Стройка, дизайн, ремонт

Селигман новая позитивная психология. Позитивная психология мартина селигмана спринт по легендарному бестселлеру. Жизнерадостные люди в трудных обстоятельствах

Мартин Селигман (родился в 1942 году) - американский психолог, основоположник позитивной психологии. Директор Центра позитивной психологии в Университете Пенсильвании, отец шестерых детей.

Сложность изложения

Целевая аудитория

Те, кто хочет понять, в чем смысл жизни и как по-настоящему стать счастливым.

Эту книгу можно считать манифестом позитивной психологии, которая направлена на изучение обстоятельств, черт характера и особенностей поведения людей, вызывающих позитивные чувства, которые приводят к духовному удовлетворению и подлинному человеческому счастью. Автор изучает положительные стороны человеческой психики на основе созданной им понятной и доступной методики.

Читаем вместе

Традиционная психология занималась, по сути, только вопросами психических расстройств человека, глубоко копнув в проблемы шизофрении, депрессий, алкоголизма. Но помощь врачей-психотерапевтов не меньше нужна и здоровым людям, которые хотят найти смысл жизни, а не только избавиться от недугов. Этим и призвана заниматься новая наука, изучающая позитивные чувства с целью развития положительных свойств характера и достижения счастливой жизни.

Чтобы «коэффициент счастья» был высоким, нужно учиться быть оптимистами. Автор смог прийти к следующим выводам:

1. Позитивная аффективность способна передаваться по наследству.

2. Положительно настроенные люди имеют более высокие интеллектуальные способности.

3. Веселым людям легче дается принятие важных решений, в отличие от меланхоликов. Им проще находить творческий подход и адаптироваться к новым условиям. Пессимисты же более аккуратны в выполнении регулярной работы, требующей критического подхода.

4. Оптимисты обладают повышенной физической активностью, стойким иммунитетом, они более игривы и живут дольше. Такие люди обожают работу, они трудолюбивы, нацелены на высокие доходы и карьерный рост.

5. Жизнерадостным людям не свойственно жаловаться, они более устойчивы к критическим ситуациям.

6. Оптимисты улыбчивы, общительны, любят делиться хорошим настроением и временем с окружающими, помогать им.

Автор полагает, что счастье включает в себя наследственность, жизненные обстоятельства и зависящие от нас факторы. Пока еще невозможно поменять соотношение оптимизма и пессимизма внутри каждого из нас, это передается по наследству. В то же время автор подчеркивает, что нет прямой взаимосвязи между деньгами и удовлетворенностью жизнью, а ее степень определяют внутренние факторы, позволяющие воспринимать прошлое, настоящее и будущее. Чтобы перестать копаться в прошлом, нужно научиться благодарить и прощать.

Что предлагает Селигман? Для начала стоит подробно вспомнить все, что произошло с нами, отбрасывая все эмоции и не жалея себя. Далее нужно поставить себя на место обидевшего нас человека, попытаться понять его мотивы и чувства, посочувствовать ему. Затем нужно искренне простить его, публично заявить об этом, изменить отношение к этому событию. И просто жить дальше со свободным сердцем.

Пессимисты и оптимисты по-разному воспринимают жизнь и отличаются набором параметров в отношении оценки неприятностей, удачи, везения, надежды. Для оптимиста все плохое - временно, радостное - универсально, удача используется легко, и точно так же легко переносятся неприятности. Для пессимиста все выглядит с точностью до наоборот.

Чтобы повысить уровень оптимизма, нужно описать реальность, сформулировать грустные мысли, расписать их результаты, привести разумные доводы, устроить энергетическую встряску.

Для снижения уровня пессимизма необходимо поискать доказательства пессимистических прогнозов внутри себя, выдвинуть альтернативы, понизить значимость последствий того или иного события, свести к минимуму напрасные негативные переживания.

Удовольствие всегда включает чувственный компонент, а позитивное настоящее еще добавляет духовное удовлетворение. Удовольствия приносят радость, но не являются источниками долгого счастья. Но их можно использовать как возможность сохранять остроту ощущений, смаковать приятные моменты, быть внимательнее к миру. Духовное удовлетворение же возникает при совпадении сосредоточенности, прозрачности цели, ощущения моментальной отдачи, погружения в деятельность без усилий, чувства контроля. Это состояние полного погружения в приятную деятельность называется «поток».

1. Духовному удовлетворению важно использование персональных добродетелей и достоинств.

Мудрость.

Мужество.

Гуманизм.

Справедливость.

Умеренность.

Духовность.

Во многих культурах существуют одинаковые достоинства, но нельзя утверждать, что они полностью универсальны, так как разные народы ценят разные качества. Позитивная психология включает комплекс тестов, помогающих выявить личные достоинства.

Счастливая жизнь начинается там, где совпадает удовлетворение от работы, семьи, досуга. Выбирая сферу деятельности, необходимо ориентироваться на персональные достоинства, даже механическая работа может выполняться творчески и приносить удовлетворение. Если происходит погружение в «поток» - значит, мы действительно нашли призвание и способны проявлять наши индивидуальные достоинства и таланты. Именно частотой погружения в «поток» будет обусловлен выбор работы в условиях процветающей экономики. Быть счастливым на работе означает найти внутренние достоинства, выбрать ту деятельность, где наиболее полно можно реализовать потенциал, применить лучшие навыки, создать такие же условия для подчиненных.

Любовь тоже не является некой сделкой, уникальные достоинства можно увидеть в любом человеке, бережно раскрывая и развивая их. Самыми счастливыми, согласно исследованиям автора, являются люди, состоящие в романтических или супружеских отношениях. У любви он выделяет три стиля: спокойный, избегающий и беспокойный. Первый нацелен на развитие чувства достоинства, второй - на сохранение дистанции, третий - на стремление привязать партнера. Очевидно, что самыми устойчивыми можно считать отношения с первым типом любви.

Для крепкого брака нужны знаки внимания, регулярные романтические свидания, признания в любви, взаимное одобрение, обоюдное общение. В счастливых отношениях партнеры полноценно реализуют индивидуальные достоинства, уважительно относясь к достоинствам друг друга и оптимистично глядя вперед.

Дети - всегда оптимисты, которые с радостью исследуют мир, приобретают новые навыки и эмоции, формируя тем самым «восходящую спираль», о которой писал Алекс Корб в книге . Для того чтобы сохранить позитивные эмоции у детей, родителям следует вместе играть, спать рядом, покупать игрушки, соответствующие возрасту ребенка, правильно употреблять слова «да» и «нет», использовать понятные ребенку похвалу и наказание, перед сном вспоминать самые приятные моменты ушедшего дня, уметь договариваться с позитивным подкреплением. Ребенок четко способен усвоить «язык семьи» и развить в себе соответствующие черты.

Жизнь каждого из нас становится осмысленной тогда, когда мы осознаем себя частью целого и следуем высокой цели.

Лучшая цитата

«То чувство, которое приносит нам использование индивидуальных добродетелей, и есть подлинное счастье».

Чему учит книга

Оптимизм всегда превалирует над пессимизмом, оптимистично настроенные люди дольше живут, более работоспособны, общительны, обладают творческим потенциалом.

Счастье начинается там, где рождаются позитивные чувства, проявляющиеся в добродетелях и достоинствах человека.

Чтобы счастье было продолжительным, нужно погрузиться в «поток». При этом цель должна быть достижимой и соответствовать возможностям, а дело - увлекать до полной концентрации на этом процессе.

Только жизнь, в которой есть смысл, может считаться счастливой, ведущей к высокой цели.

От редакции

На Западе позитивное мышление уже давно стало отдельной прибыльной отраслью. Сколько стоит работа тренера позитивного мышления, какие компании заказывают такие мероприятия для сотрудников и кто поднялся на вершину этой волны, читайте в расследовании французской газеты «Монд»: .

Счастливая жизнь начинается там, где совпадает удовлетворение от работы, семьи, досуга. Как выбрать ту деятельность, где наиболее полно можно реализовать потенциал и применить лучшие навыки? Психолог, НЛП-практик Алена Горожанкина предлагает пять способов определения своего предназначения: .

Возможно ли снизить уровень пессимизма, если обнаруженная у себя психологическая проблема никак не уходит? Почему у кого-то с первой же попытки получается начать активно менять свою реальность, а другому ничего не помогает? Ответы ищите в статье психолога и тренера Владимира Куца : .

Как повысить свой «коэффициент счастья» и развить у себя привычку мыслить позитивно? Начать можно с 45-дневного тест-драйва, а если понравится - продлить на всю жизнь. Подробности ищите в статье психолога, интернет-предпринимателя Александры Фоминой : .


Мартин Селигман Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни

Эту книгу я посвящаю своей жене, Манди Маккарти Селигман, чья любовь подарила мне счастье, о каком я не мог и мечтать.

Предисловие

Трансцендентность Без нас эта Вселенная проста, Подчинена тюремному порядку. Вращаются галактики по заданному кругу, И гаснут звезды в определенный час, Вороны поворачивают к югу, А стаи обезьян вступают в брачный гон. Но мы, кто миллионы лет назад Был создан по тому же образцу, - Мы знаем, в чем ошибка. И мы сумеем изменить себя И, руки протянув через решетки, Друг друга вызволить из плена. И пусть киты, питаясь мелкой рыбой, Заточены во глубине морей, Мы взбираемся на гребни волн И глядим вниз с облаков. Марвин Левин, из сборника

Последние полвека наука психология, по существу, занималась одной-единственной проблемой - психическими расстройствами человека. И надо сказать, достигла на этом пути немалых успехов. Нынешним психологам и психиатрам немало известно о депрессиях, шизофрении, алкоголизме. Мы сумели выяснить, почему эти болезни возникают и как развиваются, какие биохимические процессы происходят при этом в организме и какую роль в них играет наследственность. Найдены и способы лечения. По моим подсчетам, как минимум четырнадцать психических расстройств поддаются медикаментозному лечению и психотерапии, причем два из них излечиваются полностью.

Увы, этот замечательный прогресс достигнут дорогой ценой. Занимаясь исцелением больных, врачи-психотерапевты совсем забыли, что их помощь нужна и здоровым. Ведь люди хотят не только избавиться от недугов, им необходимо найти цель и смысл своей жизни. Если, подобно мне, по ночам вы размышляете о том, как, образно говоря, подняться с уровня плюс два до плюс семь, - вместо того, чтобы изыскивать способ от минус пяти доползти до минус трех и почувствовать себя хоть немного менее несчастным, - боюсь, традиционная психология вас разочарует. Пришло время создавать новую науку, изучающую позитивные чувства, чтобы помочь людям развить положительные свойства характера и достичь того, что Аристотель называл «благой жизнью».

В Декларации Независимости сказано, что каждый американец имеет право на счастье. На полках любого книжного магазина вы найдете сотни книг о способах самосовершенствования. Тем не менее, как свидетельствуют научные данные, современный человек не в силах сделать себя счастливее. Дело выглядит так, будто каждому из нас установлен некий предел, все заранее взвешено и рассчитано. Подобно тому, как сидящие на диете впоследствии вновь набирают вес, несчастливые люди лишь на короткий срок могут стать счастливыми, а счастливые недолго бывают несчастны.

К счастью, новые научные исследования свидетельствуют, что длительность «счастливых» периодов можно значительно увеличить. И здесь мы подходим к тому, чем занимается позитивная психология. Первая часть настоящей книги посвящена анализу положительных эмоций и способам их закрепления.

Распространенное убеждение, будто бы счастье мимолетно и неудержимо, - первое препятствие на пути к научным разработкам (и, конечно, практическим результатам) в этой области. Вторым и более серьезным препятствием является убежденность в том, что счастье и любые другие жизнеутверждающие настроения на самом деле обманчивы. Это распространенное заблуждение - насквозь прогнившая догма, в чем мой читатель, я надеюсь, вскоре убедится сам.

К разряду подобных прогнивших догм относится, к примеру, постулат о первородном грехе, который все еще находит сторон ников в нашем демократическом секуляризованном государстве. Элементы этой теории Фрейд привнес в психологию XX века, ухитрившись представить все высшие ценности цивилизации - включая мораль, науку, религию и технический прогресс - как результат искусственной защиты от проявлений детской сексуальности и агрессии. Мы пытаемся подавить эти проявления, якобы превращая их в энергию, которая и становится двигателем прогресса. Согласно Фрейду, я сижу за компьютером и пишу эти строки исключительно для того, чтобы подавить свое стремление насиловать и убивать, а также избавиться от других первобытных инстинктов. Однако фрейдистская философия, сколь бы странной она ни выглядела в подобном упрощенном изложении, очень популярна среди психологов и психиатров, которые по сей день заставляют пациентов копаться в прошлом, выискивая негативные события, способные повлиять на склад личности. Успехи Билла Гейтса последователи Фрейда объясняют ревностью к отцу, а гражданскую позицию принцессы Дианы - неприязнью к принцу Чарльзу и другим членам королевской семьи.

Текущая страница: 1 (всего у книги 29 страниц) [доступный отрывок для чтения: 17 страниц]

Мартин Селигман
Как научиться оптимизму. Измените взгляд на мир и свою жизнь

Выпускающий редактор С. Турко

Руководитель проекта А. Деркач

Корректор С. Мозалёва

Компьютерная верстка А. Абрамов

Художник обложки М. Борисов

© Martin E. P. Seligman, 1990, 1998, 2006

© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР», 2013

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес

* * *

Моей депрессии как не бывало… собратья-пессимисты, отправляйтесь покупать эту книгу.

Из рецензии в The New York Times Book Review

Доктор Селигман представляет оптимистичный подход к оптимизму, утверждая, что мы можем ему научиться, можем оценить его уровень, можем обучить ему других и стать более здоровыми и более счастливыми.

Эта система способна исправить самого убежденного пессимиста.

Philadelphia Daily News

Одна из важнейших книг нашего столетия, обязательна для прочтения всем, кто заинтересован в искреннем понимании людей и оказании им помощи.

В книге изложена программа, которая любому поможет преодолеть депрессию.

С оптимизмом глядя в будущее моей дочери Лары Катрины Селигман, посвящаю ей эту книгу

Да – это мир,

и в этом мире

да живут,

(искусно сплетены)

миры все остальные.

Э. Э. Каммингс

Позитивная психология из первых рук

Мартин Селигман – живой классик психологии. Еще полвека назад мировую известность ему принесли исследования феномена выученной беспомощности – пассивности перед лицом якобы неустранимых неприятностей. В ходе этих экспериментов, ныне описанных во всех учебниках, ученый пришел также к открытию феномена сознательного оптимизма – способности человека влиять на свое мышление и через него – на свое поведение. Закономерным итогом его исканий стала концепция так называемой позитивной психологии, которая, по Селигману, должна быть наукой о том, что в человеке хорошо и правильно, а не о том, что в нем ненормально и дурно. Соответственно и практическая психология должна перестать быть «починкой поломок», но сосредоточиться на стимулировании и поддержке духовного благополучия. Избранный в 1998 году президентом Американской психологической ассоциации (а такой чести удостаиваются лишь признанные светила) Селигман в своей инаугурационной речи озвучил программу новой психологии. Всего за пару последующих лет позитивная психология поднялась как на дрожжах, и ныне книги этого направления исчисляются десятками, если не сотнями. Но главными доныне остаются книги самого отца-основателя, которые если не по форме, то по содержанию представляют серьезные исследования феномена душевного благополучия и, соответственно, путей его обретения. В отличие от псевдооптимистического пустословия, плесенью размножившегося на теле позитивной психологии, автор не раздает банальных советов, не тешит читателя несбыточными мечтами, а серьезно и основательно разъясняет, из каких слагаемых складывается то душевное состояние, которое принято именовать счастьем (хотя научное и житейское толкование этого понятия не всегда совпадают). Книга, которую вы держите в руках, полезна прежде всего тем, что дает адекватное представление о позитивной психологии «из первых рук». Она также снабжает пускай и не безупречными, но несомненно полезными рекомендациями по налаживанию собственной жизни, если она вдруг не заладилась и не радует так, как хотелось бы. Не этого ли ждут от психологов? И не того ли мы желаем себе сами? С опорой на позицию признанного мастера эти желания исполнить легче.

Сергей Степанов, психолог, доцент МГППУ

Часть первая
Поиск

Глава 1
Два варианта отношения к жизни

Отец, стоя возле детской кроватки, с благоговением и любовью смотрит на свою спящую, только что привезенную из роддома дочь и восхищается ее красотой. Вот девочка открывает глаза и смотрит прямо перед собой. Надеясь привлечь внимание дочери, отец называет ее по имени, но она не глядит на него. Он трясет погремушкой, подвешенной над кроваткой – девочка не реагирует.

Взволнованный, он идет к жене и говорит, что их дочь, вероятно, не слышит, поскольку не обращает внимания на звуки.

«С девочкой все в порядке, я уверена», – отвечает жена. Подойдя к кроватке, она зовет дочку по имени, гремит погремушкой, хлопает в ладоши. Когда она берет ее на руки, девочка тотчас начинает двигаться, поворачивать голову и гулить.

«Ну точно, она глухая», – говорит отец.

«Вовсе нет, – не соглашается с ним мать. – Просто она еще очень маленькая. Не стоит делать поспешных выводов». Она берет с полки книгу о младенцах, находит нужный раздел и вслух читает: «Если новорожденный не реагирует на громкие звуки и не поворачивается к источнику шума, не стоит тревожиться. Должно пройти некоторое время, прежде чем у ребенка выработается соответствующий рефлекс. При необходимости вы можете обратиться к педиатру, чтобы проверить слух ребенка».

«Вот так! Теперь ты спокоен?» – спрашивает мать.

«Не совсем, – говорит отец. – В книге ничего не сказано о возможных проблемах со слухом. А наш ребенок, очевидно, не слышит нас. Меня это пугает. Мой дед был глухой, вдруг это наследственное?».

«Не спеши с диагнозом, – говорит жена. – Почему ты думаешь, что все так плохо? В понедельник покажем ее доктору. А пока успокойся и не бери в голову».

Весь уик-энд отец не думает ни о чем другом. Он не может заставить себя сосредоточиться на подготовке к новой рабочей неделе. Он жалуется жене, что их дочь глуха, а его жизнь кончена. Образы, которые рисует его воображение, один хуже другого: она не слышит, у нее не развиваются речевые способности, она не может приспособиться к жизни, оказывается изолированной от общества. К воскресному вечеру он уже в полном отчаянии.

В то же время мать, записавшись на прием к педиатру на утро понедельника, проводит выходные за занятиями спортом и чтением. Время от времени она пытается успокоить и подбодрить мужа.

Результаты педиатрического обследования оказались положительными, однако настроение отца не изменилось. Ему стало лучше лишь неделю спустя, когда он заметил, что девочка вздрогнула от громкого хлопка в глушителе проезжавшего рядом грузовика. После этого отец успокоился и смог снова восхищаться своей дочерью.

Эти родители демонстрируют два разных отношения к жизни. Он в любой ситуации (налоговая проверка, семейная ссора, конфликт на работе) ожидает наихудшего развития событий: суда, развода, увольнения. Для него типичны приступы депрессии и продолжительной апатии, а также проблемы со здоровьем. Она, напротив, спокойно относится к проблемным ситуациям, считает их временными препятствиями, которые можно преодолеть, для нее это своего рода испытания, через которые она должна пройти. После разрешения ситуации она быстро восстанавливается и способна двигаться дальше. У нее крепкое здоровье.

Изучению этих двух типов людей – оптимистов и пессимистов – я посвятил 25 лет. Для пессимистов характерна прежде всего убежденность в том, что их вечно будут сопровождать неудачи, которые загубят все, за что бы они ни взялись, что в своих бедах виноваты они сами. В результате они легче сдаются и быстрее опускают руки, чаще впадают в депрессию. Оптимисты, в свою очередь, легче переносят жизненные неурядицы, спокойней относятся к неудачам, которые, по их мнению, носят временный характер. Вину за случившееся возлагают не на себя, а на обстоятельства или на других людей. Неприятности и неудачи не способны сломить их, выбить из колеи. Любая проблемная ситуация представляет для них испытание, через которое они проходят, собрав все свои силы. Оптимисты чаще добиваются успехов в учебе, на работе и в спорте. При приеме на работу на конкурсной основе предпочтение чаще отдается оптимистам, чем пессимистам. Кроме того, их отличает более крепкое здоровье. Принято считать, что они живут дольше.

Исследования показывают, что среди людей удивительно высок процент убежденных пессимистов. Кроме того, еще большее количество людей обладают склонностью к пессимизму. При этом не все знают, что они относятся к этой категории людей, поскольку определить, пессимист ли вы, непросто. Точно установить признаки пессимизма у человека могут специальные тесты.

Иногда пессимизм настолько очевиден, так глубоко укоренен в человеке, что кажется неотъемлемой чертой его характера. Однако я обнаружил, что от этой черты можно избавиться. Пессимиста можно научить быть оптимистом, причем не легкомысленными приемчиками, вроде насвистывания веселой мелодии или бормотания банальностей («с каждым днем я становлюсь все совершеннее»), которые могут дать лишь временный эффект, а путем сознательного обретения новых навыков. Надо отметить, что методы, о которых я говорю – это не изобретения самоучек или журналистов из популярных СМИ, они разработаны профессиональными психологами и психиатрами в лабораторных и клинических условиях и прошли тщательную проверку и апробацию.

Эта книга поможет вам определить, насколько вы или ваши близкие склонны к пессимизму (если вообще склонны), а также познакомит вас с методом, который помог уже тысячам людей избавиться от хронической склонности к пессимизму и депрессии, которая является ее логическим продолжением. Она позволит вам увидеть собственные недостатки в новом свете.

Нейтральная земля

В основе пессимизма лежит беспомощность. Беспомощность – это состояние, при котором любые ваши действия не способны повлиять на происходящее. Например, если я предложу вам тысячу долларов за то, чтобы вы открыли книгу на конкретной странице, думаю, вы легко с этим справитесь. Если же я пообещаю вам тысячу, при условии, что вы сможете произвольно сузить свой зрачок, то, несмотря на ваше согласие, это никак не отразится на результате. Здесь вы бессильны. Если с перелистыванием страниц вы способны справиться, то изменить величину зрачка вам не дано.

Человек начинает свою жизнь в состоянии полной беспомощности. Новорожденный представляет собой совокупность рефлексов и не способен сделать ничего, выходящего за их рамки. Его крик – не более чем рефлекторная реакция на боль и дискомфорт, и если мать, услышав его крик, подходит к нему, это не значит, что он управляет поведением матери. По сути, новорожденный способен контролировать только один комплекс мышц, – это мышцы, связанные с процессом сосания. Состояние беспомощности в последние годы жизни человека часто возвращается. В этот период мы можем утратить способность ходить, можем разучиться управлять своим кишечником и мочевым пузырем, можем начать забывать нужные слова или вообще потерять речь и способность управлять своими мыслями.

Продолжительный отрезок времени между младенчеством и последними годами жизни посвящен преодолению беспомощности и обретению контроля над собой. Контроль в данном случае подразумевает способность добиваться изменений путем волевых, сознательных усилий и является противоположностью беспомощности. Через несколько месяцев после рождения ребенок постепенно обретает сознательный контроль над движениями конечностей, хаотичное размахивание руками сменяется направленными попытками дотянуться, коснуться, взять. Позднее контроль распространяется на крик и плач; к неудовольствию родителей ребенок научается плачем добиваться прихода матери. Этим новым навыком он пользуется до тех пор, пока эта стратегия не перестает срабатывать. Конец первого года жизни ребенка знаменуется двумя крупнейшими достижениями в сфере овладения контролем над собой: он начинает ходить и произносит свои первые слова. Если все идет нормально и возрастающие физические и психологические потребности ребенка удовлетворяются хотя бы в минимальной степени, то в течение последующих лет степень беспомощность снижается, а самоконтроль возрастает.

Многие аспекты жизни не поддаются нашему контролю: мы не можем изменить врожденные черты, например цвет глаз, или повлиять на климатические условия, но существует обширная «нейтральная» территория, над которой мы способны установить личный контроль или делегировать его другим людям или судьбе. Это те аспекты существования, в которых мы, как правило, располагаем некоторой свободой выбора.

В соответствии с нашим отношением к этим граням жизни мы можем значительно усилить или ослабить степень своего влияния на них. Наши мысли, с одной стороны, являются реакцией на происходящее, а с другой – влияют на наши последующие действия. Например, если мы считаем, что не можем повлиять на судьбу своих детей, то, скорее всего, не будем ничего предпринимать для этого. Сама мысль «что бы я ни делал, это ничего не изменит» становится препятствием для активных действий. И мы поручаем своих детей их ровесникам, педагогам и просто обстоятельствам. Если мы считаем себя беспомощными в этом вопросе, то контроль переходит в руки других сил, которые и формируют будущее наших детей.

Как мы увидим далее в этой книге, умеренный пессимизм в определенной степени и при определенных условиях может быть полезен. Однако мой двадцатипятилетний исследовательский опыт убедительно показывает: если мы, как все пессимисты, убеждены, что сами несем ответственность за свое невезение, что оно будет сопровождать нас вечно и препятствовать любым нашим начинаниям, то нам придется столкнуться с бо́льшими неприятностями, чем в том случае, если бы мы верили в обратное. Кроме того, приверженность таким убеждениям делает нас уязвимыми для депрессии, мы теряем свой творческий потенциал и в определенной степени – физическое здоровье. Таким образом, пессимистичные прогнозы начинают осуществляться!

Хорошей иллюстрацией сказанного может быть история одной девушки, студентки университета, в котором я некогда преподавал. В течение трех лет ее научный руководитель, профессор английской литературы, относился к ней крайне внимательно. Благодаря его поддержке и высоким оценкам ей удалось получить стипендию для годичного курса обучения в Оксфорде. По возвращении из Англии оказалось, что она утратила интерес к Диккенсу, на творчестве которого специализировался ее руководитель, и заинтересовалась работами более ранних английских романистов, в частности – Джейн Остин, на творчестве которой специализировался один из его коллег. Руководитель попытался убедить ее написать дипломную работу по Диккенсу, но потом уступил ее намерению посвятить работу творчеству Остин и даже согласился остаться ее консультантом.

За три дня до защиты ее бывший руководитель обратился в экзаменационную комиссию с заявлением, где обвинял девушку в плагиате, который он обнаружил в ее работе. По его словам, она привела несколько утверждений относительно раннего периода Джейн Остин, не указав два научных источника, и присвоив, таким образом, их авторство себе. Плагиат – один из самых серьезных проступков в академической среде, так что подобное обвинение поставило под угрозу будущее этой женщины. Под вопросом оказалось даже получение диплома об окончании университета.

Проанализировав те утверждения в тексте, которые, по словам профессора, не имели ссылок на первоисточники, она обнаружила, что источник у них один – сам профессор. Ставшую предметом спора информацию она получила от него во время личной беседы, когда он высказывал свое мнение по рассматриваемому вопросу, не упоминая при этом какие-либо печатные работы. По сути, девушка оказалась жертвой ревности наставника, потерявшего ученицу.

Многие в подобной ситуации учинили бы скандал, но только не Элизабет. Верх взял ее привычный пессимистичный взгляд. Она не сомневалась, что члены комиссии сочтут ее виноватой и ей ни при каких обстоятельствах не удастся переубедить их. Мнение профессора в глазах комиссии перевесит любые ее аргументы. Так что вместо того чтобы попытаться отстоять свою правоту, она опустила руки и замкнулась в себе, представляя свое положение исключительно в невыгодном свете. Она считала, что сама во всем виновата. И не важно, что профессор сам, возможно, позаимствовал у кого-то эти идеи. Главное, что она не сослалась на него, и, стало быть, «украла» их. Она сама поверила в собственную непорядочность.

Кажется невероятным, что при всей очевидной невиновности она была готова взять вину на себя. Однако исследования показывают, что в глазах пессимистично настроенных людей неприятности часто превращаются в катастрофы. При этом их фактическая невиновность легко превращается в вину. Вспомнив некоторые факты из своего прошлого, Элизабет убедила себя в том, что она склонна к обману и мошенничеству. Вот и при написании своей работы она тоже «смошенничала», поэтому молча согласилась с решением экзаменационной комиссии, отказавшей ей в выдаче диплома.

В этой истории не было счастливого конца. Планы девушки на будущее рухнули, жизнь не удалась. Следующие десять лет она работала продавцом. Ее ничего не интересовало, она ни к чему не стремилась. Она даже перестала читать книги. Она все еще расплачивается за свое мнимое преступление.

Но это было не преступление! Это была простая человеческая слабость: привычный пессимистичный образ мыслей. Если бы она сказала себе: «Да ведь это махинация! Ревнивый подонок просто решил отыграться на мне!», то решила бы, что необходимо защитить себя, и рассказала бы комиссии все, что с ней произошло. Тогда, вероятно, выяснилось бы, что профессор был уволен с предыдущего места работы за точно такую же аферу. Она могла бы закончить обучение с отличием, если бы могла иначе воспринимать и осмыслять негативные события в своей жизни.

Образ мышления – это не то, что дается нам раз и навсегда. Как мы знаем из психологии, человек может выбирать стратегию мышления.

Психологическая наука не всегда интересовалась индивидуальными стилями мышления, индивидуальным человеческим поведением и вообще индивидом как таковым. Совсем наоборот. Двадцать пять лет назад, когда я был аспирантом факультета психологии, человек считался продуктом окружающей среды. Поведение индивида объяснялось преимущественно внутренними влечениями, которые «подталкивают» изнутри, или внешними событиями, которые диктуют ему свои условия. Детали этих механизмов варьировались от теории к теории, но в целом все придерживались подобного подхода. Фрейдисты полагали, что поведением взрослых управляют нерешенные конфликты раннего детства. Последователи Б. Ф. Скиннера считали, что усваиваются те модели поведения, которые подкрепляются извне. По мнению этологов1
Этология – наука о поведении живых организмов, в том числе человека. В отличие от других научных дисциплин изучает врожденное, генетически обусловленное поведение в естественных, а не лабораторных условиях. – Прим. пер .

Поведение состоит из постоянных, устойчивых схем действий, детерминированных нашими генами, а с точки зрения необихевиористов, последователей Кларка Халла, к действию нас побуждает необходимость редуцировать драйвы2
К. Халл был сторонником гипотезы редукции драйва, согласно которой цель любого мотивированного поведения заключается в снижении (т. е. редукции) состояния влечения (побуждения, драйва), сопровождаемого напряжением. – Прим. пер .

И удовлетворять биологические потребности.

Примерно с середины 1960-х годов доминирующие модели объяснений начинают радикально изменяться. Окружающая среда все меньше и меньше признается важным фактором, мотивирующим поведение человека. С опорой на четыре научные теории формируется точка зрения, согласно которой поведение человека направляется скорее изнутри, чем извне.

Ноам Хомский, подвергший в 1959 году разрушительной критике основополагающую работу Б. Ф. Скиннера Verbal Behavior , утверждает, что язык в частности и человеческое поведение в целом не являются результатом усиления возникших в прошлом речевых привычек путем подкрепления. Сущность языка выражена в его конструктивной, генеративной функции. Фразы, которые вы не произносили и не слышали никогда прежде (например: «Пурпурный ядозуб сидит у тебя на коленях»), тем не менее могут быть поняты мгновенно.

Жан Пиаже, выдающийся швейцарский психолог, изучавший, как развиваются дети, убедительно показал, что развивающееся сознание ребенка может быть предметом научного исследования.

Ульрик Найссер, опубликовавший в 1967 году работу Cognitive Psychology , смог заинтересовать новым подходом многих экспериментальных психологов, разочаровавшихся в догмах бихевиоризма. В когнитивной психологии утверждается, что функционирование человеческого сознания может быть измерено, а его результаты изучены путем компьютерного моделирования.

Психологи-бихевиористы обнаружили, что объяснение поведения животных и человека посредством драйвов и потребностей оказывается неадекватным, и начали использовать познавательные процессы индивида – мышление – для объяснения сложных форм поведения.

Так, основные психологические теории в конце 1960-х годов сместили фокус с изучения влияния окружающей среды в сторону индивидуальных ожиданий, предпочтений, выбора, решения, контроля и беспомощности.

Это фундаментальное изменение в сфере психологии тесно связано с важнейшими изменениями в человеческой психике. Впервые в истории благодаря технике и технологиям, массовому производству и распределению, а также ряду других причин большое количество людей получило возможность осуществлять выбор и, соответственно, контролировать свою жизнь. Не в последнюю очередь эта возможность выбора относится к нашим привычным способам мышления. Люди с одобрением приняли возможность такого контроля. Сегодня мы принадлежим к обществу, предоставляющему своим членам возможности, которых они прежде никогда не имели, обществу, которое со всей серьезностью относится к радостям и бедам отдельных индивидов, которое возвеличивает индивидуальность и считает личную реализацию законной целью, почти священным правом.

POSITIVE PSYCHOLOGY

WHAT MAKES US HAPPY, OPTIMISTIC AND MOTIVATED

Издательство выражает благодарность Гули Базаровой за помощь в научном редактировании книги.

© Pearson Education Limited, 2011

© Студия Арт. Лебедева, дизайн обложки, 2012

Предисловие к русскому изданию

В ситуации неопределенности у каждого из нас закономерно возрастает тревожность, а неизвестность способна вызвать сильнейший стресс. Ощущение собственной ничтожности – верный путь к покорности. Но и это не спасает от одиночества и осознания фатальной обреченности. А разве человек рожден не для счастья? Разве современные вызовы способны помешать стремлению человека к обретению уверенности в себе? Попыток ответить на эти вопросы – множество. Они слышны в призывах к позитивному мышлению, развитию эмоционального интеллекта, доброте. Однако мало кто отвечает на главный вопрос. Как именно достичь состояния гармонии, благополучия, счастья? Ценность данной книги состоит не в предоставлении законченных ответов, а в конкретных вопросах, которые необходимо задать именно себе. Только отвечая на них откровенно, можно действительно изменить восприятие самого себя, оценить свое место в жизни и понять свое собственное ощущение счастья.

Фундаментальные установки позитивной психологии призваны обратить внимание на то истинное, что дано каждому человеку. А это, безусловно, его сильные стороны. «Способен тот, кто считает себя способным», – писал Вергилий. Важно в суете и растрепанности повседневности обнаружить то, что есть в каждом из нас, – таланты, энергию добра и любви, желание быть полезным другому. А это и есть подлинный смысл и настоящая радость человеческой жизни.

«Что лучше развивать в себе – слабые или сильные стороны?» – этот вопрос не раз возникал у каждого из читателей. Прочитав эту книгу, каждый сможет обнаружить свой собственный ответ. Я лично убедился в том, что стратегия саморазвития путем инвестирования в сильные стороны собственной личности не лишена не только изящества и парадоксальности, но и созидающего прагматизма.

Приятного вам чтения, и пусть у каждого из вас возникнет не только желание быть счастливым, но и непреклонная «воля к счастью».

Тахир Базаров,

доктор психологических наук,

профессор МГУ им. М. В. Ломоносова,

научный руководитель Института практической психологии Высшей школы экономики

Глава 1
Зачем нужна позитивная психология

«Вероятно, в мире нет ничего, что так часто осуждают и так плохо понимают, как умение жить счастливо».

Сенека (ок. 4 до н. э. – 65 н. э.)

Позитивная психология изучает то, что эффективно. Это все аспекты жизни, мышления и поведения, от которых зависит наше благополучие. Позитивная психология, основываясь на научных исследованиях, показывает, какие качества и навыки наиболее важны для самореализации, сохранения здоровья и процветания. Необходимо не только стать «более позитивным», но и раскрыть свои самые лучшие стороны. Это также помогает обогатить все сферы своей жизни.

Наиболее любопытные и актуальные результаты исследований указывают на удивительную эффективность таких качеств, как доброта, благодарность, позитивное мышление, щедрость, умение выбирать и общительность.

Позитивная психология подробно рассматривает многочисленные факторы, влияющие на самореализацию и раскрытие потенциала. Сторонники позитивной психологии говорят о процветании и успехе.

Позитивная психология отвечает на следующие вопросы:

Что вам необходимо, чтобы чувствовать мотивацию?

Почему настоящий оптимизм не ограничивается лишь умением видеть хорошую сторону?

Как прожить долгую жизнь и поменьше болеть?

Насколько важны и качественны ваши отношения?

Почему вам нравятся разнообразие и испытания?

Почему следует ценить то, что имеешь?

Почему важно принимать себя таким, каков ты есть?

Почему важно иметь цель и смысл жизни?

Почему осознание собственных преимуществ и умение использовать их важно для вашего счастья?

Как добиться счастья и удовлетворения в жизни?

Исследования показали, что деньги не делают нас счастливыми. Если мы в состоянии оплачивать счета, наше удовлетворение жизнью от этого не повышается; по сути, чем заработок выше определенного уровня, тем меньше счастья.

При этом если вы благодарны за то, что имеете, и даже жертвуете деньги на те или иные цели, это действительно может принести вам счастье!

ПРИМЕР

Недавние исследования показали, что если дать людям деньги, то счастливее окажутся те, которых обяжут пожертвовать их, чем те, кому разрешат их тратить по своему усмотрению.

История вопроса

Наука психология, хотя и была изначально призвана заниматься исследованием человеческого разума, со временем сосредоточилась в основном на выявлении и исправлении того, что считается нарушением и отклонением от нормы. «Позитивная» психология – это возврат психологии к ее корням, то есть исследование мышления, ориентированного на процветание и преуспеяние.

Изучение и осмысление принципов достижения счастья – не ново в психологии. Львиная доля гуманистической психологии опирается на достижения Гордона Олпорта, Абрахама Маслоу и Карла Роджерса. Недавняя популярность когнитивной поведенческой терапии и развитие за последние 25 лет такого направления, как коучинг и нейролингвистическое программирование, стали примерами практического применения некоторых областей позитивной психологии. Многие принципы, присущие коучингу и практике саморазвитии, – такие, как благодарность, переосмысление, визуализация, постановка значимых и достижимых целей, внимательность, изменение мышления и использование сильных сторон, – опираются на достижения психологии и философии.

Позитивная психология как отдельное, новое направление ставит перед собой определенную цель. Она объединяет социологию, антропологию, клиническую психологию, генетику, биологию, гуманистическую психологию, философию на основе здравого смысла. Впервые стали проводиться общие научные исследования, направленные на выявление всех факторов, влияющих на процветание человека – на индивидуальном и культурном уровне.

Книжные магазины завалены литературой, обещающей сделать нас счастливее. В основном за этими «трудами» стоит только реклама, а не серьезные исследования. Позитивная психология накапливает факты, подтверждающие эффективность конкретных методов и принципов поведения, которые действительно улучшают жизнь. В рамках этой новой концепции впервые объединились все области изучения возможностей человеческого процветания.

Результаты исследований показывают, что зачастую стратегии, которые используют психически здоровые люди для дальнейшего саморазвития, противоречат многим популярным подходам, которым отдают предпочтение профессионалы в области психологического здоровья и благополучия. То, что эффективно для людей с теми или иными психологическими отклонениями (а именно этим в основном занимается психология в последние годы), отличается от принципов, которым следуют обычные и необычные люди, сталкиваясь с позитивными и негативными сторонами жизни. Стратегии и убеждения здоровых людей намного ближе к ключевым принципам позитивной психологии.

Достижения позитивной психологии используют юристы, преподаватели, работники здравоохранения, деловое сообщество, общественный сектор и т. д. Нет такой области деятельности, которая не могла бы извлечь пользу из изучения принципов человеческого процветания.

Как возникла позитивная психология

Позитивная психология зародилась на одном из пляжей Нью-Мексико. Именно здесь случайно встретились доктор Мартин Селигман и Михали Чиксентмихай: доктор спас Михали, который чуть не утонул в море. После этой необычной встречи они обнаружили, что работают в одном и том же направлении: оба занимались изучением основных компонентов здоровой, процветающей жизни. Чиксентмихай работал над концепцией «потока», а Селигман изучал проблему беспомощности людей, чтобы лучше понять тех, кому удается преодолевать трудности. Так родилась новая научная дисциплина – позитивная психология, основанная на многих других направлениях в психологии.

Перечислим ключевые концепции позитивной психологии:

Оптимизм;

Упор на сильные стороны;

Субъективное, личное благополучие;

Психологическое благополучие;

Счастье;

Благодарность;

Временная перспектива;

Позитивные эмоции;

Эмоциональный интеллект;

Достижение цели;

Принятие себя таким, каков ты есть, и самоуважение;

Надежда;

Стойкость;

Смысл жизни;

Мудрость;

Духовная практика.

В этой книге мы рассмотрим все эти концепции в доступной форме с учетом их практического применения. Прежде чем начать, важно уточнить, что мы понимаем под благополучием и как измерить его, а также вкратце рассказать о результатах исследований и взглянуть на важнейшую грань позитивной психологии – выбор.

Условия счастья и благополучия

Благополучие в целом – намного более широкое понятие, чем счастье, хотя люди часто подразумевают под этим именно счастье. Счастье, благополучие и «удовлетворенность жизнью» переплетаются в попытке описать «функционирующую», эффективную жизнь. «Субъективное» благополучие – наиболее удачный термин, относящийся и к когнитивным, и к эмоциональным критериям «счастья» и благополучия, – это важнейший критерий измерения позитивных эмоций.

Как измерить счастье и благополучие

Позитивная психология измеряет все, что воздействует на качество жизни, здоровье и долголетие. От чувства юмора до умения решать проблемы и стойко переносить трудности. По сути, существуют сотни критериев оценки и множество способов, позволяющих обосновывать и сравнивать данные исследований, даже используя прошлый опыт человека. Все исследования, направленные на измерение и оценку того, что влияет на наше счастье и благополучие, применимы в позитивной психологии. Позитивная психология – итог этих многочисленных исследований, анализирующих то, как мы реагируем на те или иные ситуации и какие качества и факторы влияют на наш выбор.

ПРИМЕР

Позитивный психолог Эд Динер провел обширное исследование, сопоставив результаты работы, более миллиона человек из 45 стран, и изучил все измерения уровня счастья и удовлетворенности жизнью. Он выяснил, что средний уровень счастья по шкале от 0 до 10 составляет 6,75.

Самый авторитетный и популярный метод быстрого определения оценки субъективного благополучия – это «Шкала удовлетворенности жизнью» (Diener et al., 1985 ), состоящая из пяти утверждений (см. ниже). Кстати, вы можете прямо сейчас оценить свою удовлетворенность, опираясь на следующее:


1. В целом моя жизнь близка к идеалу.

2. У меня превосходные жизненные условия.

3. Я удовлетворен своей жизнью.

4. У меня есть самое важное, что нужно в жизни.

5. Если бы я мог прожить жизнь заново, то почти ничего не стал бы менять.

Суммируйте цифры, которые вы отметили по пяти утверждениям.

31–35. В высшей степени удовлетворен.

26–30. Удовлетворен.

21–25. Удовлетворен в незначительной степени.

20. Средний результат.

15–19. Неудовлетворен в незначительной степени.

10–14. Неудовлетворен.

5–9. Крайне неудовлетворен.

О чем говорят исследования

Результаты исследований показали, что в основном именно наши гены определяют, насколько мы счастливы в жизни. Мы обладаем врожденной способностью к счастью, и у некоторых счастливчиков она больше, чем у остальных. Однако на это можно повлиять. Прочитав эту книгу, вы узнаете, что делают самые счастливые люди и как позитивная психология может помочь вам выработать определенное отношение к жизни, раскрывающее гораздо больше возможностей для радости и счастья.

Счастье лежит в основе процветания, потому что это универсальный термин для описания радости и позитивных эмоций, без которых благополучие просто невозможно. Однако следует помнить, что счастье – сопутствующий «продукт»; оно ускользает от нас, если мы слишком активно начинаем заниматься его поисками или если постоянно анализируем, насколько счастливы. А ведь есть множество разных видов «счастья».

Все взаимосвязано

Единственного верного пути к процветанию не существует. По сути, исследования показывают, насколько взаимосвязано все, что мы делаем и о чем думаем. Но есть одна проблема: поскольку на наше благополучие влияет так много факторов, мы можем часть из них проигнорировать, если один окажется эффективным.

Практически во всех случаях счастье и благополучие предполагают связь между разумом, эмоциями, телом и «душой». По мере того как мы повышаем благополучие в одной из сфер своей жизни, то же самое происходит и в других.

Эта взаимосвязь – нечто потрясающее, потому что каждый из нас может начать с того, что ему больше нравится. Приведем несколько примеров связей:

Тренировки воздействуют на физическое состояние, а также на разум и эмоции;

Радость влияет на наши мысли и на здоровье;

Эмоции стимулируют различные мыслительные способности;

Мысли влияют на чувства;

Приобретение новых навыков влияет и на эмоции, и на умственное развитие;

Те, кому удалось выжить в Освенциме, обладали, скорее всего, не физической, а психологической стойкостью;

Духовное благополучие влияет на физическое;

Если задействовать физический, эмоциональный, умственный и духовный уровни ради достижения одной цели, это повлияет на развитие нашей личности.

УПРАЖНЕНИЕ

Попробуйте сделать небольшое упражнение. Постарайтесь НЕ думать о кусочке вкуснейшего лимонного пирога. В течение двух минут не думайте о том, как он тает у вас во рту. Получается?

Разум может сыграть с нами злую шутку: если мы знаем, что не должны думать о чем-то, то попадаем в петлю обратной связи, которая усиливает запретный образ вместо его ослабления. Вы смогли не думать о лимонном пироге или у вас слюнки потекли? Когда мы размышляем о чем-то негативном или хотим прекратить заниматься чем-то, что создает слишком много трудностей (например, обжорство или курение), или даже когда нам просто грустно и надо избавиться от этого чувства, мы сами себе устраиваем такую ловушку – петлю обратной связи.

Очень тяжело преодолеть сильные эмоции, которые способны возобладать над нашими мыслями; однако, как ни странно, именно эти мысли, возможно, и вызвали такие эмоции. Если стараться не думать о том, что вызывает негативные чувства, это может еще больше усилить подобные мысли и чувства, как показывает пример с лимонным пирогом.

Позитивная психология помогает понять, как стимулировать позитивное мышление и позитивные чувства – так, чтобы это не превратилось в борьбу. Бороться и пытаться преодолеть слабости и страхи или даже представлять себе, что мы никогда больше не почувствуем негативные эмоции или злость, – это путь к еще большему негативу.

Знание своих сильных сторон и умение использовать эмоции в позитивном ключе позволяют радоваться жизни и тому, чем вы занимаетесь, – в краткосрочном и долгосрочном периодах. Мы сможем жить более полноценной жизнью, принимая и «хорошее» и «плохое».

Значение выбора

Все, что становится предметом изучения позитивной психологии, связано с нашим образом жизни и, главное, с тем, как мы выбираем образ жизни.

Далее приводится несколько примеров того, как мы выбираем свой опыт и благополучие; это одни из тех факторов, которые влияют на то, как и почему мы делаем тот или иной выбор и, по сути, как мы мыслим и чувствуем. Все эти факторы – часть вашей сложной, многосторонней личности, и только вы можете изменить или усилить то, что влияет на ваш выбор.

1. В чем вы нуждаетесь и что цените. Вы выбираете то, что вам нужно. Ваши основные потребности носят абсолютно индивидуальный характер; это то, что имеет для вас наибольшее значение, что вы цените.

2. Ответная реакция. Вы выбираете, как вам реагировать на поведение других людей и на внешние обстоятельства. Чужое поведение влияет на ваш выбор.

3. Чтобы не выделяться на фоне группы. Вы делаете выбор, потому что так диктует общество. Вы делаете то, что должны делать, согласно мнению окружающих. Вы выбираете культурные и социальные нормы поведения.

4. Сохраняя независимость. Вы выбираете свободно, без каких-либо ограничений. Вы выбираете новое, яркое, волнующее и иногда сомнительное – так как это доставляет сиюминутное наслаждение.

5. Руководствуясь разумом. Вы делаете логический выбор, потому что вам он кажется разумным.

6. В силу привычки. В выборе вы руководствуетесь привычками. Выбираете машинально, делая то, что делали всегда, не задумываясь.

7. С пониманием. Вы выбираете то, что понимаете и что имеет смысл для вас. Когда вы понимаете, почему хотите чего-то, этого достаточно, чтобы сделать выбор.

РАЗМЫШЛЕНИЕ

Позитивная психология расскажет вам, какой выбор делают самые счастливые люди и почему.

Что вы выбираете прямо сейчас?

Вы бодрствуете и готовы к изменениям?

Вы довольны тем, что имеете, и благодарны за это или хотите большего?

Вы живете «своей» жизнью или чужой и сами ли вы сделали такой выбор?

Вы видите проблемы или решения?

Вы учитесь на ошибках или чувствуете себя неудачником?

Вы с интересом смотрите в будущее или прошлое не отпускает вас?

Вы предпочитаете безопасность или приключения?

Вы щедро «раздариваете» свои таланты окружающим или бережете лучшие свои стороны лишь для тех, кто этого заслуживает?

Вы осуждаете себя и других или акцентируете внимание на лучших качествах – в себе и в окружающих?

Давайте продолжим.

В главе 2 мы также поговорим о том, что такое счастье и психологическое благополучие и почему отношение ко времени и принципам выбора влияет на ваше счастье.

В главе 3 мы выясним, почему так важно чувствовать себя хорошо, почему нужно активно искать позитивные эмоции и как начать свой путь к счастью – продолжительному и всепоглощающему. Кроме того, вы научитесь получать больше радости и наслаждения от сегодняшнего дня.

В главе 4 мы объясним, как раскрыть свои сильные стороны и как мотивировать себя и ставить цели, которые действительно значимы для вас.

В главе 5 мы изучим эмоциональный интеллект, задумаемся об эмоциях и о том, как взаимодействовать с другими людьми с эмоциональной точки зрения.

В главе 6 мы расскажем о том, как позитивная психология учит стойкости. Посмотрим, как вы мыслите, как изменить образ мыслей и как оптимизм и другие стратегии помогают лучше справляться с небольшими трудностями и серьезными проблемами.

В главе 7 мы обсудим то, почему люди, имеющие стремления и цель, намного больше удовлетворены жизнью, и узнаем, как найти свою цель и смысл жизни.

В главе 8 мы коснемся основных качеств мудрых людей, а также выясним, почему верующие люди – одни из самых счастливых, и какую духовную практику вы могли бы попробовать, чтобы стать по-настоящему счастливыми.

В главе 9 поговорим о физическом благополучии. Здоровый дух нуждается в здоровом теле.

В главе 10 мы расскажем о принципах позитивной психологии на работе.

Глава 2
Счастье и психологическое благополучие

«Если бы мы перестали гоняться за счастьем, то смогли бы по-настоящему радоваться жизни».

Эдит Вартон (1862–1937)

В этой главе мы рассмотрим, что на самом деле делает нас счастливыми и почему для счастья и благополучия нам нужно гораздо больше, чем сиюминутное, кратковременное наслаждение. Мы взглянем на важнейшие факторы благополучия и покажем, что счастье и способность к процветанию зависят от шести основных психологических потребностей. Кроме того, мы узнаем, как наше восприятие времени влияет на счастье и благополучие и почему слишком большой выбор не делает нас счастливее, а вот выбор в пользу счастливой жизни – делает.

То, что делает нас счастливыми и что мы подразумеваем под этим словом, – очень индивидуально. Счастье – сопутствующий «продукт» наших действий и опыта, и когда мы счастливы, мы добиваемся большего успеха в собственной жизни и в отношениях с окружающими. Быть счастливым очень важно. Именно поэтому необходимо понимать, что это такое.

РАЗМЫШЛЕНИЕ

Если вы поймете, что именно делает вас счастливым, это принесет вам больше счастья, чем попытки получить как можно больше удовольствия в жизни, что, по сути, вполне может сделать вас несчастным.

Многие думают, что счастье приносят следующие вещи:

Много денег;

Красивый дом;

Стройная фигура;

Новая машина;

Новая работа;

Новая любовь.

Хотя все эти вещи могут повлиять на ваше счастье, их воздействие чаще всего кратковременно. Истинные источники счастья и благополучия намного тоньше, их следует искать в ваших поступках и мыслях .

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Эта же книга в других форматах

Приятного чтения!

Мартин Селигман Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни

Эту книгу я посвящаю своей жене, Манди Маккарти Селигман, чья любовь подарила мне счастье, о каком я не мог и мечтать.

Предисловие Трансцендентность

Без нас эта Вселенная проста,

Подчинена тюремному порядку.

Вращаются галактики по заданному кругу,

И гаснут звезды в определенный час,

Вороны поворачивают к югу,

А стаи обезьян вступают в брачный гон.

Но мы, кто миллионы лет назад

Был создан по тому же образцу, -

Мы знаем, в чем ошибка.

И мы сумеем изменить себя

И, руки протянув через решетки,

Друг друга вызволить из плена.

И пусть киты, питаясь мелкой рыбой,

Заточены во глубине морей,

Мы взбираемся на гребни волн

И глядим вниз с облаков.

Марвин Левин, из сборника 1

Последние полвека наука психология, по существу, занималась одной-единственной проблемой - психическими расстройствами человека. И надо сказать, достигла на этом пути немалых успехов. Нынешним психологам и психиатрам немало известно о депрессиях, шизофрении, алкоголизме. Мы сумели выяснить, почему эти болезни возникают и как развиваются, какие биохимические процессы происходят при этом в организме и какую роль в них играет наследственность. Найдены и способы лечения. По моим подсчетам, как минимум четырнадцать психических расстройств поддаются медикаментозному лечению и психотерапии, причем два из них излечиваются полностью.

Увы, этот замечательный прогресс достигнут дорогой ценой. Занимаясь исцелением больных, врачи-психотерапевты совсем забыли, что их помощь нужна и здоровым. Ведь люди хотят не только избавиться от недугов, им необходимо найти цель и смысл своей жизни. Если, подобно мне, по ночам вы размышляете о том, как, образно говоря, подняться с уровня плюс два до плюс семь, - вместо того, чтобы изыскивать способ от минус пяти доползти до минус трех и почувствовать себя хоть немного менее несчастным, - боюсь, традиционная психология вас разочарует. Пришло время создавать новую науку, изучающую позитивные чувства, чтобы помочь людям развить положительные свойства характера и достичь того, что Аристотель называл «благой жизнью».

В Декларации Независимости сказано, что каждый американец имеет право на счастье. На полках любого книжного магазина вы найдете сотни книг о способах самосовершенствования. Тем не менее, как свидетельствуют научные данные, современный человек не в силах сделать себя счастливее. Дело выглядит так, будто каждому из нас установлен некий предел, все заранее взвешено и рассчитано. Подобно тому, как сидящие на диете впоследствии вновь набирают вес, несчастливые люди лишь на короткий срок могут стать счастливыми, а счастливые недолго бывают несчастны.

К счастью, новые научные исследования свидетельствуют, что длительность «счастливых» периодов можно значительно увеличить. И здесь мы подходим к тому, чем занимается позитивная психология. Первая часть настоящей книги посвящена анализу положительных эмоций и способам их закрепления.

Распространенное убеждение, будто бы счастье мимолетно и неудержимо, - первое препятствие на пути к научным разработкам (и, конечно, практическим результатам) в этой области. Вторым и более серьезным препятствием является убежденность в том, что счастье и любые другие жизнеутверждающие настроения на самом деле обманчивы. Это распространенное заблуждение - насквозь прогнившая догма, в чем мой читатель, я надеюсь, вскоре убедится сам.

К разряду подобных прогнивших догм относится, к примеру, постулат о первородном грехе, который все еще находит сторон ников в нашем демократическом секуляризованном государстве. Элементы этой теории Фрейд привнес в психологию XX века, ухитрившись представить все высшие ценности цивилизации - включая мораль, науку, религию и технический прогресс - как результат искусственной защиты от проявлений детской сексуальности и агрессии. Мы пытаемся подавить эти проявления, якобы превращая их в энергию, которая и становится двигателем прогресса. Согласно Фрейду, я сижу за компьютером и пишу эти строки исключительно для того, чтобы подавить свое стремление насиловать и убивать, а также избавиться от других первобытных инстинктов. Однако фрейдистская философия, сколь бы странной она ни выглядела в подобном упрощенном изложении, очень популярна среди психологов и психиатров, которые по сей день заставляют пациентов копаться в прошлом, выискивая негативные события, способные повлиять на склад личности. Успехи Билла Гейтса последователи Фрейда объясняют ревностью к отцу, а гражданскую позицию принцессы Дианы - неприязнью к принцу Чарльзу и другим членам королевской семьи.

«Прогнившая догма» получила весьма широкое распространение в искусстве и общественных науках. Приведу один пример из тысячи. Не так давно появилась документальная книга No Ordinary Time («Необыкновенное время») - захватывающая история Бенджамина Франклина и Элеоноры Рузвельт, написанная известным политологом Дорис Кернз Гудвин. Оказывается, жена Рузвельта помогала чернокожим, бедным и инвалидам просто потому, что таким образом она «компенсировала самовлюбленность матери и алкоголизм отца». Похоже, автору не приходило в голову, что Элеонора Рузвельт могла руководствоваться обычными добрыми побуждениями. Такие мотивировки наших поступков, как доброта или чувство долга, многие психологи, а за ними и писатели вообще не принимают во внимание: по их мнению, в подоплеке обязательно должна быть спрятана какая-нибудь неблаговидная эгоистичная цель.

Думаю, можно заявить без преувеличений, что, при всей популярности этой догмы, не существует пока ни единого убедительного доказательства тому, что в основе хорошего поступка обязательно лежит что-нибудь скверное. Уверен, что процесс эволюции в равной мере благоприятствовал появлению и достоинств, и недостатков, поэтому людей высоконравственных, добрых и способных помочь ближнему должно быть приблизительно столько же, сколько и тех, кто способен убить, украсть или живет только для себя. Этой двойственности человеческой натуры посвящена вторая часть книги. Подлинное счастье мы обретаем, открывая в себе положительные качества, развивая их и активно используя в своей работе, любви и повседневной жизни.

Позитивная психология покоится на трех столпах: первый - изучение позитивных чувств, второй - выявление положительных черт характера и таких полезных особенностей, как интеллект и физическое развитие, третий - исследование позитивных явлений и учреждений в обществе (таких, как демократия и семья), которые способствуют развитию лучших человеческих свойств. Надежда, любовь и доверие особенно необходимы в тяжелые времена. В такие моменты поддержка позитивных институтов - демократии, семьи, свободной прессы - просто неоценима. В годину испытаний человек демонстрирует свои наивысшие добродетели: отвагу, цельность натуры, справедливость, преданность и т. п.

11 сентября 2001 года заставило меня особенно серьезно поразмыслить о значении позитивной психологии. Неужели в трудные времена облегчать страдания важнее, чем делать людей счастливее? По-моему, как раз наоборот. Живя в бедности, впав в депрессию или оказавшись на грани самоубийства, человек все равно жаждет большего, нежели просто избавиться от своих мучений. Такой человек стремится - и нередко всей душой - к добродетели, цельности и обретению смысла жизни. С другой стороны, события, вызывающие положительные чувства , быстрее других средств изгоняют из нашей жизни болезни и огорчения. Как мы увидим на страницах этой книги, они принимают на себя роль буфера между нами и нашими невзгодами . Именно они придают нам стойкость, поэтому все хорошие психотерапевты не просто лечат, а помогают людям выявить и развить в себе определенные достоинства.

Итак, позитивная психология считает, что выход есть всегда - даже когда жизнь словно остановилась или кажется беспросветной. Путь к спасению лежит по долинам радости к вершинам добродетели.