучении очень важно подводить ученика к самоанализу его деятельности на уроке. В зависимости от возраста и изучаемой темы рефлексия проводится разными способами. Можно предложить школьникам традиционно дать ответы на вопросы: что узнал нового на уроке, какие термины усвоил, что вызвало сложность усвоения, почему. Я предлагаю более сложный вариант рефлексии: составить график по оценочной шкале своих знаний. В 5 классе для самооценки даю незаконченные предложения следующего характера: на уроке я узнал, что…, я хотел бы узнать…, для этого мне нужно…, эти знания мне пригодятся …., мне не понятно….. Для оценки себя на уроке широко использую смайлики, ребята их рисуют в зависимости от своих ощущений. Применяю психологический метод отображать свою деятельность цветовой гаммой. Учителю предоставляется возможность увидеть уровень знаний и уровень интереса детей на уроке. Мониторинг результата позволяет учителю перспективно определять задачи обучения, выявлять пробелы в знаниях и возможности устранения их.

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности.

Из вышеизложенного можно сделать следующий вывод:

1.Мотивация является особо важным и специфическим компонентом учебной деятельности.

2. Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучающихся.

3. Через мотивацию формируется определенное отношение учащихся к учебному предмету и осознается его ценностная значимость для личностного развития.

4. Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов, а это приоритетная задача, которая сегодня должна реализоваться в педагогической деятельности.

Библиографический список:

1.Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования: учеб. пособие/ Ростов н/Д: Феникс, 2007.

2.Р.С.Немов. Психология образования.// М. Владос 2001г.

3.Н.Г.Лусканова. Диагностика школьной дезадаптации.// ВНИК 1993г.

4.Н.В.Немова. Мотивация учебных достижений.// М.2001г.

Повышение мотивации обучения

на уроках истории

учитель МОУ «Журавлёвская СОШ»

Старченко Светлана Викторовна

Важным условием освоения знаний на уроках истории является повышение мотивации обучения. Учитель способен добиться строжайшей дисциплины, но без пробуждения интереса и внутренней мотивации эффективного освоения знаний не произойдёт. Как же пробудить у детей желание учиться и получать знания? Существует много способов внешней мотивации. Но успешность учебной деятельности в большей степени зависит от внутренней мотивации.

Как же найти истоки учебной мотивации? К каким внутренним источникам активности ребенка необходимо подключиться, чтобы побудить его к учебному труду?

Важным источником внутренней мотивации, безусловно, является интерес к информации. Исторический материал нужно подать детям так, чтобы он вызвал интерес, отклик в их душе. Изложение материала в 5-6 классах существенно отличается от подачи материала в 9-11 классах. Для обучающихся 5-6 классов - это эмоционально окрашенный рассказ учителя, обязательный просмотр картинок в учебнике. И, конечно же, дополнительная информация. На сегодняшний день учитель, чтобы заинтересовать ребёнка, должен знать гораздо больше, чем написано в учебнике, то есть необходимо привлекать дополнительные источники знаний. В своей работе я привлекаю материал, который собираю, путешествуя по стране. Это, конечно же, фотографии и открытки. Например, изучая в 5 классе источники исторических знаний и говоря об археологических раскопках, я показала фотографии археологического музея в г. Анапа, рассказала об истории раскопанного города. Было видно как оживились лица детей, они стали задавать массу вопросов. Или изучая тему по культуре России XVIII века, я предложила детям фотографии дворцов Санкт-Петербурга. Учащиеся оживились и активно включились в беседу. Такая связь истории с сегодняшним днём является важным инструментов в побуждении интереса к предмету.

Важным средством мотивации обучения является и выбор способа действий на уроке. Каким бы не был интересным рассказ учителя о различных событиях истории, это утомляет учеников. Необходимо разнообразить формы учебной деятельности, предложить варианты работы, действительно интересные ученику. Учащимся можно предложить составление конспекта темы по учебнику, подготовку тестовых заданий по теме, работу по модулю, работу с документами, решение проблемного вопроса. Большими возможностями обладает также лекция с элементами беседы. Когда детям в ходе лекции задаёшь вопросы по теме, это акцентирует их внимание, способствует лучшему запоминанию материала.

Большими возможностями обладает групповая и парная работа. Главное правило групповой деятельности - не разбивать учеников на сильных и слабых, а организовать взаимообучение детей. Необходимые условия групповой работы – состав группы 3-5 человек, добровольность создания групп, четкое распределение ролей в группе. Функциональные роли в группе определяются перед началом выполнения задания, а коммуникационные роли после выполнения задания.

Групповая работа способствует формированию коммуникативных компетенций, т.к. учащимся приходится работать в группе, выполнять разные роли: быть лидером, ведомым, организатором, исполнителем; афишировать результаты деятельности группы, выступая перед классом. Учащиеся отмечают, что благодаря таким занятиям “научились выступать публично”, “дискутировать”, “быстро думать”.

Групповая работа используется как при изучении нового материала, так и во время повторительно-обобщающих или уроков-игр.

Для активации познавательной деятельности можно предложить ученикам работу над презентациями и проектами. Например, в 8-ом классе при изучении темы «Внешняя политика во второй половине XIX века», можно предложить работу над проектами по темам: «Политика России в Средней Азии», «Европейское направление внешней политики России во второй половине XIX», «Дальневосточная политика», «Сравнительная характеристика политики Александра II и Александра III», «Балканский кризис во второй половине XIX».

По истории России в 7 классе учащимся можно предложить подготовить презентации по основным вехам, изученным в 7-м классе: «Деятельность Ивана Грозного», «Смутное время в России», «Первые Романовы», «Эпоха дворцовых переворотов», «Екатерина Великая».

Важным мотивационным моментом является предоставление свободы выбора. Например, при изучении темы урока: «Экономическое развитие СССР в 30-е годы» учащимся предлагаются задания на выбор: подготовка тестовых заданий по теме, составление конспекта темы по учебнику, работа с документами, работа по модулю, решение проблемного вопроса. Таким образом, создается ситуация выбора при изучения нового материала, что повышает мотивацию обучения.

При этом контроль знаний будет осуществляться при помощи разноуровневых заданий. Первый уровень – обязательный минимум: тест. Главное свойство этого задания: оно должно быть посильно любому ученику. Первый уровень будет обязателен для всех. Второй уровень: тест с элементами логического мышления. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и проявляют интерес к предмету. Третий уровень это – творческое задание. Это может быть сочинение, работа с документами, логические задания. Обычно оно выполняется на добровольных началах. Возможно и другое применение разноуровневых заданий: учащиеся сами выбирают уровень, и могут отказаться от первого уровня.

Групповая работа может использоваться и на лабораторных занятиях, при этом

группа учащихся работает над пакетом документов по определенной тематике или вопросу. Например, в 8-м классе можно провести лабораторное занятие

Паршуткина Н. Ф., учитель истории и обществознания

МОУ «Лицей № 43»

Саранск, 2005

«Ученик – это не кувшин, который надо наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь»

«Идеальная дидактика – это ее отсутствие. Ученик сам стремиться к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет – он будет читать при свечах.»

Концепция.

В современном российском обществе, переходящем на стадию постиндустриального развития, поток информации все более усиливается. Сейчас уже ясно, что главная задача современного педагога – это не дать максимально большее количество знаний, а научить ребенка ориентироваться в реалиях информационного общества, самостоятельно добывать и анализировать информацию. Человек, как существо, идущее по пути наименьшего сопротивления, естественно легче усваивает уже готовые знания, но это тупиковый путь, готовящий исполнителя, но не исследователя, серую массу, но не активную личность. Путь поиска, исследования труден, многих он отталкивает именно своей трудностью, огромными усилиями, которые нужно потратить, чтобы получить крупицу знаний. Достаточно редко встречаются дети, в которых «инстинкт познания» настолько хорошо развит, что подталкивать его не надо – он сам пробьет себе дорогу. Таких детей мы называем гениями, одаренными детьми. Но есть масса других, в которых исследователь либо «спит», либо задавлен вечными «нельзя», «не трогай», «не твоего ума дело». Как разбудить врожденную потребность в познании в таких детях? Как заинтересовать их постоянном поиске, радости своего маленького открытия? Как сформировать устойчивые позитивные мотивы познавательной деятельности? Поистине вечная проблема, стоящая перед педагогикой. Перспектива заманчива – ребенок будет учиться хорошо не потому, что за плохую «оценку» ругают родители, но потому, что ему это станет необходимо, приятно и интересно. И как результат, мы будем иметь активную личность, активно стремящуюся к самореализации.

Именно поэтому, необходимо в первую очередь так построить образовательный процесс, чтобы заинтересовать ребенка трудной, но интересной «дорогой» познания, показать ему направление пути, затем, вооружить всеми необходимыми навыками для активного исследования, анализа и преобразования действительности.

2. Использование игр на уроках истории.

Применение такого вида деятельности, как игра в процессе образования, опосредовано тем, что ребенок получает удовольствие не только от позитивного результата, но и от самого процесса. Применение игр возможно для всех школьных возрастов. Для того, чтобы заинтересовать ребенка необязательно организовывать целое театральное действо, можно включать элементы игры в любую часть урока, многие игры не требуют особой подготовки и их использование не сложно. Необходимыми условиями являются знание особенностей детей, настрой педагога, четко поставленные цели и умение учителя контролировать ситуацию, чтобы не «заиграться».

В процессе моей педагогической деятельности были опробованы некоторые игры, собранные Анатолием Гином в «Приемах педагогической техники». М. Вита-Пресс. 1999.

Использование игровых методик на уроках истории дало следующие результаты:

Игра «Отсроченная отгадка» - позволяет заинтересовать детей на весь урок, активизирует внимание;

игра «Да - нетка» - дети с большим успехом стали выстраивать вопросы;

игра «Компетентность» - успешно применение в старших классах для развития навыков формулирования собственной точки зрения и ее доказательства;

игра «Чистая доска» - более результативно применение этой игры на уроках обобщения и повторения пройденного материала в слабых классах, поскольку позволяет в полном объеме, на доступном уровне повторить весь пройденный материал. Частое использование нежелательно, поскольку расслабляет детей, позволяя надеется на сильных учеников при повторении.

игра «Лови ошибку» - позволяет держать внимание включенным, способствует развитию способности анализировать полученную информацию.

3. Постановка проблемных задач.

Психологи различают два типа мышления: конвергентное (закрытое, нетворческое) и дивергентное (открытое, творческое). Тип личности с преобладание конвергентного мышления называют «интеллектуальным», дивергентного – «креативным». Интеллектуал готов решать задачи, уже кем-то до него поставленные и имеющие известные технологии решения, - так называемые «закрытые задачи». Креатив же способен сам видеть и ставить задачи, стремится выйти за рамки узко поставленного условия. Это настоящий исследователь. «Почемучка» присутствует в каждом ребенке от рождения, но с возрастом это явление затухает, и не потому, что человек все узнал. Не в этом исследовании следует задаваться вопросом о причинах затухания. Педагоги сталкиваются с детской пассивностью, отсутствием самостоятельности, готовностью к единственно правильным ответам как с данностью. Необходимо, поэтому, приложить все усилия для возрождения активного «почемучки».

Осуществление этого процесса не так трудоемко, как кажется на первый взгляд. Во многом здесь может помочь правильно подобранный учебник. Систематическое применение элементов проблемных задач с многовариантными решениями, изложенных в учебной книге, будет способствовать и развитию креативного мышления у детей, и не так трудоемко для реализации педагогом. Главным успехом в данном опыте можно считать повышение активности детей, шквал вопросов, нестандартные ответы.

Начинать использовать такие учебники необходимо как можно раньше.

В рамках этого исследования я участвую в Российской апробации экспериментального учебника для 7 класса Захаровой Е. Н. «Новая истории. Мир с конца XV по XVIII век». М. Мнемозина. 2002.

На момент начала апробации предполагалось, не только повышение степени интереса к предмету, поскольку учебник насыщен реальными подробностями из бытовой жизни всех слоев населения, экскурсиями в мир архитектуры и моды, но развитие у детей навыков анализа полученной информации, стремления самостоятельно расширить познавательное поле, выработку умений находить и решать задачи творческого характера.

Несмотря на некоторые сложности, возникшие в ходе эксперимента, связанные с несоответствием уровня навыков для изучения материала с уровнем подготовки детей, апробация дала положительные результаты. Хотя приходилось «по ходу» вооружать детей необходимыми навыками, их непосредственное использование от темы к теме становилось все успешнее. Особо необходимо подчеркнуть вопросы автора, помещенные непосредственно в тексте – с одной стороны это создает ощущение «разорванности» текста, но эффективность прохождения материала (повышение уровня успеваемости и интереса к изучаемому) показала, что применение этого метода постоянно «подстегивает» детей, не дает отвлечься от информации, обеспечивает смену видов деятельности (почитал, подумал),. Создает высокий уровень «проблемности», что способствует развитию познавательной активности.

4. Использование медиа и компьютерных технологий в образовательном процессе.

Компьютерные технологии с каждым днем все более прочно обосновываются в образовательном процессе. Это уже не эксклюзивное новшество, а жизненная необходимость. Историческая наука, как одна из немногих наук, где возможности научного эксперимента ограничены самим предметом изучения, всегда нуждалась в красочном воспроизведении событийного материала. Учителю, вынужденному опираться, в лучшем случае на тематическую карту, альбомы с репродукциями и старые кинофильмы, приходилось в большей степени полагаться на свои лекторские способности. Появление различных образовательных ресурсов посвященных истории существенно облегчило и разнообразило работу учителя. Особо следует остановиться на расширении возможностей в изучении тем касающихся культуры. Только с помощью медиа- и компьютерных технологий у нас появилась возможность в полной мере приобщить детей к сокровищам не только российской, но и мировой культуры, показать шедевры мировой архитектуры, скульптуры, зодчества, которые многим не доведется увидеть в реальной жизни.

Безусловно, интерес представляет и попытка смоделировать исторические события, великие битвы. Используя желание детей смотреть мультипликационные фильмы, можно ненавязчиво вызвать их интерес к теме или вообще истории, показать, что материал урока может быть легко усвояемым, а затем на этой базе строить ситуацию успеха ребенка. Особенно это актуально для школ с углубленным изучением естественно-технического цикла предметов.

Несомненно, следует обратить внимание и на некоторые сложности, возникающие в процессе применения компьютерных технологий. Если с нерабочим настроем детей и фразами «Ура! Сейчас кино будем смотреть!» удается справиться ко второму-третьему уроку, то вскоре появляются проблемы иного рода. Они во многом связаны с тем, что интерактивные ресурсы созданы для усредненных школьников, но мы имеем дело с личностями. Кто-то из детей просто не успевает вникать в суть происходящего на экране, потому что вынужден вслушиваться и привыкать к голосу диктора, ведь у каждого учителя своя манера говорить, а нужно еще что-то запомнить! Мы корректируем фразы и подстраиваемся под ритм жизни, дыхания каждого класса, каждого ребенка, делая паузы и варьируя темп речи, диктор, же этого не делает. Именно поэтому, на наш взгляд, компьютер никогда не заменит живого учителя, способного чувствовать настрой и настроение ученика. Но не использовать возможности веб-ресурсов в современном образовании просто преступно. Важно использовать их правильно, максимально адаптировано, в необходимых количествах и наилучшего качества. Отдельного разговора заслуживает вопрос о качестве ресурса. Скорее всего наилучшим является тот, который учитель делает для себя сам, ориентируясь на конкретных детей.

Тема мотивации очень актуальна сейчас, т. к. одна из проблем, стоящих перед современной школой, - снижение мотивации. В планах второго стандарта образования введение обязательного предмета, непосредственно связанного с историей и обществознанием « Россия в мире». Поэтому я всерьез взялась за проблему мотивированности современных школьников на изучение данных предметов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема мотивации очень актуальна сейчас, т. к. одна из проблем, стоящих перед современной школой, - снижение мотивации. В планах второго стандарта образования введение обязательного предмета, непосредственно связанного с историей и обществознанием « Россия в мире». Поэтому я всерьез взялась за проблему мотивированности современных школьников на изучение данных предметов. Термин мотивации относительно новый для отечественной педагогики термин. В советской педагогике считалось, что ребенок должен быть изначально мотивирован к получению знаний, и поэтому специально заниматься развитием мотивации нет необходимости. Однако современные дети немотивированны к обучению. А зачем? Отметки? Средний балл аттестата не учитывается. Поступление в вуз? Поможет подготовиться репетитор и деньги. Завоевать авторитет среди одноклассников? Есть масса других способов. Задача современной школы – формирование компетентностного подхода, т. е не только уметь применять знания на практике, но и понять, что знания – не отвлеченный абстрактный набор формул, они рождаются из каждодневной деятельности людей из их потребностей. Знание – это не застывшая догма, это живое явление.

В связи с этим можно говорить о крупных блоках в структуре занятия, одним из которых является мотивационный. (слайд).

Рассмотрим основные составляющие мотивационного блока.

  1. Организационная часть. Озвучиваются или совместно формулируются ожидаемые результаты, устанавливаются правила работы, определяются роли, сообщается о системе оценивания, даются инструкции. В отличие от традиционных целей и задач урока, ожидаемые результаты ставятся максимально конкретно, с использованием приема фиксации предполагаемого результата (дать определения следующих понятий, назвать не менее трех характеристик такого-то явления, привести два примера и т.д.); они обращены к учащимся и формулируются от их лица («В результате проведения занятия учащиеся смогут…»), затрагивают не только знаниевые компоненты, но также области умений, ценностей, отношений.
  2. Содержательная часть. В данном случае речь идет о стремлении непосредственно заинтересовать учащихся изучаемой темой. Конкретные примеры я приведу позже.
  3. Проблемная часть. Постановка проблемы может осуществляться с помощью наводящих вопросов, знакомства с разными (противоположными) взглядами, противоречащими друг другу изображениями, графиками и пр. Возможно и простое формулирование проблемы учителем.

Формирование мотивации предполагает разнообразие форм и приемов, с помощью которых большинство учащихся вовлекается в активную учебную работу. При этом надо понимать, что развитие учения не самоцель, но всего лишь одно из средств развития личности учащегося.

Усилению интереса способствуют занимательность изложения (примеры, опыты, факты), необычная форма преподнесения материала (вызов удивления), эмоциональность речи учителя, познавательные игры, ситуации спора и дискуссии, анализ жизненных ситуаций (связь с повседневной жизнью учащихся).

Часто мотивация рассматривается преподавателями только как фактор, вызывающий у учащихся интерес к теме, создающий положительную, эмоциональную атмосферу. Вместе с тем необходимо, чтобы мотивация была связана с актуализацией определенных знаний и умений школьников.

Мотивацию можно рассматривать как структурный компонент урока. Тогда она помогает реализовать цели конкретного урока: объяснить, сформировать, отработать, закрепить, сравнить, узнать, дополнить и т. д.

Мотивацию можно рассматривать и как результат повышения уровня и качества обученности. В этом случае мы можем говорить о формировании у учащихся таких навыков, как умение делать вывод и давать оценку событиям, сравнивать и анализировать явления, работать с несколькими источниками, извлекать информацию, самостоятельно формулировать задачу и создавать алгоритм ее решения.

А сейчас я хочу привести некоторые приемы для проведения мотивационной части занятия.

  1. Рассмотрение ситуации. Ситуативная методика имеет огромное значение в преподавании обществознания и в меньшей мере, по истории. Предлагаемые учащимся ситуации должны быть близки к повседневной жизни и вместе с тем вызывать неоднозначные оценки и подходы. В ходе обсуждения ситуаций важно, чтобы учащиеся не просто обсудили предлагаемый сюжет, но и нашли материал, позволяющий дать им правовую или нравственную оценку случившегося. Ситуации могут быть реальными и выдуманными, но основанными на реальных фактах.(случай в магазине и про Павла 1)
  2. Событие, имеющее широкий общественный резонанс, (про Грузию и Абхазию. Осетию)

Графическое изображение. Картина, рисунок, фотография, карикатура могут стать началом обсуждения проблемы. Задействованы образное мышление и творческие способности учащихся (фото Хрущева н. С. и анекдот)

Умер Хрущев. Идет по загробному миру и видит у всех на груди две буквы - ТК. Он побежал в загробное Политбюро к Вершителю Судеб и спрашивает: почему у всех буквы ТК, а меня обошли?

Сейчас дам указание, и тебе присвоят звание ТК.

А что это означает?

Вон видишь, Карл Маркс с Фридрихом Энгельсом ходят - у них тоже ТК! Это теоретики коммунизма. Владимир Ленин вон читает на лавочке - творец коммунизма. Сосо Джугашвили, или, по-вашему, Иосиф Сталин, сидит, у него ТК означает тиран коммунизма.

Ну, а я, я кто? - допытывается Хрущев.

А ты - тля кукурузная!

Правда ли, что за последнее время здоровье товарища Хрущева ухудшилось?

Да. Он страдает грыжей от поднятия целины, язвой желудка от кукурузы, одышкой от соревнования с Америкой и словесным поносом неизвестно от чего.

  1. Использование нескольких терминов или понятий. Ряд понятий или терминов, представляющих смысловое единство, может быть предложен для самостоятельного определения темы. Кроме того, преподаватель может использовать несколько определений одного понятия, попросив выбрать наиболее удачное и пояснить. Эффективным способом мотивации является предложение учащимся вставить пропущенные слова в высказывание, предложение

«Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставляются»(Сенека)

« Женщины только тогда достигнут равенства с мужчинами, когда они согласятся быть лысыми и находить, что это изысканно» (А. Камю) Ценности демократии. Нужно понять цель урока, може послужить темой для дискуссии.

  1. Произведения художественной литературы. В сказке Андерсена « Новое платье короля»король покупает у портных платье, т. е он является потребителем. Какое уточнение надо внести в текст сказки, чтобы король перестал им быть? (в конце урока учащиеся объяснят, что потребитель тот, кто покупает вещи для личных нужд. Если предположить, что платье – спецодежда, то король не потребитель)

«Прощай, наш красный флаг,-

С Кремля ты сполз не так,

Как поднимался ты –

Пробито, гордо, ловко

По наше «так-растак»

На тлеющий Рейхстаг,

Хотя шла и тогда

Вокруг древка мухлевка…

Лежит наш красный флаг

В Измайлове врастяг.

За доллары его

Толкают на удачу.

Я Зимнего не брал,

Не штурмовал рейхстаг,

Я не из « коммуняк»,

Но глажу флаг и плачу»..

  1. Ролевая игра. (случай с курткой)
  2. Документ. Начало занятия может быть посвящено обсуждению письма, интервью в газете. Кроме того, документы могут представлять взгляды известных исторических деятелей, публицистов, ученых.

« Жизнь забила ключом, и всеобщая тусовка приобрела грандиозные размеры. На улицах объявилось множество экстравагантно одетых молодых людей… Металлисты пугали прохожих черной кожей и кучей железных заклепок. Брейкеры фланировали пружинящей походкой во всем спортивном и американском. Возродились былые хиппи – они называли себя « Система».. Кто там еще? Да, новые стиляги в штиблетах и костюмах ломятся на концерты « Браво» и « Мистер Твистер». (А. Троицкий)

  1. Афоризм. « Малое знание дает людям гордыню, великое – дает смирение: так пустые колосья поднимают к небу надменные головы, полные зерном склоняют их долу к земле, своей матери»(Мережковский)Многообразие путей познания.
  2. Видеосюжет. (Парфенов, 9 рота)
  3. Неоконченное предложение. Гражданин заплатил налоги. Родители должны воспитывать детей.
  4. Определение автора. Предположения об авторе, теме произведения. Времени его создания способны превратить начало занятия в увлекательную игру и вызвать интерес к изучаемой теме.
  5. Структурированная учебная дискуссия.

Выбор вида мотивации зависит от многих факторов: темы урока, уровня подготовленности и эмоционального настроя класса, технических возможностей школы и даже психологических аспектов взаимодействия учителя и учащихся. Но безусловно одно: мотивация – не эпиграф к уроку, она важная составляющая элемент урока. К мотивации можно возвращаться в ходе занятия, на этапе рефлексии, сформулировать на ее основе домашнее задание. И, конечно, мотивация должна использоваться в системе уроков, а не от случая к случаю, иначе теряется всякий смысл.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 р. п.. Октябрьский

« Повышение мотивации учащихся на уроках истории и обществознания»

(материалы к докладу)

Подготовила : Сельцова Ю. В. ,

учитель истории и обществознания


Квитка Алла Владимировна

учитель истории

МБОУ «Лянторская СОШ №5»

Сургутский район

ХМАО – ЮГРА

E-mail:

Аннотация

Человек, как существо, идущее по пути наименьшего сопротивления, естественно легче усваивает уже готовые знания, но это тупиковый путь, готовящий исполнителя, но не исследователя. Путь поиска, исследования труден, многих он отталкивает именно своей трудностью, огромными усилиями, которые нужно потратить, чтобы получить крупицу знаний. Как разбудить врожденную потребность в познании? Как сформировать устойчивые позитивные мотивы познавательной деятельности? В данной статье рассматриваются наиболее часто применяемые на практике методы формирования и развития мотивации на уроках истории.

Методы мотивации на уроках истории

В условиях современной российской школы мотивация является одной из наиболее актуальных проблем. Очевидно, что низкая мотивация сегодняшних школьников ставит под сомнение эффективность учебной деятельности в целом. В школьном возрасте развитие социальных и познавательных мотивов взаимосвязано между собой. Наряду с потребностью в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями, существуют и социальные мотивы обучения – это потребность в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.

Ученые считают, что учебная мотивация держится на 3 китах - это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний ( «Мы это поняли, узнали, придумали сами!» ) + ощущение свободы выбора («Мы не пешки, у нас есть выбор!») + ощущение успешности ( «У меня это получается, я понял, я умею!»).

Чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления этой деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

    Метод проблемных задач.

Постоянная постановка перед учеником проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску.

Психологи различают два типа мышления: конвергентное (закрытое, нетворческое) и дивергентное (открытое, творческое). Тип личности с преобладание конвергентного мышления называют «интеллектуальным», дивергентного – «креативным». Интеллектуал готов решать задачи, уже кем-то до него поставленные и имеющие известные технологии решения, - так называемые «закрытые задачи». «Креатив» же способен сам видеть и ставить задачи, стремится выйти за рамки узко поставленного условия. Это настоящий исследователь. Педагоги сталкиваются с детской пассивностью, отсутствием самостоятельности, готовностью к единственно правильным ответам как с данностью. Необходимо, поэтому, приложить все усилия для возрождения активного «почемучки».

Под методом проблемных учебных задач понимается способ обучения школьника самостоятельному решению учебных задач, методика решения которых ему ещё не известна

Проблемные задания по истории можно разделить на 4группы:

    Ситуация несоответствия , когда жизненный опыт слушателей противоречит научным данным, предъявленным в условиях задачи:

Исправьте не менее восьми ошибок в тексте.

«Е.И. Пугачев происходил из казаков станицы Зимовейской на Яике. Он участвовал в Северной войне, где приобрёл опыт в кавалерийском деле. Сбежав из армии, он испытал немало лишний. Пугачёв решил выдать себя за «чудесно спасшегося» императора Ивана Антоновича и привлёк на свою сторону донских казаков. Самозванец собрал большое войско и осадил город Астрахань. Под её стенами он разгромил правительственные войска».

    Ситуация неопределенности возникает в случаях, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. Расчет делается на сообразительность, смекалку и интуицию учащихся.

«Известно, что отец Владимира Мономаха знал 5 иностранных языков. Какие это могли быть языки?»

« В Иркутске и Чите одна из городских улиц называется Дамской. Чем вы можете объяснить подобное название?»

    Ситуация предположения основана на возможности выдвинуть
    собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических
    событий:

«В первобытное время было много животных, которыми могли питаться люди. Однако, они часто голодали. Почему такое могло случаться в древности?»

    Ситуация выбора , когда школьникам предлагается из нескольких представленных вариантов ответа выбрать и обосновать один, на их взгляд наиболее убедительный:

Урок «Россия 1825г.»

«События 14 декабря 1825 года на Сенатской площади – это восстание или попытка государственного переворота?»

Урок "Февраль глазами современников”.

Мотивацией к уроку служит песня "Рабочая Марсельеза” (слова П.Л.Лаврова, музыка Руже де Лиля). Под звуки музыки учитель кратко рассказывает историю возникновения этой песни.

Обучающимся предлагается обсудить проблемное задание: "Можно ли согласиться с мнением: "В 1917г. царя "смахнули с плеча”, что пушинку, а народу, веками ему поклонявшемуся, не оказалось до этого дела?”

Урок “Холодная война».

Проблемное задание: одни историки (советские) приписывают вину за развязывание “холодной войны” Западу, другие (западные) - СССР, третьи - обеим сторонам. Учащимся предлагается выяснить: кто виноват? Учащиеся разбиваются на три группы, им выдаются карточки с заданиями и указываются материалы для поиска ответов. Результатом работы становятся выступления групп. Учащиеся приходят к выводу, что виновными являются обе стороны. На дом предлагается также проблемное задание: “Холодная война” продолжается сегодня? Подберите факты из СМИ, подтверждающие или опровергающие данное утверждение”.

При использовании проблемного метода существенно меняется роль учителя в учебном процессе. Он осмысленно идёт на творческое сотрудничество со школьниками при выполнении учебных задач, что предполагает совместное обсуждение различных подходов к решению, борьбу мнений, столкновение точек зрения. При этом учитель и учащиеся становятся относительно равноправными участниками совместной учебной деятельности.

    Использование мультимедийных и компьютерных технологий .

Компьютерные технологии с каждым днём всё более прочно обосновываются в образовательном процессе. Это уже не эксклюзивное новшество, а жизненная необходимость. Историческая наука, как одна из немногих наук, где возможности научного эксперимента ограничены самим предметом изучения, всегда нуждалась в красочном воспроизведении событийного материала. Однако, видеоматериалы сами по себе ещё не являются учебными пособиями для учащихся с ними ещё надо поработать, а именно:

    смонтировать имеющийся видеоматериал в определенной последовательности,

в соответствии со структурой урока;

    разбить на смысловые блоки;

    поставить вопросы и сформулировать задания, которые помогли бы учащимся проследить логику исследования темы, вопроса, проблемы .

Использование новых информационных технологий в преподавании является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся, вызывая у учащихся положительные эмоции и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию. Так широкое распространение получило использование презентаций. Они удобны и для учителя, и для учеников. Презентация кроме текста может включать картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение.

Популярным становится компьютерное тестирование. Этот способ контроля вызывает определенные эмоции учащихся, являя собой нетрадиционный вид контроля знаний.

Эффективным способом повышения интереса учащихся к изучению предмета является использование на уроках электронных учебников. Они, как следствие, повышают наглядность и увлекательность урока, визуализируют урок с помощью мультимедийных элементов, которые, в отличие от плакатов, можно корректировать по мере необходимости.
Интерактивные обучающие программы, основанные на гипертекстовой структуре и использовании мультимедиа курсов, записанных на CD-ROM, дают возможность организовать одновременное обучение школьников, обладающих различными способностями и возможностями, создать адаптивную систему обучения.
Для развития творческих способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности предлагаются творческие задания, выполняя которые они обращаются к программному приложению MS PowerPoint.

    Метод проекта.

С помощью традиционных методик детей учёбой не увлечь. Не только отстающие, но и одарённые ребята тоже, бывает, скучают на уроках. Поэтому необходимо выдвигать перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого.

«Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы».

Проекты, выполненные школьниками, могут быть монопредметными, межпредметными

(в рамках одной образовательной области), интегрированными (выполняются на базе предметов из нескольких областей) и надпредметными (выполняются на основе сведений, не входящий образовательный стандарт и школьную программу).

Урок по теме «Королевская власть и Реформация в Англии в XVI в.».

Учитель может предложить три проекта: «Театр» (может быть посвящён творчеству Шекспира или прочитать повесть Марка Твена «Принц и нищий», выбрать сюжет для инсценировки),проект «Литературный журнал» (подготовка журнала, посвященной английской литературе данного периода), третий проект «Музей» (в результате работы должна возникнуть выставочная экспозиция рисунков, макетов домов, костюмов, отражающих быт и повседневность тюдоровской Англии). Проект носит интегрированный характер. По продолжительности это мини-проект, поскольку рассчитан на несколько недель.

    Научно – исследовательские работы.

Высшей степенью успешности формирования позитивных мотивов познавательной деятельности являются научно – исследовательские работы с учениками. Желание детей вести собственное исследование является главным показателем того, что деятельность педагога в русле развития познавательной активности дала положительные результаты. Поскольку самостоятельное исследование сопряжено с трудностями объективного характера, требует много времени и усидчивости, факт выхода с работой на научные конференции, а тем более, положительная оценка на них, для детей значит очень много.

Можно быть уверенным, что это уже самостоятельные личности, склонные к поиску и анализу информации, личности, которые будут занимать самостоятельную жизненную позицию, что так необходимо современному российскому обществу. Примеры тем научных работ:

    Верования славян как суеверия современного человека.

    Гражданский подвиг княгини М.Н. Волконской.

    Смуты в России: сравнительный анализ.

    Коммунизм в России – это религия?

    Метод игры.

Игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие, выхода в других видах учебной деятельности, другие - чтобы получить высокую оценку, третьи - чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т. п. Главное назначение данного метода - стимулировать познавательный процесс. Время и продолжительность игровой паузы должно выбираться в соответствии с темой занятия, объёмом необходимого изложения теоретического материала и должно служить дополнением к уроку, но, ни в коем случае, не замещением или подменой процесса обучения.

Существует огромное разнообразие учебных игр, например:

    игра «Отсроченная отгадка» - позволяет заинтересовать детей на весь урок, активизирует внимание;

    игра «Чистая доска» - более результативно применение этой игры на уроках обобщения и повторения пройденного материала;

    игра «Лови ошибку» - позволяет держать внимание включенным, способствует развитию способности анализировать полученную информацию.

Использование игр возможно для всех школьных возрастов. В старших классах используются уроки-дискуссии, конференции, «круглые столы», уроки-суды, брифинги и т.д. В среднем звене преподавание истории нужно проводить в форме ролевых игр. Эта форма обучения соответствует психологическим особенностям школьников данного возраста, отвечает их познавательным потребностям. Однако словосочетание « театр на уроке» зачастую пугает учителей, так как ассоциируется с массой декораций, костюмов, длительными репетициями, волнениями учеников. Нужно отметить, что речь идет не об историческом спектакле, а об игре, которая не требует длительных репетиций.

Итак, игровая деятельность и игровые моменты урока дают ребенку ощущение свободы при выборе игры и возможность разрядки от нормативного дисциплинарного напряжения во время урока.

Учебный процесс необходимо рассматривать как средство развития индивидуальных качеств учащегося, формирования навыков и умений, способных адаптировать ученика к успешному существованию в обществе. И чтобы облегчить этот процесс, очень важна его мотивация на уроке. Многое в решении этого вопроса зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать.

Литература

    Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 томах, т. 5. - М.: Педагогика, 1990.

    Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999

    Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.

    Розов Н.Х.. Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы. Информатика, 2005, № 6.

    Юдовская А.Я. Школьный урок и защита прав ребёнка.- НМЖ: Преподавание истории и обществознания в школе, 2005, №10.

    http://zvonoknaurok.ru