Стройка, дизайн, ремонт

Информация о правописание не с причастиями. Правописание частицы не с причастиями. Правописание НЕ с причастиями

Разберемся, как пишется «не» с причастиями, слитно или раздельно , на множестве примеров, простых и понятных . Примеры выберем максимально показательные, чтобы в будущем вопросов по написанию не с причастиями не возникало.

Прежде чем разбираться со слитным и раздельным написанием не с причастиями, определимся с понятиями.
Причастие – это часть речи, обозначающая признак предмета по действию. По-простому, причастие есть характеристика того, что происходит с предметом. Образуется причастие от глагола и отвечает на вопросы прилагательного.
Несколько примеров образования причастий:

  • Делать > Делающий
  • Идти > Идущая
  • Прочитать > Прочитанное

То есть помимо вопроса: «какой?», можно задать к причастию вопрос: «что делающий?».
Важно не путать причастия с отглагольными прилагательными. Отличаются отглагольные прилагательные тем, что обозначают общий признак предмета, не связанный с описанием процесса.
Покажем на примере:
Блестящее выступление. Блестящее оно потому, что великолепное, а оно не потому, что блестит. В данном случае, блестящее – это прилагательное.
Блестящая на солнце монета. То есть монета блестит на солнце. Тут, блестящая – причастие.
Очень важно понимать отличие причастий от отглагольных прилагательных, поскольку на прилагательные правила написания не с причастиями не распространяются.

Итак, с понятиями разобрались, теперь перейдем непосредственно к слитному и раздельному написанию не с причастиями.

Раздельное написание не с причастиями

1) Всегда «не» пишется раздельно с краткими причастиями.
Например. Книга не издана, не написана, не прочитана. Тайна не видима и не слышима.

2) «Не» пишется отдельно, когда есть противопоставление или явное отрицание.
Примеры:

  • Эта работа не выполненная, а всего лишь сделанная наполовину.
Такие союза, как «а», «но», «однако» явно указывают на противопоставление.

  • Это ничем не оправданное действие. Тут явное отрицание усилено наречием ничем.
  • Нет. Это не пересказанное произведение. Также имеем явное отрицание по смыслу.
  • 3) «Не» пишется отдельно, когда у причастиям есть зависимые слова, кроме наречий меры и степени. Зависимые слова – это слова, к которым можно задать вопрос от причастия.
    Примеры:

    • Не сделанная мной домашняя работа.
    Не сделанная (кем?) мной. Мной – зависимое слово.

  • Совершенно не подготовленное к печати произведение. Тут 2 зависимых слова: «совершенно» и «печати». Пишем раздельно, однако обратим внимание на то, что «совершенно» - это наречие степени и под правило оно не подпадает.
  • Слитное написание не с причастиями

    1) Слитно пишем, когда без «не» причастие не употребляется.
    Примеры: негодующий, недоумевающий, ненавидимый
    2) Когда причастие используется в предложениях без противопоставления и явного отрицания, а также без зависимых слов, кроме наречий меры и степени.
    Примеры:

    • Совершенно неподготовленное произведение. Этот пример мы уже рассматривали выше, однако в данном примере второго зависимого слова «печати» уже нет, а первое зависимое слово «Совершенно» попадает в исключения.
    • Ты для меня непрочитанная книга. Хотя тут есть зависимое слово «меня», однако мы имеем дело не с причастие, а с прилагательным, о чем говорили вначале. Под непрочитанной подразумевает новая. Ты для меня, как новая книга.
    • Я читал непроверенные цитаты. Тут мы имеем действительно причастие без противопоставлений, отрицаний и зависимых слов.

    Для того, чтобы закрепить изученный материал, обязательно придумайте свои примеры.
    Тридцати грамотных предложений с причастиями будет вполне достаточно.

    Собственно по написанию не с причастиями сегодня у нас всё.
    Пишите не с причастиями правильно! Да пребудет с вами грамотность и чистописание!

    Если у вас появились какие-то вопросы, замечания или пожелания к статье, обязательно пишите их в комментариях.

    Н.А. ЗАЙЦЕВА,
    Смоленская обл.

    Правописание не с причастиями

    2 часа

    7-й класс

    ХОД УРОКА

    I. Проверка теории при выполнении практических заданий.

    У доски три ученика: одному предлагается восстановить в опорном конспекте пропущенные компоненты и составить рассказ о слитном и раздельном написании не с причастиями. Второй выполняет задание, демонстрируя знание слитного или раздельного написания причастий. Третий делает синтаксический разбор предложений.

    Класс в это время пишет словарный диктант.

    Задание 1. Восстановите пропущенные компоненты опорного конспекта.

    Не с причастиями

    Задание 2. Решите, как писать, – слитно или раздельно. Раскройте скобки.

    (Не)выученный урок, (не)открытая книга, (не)расцветший, а увядший росток, урок (не)окончен, (не)завершенное вовремя дело, (не)скошенная на поле трава.

    Задание 3. Сделайте синтаксический разбор этих предложений. Раскройте скобки. Расставьте знаки препинания, графически их объясните.

    1. На дворе шумел дождь (не)успокаивающийся вторые сутки.
    2. (Не)успевшие облететь листья дрожали на ветру.
    3. Редкие поля (не)убраны и оставлены до весны.

    СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

    Ненаряженная елка, неподготовленная доска, не уважающий других, неразношенные сапоги, не сшитый, а связанный костюм, недостижимая цель, негодующий учитель, не рассказанная на ночь сказка, еще не подогретый обед, ничем не отмеченный день, не нуждающиеся в совете, нескошенная трава, напиток не допит, правило не выучено.

    II. Проверка и оценка работ у доски.

    Выполненные работы оценивает и проверяет класс.

    III. Работа в парах и группах.

    Класс делится на пары. На две пары дается по одной (одинаковой) карточке. Одинаковые пары объединяются в группы для взаимопроверки работ.

    Учитель занимается с теми учениками, чьи знания требуют коррекции, затем эта группа получает индивидуальные задания.

    Материал для учителя

    А. Словарный диктант . Каждый ученик из группы объясняет написание одного словосочетания.

    Непримятая трава, трава не примята, не примятая машинами трава, не поставленная на место книга, не забытая, а созданная вновь песня, невыученное стихотворение, лошадь не запряжена, неприкрытая форточка.

    Б. Пунктуационный диктант . Задание ученику: объясните знаки препинания. (Проводится аналогично заданию А.)

    1. Начался мелкий неуспокаивающийся дождь. 2. Из поезда мы видели голые скалы, леса с еще не распустившимися почками. 3. Первым делом он насобирал дров, перекладину соорудил, котелки с водой повесил над еще не зажженным костром. 4. Степным ветрам не писаны законы.

    КАРТОЧКИ ДЛЯ РАБОТЫ В ПАРАХ (ГРУППАХ)

    (для сильных учащихся)

    К-1. не с причастиями писалось раздельно.

    1. В эту осень не было золотых деньков, не сияли березовые перелески под негреющим солнцем, не полыхали багрянцем осины, не заметало тележные колеи шуршащей листвой. (В.Тендряков) 2. И причитает во всю ширь полей, во всю глубь неба, до водянистых звезд, несмазанное колесо. 3. Торжественно гремели из-за пыльного кустарника невидимые цикады. 4. Быстро, но осторожно, чтобы никому не попасться на глаза, они перебегали дорожки, ныряли в чащу кустарника, пролезали через колючие ограды, ползли вверх, спускались вниз, ничего не оставляя на своем пути незамеченным.

    К-2. Спишите, расставьте пропущенные знаки и вставьте буквы. Раскройте скобки.

    (Не)осмысленные понятия легко забываются Правила хорошо помниш_ если они (не)вызубрены а осмыслены. Учить правила не нужно. Надо только понять (не)понятное осознать (не)осознанное. И главное ра_таться с (н_)чем (не)оправданной уверенностью что все произойдет само собой. (Не)ослабевающий интерес к миру ваш союзник в учебе. Этот путь (не)закрыт любому.

    Сформулируйте и запишите основную мысль текста. Согласны ли вы с ней? Выразите свое мнение.

    К-3. Перестройте предложения так, чтобы не с причастиями писалось слитно.

    1. Короткие осенние дни замелькали передо мной, как никогда не виданные станции, сверкающие огнями на пути скорого поезда. 2. Дорога в Каменку пролегала через старый, подгнивший мост, мимо покрытых еще не скошенной травой заливных лугов и мимо мелких протоков, заросших высоким густым камышом. (А.Гайдар) 3. На пути стоял хутор, отрадно целый, обойденный войной. И врезался в память один дом, ничем, ровно ничем не отличающийся от других.

    К-4. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Раскройте скобки.

    (Не)которые предпр_ятия сл_вают (не)очищенные химические отходы в чистые вод_емы. Рыба (не)живущая в грязной воде погиба_т. Но даже выживая, она ни копченой ни жареной (не)пр_годна для еды. (Не)понимающие или (не)желающие понять и решать проблемы д_ректора заводов только пож_мают плечами. А в это время (не)выдерживающая загр_знения природа гибн_т. В наше время уже нельзя пить (не)кипяченую воду. (Не)загрязняйте вод_емы!

    1. Сформулируйте и запишите основную мысль текста.

    2. Определите тип речи и стиль текста. Докажите свое мнение.

    К-5. Запишите предложения в нужном порядке, чтобы получился текст. Объясните написание не с причастиями. Расставьте знаки препинания, графически обозначьте причастные обороты. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

    Архитектор строивший станц_ю выбрал для ее отделки этот суровый, скромный и благ_родный мета(л,лл) некогда шедший на брелоки и на разменную монету. (Не)ржавеющей сталью отделана она. Эта сталь (не)боится ржавчины. Под площадью находится чудесный дворец, самая красивая из станц_й московского метрополитена - «Маяковская». Строгий и (не)гнущийся прочный и верный мета(л,лл) сродни стиху Маяковского. (Л.Кассиль)

    КАРТОЧКИ ДЛЯ РАБОТАЮЩИХ С УЧИТЕЛЕМ

    К-1. Слитно или раздельно? Графически объясните написание.

    1. Для знающего мир светел, для (не)знающего - темен. 2. (Не)жданный успех голову кружит. 3. (Не)знающий меры будет горевать в богатстве. 4. (Не)скошенный луг пестрел цветами. 5. Письмо так и осталось (не)отправленным. 6. Ошибка в работе осталась (не)замеченной. 7. Под окном стоял еще (не)облетевший клен. 8. Я отвел от него (не)доумевающий взгляд. 9. День зачета был еще (не)назначен. 10. Он принял совсем (не)обдуманное решение.

    К-2. Спишите, выбирая правильное написание. Укажите причастные обороты, расставьте пропущенные знаки препинания.

    1. В саду стоял (не)проницаемый мрак. 2. (Не)тронутый снег густо покрывающий веранду был похож на ватную подстилку для рождественской елки. 3. Теперь в (не)освещенной комнате было очень тихо. 4. В легкой синеве неба еще (не)потеплевшего после ночи розовело одно тонкое облачко.

    К-3. Слитно или раздельно?

    (Не)ослабевающие, а крепнущие связи. Результат (не)выверен. (Не)избалованный родителями ребенок. (Не)подготовленное выступление. (Не)потускневшая от времени фотография. Задание (не)выполнено. (Не)оконченная рукопись. (Не)законченный портрет. (Не)скрываемая симпатия.

    1. Пишется слитно не с полными причастиями, при которых нет пояснительных слов, например: не вычитанная рукопись, не замеченные опечатки, не проверенные цитаты, не прекращающиеся боли.

    2. Пишется раздельно не с причастиями, имеющими при себе пояснительные слова, например: не возвращенная автору рукопись, не замеченные корректором опечатки, не сданные в срок гранки, не изданные при жизни писателя варианты отдельных глав романа.

    Примечание 1. Данное правило распространяется и на те случаи, когда причастие с пояснительными словами образует часть составного сказуемого, например: Многие письма писателя остались не опубликованными при его жизни; Бездарность сойдет со сцены не замеченной в искусстве. Ср. в другой синтаксической конструкции: Трудно представить себе его не участвующим активно в общественной жизни.
    Этому также подчиняются причастия, употребляемые в роли существительных, например: В числе не явившихся на заседание были Петров и Сергеев. Но при субстантивации причастия (переходе в разряд существительных) используется слитное написание, например: число неуспевающих по русскому языку.

    Примечание 2. При наличии в качестве пояснительных слов наречий меры и степени не с причастиями пишется слитно (ср. § 66, п. 6, примеч. 2), например: совершенно невычитанная рукопись, совсем непроверенные цифры. Но если помимо таких наречий при причастии имеются еще другие пояснительные слова, то предпочтение отдается более общему правилу и не пишется отдельно, например: совершенно не подготовленная к набору рукопись, совсем не решенная до сих пор проблема.

    Примечание 3. Если причастие употребляется в значении прилагательного, то и при наличии пояснительных слов не пишется слитно (ср. § 66, п. 6), например: Это всеобщее одушевление, блеск, шум - все это, доселе невиданное и неслыханное мною, так поразило меня, что я в первые дни совсем растерялся (Достоевский). Ср.: неподходящие для южных культур условия (т. е. малопригодные, в значении прилагательного) - написания, не подходящие под правило (причастный оборот); по независящим от редакции обстоятельствам (фразеологический оборот с именем прилагательным) - рефлексы, не зависящие от воли человека (причастный оборот); веками нетронутая земля (в значении прилагательного; ср.: нетронутая еда, нетронутая натура - в переносном значении) - рябина, не тронутая осенними заморозками (причастный оборот). Такое же разграничение проводится и для кратких форм, ср.: ложь политиканов так бесстыдна, порою так неприкрыта (т. е. явна, очевидна, в значении прилагательного) - дверь не прикрыта (причастие, см. ниже, п. 1); ученик неподготовлен (прилагательное) - доклад не подготовлен (причастие).

    3. Пишется раздельно не с краткими причастиями, например: рукопись не отредактирована , цитаты не проверены , работа не выполнена .

    4. Пишется раздельно не с причастиями, при которых имеется или предполагается противопоставление, например: не законченный , а только начатый рассказ.

    Применяя данное правило, рассуждайте так: (не) просохшая после дождя земля . При полном причастии просохшая есть зависимые слова: не просохшая (после чего?) после дождя . Значит, не здесь следует писать раздельно: не просохшая после дождя земля .

    153. Проанализируйте текст и назовите элементы разговорного стиля. Спишите, заменяя выделенные глаголы прошедшего времени краткими страдательными причастиями прошедшего времени. Обозначьте условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями.

    Ты говоришь, Петя, что наша сп..ртивная площа..ка буд..т через день-два готова. Я с тобой (не) согласен. До полной г..товности ещё д..леко. В сектор для прыжков не пр..везли песок. Беговую дорожку не выровняли и не <.i>разметили. Щиты к столбам на баскетбольной площадке не пр..крепили . Строительный мусор не убрали . При самой энергичной работе мы со всеми этими (не)доделками едва справ..мся за неделю.

    выровненный

    154. Спишите, устно указывая условия слитного или раздельного написания не с причастиями.

    1. (Не)прекр..щающийся весь день шум ливня. (Не)прекр..щающийся шум ливня. 2. (Не)про..снившийся небосклон. (Не)про..снившийся после бури небосклон. 3. (Не)скоше(н, нн)ая трава. (Не)скоше(н, нн)ая на лугу трава. 4. Ещё (не)вспаха(н, нн)ое поле. (Не)вспаха(н, нн)ое поле. 5. (Не)сдела(н, нн)ая (во)время работа пр..учает к бе..делью.

    прекратитъ

    155. Спишите, расставляя пропущенные запятые и вставляя на месте пропусков зависимые от причастий слова. Обозначьте причастные обороты.

    1. Н..чего не стоят (не)подкреплё..ые _ _ _ слова.
    2. Ученик (не)ув..жающий _ _ _ сам не заслуживает уважения.
    3. (Не)пр..ученному _ _ _ ребёнку будет очень трудно в жизн...
    4. Пустой тратой врем..ни надо считать выступление (не)содержащее _ _ _ .
    5. Ученик (не)выполнивший _ _ _ не сможет как следует понять об..снение нового материала.
    6. А на каком основан.. ты (не)помогавший _ _ _ претендуешь на помощь товарищей?

    претензия
    претендовать

    156. Спишите. Обозначьте вид и время причастий. В каком предложении вы написали не с причастием слитно, хотя в предложении есть противопоставление? Подчеркните грамматические основы предложений.

    1. Учащимся нужны (не)вызубренные, а осозн..нные правила.
    2. (Не)обдуманный, а опр..метчивый поступок часто пр..водит к печальн..м последствиям.
    3. Вд..леке слыш..тся гром, (не)раскатывающийся, а глухо р..кочущий.
    4. В пала..ке мы увидели (не)разброс..нные, а аккуратно слож..нные рюкзаки.
    5. Дорога шла между полей (не)созревшей, но уже пр..нявшей восковую окраску пшениц...
    6. (Не)сморщ..нные, мелкие листочки, а уже сочные, большие листья покрывали деревья.

    157. Прочитайте, передавая голосом состояние страха, которое ощущали жители дома от грозы. Озаглавьте текст. Какого он стиля? Какова его основная мысль? Разделите текст на абзацы. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте приставку не- . Подчеркните причастия как члены предложения. Какие из синонимов к выделенному слову были бы уместны в тексте?

    (Не)забываемое впечатление оставила гроза в деревне. Началась она вечером. Светлая з..ря ещё (не)закрытая чёрной приближающейся тучей оз..ряла розовым светом нашу спальню. Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом, и полил дождь (не)прекращавш..йся в течение целого часа. Сквозь (не)занавеш..нные окна постоянно видна была молния. (Не)смолкавшие ни на м..нуту раскаты грома сковали нас и держали в состоян.. (не)прекращавшегося страха. Казалось, что какая(то) сила сн..сет наш домик стоящий на высоком берегу реки.

    (С. Аксаков)

    страшный
    устрашающий
    ужасающий
    ужасный
    чудовищный
    жуткий
    грозный
    зловещий
    грозный

    158. Назовите виды орфограмм, связанных с правописанием не . Сопоставьте примеры и определите, какие из них включены в ту или иную группу слов ошибочно. Спишите, исправляя эти недостатки.

    1. (Не)навис(?)ный, (не)уклюжий, (не)нас(?)ный, (не)навид..щий, (не)годующий, (не)брежность, (не)лепость, (не)правильный.
    2. (Не)верное предположение, (не)умелая попы..ка, (не)высокое мнение, (не)замеч..нная оплошность, (не)ра..говорчивый сосед.
    3. План (не)продуман. Ошибка (не)исправл..на. Пример (не)приведён. Обещание (не)выполн..но. Ра..сказ (не)оконч..н.
    4. Ветер ворвался через (не)закрытое окно. На столе стоял (не)тронутый завтр..к. Телефон до сих пор (не)отремонтиров..н.

    159. Вспомните виды орфограмм, связанных со слитным и раздельным написанием не со словами разных частей речи. Запишите по три примера, обозначая условия выбора слитного или раздельного написания.

    1. Пишется слитно не с полными причастиями, при которых нет пояснительных слов, например: невычитанная рукопись, незамеченные опечатки, непроверенные цитаты, непрекращающиеся боли.

    2. Пишется раздельно не с причастиями, имеющими при себе пояснительные слова, например: не возвращенная автору рукопись, не замеченные корректором опечатки, не сданные в срок гранки, не изданные при жизни писателя варианты отдельных глав романа.

    Примечание 1. Данное правило распространяется и на те случаи, когда причастие с пояснительными словами образует часть составного сказуемого, например: Многие письма писателя остались не опубликованными при его жизни; Бездарность сойдет со сцены не замеченной в искусстве. Ср. в другой синтаксической конструкции: Трудно представить себе его не участвующим активно в общественной жизни.

    Этому также подчиняются причастия, употребляемые в роли существительных, например: В числе не явившихся на заседание были Петров и Сергеев. Но при субстантивации причастия (переходе в разряд существительных) используется слитное написание, например: число неуспевающих по русскому языку.

    Примечание 2. При наличии в качестве пояснительных слов наречий меры и степени не с причастиями пишется слитно, например: совершенно невычитанная рукопись, совсем непроверенные цифры. Но если помимо таких наречий при причастии имеются еще другие пояснительные слова, то предпочтение отдается более общему правилу и не пишется отдельно, например: совершенно не подготовленная к набору рукопись, совсем не решенная до сих пор проблема.

    Примечание 3. Если причастие употребляется в значении прилагательного, то и при наличии пояснительных слов не пишется слитно, например: Это всеобщее одушевление, блеск, шум - все это, доселе невиданное и неслыханное мною, так поразило меня, что я в первые дни совсем растерялся (Достоевский). Ср.: неподходящие для южных культур условия (т.е. малопригодные, в значении прилагательного) - написания, не подходящие под правило (причастный оборот); по независящим от редакции обстоятельствам (фразеологический оборот с именем прилагательным) - рефлексы, не зависящие от воли человека (причастный оборот); веками нетронутая земля (в значении прилагательного; ср.: нетронутая еда, нетронутая натура - в переносном значении) - рябина, не тронутая осенними заморозками (причастный оборот). Такое же разграничение проводится и для кратких форм, ср.: ложь политиканов так бесстыдна, порою так неприкрыта (т.е. явна, очевидна, в значении прилагательного) - дверь не прикрыта (причастие, см. ниже, п. 1); ученик неподготовлен (прилагательное) - доклад не подготовлен (причастие).

    3. Пишется раздельно не с краткими причастиями, например: рукопись не отредактирована, цитаты не проверены, работа не выполнена.

    4. Пишется раздельно не с причастиями, при которых имеется или предполагается противопоставление, например: не законченный, а только начатый рассказ.