Стройка, дизайн, ремонт

Когда и где родился иисус. Когда родился иисус христос Сколько жил иисус христос

Новая Хронология Носовского-Фоменко за 1 час Молот Степан

2.10. В каком веке жил Иисус Христос?

2.10. В каком веке жил Иисус Христос?

Это очень важный вопрос для хронологии, поскольку дата жизни Христа является той точкой отсчёта, относительно которой и разворачивается ось хронологической шкалы в древность (годы до нашей эры) и в средневековье и настоящее (годы нашей эры).

Согласно результатам Фоменко и Носовского, Иисус Христос жил в 1152–1185 годах нашей эры. Таким образом, те самые примерно тысячу лет - «тёмные века средневековья» - благополучно в этом смысле «находятся». А именно, теперь мы понимаем, что «тёмные века» возникли в результате искусственного удревления истории прошлого, произведённого школой Скалигера и Петавиуса в?XVI–XVII веках и закрепившегося затем в трудах всех последующих историков.

Конечно, новые даты рождения и распятия Христа вызывают определённый шок у человека, впервые это услышавшего. Но мы вас предупреждали, чтобы вы настроились на критический анализ существующей хронологии и истории. Той самой, которую мы все «учили в школе». В фильмах настоящего издания мы подробно опишем - какими методами и как Фоменко и Носовский определили эти даты и приведём необходимые доказательства. Здесь же заметим, что эти даты получены методами абсолютного датирования - т.?е. методами, не опирающимися на уже существующие даты (которые сами могут быть неверны), т.?е. результаты являются независимыми.

Кроме того, выяснилось, что евангельский Иерусалим, тот, в котором и разворачивались в основном события библейского Нового Завета, располагался не в Палестине на территории нынешнего государства Израиль, а совсем в другом месте - в Иеросе, около нынешнего Стамбула (столицы Византии), бывшего Константинополя (или Царь –Града, как его называли русские). Именно здесь правил и был распят Иисус Христос. До сих пор сохранилось много архитектурных памятников евангельской эпохи в нынешнем Стамбуле, включая место распятия Иисуса Христа (гора Бейкос = Голгофа). Кстати, тогда становится понятным, почему четвёртый крестовый поход закончился взятием именно Константинополя - а именно это утверждает традиционная история, и в этом она права. Напротив, в современном израильском Иерусалиме нет никаких археологических свидетельств той эпохи, нет ничего, что могло бы быть идентифицировано с событиями, описанными в Библии. Современный Иерусалим в Израиле - это бывшая арабская деревня Эль –Кудс, которая приобрела свой религиозный статус лишь в?XVIII веке нашей эры.

Выяснилось также, что Иудеей раньше называли область, расположенную на территории нынешней Турции, а Израилем - территорию нынешней России (конечно, совершенно в других границах). Это в корне меняет всю «античную» средневековую географию.

Обо всём этом подробно рассказано в книгах Фоменко и Носовского. Ещё раз подчеркнём, что понимаем возможную степень удивления, неприятия или даже возмущения читателя, не знакомого с этими данными и впервые прочитавшие эти строки. В том–то и состоит сложность критического осмысления истории, что груз исторических «знаний», которые современному человеку вдалбливали в школе, тот исторический контекст, который окружает нас ежедневно в фильмах, книгах, передачах ТВ и т.?д. давит на наше сознание тяжёлым грузом, не оставляя возможности и воли задуматься хотя бы о несуразностях и откровенных глупостях современной истории.

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

2. 1. Иисус Христос Главное религиозное событие XI века – появление Иисуса Христа, его жизнь и распятие. Распят, вероятно, в Новом Риме – Константинополе –

Из книги 100 великих пророков и вероучителей автора Рыжов Константин Владиславович

ИИСУС ХРИСТОС По прошествии ста лет после реформ Ездры, Персидская держава была разгромлена Александром Македонским. Когда Александр умер, его империя также распалась.Иудея сначала отошла к Египту, а потом вошла в состав Сирийского царства. В 166 г. до Р.Х. священник

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора Носовский Глеб Владимирович

2. ИИСУС ХРИСТОС БЫЛ РАСПЯТ В XI ВЕКЕ, НА ГОРЕ БЕЙКОС НА ОКРАИНЕ ЦАРЬ-ГРАДА Согласно Евангелиям, гора Голгофа, на которой был распят Христос, находилась где-то в Иерусалиме или рядом с ним. Когда в XVII–XVIII веках ошибочно отождествили евангельский Иерусалим с небольшим

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги 100 великих гениев автора Баландин Рудольф Константинович

ИИСУС ХРИСТОС (ок. 0 - ок. 33) Об этом религиозном гении сохранились преимущественно предания. Его появление на земле христиане связывают с чудом, ниспосланным свыше. Согласно историческим сведениям, для этого существовали объективные предпосылки.К концу VII века до н. э.

Из книги Мифы Цивилизации автора Кеслер Ярослав Аркадьевич

ИИСУС ХРИСТОС БЫЛ РАСПЯТ В XI ВЕКЕ, НА ГОРЕ БЕЙКОС НА ОКРАИНЕ ЦАРЬ-ГРАДА? Согласно Евангелиям, гора Голгофа, на которой был распят Христос, находилась где-то в Иерусалиме или рядом с ним. Когда в XVII–XVIII веках ошибочно отождествили евангельский Иерусалим с небольшим

Из книги Апостольское христианство (1–100 г. по Р.Х.) автора Шафф Филип

Глава II. Иисус Христос

Из книги Еретики и заговорщики. 1470–1505 гг. автора Зарезин Максим Игоревич

Для кого Иисус - не Христос В Слове втором Иосиф продолжает попытки синтезировать некую псевдоиудейскую идеологию. Этот раздел, содержащий ветхозаветные свидетельства о пришествии Христа, посвящен «ереси новгородских еретиков, говорящих, что Христос еще не родился, но

Из книги Мифы древнего мира автора Беккер Карл Фридрих

56. Иудеи. Иисус Христос. Что происходило в I веке до Р. X. в Иудее Помпей, как уже говорилось выше, признал первосвященником и главой Иудеи Гиркана, происходившего из рода Маккавеев. Но вскоре хитрому идумею Антипатру, который во время предшествующих войн снискал

Из книги Мистические ритмы истории России автора Романов Борис Семёнович

КОГДА РОДИЛСЯ ИИСУС ХРИСТОС? Он родился в Вифлееме, в субботу 21 сентября 5 года до н. э., но самое удивительное, что «официальные» даты (25 декабря и 7 января) тоже верны! Как это может быть? Оказывается, может!Я решил изложить здесь суть своих исследований, по возможности с

Из книги Индия: беспредельная мудрость автора Альбедиль Маргарита Федоровна

Был ли Иисус Христос в Индии? В 1910 г. в Санкт-Петербурге вышла книга под названием «Неизвестная жизнь Иисуса Христа (тибетское сказание). Жизнь святого Иссы, наилучшего из сынов человеческих». Это был перевод с французского издания, увидевшего свет в 1884 г. в Париже.

Из книги «Утерянные годы Иисуса» автора Профет Элизабет Клэр

ИИСУС ХРИСТОС, ВОЖДЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ Глава I 1. Евреи, потомки Израиля, совершили столь ужасные грехи, что земля содрогнулась, и боги на небесах рыдали,2. Ибо они подвергли нескончаемым истязаниям и затем убили Иссу, великую душу, в которой обитала Божественная Душа.3. Чтобы

Из книги История религии в 2 томах [В поисках Пути, Истины и Жизни + Пути христианства] автора Мень Александр

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Из книги Сумасшедшая хронология автора Муравьёв Максим

Юлий Цезарь – это сам Иисус Христос Понтий Пилат арестовал и судил Иисуса Христа.38 дней неволи Цезаря близко к 40 дням, проведённым Иисусом в пустыне, куда он был унесён неким духом. «Дух» могли перевести как «демон», а «демон» могли перевести как «толпа, народ»

Из книги 50 героев истории автора Кучин Владимир

9. Когда родился Иисус Христос?

У Дионисия не было твердых оснований для определения года рождения Иисуса Христа. За исходную выходную посылку составления Вечной Пасхалии он взял не дату воскресении Иисуса Христа, а дату иудейской пасхи в 754 году от основания Рима по юлианскому календарю. Именно с этой даты составлялась Пасхалия в Александрийской церкви, этой датой в своей Пасхалии оперировал знаменитый святой Кирилл Александрийский. Александрийская церковь тогда считала, что Иисус Христос родился в пятницу, в день иудейской Пасхи 8 апреля 754 году за римским календарем. Эта дата была близкая к евангельским рассказам о рождении Иисуса Христа. Близкая, но не точная. Александрийцы, а за ними и Дионисий Малый в своих расчетах опирались на сообщение Евангелия от Луки.

Когда составлялся первый вариант Александрийской Пасхалии, а это было где-то в начале 4-го столетия, в христианской церкви еще были в употреблении около сорока Евангелий. На Карфагенскому Соборе 394 года из этого числа отобрали только 4 - Матфея, Марка, Луку и Иоанна. Среди них наиболее совершенным с литературной точки зрения было Евангелие от Луки. Ее автор свободно владел греческим языком, в своём тексте ссылался на много достоверных исторических фактов и документов. И хотя его факты и документы позже не выдержали историко-научной критики, в свое время они оказывали сильное впечатление на несведущих читателей. Лука давал много исходных данный, чтобы установить и время существования Христа и время наиболее значительных событий в его жизни.

Обратимся к анализу евангельских текстов.

Евангелист Лука пишет, что Иисус приступил к своей проповеднической деятельности в своих 30 лет, в 15-ий год правления кесаря (императора) Тиберия. А из исторических документов нам достоверно известно, что Тиберий был провозглашен кесарем и соправителем своего дяди императора Августа в 13 году нашей эры, а после смерти Августа - в 15 году нашей эры (в 784 году от основания Рима) стал единоличным императором и правителем Римской империи. Если Иисусу Христу в 15 год правления Тиберия было 30 лет, то он родился в 784 - 30 -= 754 году от основания Рима. Если же автор Евангелия от Луки года правления Тиберия считает от времени его провозглашения соправителем Августа, что сомнительно, то рождение Иисуса Христа нужно отнести на два года раньше.

Считаясь с сообщением Евангелия от Луки и Пасхалией Александрийских патриархов, Дионисий Малый допустил полтора ошибки . Половина этой ошибки состояла в том, что в римской арифметике того времени не было нуля, и Дионисий вынужденный был обозначить рождение Иисуса Христа реальным числом “Год Один" ”. Но Иисусу Христу исполнится “Один год” только через 12 месяцев. Таким образом в летоисчисление, которое начинается от года рождения Иисуса Христа, Дионисий Малый поневоле ошибочно прибавил один год. Эту ошибку закрепил Беда Достопочтенный, который предложил свой вариант счёта годам до рождения Иисуса Христа. В предложении Беды Достопочтенного первый год до рождения Христа (Before Christ, B.C.) совпадает с первым годом рождения Христа (Past Christ, P.C.; или по-другому: Anno Domini, A.D.) . Но один год до рождения Христа и один год после рождения Христа дают в общем счёте 2 полные годы, а не О года, как то было задумано Дионисием и Бедою.

Существенная же ошибка автора нашего летоисчисления состояла в том, что он не учел других рассказов в и свидетельств ранних деятелей христианской церкви о времени Иисуса Христа. А в его время, в время Дионисия Малого, евангельские рассказы о рождении Иисуса Христа обросли сетью праздничных обрядов, которые опирались не на рассказы Луки, а Матвея. Правда, по евангельским рассказам любого евангелиста, или всех их вместе взятых, установить дату и день рождения или смерти и воскресения Иисуса Христа решительное невозможно. Богословы высокой научной квалификации вследствие тщательного изучения новозаветных текстов в их сопоставлении с реальными историческими данными и явлениями природы дату рождения Иисуса Христа относят между 8 годом до нашей эры и 3 годом нашей эры. В целом же, церковные историки сошлись на дате 4 года до нашей эры, как дате рождения Иисуса Христа. Никто из серьезных церковников и богословов сейчас не утверждает, что наше летоисчисление и 2000 лет отсчитываются от рождения Иисуса Христа. Даже в папской Энциклике по случаю 2000-го года Иоанн Павел Второй признает несоответствие нашего летоисчисления дате рождения Иисуса Христа. Он отмечает, что евангельские свидетельства о дате рождения Иисуса Христа являются не историческими документами, а "документами веры". И далее: "Если удержаться от ответа на вопросы о точной дате рождения Христа", то мы можем говорить о том, что "прошло 2000 годов от рождения Христа". Католическая церковь сделала, было, официальное заявление, что 2000 лет ото дня рождения Иисуса Христа исполнилось в 1996 году. На честь такого вывода американский профессор стародавней истории Принстонского Университета Глен Боверсок составил шуточную песенку, которую потом стали распевать его студенты:

Just remember the jingle

"Hark the herald angels roar,

Christ was born in B. C. four.

В наиболее раннем Евангелии от Марка ничего не сказано ни о рождении Иисуса Христа, ни о его возрасте. В Евангелии от Матфея указывается, что Сын Божий родился тогда, когда царем в Иудее был Ирод Великий. Узнав О рождении у Вифлееме нового Царя иудейского, Ирод приказывает уничтожить там всех детей в возрасте до двух леи и ниже (Матфея, 2: 16). Родители Иисуса убегают с ним в Египет и пребывают там до смерти Ирода.

К нам дошли детальные описания жизни Ирода Великого его близкого родственника, философа Филона Александрийского (†50 г.); историка Иосифа Флавия (37 - 95) и римских официальных хроник. Нам сейчас доподлинно о многих го государственных и бытовых фактах из жизни последнего царя Иудеї. И хотя авторы письменных свидетельств все как один были негативно настроены к Ироду Великому, описывают много его настоящих и вымышленных пороков, ни один из них ни словом, ни намёков не вспоминает об избиение младенцев в Вифлееме.

Ирод умер в 750 году от основания Рима (что соответствует 4 году до нашей эры), в городе Иерихоне, после лунного затмения, которое тогда случилось с 12 на 13 марта, и перед иудейской Пасхою, что отмечалась тогда 12 апреля. А поскольку Ирод, как сообщает Евангелие от Матфея, приказал убивать детей от двух лет и ниже, то дату рождения Иисуса Христа надо разместить самое позже между 6 и 4 годом до нашей эры.

Адвентисты, которые в подсчётах даты. Второго пришествия Христа и конца мира опираются на пророчества Даниила о семидесяти седминах (9: 24-27), что за их трактовкам равняются 490 годам, приходят к выводу, что Христос родился в 2 году до нашей эры. При этом они ссылаются на десяток видных деятелей христианской церкви 2 - 4 столетия. Действительно, такие известные церковники, как Иустин Мученик и Философ (†166 р.), Ириней Лионский (†202 р.), Климент Александрийский (†215 р.), Тертуллиан (†220 р.), Ориген (†254), р.), Евсевий Кессарийский (†338 р.), известный церковный историк Епифаний (4 столетие) и даже один из первых западноевропейских историков Орозий (8 столетие), пользуясь самими разными календарями и летоисчислениями (римским, греческим, вавилонским, эрой Диоклетиан, иудейском) везде указывают, что Иисус Христос родился во 2-м году до нашей эры.

Правда, и в евангелиях, и в творчестве церковных деятелей 2-5 веков можно вычитать и другие даты рождения Иисуса Христа. Так, как мы уже указывали выше, иерархи Александрийской церкви почти единогласно признавали рождение Иисуса Христа в 754 году от основания Рима, то есть в 1 году нашей эры. Однако Клиент Александрийский свидетельствовал, что Иисус родился 18 ноября 3 года до нашей эры. С этой точки зрения стоит обратить внимание также на сообщение евангелиста Иоанна о разговоре Иисуса Христа в Иерусалимском храме с иудеями в начале своей проповеднической деятельности. При этом иудеи говорят, что храм строится уже 46 лет (2:20). Известно, что Ирод Великий приступил к перестройке Иерусалимского храма 1-го Нисана (за еврейским месячным календарем) 732 года от основания Рима. Если от этого времени прошло 46 годов, то Иисус Христос вел разговор с иудеями об Иерусалимском храме в (732+46 =) 778 году. А если Иисусу Христу в это время было, по утверждению Евангелия от Луки (3: 23), 30 лет, то он, Христос, родился в (778 - 30 =) 748 году, то есть в 6 году до нашей эры.

При попытках определит год рождения Иисуса Христа использовали свидетельства Евангелий от Матфея, от Марка и от Луки. Но Евангелие от Иоанна придерживается совершенно другой даты и совершенно другого возраста Христа на момент Его смерти. Так, в разговоре с иудеями Иисус Христос заявляет, что он виделся и праотцем евреев Авраамом, на что его собеседники возражают: "Тебе нет ещё и пятидесяти лет, - а ты говоришь, что видел Авраама?" (8:57). Отсюда можно сделать вывод, что Иисусу Христу на виды было меньше 50 лет. Видный церковный деятель 3 столетия Ори ген пишет: "Евангелисты Матфей, Марк и Лука утверждают, что Иисусу Христу во время его проповеднической деятельности было лет около 30. Но как можно о человеке, которому всего около 30 лет, говорить, что ему "ещё нет и пятидесяти лет". Несомненно, что такое можно говорить о человеке, которому определённо больше 40 лет." А если Иисусу Христу во времена Пилата было более 40 лет, то он родился 12-15 лет до нашей эры.

Итак, на основании евангельских рассказов определит возраст и год рождения Иисуса Христа решительно невозможно. В тоже время совершенно очевидно, что предложенный Дионисием Малым год рождения Иисуса Христа не соответствует ни одному сообщения хотя бы одного Евангелия.

Ряд ученых предлагают определить год рождения Иисуса Христа по появлению на небе Вифлеемской звезды. В Евангелии от Матфея пишется, что время рождения Иисуса Христа сопровождалось появлением на небе яркой звезды, по которой “восточные волхвы" узнали о рождении в Вифлееме Спасителя и пришли ему поклониться (2: 1-12). Астрономы высказывают предположения, что за Вифлеемскую звезду современники рождения Иисуса Христа люди могли воспринять совпадение на небесной сфере размещения нескольких планет, комету или... НЛО. Что говорить о людях того времени, если наши современники и в наши дни приняли было в феврале 1999 года совпадение на небе планеты Венеры и Юпитера за корабль внеземных цивилизаций и даже усматривали на нём два отсека, делились своими наблюдениями по радио и телевидению! Согласно исследованиям современных известных астрономов и богословов совпадение (журналисты называют это “Парадом”) планет Сатурна, Юпитера и Марса произошло в 7 году до нашей эры эру, а в 3 году до нашей эры на небе сошлись планеты Юпитер и Венера с яркой звездой Регулус. Современные богословы не допускают того, чтобы восточные (вероятнее всего - персидские) волхвы-мудрецы могли вот так просто принять совпадение планет за какое-то чудо или предзнаменование. Ещё более невероятно, чтобы астрономические небесные светила по-евангельски шли впереди мудрецов, показывая им верную дорогу, или остановиться над домом, в котором пребывал Иисус Христос (Матфея, 2: 9). Высказывается предположение, что Вифлеемской звездой могла быть комета Галлея, которая видимо появилась на небесной сфере в 12 году до нашей эры, а потом приходит к нам нас через каждые 76 лет. Но и это предположение неприменимо к установлению даты рождение Иисуса Христа.

В Евангелии от Луки рождения Иисуса Христа привязывается к приказу императора Августа о переписи населения "по всей земле“. При чём Лука уточняет, что “Это была первая перепись в то время, когда Сирией правил Квириний" (2: 1-2). Далее читаем, что перепись требовала от каждого идти записываться в тот город, где жили когда-то его родители. Названный отец Иисуса, будто бы, вынужден был идти у Вифлеем, где 1020 лет тому назад родился его далекий предок - пастух Давид, ставший впоследствии царём Израильским (2: 3-4).

При выяснении даты рождения Иисуса Христа богословы стараются обойти это "историческое" сообщение евангелиста Луки. Действительно, кто это будет выборочно помнить своего такого далекого предка? А в течение тысячи лет, что?, все потомки царя Давида рождались только в Вифлееме? Известно, что уже преемник Давида Соломон и все прочие цари Иудейские рождались в Иерусалиме. Почему же Иосиф, муж Марии, признаёт своим родственником Давида и не желает такого же своего родства с Соломоном? Да и кто из римских чиновников-переписчиков будет от каждого переписываемого требовать твёрдого знания своих предков за 40 поколений? К тому же, как это муж Девы Марии умудрился стать потомком царя Давида, если всех подчистую потомков Давида уничтожил, по свидетельству исторических документов и самой Библии вавилонский царь Навуходоносор? (Иеремия, 52: 9-11; 22: 28-30). А во время первой переписи, что?, население всей земли кинулось в места обитания своих далёких-далёких предков?.. (Словом, подобным вопросам нет конца.) Ко всему этому упоминаемый Лукой Квириний стал правителем (если сказать точно, то - прокуратором; губернатором, что ли?) Сирии в 6 году нашей эры, через 10 лет после смерти Ирода Великого. Во времена же царя Ирода Иудея была самостоятельным государством и декреты Августа о переписи населения на Иудею не распространялись. По своей инициативе хоть и зависимый от Августа Ирод Великий переписи в Иудее проводить не мог, поскольку иудейская религия строго запрещает такое делать. В Библии говорится, что перепись населения - большой грех, которого Бог не мог простить даже своему любимчику, - царю Давиду (2-ая Царств глава 24).

После смерти Ирода Великого Иудея теряет свою государственную самостоятельность и превращается в провинцию Римской империи. В течение 2-3 годов нашей эры римская власть вынудила иудейскую аристократию и богачей принести письменную клятву на верность Отцу Отечества (Pater Patriae), то есть - Августу. Иосиф Флавий отмечает, что 6.000 фарисеев, из числа глубоко верующих фанатиков, отказались принести клятву императору и, что римские власти их за это никак не наказали. После получения письменных клятв римские власти всех поклявшихся обложили налогом, сбор которого возложили на мытарей-евреев. Возможно, что автор текста Евангелия от Луки именно эти письменные клятвы евреев на верноподданность римскому императору и возложение на верноподданных евреев императорских налогов считает переписью населения по всей земле? Давайте рассмотрим и такой вариант.

За время правления Августа по всей Римской империи проводилось 3 переписи населения: в 28 году до нашей эры, в 8 году до нашей эры и в 14 году нашей эры. Ни само содержание переписей Августа, ни один из указанных годов этих переписей и близко не подходит к дате рождения Иисуса Христа. По указанию императора Августа переписи подлежали только те, кто имело римское гражданство, - был жителем Рима или выходцем из города Рима. Верховной знати покорённых народов римское гражданство предоставлялось в виде исключения, только решением Сената и за особо важные заслуги перед Римом.

Незадолго до своей смерти император Август приказал на бронзовых пластинах описать из его собственных слов свои наиболее значительные дела. Пластины сохранились до наших дней. В надписях император, кроме всего прочего, и своими тремя переписями, согласно которым в начале его правлению во время первой переписи римскими гражданами было 4.063.000 мужчин, во время второй переписи - - 4.233. 000, а третьей - 4.937. 000. Следовательно, указание Луки на “первую перепись по всей земле”, и на “правителя Сирии Квириния", как и на несообразное требование идти на перепись “в место происхождения” своего тысячелетней давности предка, не дает никаких оснований для установления даты рождения Иисуса Христа.

Противоречивые сказания Евангелий о дате рождения Иисуса Христа вовсе не говорят, что такого как Иисус Христос вообще не существовало. Но об этом мы погорим в другой раз.

Примечания:

Мы не будем сейчас касаться проблемы исторического существования Иисуса Христа. Мы свое мнение выразили и отчасти аргументировалив украинском журнале “Человек и мир”за прошлый год.

В тексте написано: “лет около 30” (3: 23; 3: 1). Согласно библейским предписаниям левит мог приступить к священнической службе только после 30 и вести ее до 50-летнего возраста. (Чисел, 4: 3, 23, 30, 35, 43; 8: 15; 1-ая Паралипоменон 23: 3). Следовательно, в евангельском контексте “около 30” надо понимать как “немногим больше 30-ти”.

(Вы только вспомните шум ангелов на небе, которые рокотали: “Христос появился на свет за четыре года до своего рождения”.)

Перестройка Иерусалимского храма, которую начал Ирод Великий, завершилась только во второй половине 1-го столетия нашей эры.

Вопреки трём другим евангелистом и вопреки церковной традиции Евангелие от Иоанна исходит из предпосылки, что Христу в момент смерти исполнилось ровно 49 лет и, что умер он на кресте не в день иудейской Пасхи, а накануне. Почему Иоанн придерживается этой концепции, - мы будем иметь возможность поговорить об этом отдельно.

David Hughes. The star of Bethlehem. “Nature”, Vol. 264, December 9, 1976, hh. 513-517; Henry Morris. Star Wittness. “Vital Article on Science/Creation” December 1985, pp 415-483; The Birht of Christ Recalculation. Passenda, California, 1980 pp. 173-189.

Этосовпадение еще в 1605 году высчитал известный астроном Йоган Кеплер и решительно отстаивал рождение Иисуса Христа в 7 году до нашей эры.

Наиболее полный материал о префекте СирииКвиринии и добросовестный, по нашему мнению, научный анализ его соотношения с сообщением Евангелия я от Луки излагается в книге известного о историка Эдвара Шурера (E. Shurer. The History of the Jewish People in the Age of Jesus Christ. New eddition. Vol. I. Edinburg, T. &T. Clark, 1979, pp. 339-427.) Богословская версия этой же проблемы с допуском возможной ошибки евангелиста Луки изложена в книге J. H. Marshall. The Gospel of Luke. New International Greek Testament. Commentary. Grand Rapids: Eardmans, 1978, pp. 99-104.

Хотя и был сыном Божьим, но родился и рос в обычной семье, среди людей.

Рождение Иисуса Христа − одно из самых важных событий в христианской религии. Прежде чем говорить о его рождении, нужно немного рассказать о его родственниках и близких людях, чтобы понять, каким он был и как развивался в человеческом облике.

Бабушка Иисуса Анна родилась в семье со средним достатком. Её родители держали небольшое стадо скота, а также постоялый двор в Назарете, через который в то время проходили караваны, следующие из Египта в Индию. Так что недостатка в проезжающих купцах не было, и семья не бедствовала. Анна была самой младшей в семье, отличалась трудолюбием, помогала родителям по хозяйству и имела добрый и весёлый нрав. Любовь и сострадание ко всему живому, желание помочь, облегчить страдания людей и животных привели её к врачеванию, которому она обучилась у Симеона, того самого, который дожил до 113 лет и дождался рождения Иисуса Христа.

Симеон лечил людей травами и умел предсказывать будущее, чем снискал себе уважение. Анна была любопытна и тянулась к новому и неизведанному, поэтому часто наблюдала за его действиями, надеясь научиться, а со временем стала его ученицей и помощницей. Однажды она упросила Симеона открыть её будущее. Старец камни раскинул, долго на них смотрел и ничего не сказал. Анна была встревожена и долго уговаривала Симеона рассказать ей, что же он увидел. Выяснилось, что жить она будет до 54 лет, умрёт во время родов, родившуюся девочку назовут Марией, а она в своё время родит Иисуса, Мессию, который новой верой спасёт мир.

Богоматерь Мария

Как и полагалось по тем временам, в тринадцать лет Анна вышла замуж. Мужем её стал девятнадцатилетний Иоаким. Жизнь шла своим чередом, хозяйство большое: скот, маслобойня, родились дети, две девочки и мальчик. Анна уже и забыла про предсказание, дети подросли, уже обзавелись своими семьями, да и у мужа солидный возраст – 60 лет, как вдруг она снова забеременела. Собрала она всех своих близких и рассказала о пророчестве Симеона, чем привела всех в большое замешательство.

Иоакиму одному девочку не вырастить, а дети не хотели обременять свои уже многочисленные семьи ещё одним ртом. Выход нашёлся в виде дальней родственницы Елизаветы. У неё с мужем детей не было, поэтому и согласились взять к себе Марию, которая скоро должна была родиться.

Как и было предсказано, Анна, не вынеся тяжёлых родов, умерла, а девочка родилась слабой, и Иоаким, боясь, что она не выживет без материнского молока, не стал её записывать. Лишь через два месяца, когда ребёнок окреп и поправился, он записал Марию в семейные списки. Так до сих пор и празднуют её день рождения, не 21 июля, а 21 сентября, а все младенцы, родившиеся между двумя этими датами, находятся под покровительством Девы Марии.

Елизавета и Захария, приютившие новорожденную, жили в небольшом городе на берегу Галилейского моря, недалеко от реки Иордан, в двадцати километрах от Назарета. Жители Тарихеи, так назывался город занимались земледелием и скотоводством.

Мария много взяла от матери: и внешность, и характер. Она росла доброй и спокойной девочкой. Любила мечтать, сидя на берегу озера и любуясь гладью воды. Уважала старших, заботилась о слабых и немощных. В семье её любили, братья и сёстры часто наведывались к ней.

Особой тайны из её будущего предназначения не делали, поэтому вся округа знала, что она будущая мать Мессии. Но люди не очень этому верили, часто злословили на её счёт, мол не может Мессия появиться в семье скотоводов, он должен быть царского рода, старались задеть, обидеть. Но Мария как будто ничего не замечала и по-прежнему приветливо всем улыбалась, не ожесточилась сердцем, а смиренно сносила все испытания.

Совсем маленькую, трёхлетнюю, родной отец привёз её в Иерусалим. Повел в храм на Храмовую гору. И тут произошло то, чего никто не мог ожидать. Когда Иоаким стал молиться и оставил девочку без присмотра, она зашла во двор для мужчин. В еврейской традиции мужчины и женщины молятся отдельно, их места даже отгорожены друг от друга. Увидев Марию в мужском дворе, люди на время оторопели, а потом кинулись выводить её оттуда, как вдруг, несмотря на ясное небо, прогремел гром и пролился дождь. Священнослужители тут же объявили, что были свидетелями Божьего гнева за осквернение храма и наказали девочку пятичасовым стоянием на коленях.

  • Мария оказалась ребёнком с необычными способностями . Она видела вещие сны, могла предсказывать погоду или несчастные случаи. В пять лет ей привиделся пожар в овчарне, взрослые не поверили, ведь огня не было. Через два дня в хлев попала молния и быстро распространившийся пожар почти всё уничтожил. Такое доказательство не могло пройти мимо внимания людей. Одни прислушивались и верили её словам, другие считали чушью, а третьи опасались общения с ней.

Когда Марии было 8 лет, она увидела во сне, что у Елизаветы, её приёмной матери, скоро родится ребёнок, назовут его Иоанн, человек будет необычный и прославится на века, а судьба его будет неразрывно связана с судьбой её будущего сына. Елизавета не стала сомневаться в словах Марии, а встретившись с Симеоном, который подтвердил её необычайные способности, поверила окончательно. Да и к Марии после этого Елизавета стала относиться повнимательнее, перестала кричать на неё и давать затрещины.

Захария же напротив, скептически отнёсся к этому известию. Как же, столько лет ничего не получалось, а теперь, когда ему 60 лет, а жене 56, нужно поверить какой-то девчонке, что мечта всей их жизни сбудется? Через два года всё случилось, как Мария и предсказывала. Родился сын, Наречённый Иоанном, известный нам как Иоанн Креститель. Радости родителей не было предела. А Мария опять подтвердила свою необычную способность к пророчеству.

Меж тем в её жизни произошли серьёзные перемены. Ей исполнилось десять лет, умер отец Иоаким, и она в уплату налогов вынуждена была работать при римском храме в Назарете, ухаживала за скотом и делала любую работу, какая потребуется. И здесь она переполошила людей своим очередным предсказанием. Привиделось ей, что настоятель храма скоро умрёт и по этому поводу она горько плачет. Через два дня настоятель действительно скоропостижно скончался. Её стали опасаться, обходить стороной. Но римляне постепенно привыкли к ней и даже советовались по поводу погоды, урожая и других бытовых вопросов, так как все её предсказания с точностью сбывались.

Постепенно Мария стала видеть сны, связанные и с её будущим. Всё чаще в своих снах она видела человека в парчовых одеждах с нимбом над головой, Илью-пророка, который подтвердил давнее пророчество Симеона − Рождение Иисуса Христа, который своими проповедями и примером должен привести людей в новую веру, но не будет понят, перенесёт жестокие испытания и будет казнён. Илья-пророк хотел подготовить Марию к её будущему положению. Но она очень страшилась будущего, очень уж не хотелось, чтобы именно её ребёнок принял смерть за чтение проповедей.

Про свои сны Мария решилась рассказать лишь римскому священнику Пандере, соплеменники бы лишний раз посмеялись и поиздевались над ней. 62-летний священник же решил по-своему использовать полученную информацию. Нарядился в белые одежды и ночью прокрался в спальню девушки. Мария, постоянно ожидающая прихода Бога, ничего не заподозрила, приняв за него похотливого священника, который сделал свое черное дело.

Вскорости ей быстро подыскали жениха, плотника Иосифа сорока восьми лет из Вифлеема, недавно овдовевшего и имеющего четверых детей. До свадьбы они жили порознь, она по-прежнему в храме, он в своём доме. Когда же Иосиф снова увидел её, то обнаружил, что дева беременна. Всеми объяснениями Марии по поводу непорочного зачатия он пренебрёг и жениться уже не хотел категорически, дай Бог ноги унести от такого позора!

И видит он во сне Илью-пророка, который объяснил разгневанному жениху, что он должен взять Марию в жёны, мальчик, который родится, будет Иосифу даже ближе, чем родные дети и будет обладать необычайными, сверхчеловеческими способностями и это сын Божий. Иосиф, как человек верующий, перечить не посмел, кроме того, в то время люди очень внимательно относились к вещим снам, считалось, что таким образом Бог с тобой разговаривает или передаёт послания.

Несмотря на разницу в возрасте и опасения Марии по поводу отношений со взрослыми детьми Иосифа, на первых порах семейная жизнь складывалась хорошо. Мария была привычна к труду с детства, а кроткий нрав и не сходящая с лица улыбка помогали сгладить все неровности начального периода. Иосиф тоже прикипел к ней сердцем, видя, как она заботится о нём и его детях.

Но взрослые дети были не так терпимы, как их отец, да и не очень верили в эту историю с непорочным зачатием. В конце концов Иосиф принял решение перебраться из Вифлеема в Назарет, чем порадовал Марию, ей хотелось вернуться в родные края и быть подальше от слухов. С собой они забрали четырёхлетнего Иоакима.

Рождение Иисуса Христа

В Назарете семья понемногу освоилась, Марии досталось часть имущества от родственников, приближались роды, как вдруг во сне к Иосифу пришёл незнакомец, сообщивший, что скоро родится сын, но он будет в большой опасности, из-за предстоящих тяжёлых родов может и не выжить, поэтому на время нужно скрыться от людей.

Иосиф, трепетно относящийся к вещим снам, тут же перевёз Марию за город, в скромный летний домик, с маленькими окошками, яслями для животных, кроватью, покрытой соломой, столом и печкой. Не успели они перебраться, как начались роды. Как и предсказывали, тяжёлые. Трое суток Мария была между жизнью и смертью, две бабки повитухи помогали ей и утром 7 января 4 года до нашей эры родился мальчик, слабый, со сморщенным личиком, весом 1900 граммов. Мария же после этого осталась девственницей.

Пастухи, работавшие у Иосифа, были напуганы необычно ярким свечением на небе. Они тут же прибежали к дому хозяина, чтобы рассказать об увиденном и узнали о рождении Иисуса. Иосиф, как радушный хозяин и счастливый отец, щедро угостил работников, а вскоре удостоился посещения индийского царя, который возвращался из Египта домой.

По дороге он встретился со старцем Симеоном, который в своё время предсказал рождение сына Божьего, а теперь посоветовал царю посетить семью с новорожденным, упомянув, что младенцу суждено стать Мессией и что, когда у царя случится великое горе, именно Иисус спасёт его любимого сына. Царь был очень впечатлён этими словами и не поскупился на подарки: золото, богатые одежды и дорогой перстень с родовым царским гербом, по которому Иисус спустя много лет и будет узнан.

На восьмой день, согласно иудейской традиции мальчику сделали обрезание и дали имя. На сороковой день, после рождения, следовало провести обряд очищения матери. Для этого всё семейство отправилось в Иерусалим, в главный храм. Там их уже дожидались много раз упомянутый Симеон, который по преданию, увидев Иисуса воскликнул: « Хвала Господу, что я дождался этого», и пророчица Анна, дожившая до 84 лет и тоже ожидавшая встречи с младенцем. Она предсказала, когда Иисусу исполнится три с половиной года, семья совершит путешествие в Египет, которое принесёт ей богатство и удачу. Но это всё позже.

В эти предпраздничные дни либеральная бульварная пресса наполняется сетованиями на тему, что вот, мол, все-то неправильно у этих христиан вообще, а у православных в особенности, дескать, неправильно они празднуют Рождество - не тем числом, не в ту дату и не в том году и т.д. И, действительно, в атеистической (а первоначально - в оккультной) мифологии существует тезис о том, что Иисус Христос, мол, родился не в декабре и не в январе! Хотя никакой аргументации подобных утверждений не предоставляется, но коли сомнение посеяно, то нашим долгом будет рассмотреть и раскрыть вопрос - когда же, на самом деле, родился Иисус Христос?

В каком году родился Иисус Христос?

Да, действительно, та дата, которая обозначена, как год рождения Иисуса Христа на сегодняшний день в известной степени условна! Эту дату установил римский архивист монах Дионисий Малый в 525 г. Он получил ее в результате скрупулезных подсчетов этапов правления различных римских императоров и консулов. Основываясь на этих исчислениях, он установил, что Господь Иисус Христос родился в 754-ом году от основания Рима. Здесь следует напомнить, что до 525 г. не было «сплошного» или общего летоисчисления - чаще всего время определялось «годом от основания Рима», а еще чаще даты были совсем условные - «такой-то год консульства такого-то консула» или «такой-то год правления такого-то императора». И в этом отношении установление единой хронологической «линейки» есть несомненная заслуга Дионисия Малого.

Увы, но позже более детальная проверка показала, что исчисление Дионисия оказались ошибочными. Архивист ошибся как минимум на 5 лет, и в действительности Иисус Христос родился пятью годами раньше, нежели было обозначено. Однако, расчеты Дионисия, положенные в основу «церковного календаря», с X века сделались общераспространенными в хрониках государственных летоисчислений христианских стран (как и продолжается поныне). Но, как было сказано выше, на сегодняшний день большинством хронологов эта «эра» признается ошибочной!

Историческое несоответствие обнаружилось при детальном анализе евангельских повествований и светских хроник: Ирод Великий, по приказу которого избивались младенцы, среди которых (как думал Ирод) присутствует Богомладенец Христос, умер за 4 года до «Рождества Христа» (согласно дионисианской хронологии). А из Евангельских повествований (Мф. 2:1-18 и Лк 1:5) мы ясно видим, что Христос родился еще во время царствования этого жестокого иудейского царя, правление которого, согласно различным историческим данным, приходится с 714 по 750 гг. от основания Рима. Умер Ирод за восемь дней перед Пасхой в 750 г, вскоре после лунного затмения, которое приходилось согласно наблюдению астрономов в ночь с 13 на 14 марта 750 года. Иудейская же Пасха выпадала в тот год на 12 апреля. Все вышеприведенные данные позволяют утверждать, что царь Ирод умер в начале апреля 750 г., а, соответственно, Христос никак не мог родиться на четыре года позже - в 754 г, т. к. это будет противоречить Евангельским повествованиям.

Пытаясь установить иную точку опоры для вычисления даты Рождения Иисуса Христа, исследователи сосредоточили пристальное внимание на иных исторических данных, сообщаемых в Новом Завете в контексте рождения Богомладенца. Так, в область их внимания попала общенародная перепись, упоминаемая в Евангелии от Луки 2:1-5. Эта перепись, в которой принял участие и Сам Господь, была начата по повелению императора Августа в 746 г. Однако Иудея была глухой провинцией Римской империи и государево повеление об исчислении подданных дошло до нее уже в последние годы царствования Ирода. Вследствие этой переписи, в Палестине произошло народное восстание. Ирод подверг его зачинщика некоего Февду сожжению 12 марта 750 г. Вследствие скорой смерти Ирода перепись была приостановлена. Возобновить и закончить перепись удалось «когда Сириею управлял Квирин» (Лк. 2:2). Однако исследователи склоняются к тому, что Дева Мария, Иосиф и Богомладенец вошли в исчисление граждан Римской империи, все же, в «первую волну» обсуждаемой переписи - еще при жизни Ирода Великого.

Еще один исторический аспект, сообщаемый Евангелием, помогающий установить год рождения Иисуса Христа, связан с жизнью св. Иоанна Крестителя. Согласно Евангелию от Луки (3: 1) св. Иоанн Предтеча выступил на проповедь в пятнадцатый год правления Тиверия Кесаря. По выражению Евангелиста Луки, Господу Иисусу было в это время «лет тридесять» (Лк. 3: 23), т. е. 30. Известно, что император Август принял Тиверия в соправители за два года до своей смерти в январе 765 г, т. е. в 763 г., а соответственно «пятнадцатый год правление Тиверия Кесаря» начинался в январе 779 г. Несложными арифметическими вычислениями мы вполне можем определить год рождения Иисуса Христа, как 749 г. от основания Рима.

Очень важное свидетельство дают нам в этом отношении астрономические вычисления. Согласно данным Евангелия, Крестная смерть Господа Иисуса Христа произошла в тот год, когда еврейская Пасха наступала вечером в пятницу. А, согласно уже упомянутым астрономическим вычислениям, таковое сочетание могло прийтись только на 783 г. Иисусу Христу на тот момент шел тридцать четвертый год от Рождения. И, опять же с помощью несложных арифметических вычислений, мы получаем, что Он родился в 749 г. от основания Рима.

749 г. - самая оптимальная и исторически обоснованная дата Рождения Иисуса Христа, которая не противоречит ни Евангельскому повествованию, ни светским хроникам. Но, если мы рассмотрим совокупность традиций разных церквей и христианских исповеданий, то в плане даты рождения Иисуса Христа мы наткнемся на «разброс» в 7 лет. Самая ранняя датировка - 747 г. Именно эта дата считалась официальной и в нашей Церкви до реформы Патриарха Никона - а у старообрядцев и по сей день считают именно этот год годом Рождения Спасителя. Так же считал известный немецкий математик, астроном, механик, оптик Иоганн Кеплер. С его точки зрения именно в 747 г. (от основания Рима) произошла некая констелляция планет (взаимное расположение небесных светил или планет, когда одна планета скрывается за другой, или несколько друг за другом, и они многократно увеличивают свечение в одной точке). Для стороннего земного наблюдателя сие астрономическое явление выглядит, как небывало яркая звезда. Именно таким образом понимал Кеплер упоминаемую в Евангелии Вифлеемскую звезду. Кстати, на эту же дату (747 г. от основания Рима) по причине данного астрономического явления указывал и известный российский церковный историк В.В.Болотов. Самая поздняя дата Рождения Христа, как уже говорилось - 754 г. (западная традиция).

Однако, все-таки, поиски даты Рождества Христова на основании некоторых астрономических явлений (таких как констелляция планет) не могут быть с богословской точки зрения признаны удовлетворительными. Все-таки та звезда вела себя необычно - она указывала волхвам определенный последовательный путь, а не просто некоторый общий вектор движения. Приведя их с востока на запад в Иерусалим, она вдруг повернула на юг чтобы привести волхвов в Вифлеем и более того остановилась над вертепом (хлевом), где находились ясли Богомладенца. Для кометы, а уж тем более для планет или звезд подобное поведение недопустимо. Поэтому уже в IV в. свт. Иоанн Златоуст полагал, что это был ангел, принявший вид звезды. Промысл Божий говорит с людьми на языке ясном и интересном для них самих. Поэтому при всем нашем уважении к науке вообще и к И.Кеплеру, в частности, не стоит с христианской точки зрения придавать особое значение их астрономическим вычислениям в плане идентификации Вифлеемской звезды и установления времени Рождества Иисуса Христа.

Какого числа родился Иисус Христос?

Что же касается более точной даты - в каком месяце, в какой день родился Иисус Христос, то нужно честно сказать, что Церковь не запомнила этого события с хронологической точностью. Однако не торопитесь обвинять христиан в непоследовательности и небрежности. Такая «забывчивость» объясняется тем, что для первых поколений христиан центром всей их религиозной жизни было Воскресение Христа - они были потрясены Пасхальным чудом. Именно с Пасхального приветствия «Радуйтесь» апостолы начинают свою проповедь, обращаясь к иудеям и язычникам. Их взор обращен к будущему, в некую эсхатологическую перспективу - «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22: 20). На тот момент не ощущалось насущной потребности оборачиваться назад, составлять хронологии, этапы земной биографии Христа и т.д.

Предназначение Церкви и Ее будущее для ранних христиан значило много больше, нежели какие-то земные вехи. Отражение этой пасхальной радости мы можем наблюдать и в наши дни - до сих пор в нашей Церкви память святых празднуется в день их смерти, а не в дни рождения. Так же и тогда - память о смерти и Воскресении Христа у первых христиан была настолько остра, что воспоминания об обстоятельствах Его жизни, в том числе и дата Рождения, уходили на второй план и скрупулезно не изучались.

Однако, из внимательного прочтения Евангельских текстов, мы можем определить время года (даже месяц), когда родился Христос. Техника рассуждений такова: первое событие Новозаветного цикла - рассказ о Рождении св. Иоанна Крестителя. Отцом св. Иоанна был священник Захария, служивший в Иерусалимском храме. Согласно Евангелию от Луки, зачатие св. Иоанна произошло после возвращения Захарии из Иерусалимского храма домой после прохождения т.н. священнической чреды. При учреждении храмового священства царем Давидом было установлены 24 чреды служения священников-левитов (т.е. очередность служения). Всего было 24 чреды, говоря современным языком - 24 священнических «бригад», каждая из которых, поочередно сменяя друг друга, сроком по 2 недели служила в храме. И так проходил целый год. Священник Захария был из Авиевой чреды, которая, согласно Священному Писанию, была 8-я по счету (из 24). Еврейский богослужебный календарь начинался с месяца «нисан» (или «авив»), т.е. с марта-апреля современного календаря. Тогда заступала на служение 1-я чреда. Если мы прибавим к нисану 4 месяца (т. е. 8 чред), то получим июль-август. Это время служения священника Захарии. После окончания своей чреды Захария пошел к себе домой в Галилею - это долгий путь, предполагающий прохождение почти всей Палестины.

«После сих дней зачала Елисавета» (Лк. 1: 22) - говорит нам Евангелие. Т.е. время зачатия св. Елизаветой св. Иоанна Крестителя можно условно отнести на сентябрь! В церковной традиции именно 25 сентября (по старому стилю, по новому 6 октября) празднуется день памяти Зачатия св. Иоанна Крестителя. Добавляя к этому 9 месяцев, мы получаем дату рождения св. Иоанна Предтечи - 24 июня по церковному календарю (7 июля по новому стилю). Но пока св. Елисавета была беременна, произошло еще одно очень важное событие - на 6-й месяц ее беременности Архангел Гавриил благовествует Деве Марии бессеменное зачатие Богомладенца и повелевает Ей идти навстречу Ее родственнице Елисавете. Из этого видно, что между зачатием св. Иоанна Крестителя и зачатием Иисуса Христа проходит 6 месяцев. Соответственное временное расстояние существует и между днями их рождения. Если св. Иоанн Креститель рождается 24 июня, то, прибавив 6 месяцев (учитывая особенность лунного календарь), получаем дату Рождения Христа - 25 декабря (7 января по новому стилю). Это наиболее текстологически аргументированная дата Рождества Христова. Хотя, конечно, нельзя отрицать, что и эта дата до известной степени является условной.

Под конец хотелось бы развеять еще один миф. В псевдонаучной литературе можно встретить утверждение, что праздник Рождества Христова был якобы введен Церковью, для того чтобы вытеснить приходящийся на конец декабря языческий праздник бога-солнца. Собственно, доля правды в этом утверждении имеется, только нужно отметить некоторую погрешность сей конспирологической теории, которая подразумевает, что причина, производящая некоторое следствие, может быть исключительно одна и мотив некоторых действий может быть только один. Это не так - и причин и мотивов может быть несколько! Действительно, в III в. Рождество Христово отмечалось в составе праздника Богоявления (Теофании), который приходился, как и сейчас на 6 января (19 января по новому стилю). В этот день вспоминалось и Рождение Христа, и выход Его на общественную проповедь (собственно Богоявление). Но в конце IV века в Риме было принято решение, что такое событие как Рождение Христа заслуживает отдельного воспоминания, отличного от выхода уже взрослого Христа на проповедь. И дата Рождения Христа была в значительной степени ясна. И как раз в эти дни еще заскорузлая языческая традиция привыкла праздновать день рождения бога Митры - бога Солнца в митраизме (митраизм до принятия христианства был распространенной религией в Риме). И тогда Церковь мудро решила не менять календарно-народные привычки, но поменять сам предмет, само содержания праздника. Язычники праздновали день рождения солнца, христиане не стали ломать эту привычку, Церковь просто указала - Кто есть Истинное Солнце и чей этот День Рождения - Тебе кланятися Солнцу правды и Тебе ведети с высоты Востока, Господи, слава Тебе!

Диакон Артемий Сильвестров , руководитель православного молодежного миссионерского центра Новосибирской митрополии, помощник благочинного Новосибирского городского округа по катехизации и работе с молодежью, помощник руководителя молодежного отдела Новосибирской митрополии, помощник председателя подотдела катехизации отдела образования и просвещения Новосибирской митрополии, помощник председателя подотдела по воскресным школам отдела образования и просвещения Новосибирской митрополии

Текущее состояние знания общества об истории Иисуса Христа

Если мы откроем Википедию, то не найдем там ни каких сведений о том, когда родился Иисус Христос. Мы не найдем никаких сведений о том, когда были написаны 4 Евангелия. Мы даже не найдем сведений, кем они были написаны.

Все представлено в огромном количестве, якобы исследований. Исследования начинаются от от астронома 16 века Иоганна Кеплера, который вычислял какие-то там звезды. И заканчиваются там академиком Фоменко.

Огромное количество статей, огромное. И удивляет даже не то, что поклонники Фоменко существуют, а то, что издано восемьдесят три монографии. Эти монографии печатаются. В книжных магазинах им создают специальные полки, кто-то это финансирует. Просто так это быть не может. То есть, создается такая вещь, как «Белый шум».

На этом фоне навязывается дискуссия об историчности Христа. Что такое историчность Христа? То есть, если он не историчен, значит это герой мифа, значит Христа не было.

Что такое разведка на основе анализа открытых источников информации. (OSINT) Профессионалы знают, что порядка девяноста, девяноста пяти процентов всех сведений получаются из открытых источников информации. Какие могут быть открытые и неискаженные источники информации об Иисусе Христе?

Вот, если мы пойдем в магазин и купим библию, там карта обычно вложена, в этой карте, как правило, только Израиль, Галилейское море и все. Но на самом-то деле события происходят в Римской империи. Римская империя огромна. Она от Испании до Израиля, от Египта до Рима, а потом и до Британии. Это один император, один язык, один закон, одни граждане. События происходят одновременно в разных концах: и в столице, и на окраине. И то, что происходит на окраине, находит отражение в столице.

А что такое Римская империя? Римская империя, это идеал закона. Это законы, которые пишутся. Это дороги, которые строятся. Это слова императора, которые высекаются в камне. А мы знаем, как говорит Андрей Петрович Девятов, камень ни стереть, ни подчистить, ни уничтожить. Что выбито в камне – остается. А Что еще остается – указы Римской империи.

События, о которых идет речь, вот, если взять Неофит, вот только сегодня его привели в церковь, он хочет знать, что происходит, он открывает википедию и видит, что логики нет. События переставлены в хронологическом порядке, из одного не следует другое. А в то же время в Римской империи все записывается достаточно точно. Записывается все вплоть до последних слов императора, когда он умирает.

Вот наша история – сто лет. Мы кто-нибудь знаем последние слова наших руководителей государства, которые были сказаны на смертном одре – нет. А там в Римской Империи там все записано.

Как классифицируют и индексируют информацию. Люди, которые связаны с разведкой, знают, это буквенно-цифровые коды. Само событие классифицируется в буквенно-цифровом виде как по важности самого события, иерархии участвующих в этом событии субъектов, дате события, так и по источнику сведений о данном событии, его отношении к субъектам событий и дате передачи свидетельства о данном событии. То есть одно показывает, насколько это важная информация. Второе классифицирует, откуда эта информация получена. Дата, когда произошло событие. Дата, когда эти сведения были получены.

Как делается дезинформация. Атака идет не на то, что этого события не было. Вот, если мы вспомним фильм такой, как «Мастер и Маргарита», разговор Берлиоза с поэтом Бездомным. Он говорит: - «Мы тебе заказали поэму. И Мы же хотим доказать, что его вообще не было!» И тут появляется Воланд, который изумляется: -«Как не было-то? (то есть задача-то по-другому была поставлена!).

Вот задача всегда ставится, что не то, что не было события. Когда делают дезинформацию, меняют следующие: кто передал информацию, когда она была передана. И событие было, но немножко не в то же время. То есть дезинформация должна быть очень похожа на истинную информацию и в таком обработанном виде засылается измененная информация.

На сегодняшний день над этим работают очень многие. Идет атака на дату Рождества Христова, на даты написания Евангелий. То есть, выводится, что Евангелия были написаны во втором веке, а, соответственно, они не были написаны евангелистами, о которых мы знаем, потому, что в это время их уже не было в живых.

И третья дезинформация совсем новая, причем она вот буквально на прошлой неделе пошла, и наши синодальные священники, которые сидят в Интернете начали от безграмотности своей ее размножать.

Все рассказывается шикарно про Христа, ни к одному слову не придерёшься. А дальше говорится «по сообщениям прокуратора Иудеи Публия Лентула», а мы знаем, что до Пилата был не Публий Лентул, а был Валерий Грат. Никакого Публия Лентула вообще в природе не было, но раз эта информация прошла, раз она осела к кому-то, значит человек потом, когда узнает, что никакого Публия Лентула не было, он отвергает всю информацию целиком. Он больше ее не воспринимает, как реальность.

Для разрядки я вам могу рассказать ту проектно-информационную войну, которая была организована против христианства и абсолютно всухую выиграна. Если мы возьмем начало двадцатого века, то в Европе главный праздник – это Рождество. Это у нас Пасха главный праздник. У нас красят яйца, у нас пекут куличи, у нас делают Пасху, у нас дети стучат одним яйцом об другое, у нас идут на крестный ход, то есть, у нас масса событий, которые предшествуют этому празднику, которые непосредственно во время этого праздника и, которые после этого праздника. А в Европе гораздо больше было завязано на Рождество. То есть, там подготовка за несколько недель. Там выставление каждую неделю определенного количества свечей. Там определенные рождественские гимны. Там походы под Рождество детей с гимнами по домам соседей и так далее.

Кто дарит подарки? Вот, если сто лет назад взять, кто приносит подарок? Подарки приносит Святой Николай. Почему Святой Николай, потому что он был богатым человеком. Рядом с ним его соседи жили, и у них было три дочери. Он узнал, что отец у них настолько задолжал, что он хочет дочерей продать в рабство. И для того, чтобы они не были проданы в рабство, Святой Николай пробрался к ним в дом и в чулки, которые сушились около камина, положил каждой деньги, для того, чтобы она вышла замуж, чтобы это стало ее приданное. И поэтому в Европе всегда вешают чулки около камина – это традиция.

Дальше идет превращение, то есть, мы знаем, Святой Николай – Санта Клаус по-немецки, идет упрощение на Санту. Потом идет, что у Санты есть помощники, такие с длинными волосатыми ушами и в шапочке обязательно. У него олени, хотя святой Николай на открытках, изображенный сто лет назад, он с осликом, а у Санты олени. Откуда олени? А вот с севера. Откуда с севера? Из Лапландии. Прилетают они по небу из Лапландии.

Дальше немножко копаем. Как его зовут там в Лапландии? У него имя есть? – Йоулупукки. Копаем дальше. Что это такое? Это рождественский козел. Это существо с рогами, с зубами, которым пугали детей. И вот происходит то, что ребенок в двенадцать лет начинает смеяться над ребенком в семь лет: - Ты веришь в Санту? Ха-ха-ха!

И мы получаем поколение, которое абсолютно не верит в Святого Николая. Оно уже отстроено от церкви максимально. Так как над ним уже его более старшие братья и сестры посмеялись.

Ну, перейдем к истории Христа. Вообще, что такое понятие: «Наша Эра». То есть, если мы возьмем понятие столетней давности, люди жили в общем нормальном мире. Они знали, что они живут в одна тысяча семнадцатом году от Рождества Христова. Буковки стояли на календаре: «Р» и «Х». Потом сказали, не надо так, у нас есть мусульмане, у нас есть иудеи, давайте буковки-то немножко поменяем. И появились «Н» и «Э».

А потом появилось то, что есть разные сведения, и Христос родился за несколько лет до «Н» и «Э». Поэтому, когда я говорю: «Н» и «Э» я имею в виду совершенно четкую дату. «Н» и «Э» - Наша Эра, это было и есть 5508 год от Сотворения Мира. Вычислена она как была и каким образом она вошла в обиход, я скажу позже, но, когда говорят: «Н» и «Э», и с этим все согласны, что это пять тысяч пятьсот восьмой год. Что такое пять тысяч пятьсот восьмой год? Это пять тысяч пятьсот восьмой год от сотворения мира. Что такое «Сотворение Мира»? Это не то, что Адам там зарубки делал на пальме в райском саду и вот они там вычислили, сколько лет прошло.

Я расскажу вам о таком понятии, как – Септуагинта. Септуагинта -это перевод Ветхого Завета. Создан он был в Александрийской библиотеке в третьем веке до нашей эры. Создавало его семьдесят переводчиков. Делали они переводы параллельными, заказан царем эллинистического Египта Птолемеем П Филадельфом. Его праправнучку вы все знаете, это Клеопатра. Он не просто создал Александрийскую библиотеку, он собрал ученых, потому что библиотека без ученых, которые с ней работают, это просто склад книг.

В третьем веке до нашей эры был начат перевод, а во втором веке закончен Септуагинта – перевод семидесяти переводчиков. С какого языка они переводили? Они переводили с древнееврейского на древнегреческий. Кого мы знаем из них? Мы его очень хорошо знаем. Мы каждое Сретение идем праздновать праздник одного из 70 толковников переводчиков Септуагинты – это Симеон-богоприимец. Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи и прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына » (Ис. ), он подумал, что это явная описка и вместо «Дева » должно стоять «Жена », и посчитал своим долгом исправить текст. Но ему явился архангел Гавриил и остановил руку святого Симеона и уверил его, что он не умрёт, пока не убедится в истинности пророчества Исайи и будет жить до тех пор, пока не увидит ту самую Деву и ее Сына,

Праздник Сретенья Господня. В день, когда родители Иисуса пришли в Иерусалимский храм , чтобы принести жертву за родившегося первенца мужского пола, как это предписывает иудейский закон (Исх. ), Симеон по вдохновению явился во храм и там, взяв младенца на руки, произнёс благословения, от которых происходит знаменитая песнь «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко » (Лк. ).

То есть, каждый год мы с вами пятнадцатого февраля идем в церковь и празднуем Сретение святого Симеона. Мы не можем его выкинуть. Но этот перевод выкинут. Если вы пойдете в какую-нибудь богословскую лавку и купите Ветхий Завет, то это в основном масоретская редакция и еще скомпилировано с чем-нибудь.

Так вот на эту самую Септуагинту была наложена хронология. То есть, хронология, наложенная на текст, это и есть хронология от Сотворения Мира. То есть, если из этого перевода убрать часть книг или изменить даты, которые там написаны, то этой хронологии не получится.

Мы знаем, что Септуагинта была сделана под надзором архангелов, которые не давали ее править. И мы знаем, что хронология, которая на нее наложена, это от Сотворения Мира. Вся наша Русь жила в хронологии от Сотворения Мира. Вторая дата, которая проставлялась, и она проставлялась на захоронениях довольно часто. В захоронениях Московского Кремля: От Сотворения Мира рожден тогда-то, от Рождества Христова тогда-то. Умер от Сотворения Мира тогда-то, от Рождества Христова тогда-то.

В 380-ом году Иероним Стридонский по поручению папы Дамасия 380-420 гг. делает новый перевод, называется он – Вульгата. Он делает перевод с древнегреческого на латынь. Причем Вульгата от латинского слова Vulgus – народ. Он пишет: - «Я хочу для лёгкости понимания читателя пользоваться простонародною речью». Септуагинта была отвергнута. Рим начал пользоваться Вульгатой. Хотя, она была сделана за шестьсот лет до этого, а вошла, как основной текст, через шестьсот лет при разделении церквей в 1054 году.

Сейчас я вам расскажу про рождество Христово с точки зрения представлений времени Ивана Грозного. Но это не источник. Вы должны понимать, что это представления того времени. Вот, о Рождестве Господа нашего Иисуса Христа. «В лето 5500-е родился господь наш – Иисус Христос от девы Марии в граде Вифлееме. Декабря 25-го в пятницу в седьмой час. В час ночи».


Откуда такие точные даты? 24 года живет Святая Богородица в доме апостола Иоаниа. Уже после распятия Христа, после вознесения – 24 года! Кто еще свидетель тому? Яков – один из семидесяти апостолов, брат Христа. То есть, есть два свидетеля, но как они могли запомнить? В Евангелие совершенно точно говорится, когда родился Христос, а Христос родился во время переписи. Всем в определенный день сказали явиться в свой город. Они туда являлись не в течение месяца, а в определенный день.

А что такое перепись? В древнеримской империи я вам начал говорить об этом, что там все записывалось. На перепись должен был явится юноша от четырнадцати лет, а девушка, от двенадцати лет. Они должны были записать, кто его отец, кто его мать, кто его жена, каким имуществом владеют и дать подпись о верности кесарю. Это и политический, и налоговый документ, и это документ, который фиксирует количество населения.

На основании чего эта летопись составлена? На основании «Жития Богородицы», написанной монахом Епифанием, который был насельником монастыря Каллистрата в Константинополе в 814-815 гг. А он на основании чего писал? На основании повествования «Слова о родстве Пресвятой Богородицы», это третий век. Мы знаем, что сохранились лишь его части, и знаем, что им пользовались Иоанн Дамаскин и Георгий Амартол.

То есть, то, что составлялось при Иване Грозном, составлялось по более ранним летописям.

Дальше мы знаем, что приходят волхвы. Если взять википедию, то на сегодняшний день там написано, что Ирод умер раньше, чем родился Христос. А почему они это делают? Да потому что они предполагают дату рождения Христа, а смерть Ирода они берут из документов.

В летописях говорится, что 5502 год – Ирод принял волхвов. Почему 5502 год? Почему вот этой сказки нет, когда звезда падает, и волхвы приходят в Вертеп. И этого нет в Евангелие. Если мы откроем два текста, старославянский и синодальный перевод, то мы увидим разницу и подтасовку.

Во-первых, в синодальном переводе написано: «младенец», в старославянском написано – «отроче». Приходят они в дом (в храмину). Ни в какой Вертеп они уже не приходят.

Почему мы знаем, когда это произошло? Вот, приход волхвов и последующее избиение младенцев. Так первенцы все были уничтожены, которые до двух лет. И это тоже написано в Евангелие. И действительно, через четыре года после рождества Христова умирает в страшных муках Ирод. И тогда все нормально, тогда все совпадает. Я сказал, что это не источник. Это источник о представлении нашей церкви и нашего государства. А что же может быт источником? Император Август, который в тот момент правит в римской империи, был великим императором. Он правил пятьдесят семь лет. И он настолько великий, что мы каждый год поминаем его.

Месяц август назван в честь императора Августа. И при нем записывалось все. Но, когда он подошел к венцу своей жизни, он велел выбить в камне и отлить в металле все свои деяния после его смерти. А умирая на смертном одре, он сказал такую фразу: «По-моему, я неплохо сыграл свою комедию жизни». Он повелел записать все свои деяния. А после смерти императора Августа по всей римской империи стали строить храмы Августа. А в центре империи – в Риме, были на медных столбах вылиты все эти деяния.

Сейчас я прочту, как выглядела эта надпись. Дело в том, что она была повторена на многих храмах и она есть до сегодняшнего дня. И даже на современных зданиях в Риме эти деяния Августа, они повторены. Они повторены буква в букву, цифра в цифру.

Наиболее известна, однако, надпись на стенах храма Ромы и Августа в Анкире (современная Анкара). Надпись в Анкире выполнена на обеих сторонах стены храма. Она разбита на шесть страниц - три по 46, три по 44 строки - что, по-видимому, полностью копировало структуру бронзовых таблиц на мавзолее Августа в Риме. На каждой строке в среднем было выбито около 60 букв, начало каждого параграфа выделялось особым знаком. Высота всей надписи - 2,7 метра, ширина - 4 метра на каждой из двух стен. Анкирская надпись заметно повреждена, но большая часть лакун восстанавливается по другим сохранившимся копиям. Все сохранившиеся надписи различаются очень незначительно.

То есть, деяния Августа известны. А он правитель империи. А мы хотим понять, что происходит в этой империи? Когда родился Христос? Мы открываем деяния Августа.

«Будучи по воле народа и сената пятый раз консулом, я увеличил число патрициев. Я трижды пересматривал списки сената. Во время шестого консульства с коллегой Агриппой произвел оценку имущества граждан, осуществил искупительное жертвоприношение, не проводившееся сорок два года. Согласно переписи римских граждан, оказалось четыре миллиона шестьдесят три тысячи.

Вторично я произвел перепись один, обладая консульской властью, в консульство Г.Цензорина и Г.Азани Согласно этой переписи, римских граждан оказалось четыре миллиона двести тридцать три тысячи.

В третий раз произвел перепись, обладая консульской властью вместе с сыном Тиберием Цезарем в консульство Секста Помпея и Секста Апуле Согласно переписи, оказалось римских граждан четыре миллиона девятьсот тридцать семь тысяч.

Примечание читаем. Ревизия списков сената в 28 и 8 гг. до н. э., а также в 14 г. н.э., незадолго до смерти Августа. Ср. Suet. Aug., 35; 37; Dio Cass., LII, 42; LII,1; LIV,10;13;14.

То есть, в Евангелие сказано одно, совершенно точная дата - в день переписи. Открываем, когда перепись была – за восемь лет до нашей эры. Наша эра, я вам говорил, это 5508 год.

Значит представление о том, что Иисус Христос родился в 5500-ом году абсолютно верно. А если пойти к историкам: - «Да, это мы знаем».

Вторая вещь, на которую делается на сегодняшний день информационная атака, это на то, когда были написаны Евангелия. То есть, вводится метод научно-исторического познания, это когда выводится гипотеза, а потом приводятся доказательства.

Выдвигается гипотеза, что они были написаны в третьем веке, во втором веке, а потом приводятся какие-то доказательства. Открываем первое Евангелие от Матфея: «в третий лет в царствования Гаева в лето 5541 года по Вознесении Господа за восемь лет».

Потом написано – евангелие от Луки. «В лето шестое Клавдиево царство написал Лука Евангелие в лето 5548-го. А после Вознесения Господа через пятнадцать лет».

Марк – 5543-ий. Последний – Иоанн. Через тридцать лет после вознесения господа пишет. То есть, известно все, когда было написано. Никаких того, что: - «нам неизвестно, кто написал Евангелие, нам неизвестно, кем они были написаны». При этом надо понимать, что Святая Богородица живет в доме апостола Иоанна. Живет она там двадцать четыре года. Вместе с ней там пребывают и ученики Христа. Идет общение, и потом, как тут было написано в этих летописях, по просьбе Якова, брата господа, первое Евангелие написал Матфей.

А кто же ввел такое понятие: «Н» и «Э»? Его ввели в начале двадцатого века. Ввели его по вычислению латинскому Рождества Христова. Латинская церковь считает, что это 5508 год. Была вычислена дата Дионисием Малым. Дионисий Малый в 525 году по просьбе Папы Ионна I вычислял пасхалии. То есть, он вычислял, когда была Пасха в каком году. И вверх, и вниз. Ну вычислил и вычислил, положили это на полку. При разделении церквей через 500 лет в 1054г. это вспомнили, достали, отряхнули и сказали: - «нет, а вот у нас 5508 год дата Рождества».

Вот так жила наша церковь до Никоновского Раскола, совершенно четко зная, в каком году родился Христос, в каком году был приход волхвов, сколько лет было Богородице, когда ее привели в храм, когда она умерла, когда были написаны Евангелия, все было совершенно четко известно.

И вот в 1666-1667 гг. происходит в Москве собор, некоторые говорят, что это был вовсе и не собор, потому как подписей нет реальных, документы не опубликованы полностью. Так вот этот собор ставит дату Рождества Христова в соответствии с латинской верой. Так что Никоновская Реформа – ввела в обиход дату Рождества Христова как 5508 год.

Если прийти в Московский Кремль и посмотреть на захоронения царские, то с одной стороны разница между датами на тех захоронениях от Сотворения Мира и Рождества Христова 5500, а с другой стороны – 5508, потому что одни захоронения сделаны до 1666-го года, а другие после.

Но так как основная дата не менялась. Она была от Сотворения Мира, то ей и пользовались. А в 1708 году от Рождества Христова царь Петр I принимает указ празднования нового года. И говорит: - «Празднуем первое января 1700-ого года». Вот в этот момент из истории исчезает восемь лет.

Что же делать, как обороняться? Как говорит наш коллега, Андрей Петрович Девятов, - «Исправление дат и имен, усиление ритуала».

Что такое усиление ритуала? Вот мы должны понять, что китайцы празднуют свой Новый год, у них есть своя дата. Евреи празднуют свой Новый год. На основании масоретской редакции перевода Ветхого Завета - Толмуда и у них своя хронология, свой Новый год.

Вот нам надо тоже понять, что мы сейчас должны праздновать 7526 год. Русский Новый год, это 7526 год. Мы поздравляем тринадцатого числа друг друга с Новым годом. Не старый Новый год, а русский Новый год, а это 7526. История наша оттуда и записана. Да, он отмечался, то в марте, то в сентябре. Можно подумать, когда его отмечать.