Стройка, дизайн, ремонт

Психоаналитическая школа. Основные школы психоанализа Школа структурной антропологии

Без преувеличения можно сказать, что австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) является одним из тех ученых, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитие современной психологии.

Ни одно психологическое направление не приобрело столь широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие отрасли науки, связанные с человеком.

З.Фрейд назвал свое учение психоанализом - по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов.

Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 году, а через год он начал проводить систематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни. В 1900 году появилась его книга ”Толкование сновидений”, в которой он впервые опубликовал важнейшие положения своей концепции, дополненные в следующей книге “Психопатология обыденной жизни”. Постепенно его идеи приобретали признание. В 1910 году его приглашают читать лекции в Америке, где его теория приобретает особую популярность. Его работы переводятся на многие языки. Вокруг Фрейда постепенно складывается кружок почитателей и последователей. После организации психоаналитического общества в Вене его филиалы открываются во всем мире, психоаналитическое движение ширится. В то же время Фрейд становится все более догматичным в своих взглядах, не терпит ни малейших отклонений от своей концепции, пресекая все попытки самостоятельной разработки и анализа некоторых положений психотерапии или структуры личности, предпринимаемые его учениками. Это приводит к разрыву с Фрейдом самых талантливых его последователей.

О том, что мыслью Фрейда правила общая логика преобразования научного знания о психике, говорит сопоставление пути, следуя которому он пришел к концепции бессознательной психики, с путями творчества других натуралистов. Отвергая альтернативу - либо физиология, либо психология сознания, они открывали особые психодетерминанты, не идентичные ни нейродетерминантам, ни лишенным реального причинного значения феноменам сознания, понятого как замкнутое бестелесное “поле” субъекта. В этом общем прогрессе научного познания психики важная роль наряду с Гельмгольцем, Дарвином, Сеченовым принадлежит Фрейду.

Во введении в научный оборот различных гипотез, моделей и понятий, охватывающих огромную неизведанную область неосознаваемой психической жизни, и состоит заслуга Фрейда. В своих исследованиях Фрейд разработал ряд понятий, запечатлевших реальное своеобразие психики и потому прочно вошедших в арсенал современного научного знания о ней. К ним относятся, в частности, понятия о защитных механизмах, фрустрации, идентификации, вытеснении, фиксации, регрессии, свободных ассоциациях, силе Я и др.

Фрейд выдвинул на первый план жизненные вопросы, которые никогда не переставали волновать людей, - о сложности внутреннего мира человека, об испытываемых им душевных конфликтах, о последствиях неудовлетворенных влечений, о противоречиях между “желаемым” и “должным”. Жизненность и практическая важность этих вопросов выгодно контрастировали с абстрактностью и сухостью академической, “университетской” психологии. Это и обусловило тот огромный резонанс, который получило учение Фрейда как в самой психологии, так и далеко за ее пределами.

Вместе с тем на интерпретацию выдвинутых им проблем, моделей и понятий неизгладимую печать наложила социально-идеологическая атмосфера, в которой он творил.

Взгляды Фрейда можно разделить на три области: метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества. При этом стержнем всей системы являются его взгляды на развитие и структуру личности. Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение, регрессия, рационализация, проекция и сублимация. Наиболее эффективным является механизм, который Фрейд назвал сублимацией. Он помогает направить энергию, связанную с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее, в частности, в художественной деятельности. В принципе Фрейд и считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. Наиболее успешным этот путь является потому, что на нем происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис, или очищение, человека.

Либижозная энергия, которая связана с инстинктом жизни, является также основой развития личности, характера. Фрейд говорил о том, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. При этом важно, каким именно способом происходит фиксация и нуждается ли при этом человек в посторонних объектах. Исходя из этого Фрейд выделял три больших этапа.

Либидозную энергию Фрейд считал основой развития не только индивида, но и человеческого общества. Он писал, что вождь племени является своего рода отцом рода, к которому мужчины испытывают Эдипов комплекс, стремясь занять его место. Однако с убийством вождя в племя приходят вражда, кровь и междоусобица, и такой негативный опыт приводит к созданию первых законов, тают, которые начинают регулировать социальное поведение человека. Позднее последователи Фрейда создали систему этнопсихологических концепций, которая объясняла особенности психики различных народов способами происхождения основных этапов в развитии либидо.

Важнейшее место в теории Фрейда занимал его метод - психоанализ, для объяснения работы которого и были собственно созданы остальные части его теории. В своей психотерапии Фрейд исходил из того, что врач занимает в глазах пациента место родителя, доминирующее положение которого пациент признает безусловно. При этом устанавливается канал, по которому происходит беспрепятственный обмен энергией между терапевтом и пациентом, то есть появляется трансфер. Благодаря этому терапевт не только проникает в бессознательное своего пациента, но и внушает ему определенные положения, прежде всего свое понимание, свой анализ причин его невротического состояния. Этот анализ происходит на основе символической интерпретации ассоциаций, снов и ошибок пациента, то есть следов его вытесненного влечения. Врач не просто делится с пациентом своими наблюдениями, но и внушает ему свое толкование, которое пациент некритично понимает. Это внушение, по мнению Фрейда, и обеспечивает катарсис: принимая позицию врача, пациент как бы осознает свое бессознательное и освобождается от него. Поскольку основа такого выздоровления связана с внушением, эта терапия была названа директивной - в отличие от той, которая основана на равноправных отношениях пациента и врача.

Хотя не все аспекты теории Фрейда получили научное признание, а многие его положения на сегодняшний день кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной психологической науке, невозможно не признать, что его идеи оказали положительное влияние на развитие мировой культуры - не только психологии, но и искусства, медицины, социологии. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами нашего сознания, и в этом его огромная заслуга перед человечеством.

Ни одно течение в истории психологии не вызывало таких взаимоисключающих суждений и оценок, как фрейдизм. Идеи психоанализа, по свидетельству многих писателей, настолько проникли в “кровь” западной культуры, что многим ее представителям значительно легче мыслить ими, чем игнорировать их. Вместе с тем во многих странах психоанализ подвергается резкой критике.

Американский психоаналитик Эрих Фромм считал, что женщине предстоит совершить в жизни два подвига. Первый - выносить и родить ребенка, второй - отпустить его в самостоятельную дорогу. Любая ли мать способна выполнить такое предназначение? Всегда ли для дочери или сына она остается идеалом? Любящей, жертвенной, добродетельной... Многие мои пациенты жалуются на своих родителей. Они рассказывают, какие они странные, как они обижали своих детей, когда те росли. Одна пациентка постоянно писала мне в дневнике: "Не-на-ви-жу!". Это о матери.

Собрать обиды на родителей нетрудно. И мать, и отец - увы, не ангелы. Они обычные смертные, у которых есть свои страсти, желания, склонности. К тому же детские травмы, как показывает психоанализ, во многом определяют жизненную судьбу. Мама актрисы Натальи Гундаревой не хотела признавать первую любовь своей дочери: "Это не тот человек, который тебе нужен!". У актрисы потом были другие мужья, но она никогда не была счастлива в браке. Выходит, мама сама сломала женскую судьбу дочери.

Любой человек соединяет в себе прошлое, настоящее и будущее. Своих родителей, самого себя и своих детей. Новая жизнь зарождается в чреве обычный земной женщины. Другой возможности продлить связь поколений у Господа Бога нет. Христианская религия почерпнула это триединство (т.е. целостность трех слагаемых) из этой сути человека. И сделала это священным, чтобы нам понять единственный закон жизни. Без прошлого нет настоящего. Потому что нет Сына. Без настоящего невозможно будущее, потому что некому будет передать Завет. В религиозной литературе Заветом называют соглашение человека с Богом. Завет - это доброе согласие. А. Б. Карлин пишет в "Литературной газете": "Если река широкая, то мост просто так с берега на берег не перебросишь, надо опоры ставить в воде - "быки". Каждое поколение и есть такой вот "бык", поддерживающий пролеты, которые связывают его с предыдущим поколением и с будущим. Есть такая технология, когда новый пролет строится еще на предыдущей опоре и продвигается к следующей. От своих родителей мы получили исключительно прочный "пролет". Мы стоим на плечах гигантов".

А если его нет, этого Завета? Если родители не сумели показать эту живую связь поколений, близость детей и родителей? Если дети не смогли осознать свое глубинное, святое родство с родителями? Тогда Завет замещается в душе человека сиюсекундным распоряжением. Приказом. Тогда будущему поколению передают не Завет, как надо жить, а правила, как надо выживать. И тогда исчезает преемственность жизни. Остаются люди, которым не надо рисковать, чтобы отстоять Завет для будущих поколений, а нужно просто воспользоваться моментом, чтобы что-то продать, а что-то купить... "Ты неудачница! - гневно кричит сын своей матери. - Ты не смогла обеспечить мою жизнь!" Нахлебник, между прочим, богатырского сложения, сытый и ухоженный.

"Я не могу простить свою маму. Я видела, как она обнималась с посторонним мужчиной. Это был не папа, и я была потрясена. До сих пор не могу ее простить". Но эта пациентка только что рассказывала мне о том, как тайно изменила своему мужу, как была счастлива в этом грехе...

Христианская религия пытается вбить в наше сознание простую истину естественного человеческого бытия - есть прошлое, настоящее и будущее. Они связаны между собой. Простая истина: любовь к родителям обусловлена тем, что они подарили детям жизнь. Перед этим очевидным фактом меркнут все другие подробности существования -детские обиды, странности и даже пороки родителей, трудности самой жизни. Моей пациентке - 25 лет. Она плачет, рассказывая о том, что мама ее предала. Когда девочка было 15 лет, мама взяла и умерла. Оставила бедную крошку одну, обрекла на слезы и горе. Как будто мама ушла из жизни по собственному желанию. Она болела и сама, судя по всему, мучительно страдала от того, что никогда не увидит свою дочь взрослой, с внуками. Русский философ В. С. Соловьев в книге "Оправдание добра" очень много пишет о почитании родителей. Да ведь это одна из универсальных заповедей человечества. Читаешь и думаешь: ну, что так обстоятельно, так дотошно. И так понятно: случится воскресенье, положу цветы на материнскую могилу. Но без нравственной эстафеты нет связи поколений. Нет и Завета.

Ребенок никогда не является простым слепком родительского воспитания. Он очень рано и вполне самостоятельно начинает выбирать жизненные святыни. Если девочка ценит доброту, любовь, жертвенность, она может пронести эти заветы через всю жизнь, порой даже вопреки родительским наставлениям. Наталья Гундарева послушалась маму, но предала свою любовь. Но стоит ли винить маму. Нет, не стоит - у нее были свои резоны. Каждый человек сам отвечает за свои поступки. И в этом связь времен.

За более чем сто лет истории психоанализ в его рамках возник ряд школ и направлений. К основным можно отнести:

§ Классическая теория влечений З. Фрейда

§ Эго-психология Эриксон Малер

§ Теории объектных отношений Кляйн, Винникот

§ Структурный психоанализ Ж. Лакана

§ Селф-психология Х. Кохута

§ Интерперсональные подходы (Г. С. Салливан, Клара Томпсон)

§ Интерсубъективный подход (Р. Столороу)

§ Характерологический анализ Хорни. Будучи одним из наиболее ярких представителей неопсихоанализа, Хорни формировалась в традициях учения Фрейда. Как и Фрейд, она подчеркивала важную роль бессознательных конфликтов. Вместе с тем концепция Хорни отличалась от ортодоксального психоанализа, который она нередко критиковала по нескольким направлениям, в частности в связи с обсуждением вопросов, касающихся женской сексуальности. Одно из принципиальных отличий концепции Хорни заключалось в уменьшении значения либидо, другое - в отрицании представления о том, что люди мотивированы преимущественно врожденными и запретными инстинктами, которые в конечном итоге сводятся к инцесту и глобальной деструкции. От Фрейда Хорни отличает также акцент на социальные, а не биологические детерминанты формирования здоровой и невротической личности.

§ Каждый человек, с точки зрения Хорни, обладает собственным личностным потенциалом развития, конструктивная реализация которого позволяет индивиду достигать цели, добиваться успехов, преодолевать трудности и постепенно становиться тем, кем он может и хочет стать. Психопатологические расстройства возникают только в том случае, если силы, способствующие позитивному росту и развитию, блокируются внешними социальными факторами. В ребенке, растущем в здоровой социальной среде, развивается чувство принадлежности к безопасному и обучающему окружению. Ребенок, родители или воспитатели которого не способны проявлять любовь, заботу и уважение к его индивидуальности, становится человеком, постоянно испытывающим чувство тревоги, воспринимающим мир как недружественный и враждебный. В этом случае здоровое стремление к самоактуализации замещается всепоглощающим стремлением к безопасности - основной невротической потребности. Хорни особо подчеркивала важность выделения концепции базисной тревоги. Это чувство тревоги, беззащитности ребенка, рождающееся из состояния изоляции и беспомощности в потенциально враждебном ему мире. Базисную тревогу нельзя считать наследственной, генетически обусловленной, она всегда представляет собой продукт культуры и воспитания. Тревога такого рода становится основой для возникновения более поздних личностных нарушений. Невротическое стремление к безопасности достигается гипертрофией одного из трех типов защитных реакций: беспомощности, агрессивности и отгороженности. Если человек предпочтительно использует один из типов защиты, почти полностью игнорируя остальные, то формируется один из трех типов характера: ищущий любви, доверия, расположения других людей (движение к людям); агрессивный, враждебный (направление потребности - движение против людей); обособленный, независимый (направление потребности - движение от людей).



§ Невротический защитный механизм беспомощности выражается в слишком сильном стремлении к протекции, поддержке, защите и в преувеличенном, можно сказать, притворном стремлении соглашаться с желаниями других (ориентация взаимодействия в обществе - движение к людям). Невротический защитный механизм враждебности основан на убеждении, что в жизни действует закон джунглей, где выживает сильнейший. Тот, кто подчеркивает в своем поведении такую жизненную ориентацию, считает других враждебными и лицемерными, отрицает теплые, спонтанные отношения между людьми, предпочитая различного рода манипулирование ими. Он убежден, что настоящих привязанностей не существует (ориентация в обществе - движение против людей). Защитный механизм ухода, отгораживания выражается в отказе от интимных, дружеских и просто бытовых контактов с другими (ориентация в обществе - движение от людей), в то время как здоровый человек предпочитает свободно общаться, сближаться с окружающими, лишь иногда идти против них или уходить от контактов с ними в зависимости от обстоятельств, невротик решает проблему общения всегда негибким способом. Он выбирает один из типов коммуникации, тогда как в действительности они не исключают друг друга. В ситуации, когда значение двух возможных, но не реализуемых ориентации на взаимодействие преуменьшается или полностью игнорируется, создаются условия для вытеснения их на бессознательный уровень, где и разворачивается конфликт между ними и доминирующей ориентацией.

§ Другой тип невротического внутриличностного конфликта, особо выделяемый Хорни, касается сферы идеализированного образа собственного Я. Люди, страдающие под гнетом собственной невротической структуры личности, не только подавляют свои проблемы, конфликты потребностей, но и не осознают свои недостатки и слабости, которые, возможно, смутно чувствуют (предчувствуют) и даже презирают. Обычно у них формируется сознательный образ самих себя, в котором все позитивные, социально одобряемые черты представлены в сильно преувеличенном виде. Это, в свою очередь, усиливает доминирующее невротическое решение проблемы. Идеализированный образ самого себя заставляет человека ставить перед собой практически недостижимые цели и задачи, предопределяющие неизбежное поражение, которое, в свою очередь, усиливает недовольство собой, может вызвать даже презрение к себе, увеличивая конфликт между реальным Я и мощным и грозным идеализированным его образом. Создается замкнутый круг, в котором постоянно циркулирует стремление соответствовать, поддерживать этот "славный" образ путем достижения нереалистичных, а значит, и недостижимых целей.

§ Безжалостные внутренние требования, терзающие невротика, Хорни называет "тиранией долга". Такой человек искренне считает, что он должен быть головокружительно успешным, невероятно точным, всегда и только любящим, абсолютно неэгоистичным, должен иметь особую работу, необыкновенного партнера, самых лучших детей и т. д. Системы таких императивов настолько доминируют в сознании невротика, что заслоняют или даже стирают настоящие и здоровые желания до такой степени, что несчастный не различает, в чем он в действительности нуждается и что он просто должен делать в жизни.

§ По мнению Хорни, только психоанализ, возможно в форме самоанализа, может помочь человеку преодолеть сильное и болезненное стремление к недостижимым целям и заменить их деятельностью, приносящей удовлетворение и радость самореализации.

§ Цель психотерапии Хорни видит в необходимости помочь больному неврозом осознать свой "идеализированный образ" и его функции, тем самым показав, что подобные попытки разрешения конфликта не приводят к желаемому результату. В процессе аналитической работы она стремится путем раскрытия Идеализированного Я помочь пациенту в его подлинно человеческом развитии и развертывании его тенденций к самореализации, к переориентации мыслей, чувств и жизненных планов. Осознание больным различных факторов своего существования должно быть действительным знанием, что достигается посредством эмоционального переживания. Аналитическую работу Хорни дополняет психосинтезом, пробуждением у пациента конструктивных сил, стремления к саморазвитию. Самореализация означает готовность к глубокому переживанию своих желаний и чувств, к выявлению своего предназначения в жизни и принятию ответственности как за себя, так и за других людей, к установлению дружеских, эмоционально окрашенных межличностных связей. В целом психотерапия служит устранению разрыва между Реальным Я человека и его Идеализированным Я, образующимся в процессе невротического развития личности. Цель психотерапии по Хорни можно выразить, перефразируя слова Фрейда: "Там, где было Идеализированное Я, должно быть Реальное Я".

1 Фрейд 3. Анализ фобии пятилетнего мальчика//Фрейд 3. Психология бес­
сознательного. СПб., 2002.

2 Ференци Ш. Маленький петушатник//Психоанализ детской сексуальности.
СПб., 1997.

3 Фрейд 3. Проблема дилетантского анализа//Фрейд 3. Избранное. Рос­
тов-на-Дону, 1998.

4 Фрейд А. Введение в технику детского психоанализа//Фрейд А. Теория
и практика детского психоанализа. Т. 1. М., 1999.

5 Кляйн М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной жизни
ребенка//Психоанализ в развитии. Сборник переводов. Екатеринбург, 1998.

6 Фрейд А. Введение в технику детского психоанализа//Фрейд А. Теория
и практика детского психоанализа. Т. 1.

8 Кляйн М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной
в психоанализе. М., 2001.

9 Кляйн М. О наблюдении за поведением младенцев//Кляйн М., Айзеке С,

10 Кляйн М. Заметки о некоторых шизоидных механизмах//Кляйн М.,

11 Кляйн М. О наблюдении за поведением младенцев//Кляйн М., Айзеке С,
Райвери Дж.,

13 Кляйн М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной
жизни младенца//Кляйн М., Айзеке С, Райвери Дж., Хайманн П. Развитие
в психоанализе.

14 Кляйн М. О теории вины и тревоги//Кляйн М., Айзеке С, Райвери Дж.
Хайманн П. Развитие в психоанализе.

16 Кляйн М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной
жизни младенца//Кляйн М., Айзеке С, Райвери Дж., Хайманн П. Развитие
в психоанализе.

17 Кляйн М. Заметки о некоторых шизоидных механизмах//Кляйн М.,
Айзеке С, Райвери Дж., Хайманн П. Развитие в психоанализе.


ПРИМЕЧАНИЯ

18 Кляйн М. О теории вины и тревоги//Кляйн М., Айзеке С, Райвери Дж.,
Хайманн П. Развитие в психоанализе.

19 Кляйн М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной
жизни младенца//Кляйн М., Айзеке С, Райвери Дж., Хайманн П. Развитие
в психоанализе.

20 Кляйн М. О наблюдении за поведением младенцев//Кляйн М., Айзеке С,
Райвери Дж., Хайманн П. Развитие в психоанализе.

21 Кляйн М. Скорбь и ее отношение к маниакально-депрессивным состояни-
ям//Вестник психоанализа. 2002. № 1.

22 Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источни­
ков. СПб., 1997.

23 Кляйн М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной
жизни младенца//Кляйн М., Айзеке С, Райвери Дж., Хайманн П. Развитие
в психоанализе.

24 Кляйн М. Эдипов комплекс в свете ранних детских тревог//Эдипов ком­
плекс и эротические сны. Клиническое применение. М., 2002.



25 Кляйн М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной
жизни младенца//Кляйн М., Айзеке С, Райвери Дж., Хайманн П. Развитие
в психоанализе.

26 Райвери Дж. Общее введение//Кляйн М., Айзеке С, Райвери Дж., Хай­
манн П. Развитие в психоанализе.

Психоаналитическая психология объектных отношений (М. Балинт, Д. Винникотт, Р. Фейрбейрн)

1 Балинт М. Базисный дефект. Терапевтические аспекты регрессии. М., 2002.

2 Балинт М. Изменение терапевтических целей и техник в психоанали-
зе//Антология современного психоанализа. Т. 1. М., 2000.

3 Балинт М. Базисный дефект. Терапевтические аспекты регрессии.

7 Винникотт Д. Переходные объекты и переходные явления: исследование пер­
вого «не-я»-предмета//Антология современного психоанализа. Т. 1. М., 2000.

9 Боулби Дж. Привязанность. М., 2003.

10 Винникотт Д. Судьба переходного объекта//Психоаналитическая хрестома­
тия. Классические труды. М., 2005.

11 Винникотт Д. Игра и реальность. М., 2002.

12 Винникотт Д. Использование объекта//Антология современного психоана-

лиза. Т. 1.


ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ

13 Винникотт Д. Игра и реальность.

15 Винникотт Д. Способность к одиночеству//Антология современного психо­
анализа. Т. 1.

16 Винникотт Д. Игра и реальность.

23 Винникотт Д. Ненависть в контрпереносе//Эра контрпереноса: Антология
психоаналитических исследований (1949-1999гг.). М., 2005.

24 Винникотт Д. Контрперенос//Эра контрпереноса: Антология психоанали­
тических исследований (1949-1999гг.).

25 Балинт М. Базисный дефект. Терапевтические аспекты регрессии.

27 Фрейд 3. Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве//Фрейд 3.
Художник и фантазирование. М., 1995.

28 Винникотт Д. Игра и реальность.

Структурный психоанализ Ж. Лакана

1 Русская нить. Беседа о Жаке Лакане//Психоаналитический вестник. 1999.
№1(7). С. 21.

2 Schneiderman S.Jacques Lacan: The Death of an Intellectual Hero. Cambridg
(Mass.), London, 1983.

3 Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983.

7 Dean S., Thong D. Transcultural Aspects of Metapsychiatry: Focus on Shamanism
in Bali//Psychiatry and Misticism/Ed. by S. Dean. Chicago, 1975.

8 Леви-Строс К. Структурная антропология.

9 Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1976.

10 Foucault M. Power/Knowledge. Selected Interviews and Other Writings, 1972-
1977/Ed. by G.Colin. Brighton, 1980.

11 Фуко М. Слова и вещи.


ПРИМЕЧАНИЯ

14 Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни//Фрейд 3. Психология бессоз­
нательного. СПб., 2002.

15 Фуко М. Слова и вещи.

16 Foucault M. Power/ Knowledge. Selected Interviews and Other Writings, 1972-
1977.

17 Фуко. Слова и вещи.

20 Lacan J. Ecrits: A Selection. London, 1980.

21 Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. М., 1995.

25 Lacan J. The Four Fundamental Conceptions of Psycho-Analysis. Harmondsworth, 1979.

27 Лакан Ж. Семинары. Кн. 1. Работы Фрейда по технике психоанализа
(1953/1954). М., 1998.

28 Lacan J. The Four Fundamental Conceptions of Psycho-Analysis.

29 Лакан Ж. Семинары. Кн. 2. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа
(1954/1955). М., 1999.

30 Лакан Ж. Семинары. Кн. 5. Образование бессознательного (1957/1958). М.,
2002.

31 Балинт М. Изменение терапевтических целей и техник в психоанализе//
Антология современного психоанализа. М., 2000.

32 Лакан Ж. Семинары. Кн. 1. Работы Фрейда по технике психоанализа
(1953/1954).

33 Лакан Ж. Семинары. Кн. 2. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа
(1954/1955).

34 Лакан Ж. Семинары. Кн. 1. Работы Фрейда по технике психоанализа
(1953/1954).

35 Лакан Ж. Семинары. Кн. 2. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа
(1954/1955).

36 Лакан Ж. Семинары. Кн. 11. Четыре основные понятия психоанализа (1964).
М., 2004.

37 Лакан Ж. Семинары. Кн. 2. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа
(1954/1955).

39 Лакан Ж. Семинары. Кн. 1. Работы Фрейда по технике психоанализа
(1953/1954).

40 Лакан Ж. Семинары. Кн. 2. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа
(1954/55).

ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ


ПРИМЕЧАНИЯ

41 Лакан Ж. Семинары. Кн. 1. Работы Фрейда по технике психоанализа
(1953/1954).

"Пациенты с психосоматическим функционированием представляют собой крайний вариант пограничного функционирования" (Андре Грин).

Главное отличие дуальной психо-соматической [термин пишется через дефис, подчёркивая тем самым отношение к душе и к телу, как к разделенным между собой] медицины [сочетающей патофизиологию с психоаналитическими концепциями] от монистической психоаналитической психосоматики [при которой человек воспринимается как психосоматическая единица] в том, что интерес последней связан не с заболеванием, а с психическим функционированием заболевшего.

“Психосоматический (ПС) симптом глуп” - заявление Мишеля де М’Юзана подчеркивает отсутствие скрытого, бсз смысла у ПС симптомов, и, следовательно, невозможность применения техники (которую Фройд не случайно предложил для лечения неврозов) "там, где было Оно должно стать Я".

Три пути совладания с возбуждением: психический, поведенческий, соматический (Пьер Марти).

Отличие конверсионных истерических соматических симптомов от других соматизаций (Другие соматизации появляются не в результате неудачного вытеснения агрессивных или сексуальных инцестуозных желаний, а из-за регресса и/или прогрессивной дезорганизации).

Хорошее, активное функционирование (даже патологическое) психаппарата защищает от соматизаций.

Нерегулярное функционирование психаппарата каждого человека. Ни один человек не обладает полностью интегрированным псих. аппаратом. Психаппарат каждого из нас состоит из различных (оператуарных, психотических, травматических) частей с плавающей, нестабильной интеграцией в каждый отрезок времени.

Катрин Пара, Пьер Марти указывают на особенности работы с пациентами с психосоматическим функционированием. К примеру, долго уважается идеализация (о ней не говорим) и не работаем с ней. Они подчеркивают, что такая тактика в работе с другими пациентами была бы неверной и токсической. Идеализация аналитика позволяет таким пациентам (с ПСФ) выдерживать собственный дефицитарный нарциссизм. Мы также не интерпретируем эротический перенос, разве что лишь в особо выраженных случаях.

Фундаментальное правильно формулируется таким пациентам скорее как возможность, а не как императив. Очень важно сохранение нейтральности.

Важно приучить пациентов создавать связи между своими аффектами и мыслями, между своим настоящим и своим прошлым и проектами о будущем. Работа по связыванию находится на первом плане, она самая важная в работе с такими пациентами. Задача аналитика состоит в том, чтобы пациент заинтересовался собственным психическим функционированием, обогащая и расширяя свое предсознательное.

Техника работы с пациентами с ПСФ нацелена на бережное отношение и сохранение соматического симптома (который является объектом для пациентов с ПСФ), она основана на работе по связыванию. Интерпретативная техника в психосоматике неэффективна и вредна. При интерпретации происходит деконструкция невротической части пациента (К. Болас, Ж. Швек) и тогда на передний план выходит травматическая часть. И вместо мышления (психический путь) она включит навязчивое повторение (поведенческий путь).

Сырые сновидения не интерпретируются. Идеализация, эротический перенос не интерпретируются. Латеральные переносы не интерпретируются (как в работе с невротиками) как сопротивление анализу.

Психе и сома – сообщающиеся сосуды (Жак Андре). Чем здоровее и активнее психе, тем защищеннее тело.

Восприятие (работа всех органов чувств, система восприятие-сознание) и репрезентация (работа психического аппарата, предсознание).

Соматизация – примитивный, доречевой способ выражения и коммуникации (Джойс МакДугалл), «когда пока еще разделенные между собой психе-сома вынуждены взывать к другому через анорексию, мерицизм, колит, колику, экзему, астму…”

Прелюдия (К. Смаджа) соматизации. Феномен стирания психической продукции. Понятие негативной [снижение (пример: пониженное настроение, замедленные речь, движения - депрессивная триада), вплоть до полного стирания функции - абулия, апатия] и позитивной [повышение функций (пример - маниакальная триада: повышенное настроение, ускоренные речь/мышление, движения) вплоть до появления нео-продукции в виде галлюцинаций, бреда] психосимптоматики.

Путь соматизаций.

Психосоматическое функционирование (ПСФ) и его особенности: обилие негативной симптоматики и практически полное отсутствие позитивной, низкая онирическая, фантазматическая, символизирующая активность, преобладание репрессии/подавления (М. Фэн: "подавление - вытеснение для бедных"), неспособность к гореванию (в личной истории таких пациентов обнаруживаются как старые неоплаканные потери (как объектные, так и нарциссические), так и непрогореванные новые (следует обратить внимание на важность нарциссических потерь для таких больных), отсутствие невротических механизмов защиты, вытеснения, неспособность к галлюцинаторному исполнению желания, к грёзам и мечтам. Шаблонная речь, лишенная аффективной окраски.

Фаллический нарциссизм. Гиперактивность без повышенного настроения, без ускоренной речи и мышления.

Дефицитарность первичного нарциссизма (из-за нехватки материнских инвестиций, оператуарная, горюющая или многодетная мать), раннее развитие Я, "императив конформности" (М. Фэн) вплоть до полного стирания индивидуальных отличий, сверхадаптация - "нормопатия" (Джойс МакДугалл), полное отсутствие вычурности, театральности, индивидуальности, правильность, конформность "греху здесь места нет" (К. Смаджа).

Оператуарное мышление (ОМ): интерес к настоящему, цепляние за реальность, перцепцию (перцепция вместо репрезентации), речь, дублирующая поведение, преобладание фактуального, аффективная скудность, слабая ментализация (способность к ассоциативному мышлению, символизации, к формированию репрезентаций) вплоть до дементализации (деградация репрезентаций до исходных восприятий, из которых были созданы, неспособность к формированию репрезентаций, к ассоциативному мышлению).

Эссенциальная депрессия, или БЕЗобъектная, точнее, ДОобъектная депрессия. [В личной истории пациентов обнаруживаются] анаклитическая депрессия Р. Шпица, "комплекс мертвой матери (физически присутствующая, но эмоционально отсутствующая мать, внезапно погрузившаяся в горе из-за смерти близкого человека, выкидыша) А. Грина.

[Доброкачественный, транзиторный] соматический регресс приводит к легким заболеваниям, исчезающим и без лечения и [злокачественная, нередко со смертельным исходом] прогрессивная дезорганизация, начинающаяся с дезорганизацией психики, затем и сомы, приводит к появлению тяжелых заболеваний, плохо поддающихся лечению, нередко со стремительным летальным исходом в кратчайшие сроки. Причина кроется в развязывании влечений.

Сниженная циркуляция между психическими инстанциями первой топики (между сз, псз и бсз): «Бессознательное принимает, но не выдаёт» (П. Марти). Наличие малодинамичного бсз и квази парализованного псз (новые репрезентации не появляются, а старые не могут объединяться из-за либидинальной утечки. В норме либидо является той энергией, благодаря которой перемещаются репрезентации внутри псз).

Психосоматический парадокс (К. Смаджа). Пациенты, узнавшие о неизлечимом заболевании парадоксальным образом испытывают нарциссический подъём. Частично это объясняется наличием морального мазохизма с характерным для него бсз-ным чувством вины, требующего наказания и поддержания определенного уровня страдания. Чаще всего - наличием эссенциальный депрессии (ЭД). Примечательно, что ЭД, которую пациенты почти не чувствуют, но говорят: “всё хор, но нет сил”, “ничего не произошло, всё норм, но я ничего не могу делать”, “настроение хор, планов громадьё, желание есть, а сил нет”, [ЭД] после появления заболевания исчезает (следует отметить, что ненадолго). Пациенты чувствуют себя в целом гораздо лучше, сил больше.

Болезнь как объект для реорганизации. Б-нь является объектом, вокруг которого пациенты реорганизуются. Медперсонал выполняет "материнскую функцию" (П. Марти) и даёт нарциссическую подпитку пациенту.

Вторичная истеризация (К. Смаджа, Ж. Швек), найденный или навязанный [аналитиком пациенту] "смысл" соматизации?

Лора Фусу (Lora Fusu)

Доктор Жерар Швек (Gérard Szwec) - психиатр, тренинг-аналитик IPA, титулярный член SPP, президент IPSO (Парижского института психосоматики), медицинский директор психосоматического детского и подросткого центра им. Леона Крейслера, соучредитель и директор Французского журнала психосоматики. Яркий представитель французской психоаналитической школы.

Клод Смаджа (Claude Smadja) - врач-психиатр, доктор медицины, психоаналитик, тренинг-аналитик, титулярный член Парижского психоаналитического общества, член Международной Психоаналитической Ассоциации, главный врач Института психосоматики в Париже, председатель Международной ассоциации психосоматики им. Пьера Марти, основатель и бывший главный редактор газеты «Ревю франсез де психосоматик», лауреат премии Мориса Буве.