Стройка, дизайн, ремонт

Скульптура поклонение волхвов в музеоне описание. Музеон — парк искусств под открытым небом. Что требовала Вера Мухина

Парк «Музеон» на Крымском Валу ждёт глобальная реконструкция: архитектурный проект нового облика уже готов, его разработал Евгений Асс. Экспозиция музея будет тщательно переработана: часть скульптур уберут из парка вовсе, оставшиеся расставят по-новому, серьёзно изменится и ландшафтный дизайн парка. Это значит, что «Музеон» в том виде, который сложился за последние 20 лет, существовать перестанет. Но пока это место, где ссыльные памятники советским вождям соседствуют с лирическими музами, где академик-диссидент Андрей Сахаров мечтательно смотрит в небо, а голова Ленина лежит в авоське из проволоки. The Village прошёлся по «Музеону» вместе с экскурсоводом Дмитрием Евсеевым и узнал, как и когда эти разные памятники попали в парк и что будет с ними в будущем.

План «Музеона»

Дмитрий Евсеев

экскурсовод
работает в «Музеоне» 4 года

Вожди и жертвы

«Музеон» начинался в 1992 году с памятников свергнутым вождям: основатель НКВД Феликс Дзержинский, Иосиф Сталин, Владимир Ленин - их свозили со всей Москвы и складывали здесь прямо на траве, с отколотыми носами и ногами, разрисованных краской.


Феликс Дзержинский. Евгений Вучетич, 1958

«Железный Феликс» попал к нам одним из первых. Посмотрите, он измазан краской - с тех самых времён, когда жители Москвы чуть ли не голыми руками стали его демонтировать. При любой реставрации этого памятника возникает вопрос: стоит ли избавляться от этих свидетельств эпохи, или нужно очистить Феликса. Я считаю, что нельзя смывать краску. Кстати, он долго валялся тут в траве, среди грязи и воды. И когда Дзержинского поднимали, у него из глаз как будто потекли слёзы.


Максим Горький. Вера Мухина, 1951

Вот такой «Бронзовый гость» Максим Горький оказался в этом ряду тиранов. Он прибыл к нам гораздо позже, его, конечно, не демонтировали недовольные граждане. Он стоял на площади перед Белорусским вокзалом, но в 2005 году там началась эта непонятная реконструкция. Причём его очень неаккуратно демонтировали и оторвали ноги. Это строители, им надо быстрее всё, чтобы отчитаться перед начальством. Реставрация была очень сложной. Кстати, у этого памятника много авторов. Вера Мухина лишь довершала работу, она лазала по лесам вверх-вниз, пожилая, нездоровая уже женщина. Изначально Горький должен был стоять в парке Горького, Мухина показывала его Ворошилову и Кагановичу, одному понравилось, другому - нет. Памятник отстояли, но место ему придумали другое. Надеюсь, после реконструкции площади он вернётся к Белорусскому вокзалу.


Сталин. Сергей Меркуров, 1939

Самое интересное, что монументов Сталина осталось не так много, потому что их в основном не демонтировали, а взрывали. Эта скульптура приехала к нам из Измайловского парка, который раньше носил имя Сталина. Он стоял на постаменте метра в четыре, его прямо верёвками стянули - он упал, и нос отбился. Скульптор Меркулов в своё время наладил массовое производство «Сталиных» - у него на даче был целый комбинат. Они у него были всех размеров и все в одинаковой позе: та же самая распахнутая шинель, та же рука за бортом тужурки и рука сзади со свитком каких-то бумаг.


«Жертвы сталинских репрессий», Евгений Чубаров, 1990-е годы

Раздел называется «Вожди и жертвы», но жертвы стали здесь появляться позднее. Эту работу нам отдал Чубаров в конце 90-х. Колючая проволока, намордник, решётка, а за ней головы, бетон с опалубкой. Это ж вот такой символ шлюзов, каналов, строек советской власти, где зеков использовали.


постамент, 2007

Академик Сахаров здесь появился много позже, в 2007 году. Он сидит прямо напротив своего вождя, жертвой которого стал при жизни. Для памятника всегда самое главное - выбрать место. Скульптура Потоцкого изображает Сахарова - учёного и правозащитника и человека. Вот он сидит, прикованный к земле, а смотрит ввысь. Очень тонкая работа.

Лирическая часть

Рядом с экспозицией вождей и героев находится часть, которую можно назвать лирической. Здесь собраны очень разные работы; кому не нравится смотреть на вождей, приходят сюда, к скульптурам, которые больше вписываются в окружающую обстановку парка у воды.


«Библейские мотивы», Олег Гаркушенко, 1990-е

Это очень своеобразные работы: «Возвращение блудного сына», «Сошедшие в ад», «Слепой», «Другое сотворение мира». Для скульптора важно всё: он каждый год приходит убирать ржавчину, смотреть, чтобы расположение памятников не поменялось.


«Туфельки», Дмитрий Тугаринов, 1995

Это «Туфельки», которые очень любят все наши посетители. Они постоянно пытаются засунуть в туфли монетки, хотя я не слышал, чтобы была какая-то примета.


Сотников, Салават Щербаков, 1990-е

Это портрет Алексея Григорьевича Сотникова. Жалко, что его сейчас никто не помнит и не знает. Он работал на Дулевском заводе и был замечательным скульптором по фарфору. На нём очень много одежды, если вы приглядитесь - не одна рубашка. Он работал у печи, боялся сквозняков, поэтому и надевал жилеточки, поддёвочки, рубашечки.

Пушкинский дворик

История создания дворика такая: каждый год в «Музеоне» проходили симпозиумы скульпторов, их участники лепили из белого известняка, поэтому по всему парку разбросаны белые скульптуры. Чаще всего симпозиумы были объединены какой-то темой. Собственно, Пушкинский дворик собрал скульптуры, сделанные в 1999 году, когда отмечали 200-летие со дня рождения поэта. Хотя есть здесь и бронзовый памятник в тему.


«Время Александра Сергеевича», Владимир Буйначёв, 1999

Прелесть этого памятника в том, что он 1 метр 66 сантиметров в высоту - как сам Пушкин. То есть вы можете к нему подойти и узнать, насколько вы выше или ниже Александра Сергеевича.


«Сорок тысяч вёрст», Александр Смирнов-Панфилов, 1999

Необычная работа. Кибитка с Пушкиным и верстовой столб неподалёку.


«Крылатый ангел вдохновения», Игорь Корнеев, 1999

Выставка Владимира Буйначева

Выставка этого художника занимает несколько аллей, тут громадное количество его скульптур. Как они сюда попали и почему, спрашивать бессмысленно, говорит Дмитрий Евсеев, все эти двадцать лет руководство парка и скульпторы были одним «дружеским сообществом»: «Что нам нравилось - брали, что не нравилось - брали на всякий случай». Сейчас какие-то работы музей пытается вернуть, но не все соглашаются забрать.


«Ленин в авоське», Владимир Буйначев, 1990-е

Буйначев позволяет себе смелые вещи. Например, этот Ленин в авоське из проволоки. Он, наверное, символизирует багаж истории. Выкинуть его нельзя, так и несём с собой. Хотя что с ним делать - непонятно (это я сейчас не про скульптуру).


Без названия, Владимир Буйначев, 1990-е

Я не знаю, что означают эти скульптуры. Не спрашивайте.

Аллея любви и материнства

Здесь собраны скульптуры, которые имеют отношение к теме любви. Выставка относительно новая, все работники парка были в каком-то приподнятом настроении, когда её собирали, говорит Евсеев. Но почему-то она не пользуется популярностью и посетители сюда редко заглядывают. Хотя недавно здесь установили сцену, и скульптуры теперь стоят прямо между лавочками. Стоит сюда заглянуть хотя бы из-за одной скульптуры.


Дон Кихот, Николай Силис, 1990

Скульптор во времена социализма осмеливался говорить о том, что форма, а не содержание должна быть на первом месте. Посмотрите, какое у него удивительное пластическое решение Дон Кихота. Но вот здесь у него как-то и зрителей нет. Ну если бы он на главной аллее был, согласитесь, было бы очень выигрышно. Я надеюсь, что новые руководители «Музеона» этот вопрос решат.

Вера Трахтенберг

Главный хранитель «Музеона»

Уже в самое ближайшее время мы уберём из парка все симпозиумные скульптуры из белого известняка - они все будут собраны на одной площадке. Историческая экспозиция «Вожди и жертвы» не изменится, по крайней мере в ближайшее время. Дзержинский будет на своём месте как опорная точка музея. Будет проводиться масштабное озеленение, памятников в парке станет гораздо меньше. То есть не будет больше полян, заставленных 15–20 скульптурами, а будет одна точка на каждую территорию. Ещё организуем одну большую площадку, где будут собраны памятники со всего парка, ну а часть их отдадим владельцам. Очень многое, конечно, зависит от ландшафтных решений, которые разработал Евгений Асс. Будем от них отталкиваться и продумывать экспозицию.
































В 6-й части моих обзоров московских конных скульптур вошли, как совсем свежий, памятник маршалу Рокоссовскому, открытый к празднованию Дня Победы, так и два "малорослика-недомерки", авторские копии двух памятников, оригиналы которых (в полный рост) установлены в других местах. Один в Швейцарии, а второй в Пруссии Калининградской обл. Да и в полку "московских" св. Георгиев пополнение.

1. Памятник Маршалу К.К. Рокоссовскому

6 мая 2015 года в преддверии празднований, посвященных 70-летней годовщине Победы, в Москве открылся памятник полководцу Великой Отечественной войны, дважды Герою Советского Союза, маршалу Константину Константиновичу Рокоссовскому. Монумент установлен по адресу: бульв. Маршала Рокоссовского, между домами 11 и 12.

Инициатором возведения монумента маршалу Рокоссовскому выступило Российское военно-историческое общество. По замыслу скульптора А.И. Рукавишникова и архитекторов С.А. Шарова и М.В.Корси , полководец предстал перед зрителями в бронзе на коне. Таким его помнят участники парада 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве, которым он тогда командовал. Конкурс на художественное воплощение скульптуры был проведен в 2014 году. В апреле 2015 года была произведена установка памятника и благоустройство прилегающей территории.

Место установки памятника выбрано не случайно - бульвар носит имя полководца с 1969 года. А полгода назад было принято решение увековечить подвиг маршала Рокоссовского и в названии ближайшей станции метро - "Бульвар Рокоссовского".

Рокоссовский Константин Константинович (21.12.1896 - 03.08.1968), советский и польский военачальник, участник Первой мировой воины, участник Гражданской войны. В годы Великой Отечественной войны - командующий 1-м Белорусским фронтом, командующий 2-м Белорусским фронтом, Маршал Советского Союза. Дважды Герой Советского Союза. Командовал Парадом Победы в Москве 24 июня 1945 года. В послевоенные годы занимал высокие государственные посты в Польше и Советском Союзе.

Жил в Москве. Умер 3 августа 1968 года. Похоронен на Красной площади в Москве. Урна с его прахом установлена в Кремлевской стене.

Ранее монументов военачальнику в России не существовало. 2 мая 2015 г. был торжественно открыт памятник в Волгограде на берегу Волги, неподалеку от линии обороны советских войск, где Константин Рокоссовский командовал одним из фронтов в дни Сталинградской битвы.

2. Памятник Императрице Елизовете Петровне.

На территории Музея-заповедника "Коломенское" , рядом с восстановленным дворцом царя Алексея Михайловича, 16 мая 2013 г. была установлена уменьшенная авторская копия памятника Елизавете Петровне, сделанной для г.Балтийска. Автор скульптуры, известный российский скульптор, академик Российской академии художеств, народный художник России Георгий Вартанович Франгулян.

Императрица Елизавета I (Елизавета Петровна Романова) родилась в подмосковном селе Коломенском 18 (29) декабря 1709 года. День этот был торжественным: Петр I въезжал в Москву после победы в битве под Полтавой. Государь намеревался тотчас праздновать полтавскую викторию, но при вступлении в столицу его известили о рождении дочери. "Отложим празднество о победе и поспешим поздравить с восшествием в мир мою дочь", - сказал он. Петр нашел новорожденного младенца здоровым и на радостях устроил пир в честь дочери, а не военной победы, - известие о рождении дочери показалось ему важней.

Императрица изображена верхом на коне, смотрит на Европу, а рукой указывает на Россию. Елизавета Петровна была блестящей наездницей, очень любила верховую езду и даже парады принимала верхом. Именно поэтому Георгий Франгулян решил увековечить дочь Петра Великого, именно на коне.

Общеизвестно, что в молодости Елизавета садилась в седло в мужской военной форме, сшитой по ее мерке, а спустя годы сменила ее на особый наряд- платье полковника лейб-гвардии Преображенского полка, в так называемой «дамской униформе». При создании образа Елизаветы Петровны автор стремился достичь максимальной достоверности. Художественное впечатление от скульптуры подкрепляется точностью, с которой мастер воссоздал исторический контекст XVIII века.

3. Памятник «Суворов в Альпах»

Установлен в Парке Искусств "Музеон" на Крымском Валу в 2007 году.

Это авторская копия памятника, установленного в 1999 году в г. Элм, в Швейцарии, в честь 200 летия Швейцарского похода А.В.Суворова 1799 г. - перехода русских войск под командованием А. В. Суворова 10 (21) сентября - 27 сентября (8 октября) из Италии через Альпы в Швейцарию во время войны 2-й коалиции (Великобритания, Австрия, Россия, Турция, Королевство обеих Сицилий и др.) против Франции. Этот поход стал одним из самых выдающихся подвигов в истории государства.

Автор - скульптор Дмитрий Тугаринов . Это уменьшенная копия, к слову, самая маленькая работа в "Музеоне". В высоту (без учета постамента) достигает всего 80 сантиметров. Сделана из бронзы, на гранитном постаменте. Также, недалеко от Элма, вблизи Чёртова моста на перевале Сен-Готард установлен ещё один конный памятник А.В. Суворову, работы этого же скульптора.

4 . Памятник "Московским вокзалам"

В самом конце 2014 года, на площади, перед Рижским вокзалом, открыли памятник всем московским вокзалам. Памятник представляет из себя стилизованный крест с панно, на котором барельефом изображены все московские железнодорожные вокзалы (а всего их девять) расположенные вокруг Кремля.

На памятнике есть несколько интересных особенностей: здание Курского вокзала изображено в своём старом, не сохранившемся до настоящего времени виде. Он был полностью перестроен в начале 1970-х годов. Хотя, например, Савёловский вокзал, наоборот, показан таковым, каким он стал уже после реконструкции 1990-х - с надстроенным вторым этажом. Нижегородский же вокзал, существовавший в Москве с 1861 по конец 1950-х годов, на памятнике не представлен. Все изображения вокзалов наложены на современную карту города.

На вершине стилизованного креста фигура символа Москвы - св. Георгия Победоносца, восседающего на коне, убивающего змея. .

Эту скульптуру увидел в Музеоне, в Москве и вспомнил одну историю. Между прочим, тоже героическую. Про сандалии.
Как-то летом, приехали родственники. Родители решили отвезти их на Мамаев курган. В моем детстве родственников возили обычно в два места, - на дачу и Мамаев курган. Меня тоже было решено взять. Но сначала принарядили, - шортики, белые носки, пилотка. Умыли и стерли зеленку на коленках. В довершении к выходному наряду, мама достала праздничные, черные, лакированные сандалии и велела надеть. В этих сверкающих, импортных ботах я год назад танцевал на выпускном в детском саду и с тех пор они лежали в шкафу. На особый, какой-нибудь торжественный случай. В новенькой коробке. Ну вы в общем знаете как это бывает.
Я надел эти сандалии и с радостью спрыгнул со стула...
Крик еле удалось сдержать, а град слез, заменило частое моргание. Туфли жали. Свирепо и беспощадно. Они отнимали все ощущения жизни, кроме трагедии быть обутым в них. Я смотрел на блестящее чудо сверху и мне хотелось снять и радостно зашвырнуть их в окно.
Тут мама критически меня оглядела и с подозрением спросила:
- Жмут сандалии?
- Нет, нет! - я испугался, что меня не возьмут с собой и неистово замотал головой, - нет, нет.
В общем поехали. При входе на Мамаев курган, как водится сфотографировались. Хорошо помню эту фотографию в альбоме у родителей. У всех радужные, освещенные летним солнцем, счастливые лица и только один мальчик в пилотке, стоит и с ненавистью сморит на свои красивые сандалии...
Мамаев курган, на маленького, да и впрочем как и на большого человека, производит ошеломляющее впечатление. Я тут был уже не в первый раз, но все равно, сразу со входа, фундаментальность ансамбля захватывало мое воображение,
Я ходил озирался, рассматривал барельефы, огромные плиты под ногами, скульптуры. Все это было величественным, огромным и каким-то нечеловеческим. Это были мои Тадж Махал и египетские пирамиды, собор святого Петра и Колизей. Я не мог осознать, что это все сделано человеческими руками и разумом, и скорее поверил в творение богов и вечность этого монумента. Но вот сандалии...Они сводили меня с ума. Я уже готов был сдаться, снять их и поставить всем ультиматум и родителей в неудобное положение перед гостями.
Тут мама показала мне вот эту композицию и сказала, что она называется "Стоять насмерть". Я почему-то решил, что это про меня. И про мои сандалии.
"Насмерть!" -решил я.
В общем сандалии жали. Ноги подкашивались. Но я был скульптурой. Монументальной.
В зале Воинской славы, я немного отвлекся, - на стенах со списками погибших, я осторожно искал свою фамилию. Мне казалось, что найдя ее, я каким-то образом приобщусь к подвигу этих людей, стану частью человеческого величия. Но фамилии моей не было, я вздыхал и искал другие знакомые фамилии. Знакомых фамилий тоже было немного и мне оставалось только наслаждаться собственным героизмом борьбы с блестящими туфлями.
Высота 102, более известная как Мамаев курган постепенно превращалась и в мою личную битву. Битву со сверкающим, черным, импортным злом, с округлыми носами.
Мы еще достаточно долго ходили по мемориалу, поднимались к Родине - матери и спускались обратно. Отец рассказывал гостям, как он учась в автошколе, возил землю для строительства на этот курган, как тут все было изрыто следами войны и засыпано хлоркой, - от запахов человеческой смерти.
Все грустнели. А я шел на деревянных ногах, с каждым шагом представляя себя защитником Сталинграда, а лакированные сандалии, были моими немецко - фашистскими захватчиками.
Потом гости смеялись папиным рассказам, как его самого молодого, строители послали за водкой и он, дабы успеть в магазин до закрытия, поехал на грузовике вниз, прямо по ступенькам главной аллеи. Я тоже слушал эту историю, но его подвиг мне казался незначительным, по сравнению с тем героизмом, который происходил прямо у них под носом. А конкретно с мальчиком в чистых шортах, белой пилотке и чертовых, черных туфлях с блестящей застежкой.
Когда наконец поехали домой, я был практически в обмороке. Ноги онемели по самые коленки и казалось, что если я сниму сандалии, мир должен обязательно взорваться шумными аплодисментами и по небу должна сверкать огромная радуга.
Но сил не хватило. Поднимаясь по лестнице в квартиру, ноги отказали и я упал. Безвозвратно. Папа втащил меня на руках и положил на диван. Мама вскрикивала, что перегрели ребенка на солнце и бежала за мокрым полотенцем...
Когда сняли с меня сандалии, все замерли. Белые носки были в крови, ступни синего цвета, а мое лицо, - в цвет нарядной пилотки. Поняли все сразу. Ну почти все. Остался один вопрос, - Зачем? Его мне и задали, когда перебинтовывали ноги.
- Стоять насмерть! - ответил я и сделал героическое лицо.
Папа смеялся, мама вздыхала и выражала сомнение, что это ее ребенок.
Туфли выбрасывать конечно же не стали и они достались младшему брату, не те были времена, что бы разбрасываться лакированными, импортными вещами. А мне осталось знание, что тесные сандалии,- это даже подлее изюма с косточками... хотя это уже другая история.

Парк искусств Музеон – место очень интересное и, даже, можно сказать, уникальное.

Его «изюминка» — размещенные под открытым небом скульптуры, в том числе советского периода. Расположен парк почти в центре Москвы, около Центрального Дома Художников на Крымской набережной. Добраться до него совсем несложно.

Официальная дата основания Музеона – 24 января 1992 года, но первые статуи появились в этом месте в 1991 году, когда демонтировали большое количество памятников политическим деятелям советской эпохи. Многие из них разместили на набережной Москвы-реки за ЦДХ – так появился парк искусств под открытым небом. Постепенно коллекция пополнялась самыми разными произведениями. Всего в основном фонде более 1000 скульптур.

Памятник Дзержинскому работы Вучетича был демонтирован с Лубянки (тогда она называлась площадь Дзержинского) после путча 1991 года.

Рядом с Дзержинским – Свердлов, Калинин, Горький и Сталин.

Памятник Сталину был сделан еще при его жизни в 1938 году скульптором Меркуровым. Это – единственный уцелевший монумент, правда, с поврежденным носом, оставшийся после разрушения сталинских статуй во время хрущевской оттепели. Позади размещена инсталляция из каменных голов «Жертвы политических репрессий».

Конечно же, в исторической части много работ, посвященных Ленину.

Есть и Леонид Ильич:

Остальные экспонаты – самые разнообразные. Памятник дружбе народов:

Екатерина Вторая работы Бурганова.

Девушки с тонкой талией.



И упитанные.

Понравился Собирающий камни.

Много подобных работ:

Иногда не совсем понятных. Мужчина и женщина?

Скульптуры расположены на территории немного хаотично. Некоторые выстроены в ряд вдоль каштановой аллеи — как, например, вот эти бюсты:

Но, большинство — просто разбросаны по полянкам.

В дальнейшем руководство Музеона планирует упорядочить размещение экспонатов, реконструировать территорию, и разделить ее на две части – постоянную экспозицию и зону временных выставок.

С детьми лучше заходить в парк со стороны набережной. Здесь много мелких элементов ландшафтного дизайна: клумбочки, прудики, фонтанчики, альпийские горки. И, конечно, детские площадки.

Бравый дед Мазай и зайцы, играющие в «Титаник» около прудика:

Понравились деревянные лавочки-качели.

И вот такие уютные скамейки-беседки.

И, конечно, зелень. Я была в парке в мае – цвели сирень и каштаны.

При взгляде из парка в сторону набережной хорошо виден церетелиевский Петр Первый – он совсем рядом.

Все интересные работы и уголки парка я показать не могу, так что приезжайте в Музеон и посмотрите на них своими глазами.

В Музеоне есть концертные площадки, летний кинотеатр, кафе и экскурсионное бюро. Совсем недалеко, через улицу Крымский вал, находится

Как доехать до Парка искусств Музеон

На общественном транспорте: м. «Парк Культуры» или «Октябрьская», далее 5-10 минут пешком. В парк можно зайти со стороны ЦДХ, с Крымской набережной и с Мароновского переулка.

Адрес: ул.Крымский Вал, 10

Часы работы

Ежедневно, круглосуточно.

Вход на территорию – бесплатный.