Стройка, дизайн, ремонт

Рельеф дна, течения. Мировой океан. Рельеф дна, течения ІV. Закрепление нового материала

Рельеф дна Мирового Океана.

Цель урока: $сформировать общие представления о рельефе дна Мирового океана.

Задачи:

- обучающие

    сформировать понятия «шельф», «материковый склон», «ложе океана», «глубоководный океаническ$ий желоб», «срединно-океанический хребет»;

    формировать знания о процессах, образующие дно Мирового океана;

-развивающие

    развивать умение работать с физической картой и другими источниками знаний;

    развивать умение оперировать ранее полученными знаниями;

-воспитательные

    $ расширять кругозор детей;

    формировать научное мировоззрение

Тип урока: изучение нового материала (урок-исследование).

Методы : беседа

Форма деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование : физическая карта полушарий, компьютер и мультимедийный проектор, атласы и учебники.

Ход урока:

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания $

Уплотненный опрос:

5 человек работают с тестами на листах

2 человека чертят схемы на доске (различия гор и равнин по высоте)

Опрос 3 человек по географической номенклатуре $у доски

Выставление отметок по результатам проверки домашнего задания.

3. Знакомство с новым материалом.

1. Вступительное слово учителя.

Ребята,$ сегодня на уроке мы с вами совершим маленькое путешествие-исследование по дну Мирового океана. Даже в прошлом веке люди мало знали о рельефе дна и, одни считали, что дно океана – это большая плоская котловина и никаких других форм рельефа там не существует, другие выдвигали гипотезу, что дно не ровное, и оно имеет вот такие формы рельефа: отмель (шельф), котловины (ложе), склон, горы, хребты, желоба. Наша с вами цель исследования: выяснить – кто из них прав, и какой$ же все-таки рельеф дна океана (1,2 слайд – тема, цель: выяснить какие формы рельефа имеет дно океана, и описать их).

2. Краткое повторение и закрепление форм рельефа суши.

Любое исследование начинается с подготовительных работ – надо выяснить, что нам уже известно о рельефе. Дайте ему определение. (3 слайд)

В настоящее время выделяют 3 части дна Мирового океана: (4 слайд)

    $

    Подводная окраина материков (шельф)

    Переходная зона

    Ложе океана

    Изучение нового материала.

История изучения рельефа дна Мирового океана (5 слайд)

Теперь нам надо познакомиться, какая техника и какое оборудование необходимы для исследования дна. На сегодняшний день люди изобрели различные суда – это подводные лодки, батисфера – $аппарат, спускаемый на тросе с судна на глубину около 1 км, батискаф – аппарат для больших глубин, судно с эхолотом – прибор, посылаемый короткий звуковой сигнал, который, достигая дна океана, отражается от него и возвращается к прибору; скорость распространения звука в воде – 1500 м/с. (6 слайд – иллюстрации различных судов). Но как нам спуститься в воду? (7 слайд – изображение акваланга, портрет Ж.-И. Кусто).

$ - Во время исследований ведутся постоянные записи, поэтому с собой возьмем непромокаемую тетрадь, водонепроницаемую ручку. Откроем наш маршрут – атлас на карте «Дно Мирового океана». Надевайте гидрокостюмы и вперед в подводный мир океан$а.

Вспомните, как и по какому дну мы спускаемся с берега: резко или плавно, дно схоже или различно с берегом? (Спускаемся плавно по схожему берегу дну.) Значит, это продолжение материка, и оно неглубоководное, мелкое – отмель (8 слайд – дно океана с отмелью). До какой глубины бывает отмель, и какой ширины хорошо видно по картам и снимкам. Что она из себя представляет? (Равнину.)

Сделаем вывод: что же такое материкова$я отмель (шельф) – это мелководная равнина, постепенно понижающаяся до 200 м ниже уровня океана.

Шельф занимает около 9% площади Мирового океана. Благодаря хорошей освещенности и прогреваемости воды в шельфе характерно обилие морских организмов. Это самая продуктивная его часть, т.к. именно здесь добывается 90% морепродуктов и многие полезные ископаемые, в первую очередь нефть и природный газ.

Спускаемся дальше и видим резкий спуск вниз (8 слайд – дно океана со склоном, ложем, горами и островами). На что похож он? (На склон горы.) Это материковый склон. Посмотрим на карту и определим по шкале глубин его глубину.

Сделаем вывод: материковый с$клон ($переходная зона) – это крутой спуск до глубины 2 – 3 км. Он плавно переходит на ровную территорию. На что она похожа и до каких глубин доходит? Сделаем вывод: котловины (ложе океана) – это большие равнины глубиной до 7 км.

Оглянемся вокруг – везде ли выровненные территории или есть и неровности? Что это? (Подводные горы .) Если их вершины поднимаются выше уровня воды, то, что образуется? (Острова .) Почему их вершины не остроконечные? (Выровнены волнами.) Есть пословица: вода камень точит.

Если вершины гор имеют линейно вытянутое положение, как они называются? (Хребты.) (9 слайд – дно океана со хребтом; физическая карта)

Срединно-океанические хребты образуют единую систему горных сооружений протяженностью$ более 60 тыс. км, высотой 3 – 4 км и на карте хорошо прослеживаются белесыми полосами.

Что вы видите слева от хребтов (9 слайд – дно океана с желобом)? В сторону океана от дуги хребтов располагаются глубоководные желоба . Как они выглядят? (Это узкие и длинные понижения с крутыми склонами и почти ровным дном.) По карте опред$елите, какой глубины они бывают. (Более 6 км. ) Самый глубокий на Земле желоб – Марианский, глубина 11 022 км (10 слайд – батискаф и фрагмент карты Тихого океана). Его впервые обнаружила экспедиция на советском исследовательском судне «Витязь» в 50-е годы, но спустились в него 23 января 1960 г. на батискафе «Триест» Жак Пикар (швейцарский ученый, сын изобретателя батискафа) и Дональд Уолш (лейт$енант ВМФ США). (11 слайд)

Но как образуются срединно-океанические хребты и глубоководные желоба? Наша Земля разбита на 7 огромных литосферных плит, которые постоянно двигаются и вертикально и горизонтально. Перемещаясь горизонтально, с одного края плита наезжает на другую плиту, а с другого края расходится. Где происходит наезд, там образуются глубоководные желоба и острова. С др$угого края идет наращивание плит изливающейся магмой, и образуются хребты.

Что происходит при больших колебаниях плит? Как это будет называться в океане и что при этом возникают? (Моретрясени$е, цунами.) Давайте-ка, ребята, быстрее выбираться на сушу, что успеть спастись от цунами. (слайд 12)

4. Закрепление.

Все успели выбраться на берег? Наше путешествие – исследование закончено. После любого исследования необходимо делать отчет – выводы.

(Если хватает время.) Попробуйте схематично отобразить в тетрадях все ф$ормы рельефа дна океана, подписав их. (слайд 13)

Какое, ребята, исследование мы с вами провели? К какому выводу пришли?

Тест на проекционной доске Читаем вопросы и отвечаем на них.

ТЕСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ УСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА (слайд 14 - 18)

1.70% ложе океана занимают:

а) котловины;

б) желоба;

в) срединно-океанические хребты.

2. Единая система горных сооружений на дне океана это:

а) материковый склон;

б) срединно-океанические хребты;

в) желоба.

3. Часть материка, продолжающего$ся под водой в виде мелководной прибрежной равнины это:

а) ложе океана;

б) материковый склон;

4. Самые глубокие участки мирового океана – это:

а) желоба;

б) материковый склон;

в) котловины.

а) Филиппинский желоб;

б) Марианский желоб;

в) Зондский желоб.

6. Самые маленькие глубины Мирового океана наблюдаются:

а) на ложе океана;

б) в желобах;

в) на материковой отмели.

7. По физической карте полушарий определите, какая форма рельефа дна Мирового

океана находится в точке с координатами 40 ю. ш., 60 з. д.

а) материковая отмель (шельф);

б) срединно-океанический хребет;

Ответы к тесту

$
$

5.Домашнее задание

Творческое задание. Подготовить сообщение о развитие знаний о Мировом океане в прошлом, в начале XX века, в современный период.

Учебная мотивация:

Цель: познакомиться с особенностями рельефа дна МО

Опорные понятия:

    Что такое рельеф?

    чем отличается материковая земная кора от океанической?

    Назовите основные формы рельефа суши

    как по физической карте полушарий можно определить глубины морей и океанов?

      Как изучают рельеф дна?

    Раньше глубину измеряли с помощью ЛОТА (старинный прибор, состоящий из троса с грузилом на конце)каната или троса, так длина троса с грузом у Магеллана составляла 370 м

    Современные ученые для измерения глубин используют прибор ЭХОЛОТ-

Прибор для изучения рельефа дна МО. В основе действия – принцип измерения времени, которое требуется звуку, чтобы дойти с борта корабля до дна и вернуться назад(скорость распространения звука в воде 1500 м/сек.)

    Первая карта океанов появилась после кругосветной экспедиции британского корабля «Челленджер» в 1872-1876гг.

    Экспедиция «Челленджер а» опровергла представление о том, что океаническое дно_- это ровное песчаное пространство, усеянное островами.

    В изучении дна океана помогает и метод глубинного бурения.

Запиши в тетрадь:

ЛОТ- старинный прибор, состоящий из троса с грузилом на конце

Магеллан

    ЭХОЛОТ - Прибор для изучения рельефа дна МО(Марти Пол изобретатель эхолота)

    скорость распространения звука в воде 1500 м/сек

    Челленджер» в 1872-1876гг

3.4. основные части дна МО

1. материковая отмель (шельф) – подводная окраина материка.

Граница проходит по изобате (Вспомни, что это такое? 200 м, а ширина его колеблется от 1 до 1500 м.

Например, в Южно-Курильской котловине Охотского моря ширина шельфа – 1500 м.

на шельфовом мелководье вода хорошо прогревается, реки приносят с суши питательные вещества, развивается ПЛАНКТОН, а следовательно здесь много рыбы. Именно шельфовая зона МО дает 90 % мирового улова рыбы.

На шельфе ведется добыча нефти, алмазов.

Нефть добывают В Северном море, Персидском и Мексиканском заливах, в России – на о.Сахалин, Каспийском, Карском и Баренцевом море.

По физической карте мира определите: 1. у каких материков наиболее широкий шельф, 2. наиболее узкий

2. материковый склон - часть подводной окраины материка. Является переходной зоной между мелководным шельфом и самой глубокой частью океана – ложем .

Имеет вид достаточно крутого уступа (крутизна до 40 º ) шириной 30м. Граница проходит на глубине – 2500-3000 м.

На подводной окраине материков находятся острова, которые называются материковыми.

Пользуясь картой, назовите несколько материковых островов

3. Ложе океана – наибольшая по площади и самая глубокая часть дна.

Имеет сложное неоднородное строение. Ложе свех океанов пересекают СОХ – срединно-океанические хребты.

Их общая протяженность в 2 раза превышает длину экватора и составляет 80 000 км. Средняя ширина океанических хребтов – 2,5 тыс. км.

Отдельные участки хребтов возвышаются над поверхностью в виде островов – Исландия, Св. Елены, Тристан-да-Кунья.

Вулканы, поднявшиеся над водой образуют вулканические острова (Курильские, Азорские, Канарские)

В теплых водах на вершинах потухших вулканов поселяются кораллы, образуя коралловые острова в форме кольца с внутренним водоемом - атолл.

Общая площадь СОХ сопоставима с площадью всех материков.

В центре СОХ образуется рифт – длинное узкое ущелье, глубтной 1 500 м. трещина. Разлом в СОХ

Котловины – большие по площади части ложа с глубинами более 4000 м.

Океанические впадины – участки дна с глубиной более 6 000 м.

Глубоководные желоба – длинные узкие океанические впадины. Ширина Ж. – 100-200 м, а длина тыс. км.

Удивительно, но даже самый глубокий желоб – Марианский

(11022 м) обитаем.

Глубоководные желоба и островные дуги образуют переходную зону.

Т.О. дно МО состоит из 3 частей: Подводной окраины, переходной зоны, ложа.

Тема урока: "Рельеф дна Мирового океана"

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с новыми определениями и понятиями темы

    материковая отмель (шельф),

    материковый склон,

    ложе океана,

    срединно-океанический хребет,

    глубоководная впадина (желоб),

    котловина.

2. Сформировать представления об особенностях рельефа дна Мирового океана, его составе, образовании и изучении.

3. Продолжать формировать умения работать с географической картой.

Учебно-наглядный комплекс: физическая карта полушарий, карта Мирового океана, схема “Рельеф дна Мирового океана”, тесты, учебник, атласы, контурные карты.

ХОД УРОКА

І. Организационный этап урока.

Взаимное приветствие учителя и учащихся. Организация внимания.

ІІ. Актуализация знаний учащихся.

Учитель . На предыдущих уроках вы вели разговор о неровностях поверхности суши материков. Послушайте два описания и определите, о каких формах рельефа повествует каждый отрывок. Какие слова вас убедили сделать нужный вывод.

Высоко в небо взметнулись острые пики, увенчанные снежными шапками. В ожерелье ледников они многие тысячелетия хранили безмолвие, нарушаемые только снежными бурями и обвалами...”

В телеге еду по холмам,
Порой для глаза нет границ,
И все поля по сторонам,
А над полями стаи птиц,
Я еду день, я еду два,
И все поля, поля, поля…” (Майков)

Дети. Первый отрывок дает описание гор, т.к. автор употребил слова, характеризующие горный рельеф: (острые пики, “снежные шапки”, “ожерелье ледников”, снежные обвалы).

В четверостишие дается описание равнинного рельефа, т.к холмы это выпуклая форма рельефа высотой не более 200м и характерны только для равнинного рельефа. Но самое главное слово, подчеркивающее ровную поверхность описываемой местности, является слово поля

Учитель. Горы и равнины это совокупность всех неровностей земной поверхности, отличающихся по высоте. Вспомните, как различаются горы и равнины по высоте.

ІІІ. Изучение нового материала

    Учитель.

Земная кора (литосфера) – твёрдая оболочка Земли как вы уже знаете, бывает материковой и океанической. Разнообразие рельефа материков мы с вами уже рассмотрели. Сегодня мы совершим путешествие по земной коре – океанической, т.е. познакомимся с рельефом дна Мирового океана и увидим, что рельеф дна Мирового океана не менее разнообразен, чем рельеф суши.

Тема урока: Рельеф дна Мирового океана

В таинственных глубинах Океана,
Куда солнца лучам не попасть,
Горбы каких-то древних великанов,
И желоба, растворившие пасть.

Ощетинясь, торчат вулканов клыки,
На поверхность глядят камни островных дуг,
С мокрым подбрюшием - материки,
И котловины сцепившихся рук.

Под водою, как сверху, равнины и горы -
Столько тайн для людского флота!
Потому, на мрачных безлюдных просторах
Звенит ультразвук эхолота.

Цель нашего урока: ознакомление с рельефом дна Мирового океана, с процессами происходящими на дне океана

    Учитель: Без специального снаряжения и глубоководных аппаратов совершить путешествие по океаническому дну будет не возможно.

Первые сведения об океаническом дне были получены в результате промера глубин, который производился с помощью прочного троса с грузом на конце. Фернанд Магеллан попытался достать дно Мирового океана, используя канат длиной 370 м. Как вы думаете, ему это удалось?

Первая карта дна океанов появилась после кругосветной экспедиции британского корабля «Челленджер» в 1872 – 1876 году. Экспедиция опровергла представление о том, что дно Мирового океана - это ровное песчаное пространство, усеянное островами.

В настоящее время изучение рельефа дна Мирового океана ведется с помощью прибора - эхолота

Сообщение учащегося

(Эхолот – прибор, позволяющий производить на ходу измерение дна до любой глубины. Этот прибор излучает звуковые сигналы, которые достигают дна, отражаются от него и возвращаются обратно к кораблю. Зная время пути сигнала до дна и скорость звука в воде, можно определить глубину океана в данной точке. Самописец этого прибора все время регистрирует расстояния до дна. По данным измерений, сделанных на множестве судов, воссоздана карта рельефа дна Мирового океана.)

Эхолот – прибор изучающий глубину океана.

    Учитель : В настоящее время выделяют три части дна Мирового океана

Части дна Мирового океана

Подводная окраина материков переходная зона ложе океана(70%)

Материковая отмель(шельф) глубоководные океанические котловины

(100-200м) желоба

Срединно-океанические

Материковый склон хребты

4. Учитель.

На земной поверхности граница между материком и океаном проходит не по береговой линии, а гораздо глубже, под водой. Часть материковой земной коры продолжается под океанами. В рельефе подводной окраины материка выделяется материковая отмель (её называют ещё шельфом) и материковый склон .

Сообщение учащегося

(. Шельф наиболее богатая жизнью часть океанского дна. На глубине 100-150 метров, куда проникает достаточное количество солнечных лучей, дно обычно покрыто разнообразными водорослями. Здесь нет той постоянной низкой температуры, которая характерна для более глубоких частей океана, и это способствует развитию множества донных животных, служащих пищей огромным стаям рыб. Самые богатые рыбой промысловые районы расположены именно в пределах шельфа.)

Шельф материков имеет различную ширину.

(Работа с картой По карте материков и океанов определите, а) у каких материков и их частей наиболее широкий шельф, б) узкий шельф.

Для этого обратите внимание на цветовой фон и шкалу глубин.)

Материковую отмель и ложе океана соединяет материковый склон (см. рис 45) . у подножия материкового склона оканчивается подводная окраина материков.

5.Переходная зона

Между подводной окраиной материков и ложем океанов располагается зона имеющая сложный рельеф. посмотрите на рис. 45. Она включает дуги островов и особые формы рельефа – глубоководные океанические желоба.

Что такое глубоководный океанический желоб (работа с учебником стр. 65)

Работа с картой : найдите океанические желоба: Марианский,

6. Ложе океана

Учитель: Ложе океана занимает самую глубоководную часть дна Мирового океана, 70% его площади.

Здесь распространена океаническая земная кора. На ложе океана, так же как и на суше есть горы и равнины. Равнины ложа океана называются котловинами. Котловины отделяются друг от друга подводными хребтами и возвышенностями.

Единая горная система на дне Мирового океана называется -получила название срединно -океанические хребты.

(срединно - океанические хребты – работа с учебником стр. 65 )

Что находится в центре срединно- океанического хребта (разлом)

Что вы можете сказать о разломах?

«Черные курильщики»

Задание: Пользуясь картой океанов в атласе. Приведите примеры котловин?

Назовите: срединно- океанические хребты Атлантического океана, Индийского океана, Тихого океана

Назовите океан где находится самый длинный срединно- океанический хребт.

Океан где срединно- океанический хребт разветвляется на два хребта?

Учитель: На дне океанов имеются и отдельные горные хребты и одиночно расположенные горы – конусы вулканов. Вулканы поднявшиеся над водой образуют вулканические острова

(Курильские, Канарские – на карте )

Потухшие вулканы имеют плоские выровненные вершины. В теплых водах на вершинах потухших вулканов поселяются колонии кораллов, образуя коралловые острова в форме кольца с внутренним водоемом - атоллы

IV . Первичное закрепление знаний

(Работа по карточкам: подписать формы дна Мирового океана )

7. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана

(работа с учебником стр. 66.

I вариант – внутренние процессы

II вариант – внешние процессы

V. Закрепление нового материала

1. Единая система горных сооружений на дне океана это:

а) материковый склон;

б) срединно-океанические хребты;

в) желоба.

2. Часть материка, продолжающегося под водой в виде мелководной прибрежной равнины это:

а) ложе океана;

б) материковый склон;

в) шельф.

3. Самые глубокие участки мирового океана – это:

а) желоба;

б) материковый склон;

в) котловины.

а) Филиппинский желоб;

б) Марианский желоб;

в) Зондский желоб.

5. Самые маленькие глубины Мирового океана наблюдаются:

а) на ложе океана;

б) в желобах;

в) на материковой отмели.

6. По физической карте полушарий определите, какая форма рельефа дна Мирового

океана находится в точке с координатами 40 ю. ш., и 60 з. д.

а) материковая отмель (шельф);

б) срединно-океанический хребет;

в) желоб.

Ответы к тесту

VI . Домашнее задание. (Дифференцированное)

1 уровень – § 22, нанести на контурную карту все географические названия форм рельефа дна Мирового океана встретившихся в тексте параграфа.

2 уровень - § 22., вопрос 5, стр. 67..

3 уровень – § 22. Творческое задание. Подготовить сообщение о развитие знаний о Мировом океане в прошлом, в начале XX века, в современный период.

Эхолот – прибор, позволяющий производить на ходу измерение дна до любой глубины. Этот прибор излучает звуковые сигналы, которые достигают дна, отражаются от него и возвращаются обратно к кораблю. Зная время пути сигнала до дна и скорость звука в воде, можно определить глубину океана в данной точке. Самописец этого прибора все время регистрирует расстояния до дна. По данным измерений, сделанных на множестве судов, воссоздана карта рельефа дна Мирового океана.

Материковая отмель или шельф – мелководная слегка холмистая равнина, постепенно понижается до 200 м. ниже уровня океана. Обычно она покрыта обломочными породами, принесёнными реками с суши или образовавшихся при разрушении берегов. На дне можно видеть продолжение форм рельефа суши, например русла рек.

Материковая отмель или шельф – мелководная слегка холмистая равнина, постепенно понижается до 200 м. ниже уровня океана. Обычно она покрыта обломочными породами, принесёнными реками с суши или образовавшихся при разрушении берегов. На дне можно видеть продолжение форм рельефа суши, например русла рек. Шельф наиболее богатая жизнью часть океанского дна. На глубине 100-150 метров, куда проникает достаточное количество солнечных лучей, дно обычно покрыто разнообразными водорослями. Здесь нет той постоянной низкой температуры, которая характерна для более глубоких частей океана, и это способствует развитию множества донных животных, служащих пищей огромным стаям рыб. Самые богатые рыбой промысловые районы расположены именно в пределах шельфа

Рельеф дна Мирового Океана.

Цель урока: сформировать общие представления о рельефе дна Мирового океана.

Задачи:

— обучающие

    сформировать понятия «шельф», «материковый склон», «ложе океана», «глубоководный океанический желоб», «срединно-океанический хребет»;

    формировать знания о процессах, образующие дно Мирового океана;

-развивающие

    развивать умение работать с физической картой и другими источниками знаний;

    развивать умение оперировать ранее полученными знаниями;

-воспитательные

    расширять кругозор детей;

    формировать научное мировоззрение

Тип урока: изучение нового материала (урок-исследование).

Методы : беседа

Форма деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование : физическая карта полушарий, компьютер и мультимедийный проектор, атласы и учебники.

Ход урока:

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания

Уплотненный опрос:

— 5 человек работают с тестами на листах

— 2 человека чертят схемы на доске (различия гор и равнин по высоте)

— опрос 3 человек по географической номенклатуре у доски

Выставление отметок по результатам проверки домашнего задания.

3. Знакомство с новым материалом.

1. Вступительное слово учителя.

— Ребята, сегодня на уроке мы с вами совершим маленькое путешествие-исследование по дну Мирового океана. Даже в прошлом веке люди мало знали о рельефе дна и, одни считали, что дно океана – это большая плоская котловина и никаких других форм рельефа там не существует, другие выдвигали гипотезу, что дно не ровное, и оно имеет вот такие формы рельефа: отмель (шельф), котловины (ложе), склон, горы, хребты, желоба. Наша с вами цель исследования: выяснить – кто из них прав, и какой же все-таки рельеф дна океана (1,2 слайд – тема, цель: выяснить какие формы рельефа имеет дно океана, и описать их).

2. Краткое повторение и закрепление форм рельефа суши.

— Любое исследование начинается с подготовительных работ – надо выяснить, что нам уже известно о рельефе. Дайте ему определение. (3 слайд)

В настоящее время выделяют 3 части дна Мирового океана: (4 слайд)

    Подводная окраина материков (шельф)

    Переходная зона

    Ложе океана

    Изучение нового материала.

— История изучения рельефа дна Мирового океана (5 слайд)

— Теперь нам надо познакомиться, какая техника и какое оборудование необходимы для исследования дна. На сегодняшний день люди изобрели различные суда – это подводные лодки, батисфера – аппарат, спускаемый на тросе с судна на глубину около 1 км, батискаф – аппарат для больших глубин, судно с эхолотом – прибор, посылаемый короткий звуковой сигнал, который, достигая дна океана, отражается от него и возвращается к прибору; скорость распространения звука в воде – 1500 м/с. (6 слайд – иллюстрации различных судов). Но как нам спуститься в воду? (7 слайд – изображение акваланга, портрет Ж.-И. Кусто).

— Во время исследований ведутся постоянные записи, поэтому с собой возьмем непромокаемую тетрадь, водонепроницаемую ручку. Откроем наш маршрут – атлас на карте «Дно Мирового океана». Надевайте гидрокостюмы и вперед в подводный мир океана.

— Вспомните, как и по какому дну мы спускаемся с берега: резко или плавно, дно схоже или различно с берегом? (Спускаемся плавно по схожему берегу дну.) Значит, это продолжение материка, и оно неглубоководное, мелкое – отмель (8 слайд – дно океана с отмелью). До какой глубины бывает отмель, и какой ширины хорошо видно по картам и снимкам. Что она из себя представляет? (Равнину.)

Сделаем вывод: что же такое материковая отмель (шельф) – это мелководная равнина, постепенно понижающаяся до 200 м ниже уровня океана.

Шельф занимает около 9% площади Мирового океана. Благодаря хорошей освещенности и прогреваемости воды в шельфе характерно обилие морских организмов. Это самая продуктивная его часть, т.к. именно здесь добывается 90% морепродуктов и многие полезные ископаемые, в первую очередь нефть и природный газ.

— Спускаемся дальше и видим резкий спуск вниз (8 слайд – дно океана со склоном, ложем, горами и островами). На что похож он? (На склон горы.) Это материковый склон. Посмотрим на карту и определим по шкале глубин его глубину.

Сделаем вывод: материковый склон (переходная зона) – это крутой спуск до глубины 2 – 3 км. Он плавно переходит на ровную территорию. На что она похожа и до каких глубин доходит? Сделаем вывод: котловины (ложе океана) – это большие равнины глубиной до 7 км.

— Оглянемся вокруг – везде ли выровненные территории или есть и неровности? Что это? (Подводные горы .) Если их вершины поднимаются выше уровня воды, то, что образуется? (Острова .) Почему их вершины не остроконечные? (Выровнены волнами.) Есть пословица: вода камень точит.

— Если вершины гор имеют линейно вытянутое положение, как они называются? (Хребты.) (9 слайд – дно океана со хребтом; физическая карта)

Срединно-океанические хребты образуют единую систему горных сооружений протяженностью более 60 тыс. км, высотой 3 – 4 км и на карте хорошо прослеживаются белесыми полосами.

— Что вы видите слева от хребтов (9 слайд – дно океана с желобом)? В сторону океана от дуги хребтов располагаются глубоководные желоба . Как они выглядят? (Это узкие и длинные понижения с крутыми склонами и почти ровным дном.) По карте определите, какой глубины они бывают. (Более 6 км. ) Самый глубокий на Земле желоб – Марианский, глубина 11 022 км (10 слайд – батискаф и фрагмент карты Тихого океана). Его впервые обнаружила экспедиция на советском исследовательском судне «Витязь» в 50-е годы, но спустились в него 23 января 1960 г. на батискафе «Триест» Жак Пикар (швейцарский ученый, сын изобретателя батискафа) и Дональд Уолш (лейтенант ВМФ США). (11 слайд)

— Но как образуются срединно-океанические хребты и глубоководные желоба? Наша Земля разбита на 7 огромных литосферных плит, которые постоянно двигаются и вертикально и горизонтально. Перемещаясь горизонтально, с одного края плита наезжает на другую плиту, а с другого края расходится. Где происходит наезд, там образуются глубоководные желоба и острова. С другого края идет наращивание плит изливающейся магмой, и образуются хребты.

— Что происходит при больших колебаниях плит? Как это будет называться в океане и что при этом возникают? (Моретрясение, цунами.) Давайте-ка, ребята, быстрее выбираться на сушу, что успеть спастись от цунами. (слайд 12)

4. Закрепление.

— Все успели выбраться на берег? Наше путешествие – исследование закончено. После любого исследования необходимо делать отчет – выводы.

(Если хватает время.) Попробуйте схематично отобразить в тетрадях все формы рельефа дна океана, подписав их. (слайд 13)

— Какое, ребята, исследование мы с вами провели? К какому выводу пришли?

Тест на проекционной доске Читаем вопросы и отвечаем на них.

ТЕСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ УСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА (слайд 14 — 18)

1.70% ложе океана занимают:

а) котловины;

б) желоба;

в) срединно-океанические хребты.

2. Единая система горных сооружений на дне океана это:

а) материковый склон;

б) срединно-океанические хребты;

в) желоба.

3. Часть материка, продолжающегося под водой в виде мелководной прибрежной равнины это:

а) ложе океана;

б) материковый склон;

4. Самые глубокие участки мирового океана – это:

а) желоба;

б) материковый склон;

в) котловины.

а) Филиппинский желоб;

б) Марианский желоб;

в) Зондский желоб.

6. Самые маленькие глубины Мирового океана наблюдаются:

а) на ложе океана;

б) в желобах;

в) на материковой отмели.

7. По физической карте полушарий определите, какая форма рельефа дна Мирового

океана находится в точке с координатами 40 ю. ш., 60 з. д.

а) материковая отмель (шельф);

б) срединно-океанический хребет;

Ответы к тесту

5.Домашнее задание

Творческое задание. Подготовить сообщение о развитие знаний о Мировом океане в прошлом, в начале XX века, в современный период.

Преподаватель: Л.Г. Сидорова
Учебное учреждение: Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Пермское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации»
Предмет: география
Класс: 5
Урок: 15
Тема: «Рельеф дна Мирового океана»
Цель:
сформировать представление об основных формах рельефа дна океана.
Задачи:
Образовательные:
 формирование представления об особенностях рельефа дна Мирового океана, его составе,

введение основных понятий: «Материковая отмель» ­«шельф», «материковый склон»,
«глубоководные желоба», «ложе океана»­ «котловина», «срединноокеанические хребты»,
Развивающие:

продолжить формирование умения работать работать с учебником, с географической картой;

развитие умений и навыков планирования своей деятельности,

продолжить работу над формированием установления причинно­следственных связей,
 формировать умения систематизировать материал, научить обрабатывать и обобщать
информацию, полученную в результате исследования.
Воспитательные:



способствовать формированию чувства ответственности за сохранение окружающей среды –
экологическое мировоззрение, географическую культуру.
развивать умение давать определения основным понятиям темы;
воспитывать бережное отношение к природе океана.
Формирование УУД:
Личностные:
Оценивание усвояемого содержания, овладение основными навыками нахождения, использования
географической информации.
Познавательные:
Умение определять понятия, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно­следственные связи.
Предметные результаты обучения: выявлять и знать географические объекты при изучении темы;
знать основные правила работы на уроке.
Метапредметные результаты обучения:

умение работать с текстом, выделять в нем самое главное.
Ставить учебную задачу под руководством учителя;
Планировать свою деятельность под руководством учителя;
Работать в соответствии с поставленной задачей и планом;
Оценивать работу одноклассников;
Получать различную информацию из различных источников.
Формы и методы: объяснительно иллюстративный; частично поисковый; демонстративный,
самостоятельная работа с учебником, беседа, работа с картой и атласом.
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи
На данном уроке используются меж предметные связи с экологией, литературой, ИЗО
Здоровье и психосберегающая среда создаётся на основе комфортных условий, активных форм
изучения материала, смены видов и форм организации деятельности, соблюдения санитарно –
гигиенических требований, физминутки.
Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в парах.
Оборудование: презентация, карта океанов в атласе, учебник, физическая карта полушарий, “Рельеф
дна Мирового океана” в учебнике и на доске, тесты.

I. Организационный момент (2 мин)
ХОД УРОКА
Начинается наш урок. Прошу вас, улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу.
­ С каким настроением вы пришли на урок? Что вы ожидаете от урока? (Дети высказывают свои
ожидания: узнать что­то новое; поработать самостоятельно, в группе, поспорить с товарищами и т.д.)
­ Мне хочется, чтобы весь наш урок был окрашен только радужными красками. Пусть девизом
нашего урока является следующее четверостишие:
Окружающий нас мир
Интересно познавать
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать!
­ Мы продолжаем изучать поверхность нашей планеты.
II. Постановка целей урока (3 мин)
­Сегодня мы совершим путешествие на дно Мирового океана.
Вы уже знаете что, что земная кора – это твердая оболочка Земли. Земная кора бывает двух типов
материковая и океаническая. Чем отличается материковая земная кора от океанической?
­ Схему земной коры нарисует на доске …
­ С разнообразием рельефа материковой земной коры вы уже знакомы. Это горы, равнины,
низменности.
III. Проверка Д/З по теме «Рельеф суши» (7 мин)
ВАРИАНТ 1
1. «Третий лишний», определите какое термин лишний.
Я слова читаю вам,
Вы прислушайтесь к словам.
Может лишние попали,
Объясните, как узнали?
А) Ядро, впадина, земная кора, мантия
Б) Вершина, склон, магма, подошва
В) Кратер, жерло, эпицентр, конус
Г) Известняк, гранит, песок, уголь
Д) Низменность, хребет, возвышенность, плоскогорье
Е) Кордильеры, Орисаба, Анды, Гималаи
2. Расшифровать ребусы:
Даны (Анды), Вазкак (Кавказ),Рестэве (Эверест), Ламиган (Гималаи), Тайла (Алтай),Ипарм
(Памир)
3. Найдите на карте название вершин. (Везувий, Эверест, Килиманджаро, Этна, Фудзияма).
12818848589533233776

ВАРИАНТ 2
1. Суворовцы, с помощью физической карты России, помогите мне дописать письмо
домой
Пишу письмо с европейской части России. Валдайская возвышенность лежит на западе …(1)… равнины.
Абсолютная высота её …(2)… метров. С Валдая берет начало русская река …(3)… .
На юге её сменяет Смоленско­Московская …(4)… . К …(5)… от неё находится столица нашей Родины
…(6)…
2. Дополните предложения:
1. Все неровности земной коры … .
2. Участок земной коры поднятый относительно прилегающих территорий до 700м….. .
3. Сильно приподнятый участок земной коры на высоту более 700 м ……
4. Равнины по виду различаются …… и……
5. Горы по возрасту выделяют …..
6. Часть горы или холма, которая располагается между подошвой и вершиной …..
7. Понижение между хребтами …..
8. Установите соответствие:
1. Анды а) низкие
2. Урал б) высокие
3. Жигули в) средние
8. Установите соответствие:
1. Западно­Сибирская а) возвышенность
2. Бразильское б) низменность
3. Среднерусская в) плоскогорье
9. На Зеле 6 мат ериков, укажите абсолютные высоты всех материков (название и высота)
10*. Что лишнее:
Альпы, Урал, Ключевская Сопка, Алтай.
ВАРИАНТ №3
Слова учителя: Что мы изучали на предыдущих уроках? (рельеф поверхности суши).
Какие формы рельефа мы изучили? (горы, равнины).
Основываясь на знаниях, полученных на прошлых уроках, попробуем разгадать кроссворд.
=3 =
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=6 =
=
=
=
=
=
=
=2 =1 =
=
=
=
=
=
=4 =
=
=8 =9 =
=
=5
=7 =
=
=
=
=
=
=
=
=
=
Вопросы:
По вертикали 1. Густой, трудно проходимый экваториальный лес раскинулся на этой
огромной территории. Здесь протекает самая полноводная река мира. Эта низменная равнина –
величайшая на Земле.
По горизонтали: 1. Самые протяженные горы в на Земле.
2. Форма рельефа, образующаяся на хорошо увлажненных холмистых равнинах, сложенных рыхлыми
породами.
3. Это полезное ископаемое добывается на равнинах, низменностях, даже пустынях, по его запасам

Россия на 1­ом месте в мире.
4. Так называется способ окрашивания карты, указывающий на высоту над уровнем моря.
5. Эта руда часто встречается в горах.
6. Отметка высоты 8848 м – это гора……
7. Самый «высокий» материк.
О
3
Ж Е Л
Э
В
Е
В
Г
Е
Р
Е6 В
Ы
Д
1
А Н
2
М
Р А Г
З
А З
П О
4
Н
8
С
К5
Р А
7
Я
Е
С
А
9
Т
З
Л О Й Н О Е
Я
И Я
Вы заметили, что кроссворд необычный в нем выделены буквы, из них нужно собрать 2 слова.
ДНО ОКЕАНА.
Итак, что нам предстоит изучать сегодня? (рельеф дна мирового океана). Что вы знаете о дне
океана? Что хотите узнать? Какую цель мы поставим перед собой? Как будем её достигать?
VI. Изучение нового материала (20 мин)
Как вы думаете дно Мирового океана ровное или также, как и материковая земная кора имеет
неровности…
Сегодня на уроке мы познакомимся с рельефом дна Мирового океана.
Запишите в тетрадь тему урока: Рельеф дна мирового океана.

1. Истории изучения рельефа мирового океана.
­ 140 лет назад английский мореплаватель Джеймс Кук на корабле "Челленджер" отправился в
кругосветную экспедицию, продолжавшуюся четыре года. На борту корабля находились известные
ученые разных специальностей. "Челленджер" полностью переоборудовали: с военного корабля в
научный корабль океанографии. Ученые исследовали температуру воды на разных глубинах. Первый
научный корабль прошел по многим морям и океанам, совершив кругосветное путешествие, и ученые
собрали столько разнообразных сведений, что их пришлось потом обрабатывать 20 лет.
В результате полученных сведений была создана первая карта дна океанов.
­ Но на этом исследования дна мирового океана не закончились.

­ Современные ученые для измерения глубин используют прибор ЭХОЛОТ.
Специальное устройство, установленное в нижней части корпуса корабля, посылает звуковой сигнал.
Звук достигает дна и отражается от него. Этот отражённый звук(эхо) улавливается эхолотом. Скорость
распространения звука в океане – 1500м/с. С помощью эхолота ежегодно производят тысячи промеров
глубины морского дна. Специальные приборы­самописцы ведут запись изменения глубин по ходу судна.
Работает он так. В основе действия – принцип измерения времени, которое требуется звуку, чтобы
дойти с борта корабля до дна и вернуться назад(скорость распространения звука в воде 1500 м/сек.)
Например, посланный с корабля звук возвратился через 4 секунды, значит до дна он шёл 2 секунды.
Следовательно, глубина в этом месте 3000метров.
Запишите в тетрадь:
ЭХОЛОТ ­ Прибор для изучения рельефа дна МО

скорость распространения звука в воде 1500 м/сек
Большой вклад в изучение дна Мирового океана внесли и вносят русские ученые. В 2007 году,
летом была организована экспедиция по изучению дна Северного Ледовитого океана. В неё
вошли самые знаменитые географы нашей страны. Ими были сделаны исследования дна
океана, движение льдов в нем, прогнозы по освоению богатств Северного Ледовитого океана,
экологическая обстановка.
Задача: звук посланный эхолотом вернулся за 4 сек., какова глубина данного места? (решение:
4х1500=6000м, 6000:2=3000м)
­ Как по физической карте можно определить глубины океана?
рельеф изображается на карте с помощью послойной окраски. Рельеф дна океанов и морей
изображается различными оттенками синего цвета. Отметки глубин и высот показывают также
цифрами. Например, самая большая глубина Чёрного моря равна 2210метров.
4. Физминутка.
По равнине все пойдем
Там цветочки мы найдем.
Маки яркие, гвоздики,
Васильки, ромашки
В беленькой рубашке.
Руки вверх, в кружок все встали
Теперь холмиками стали.
А сейчас пойдем к горам,
Но овраг мешает нам.
Быстро прыгнули вперед
Кто к горе быстрей придет?
На носочках потянулись
До вершины дотянулись,
Это горы,
Это холм,
На равнине мы живем.
2. Рельеф дна Мирового океана.
Работа со схемой.
В настоящее время выделяют три части дна Мирового океана:
1) подводная окраина материков
2) переходная зона
3) ложе океана

1. Подводная окраина материков.
На земной поверхности граница между материком и океаном проходит не по береговой линии, а
гораздо глубже, под водой. Часть материковой земной коры продолжается под океанами. В рельефе
подводной окраины материка выделяется материковая отмель (её называют ещё шельфом) и
материковый склон.
Материковая отмель(шельф) – мелководная слегка холмистая равнина, постепенно понижается до
200 м. ниже уровня океана. Обычно она покрыта обломочными породами, принесёнными реками с суши
или образовавшихся при разрушении берегов. На дне можно видеть продолжение форм рельефа суши,
например русла рек.
Шельф материков имеет различную ширину.
Работа с картой – по карте океанов
Откройте атласы на странице….
­Какая глубина шельфа?(100­200м)
­ Каким цветом на карте обозначена шельфовая зона? (бледно голубым, белым)
­Определите, у каких материков наиболее широкий шельф?
Для этого обратите внимание на цветовой фон и шкалу глубин. (в морях Северного Ледовитого океана,
у северного побережья Австралии, в Беринговом, Желтом, Восточно­Китайском и Южно­
Китайском морях шельф наиболее широкий, а у западных берегов Северной и Южной Америки
тянется узкой полосой вдоль берега)
­У какого океана зона шельфа самая большая?(у Северного ледовитого океана)
­ У берегов какого материка она меньше? (Африка.)
Шельф занимает около 9% площади Мирового океана. Благодаря хорошей освещенности и
прогреваемости воды на шельфе характерно обилие морских организмов. Это самая продуктивная его
часть, так как именно здесь добывается 90% морепродуктов и многие полезные ископаемые, в первую
очередь нефть и природный газ.
2. Материковый склон.
Эта часть океанического дна лежит ниже границы шельфа (от бровки) до глубин в 2000 метров. Она
имеет крутые склоны в 15­20°, а иногда и до 40°. Для материковых склонов характерна повышенная
сейсмичность, активны оползни. Материковый склон занимает 12% площади Мирового океана.
Продуктивность его значительно ниже, чем у шельфа. Растительный мир беден из­за недостатка света.
Животные ведут придонный образ жизни. Материковый склон переходит в ложе океана.
3. Переходная зона
Откройте учебники прочитайте (можно по цепочке) абзац №3 Переходная зона.
­Какие формы рельефа в переходной зоне?(глубоководные океанические желоба)
­Дайте определение понятию «Глубоководный океанический желоб» (длинные узкий понижения дна
океанов глубиной свыше 6000м)
­Назовите самый глубокий на Земле океанический желоб. (Марианский желоб)
­Он находится в западной части Тихого океана
­ Найдите на карте атласа глубину Марианского желоба.
4. Ложе океана.
Подводная окраина материков заканчивается материковым склоном – сравнительно крутым
уступом до глубины 2­3 тыс. м. Он плавно переходит в ложе океана. Ложе океана занимает более 70%
дна и имеет самые большие – котловины, глубина которых от 4 до 7 тыс. м. Котловины разделены
хребтами и возвышенностями. Срединно­океанические хребты занимают важнейшее место в рельефе дна
океана. Это крупнейшие формы Мирового океана, образующие единую горную систему, протяженностью
более 60 тыс. км.
На склонах хребтов вулканы т. к. чаще всего срединные хребты являются границами между
литосферными плитами.
Наиболее широкие срединно­океанические хребты находятся в Тихом океане ­ Восточно –
Тихоокеанское поднятие. Там где вершины срединно­океанических хребтов выходят на поверхность
образуются о­ва (о. Исландия) Есть в океане и отдельные горные хребты (хребет Ломоносова в Северном

Ледовитом океане).
Большой вклад в изучение дна Мирового океана внесли и вносят русские ученые. В 2007 году, летом
была организована экспедиция по изучению дна Северного Ледовитого океана. В неё вошли самые
знаменитые географы нашей страны. Ими были сделаны исследования дна океана, движение льдов в нем,
прогнозы по освоению богатств Северного Ледовитого океана, экологическая обстановка.
5. Процессы внешние и внутренние
Мы сегодня изучили с вами рельеф дна Мирового океана. Какие виды рельефа встречаются на дне
Мирового океана.
Что вы нашли общего в рельефе суши дна мирового океана?
На формирование рельефа дна М.о и рельефа суши влияют внутренние и внешние процессы. Внутренние
процессы ­ движения земной коры, землетрясения и извержение вулканов. Они создают, как и на суше,
крупные формы рельефа. К внешним процессам, формирующим дно океана, относится
осадкообразование, то есть оседание и накопление продуктов разрушения горных пород. Распределение
и перемещение их происходит под влиянием океанических течений в Мировом океане.
Дно океана не спокойно, на нем как и на суше тоже бывают землетрясения и вулканы.
Землетрясения могут вызвать цунами, а вулканы могут привести к образованию островов. Как вы
думаете: каких размеров, формы они будут? Как их найти на карте? Приведите примеры (Курильские,
Канарские, Азорские). Не
все вулканы достигают поверхности, часто они прекращают свою
деятельность, так и не достигнув поверхности. В теплых водах на их вершинах поселяются колонии
кораллов, образуя коралловые острова в виде полукольца – атоллы. Найдите определение на стр.66.
Закрепление изученного материала.
Вернемся к кроссворду. Попробуем к некоторым словам провести аналогию. Учитель называет
слово из кроссворда, учащиеся называют его аналог, изученный на этом уроке и объясняют свой выбор:
Анды – Срединно­атлантический хребет
Эверест – Марианская впадина
Евразия – Тихий океан
V.
Закрепление изученного материала (8 мин)
Пользуясь картой океанов, назовите:
­ срединно ­ океанические хребты Атлантического, Индийского и Тихого океанов
­ океан где срединно­океанический хребет разветвляется на два хребта
­ самый широкий срединно­океанический хребет
ВАРИАНТ 1
Выберите правильный ответ: шельф, материковая отмель, глубоководный желоб, Марианский желоб,
срединно­океанический хребет, эхолот. 11022м, 22011м
1. Часть материковой земной коры, продолжающаяся под океаническими водами до глубины 100­200м
называется…
2. Длинные узкие понижения дна океанов глубиной свыше 6000м
3. Самый глубокий на Земле океанический желоб
4. Единая горная система образованная на дне океана общей длиной свыше 60тыс.км
5. Современный прибор для измерения глубин Мирового океана
6. Глубина Марианского желоба…
ВАРИАНТ 2.
ТЕСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ УСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1.70% ложе океана занимают:
а) котловины; б) желоба; в) срединно­океанические хребты.
2. Единая система горных сооружений на дне океана это:
а) материковый склон; б) срединно­океанические хребты; в) желоба.
3. Часть материка, продолжающегося под водой в виде мелководной прибрежной равнины это:

а) ложе океана; б) материковый склон; в) шельф.
4. Самые глубокие участки мирового океана – это:
а) желоба; б) материковый склон; в) котловины.
5. Самая глубокая впадина Мирового океана называется:
а) Филиппинский желоб; б) Марианский желоб; в) Зондский желоб.
6. Самые маленькие глубины Мирового океана наблюдаются:
а) на ложе океана; б) в желобах; в) на материковой отмели.
7. По физической карте полушарий определите, какая форма рельефа дна Мирового океана находится в
точке с координатами 40?ю. ш., и 60 з. д.
а) материковая отмель (шельф); б) срединно­океанический хребет; в) желоб.
Ответы к тесту
1 2 3 4 5 6 7
А Б В А Б В А
VI.
Итог урока (2 мин)
­Мы сегодня изучили с вами рельеф дна Мирового океана.
Вспомним какую цель и задачи мы ставили на сегодняшний урок, мы их достигли?
Какие виды рельефа встречаются на дне Мирового океана.
­Что вы нашли общего в рельефе суши дна мирового океана?
­ рельеф дна Мирового океана также разнообразен как и рельеф материков
Рефлексия.
 Что вы нашли общего в рельефе суши и дна Мирового океана?
VII. Домашнее задание (1 мин):
маршрутный лист
1.Учебник. Т.П. Герасимова, Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. – М.: Дрофа, 2010
2.География. Начальный курс. 6 кл.: Атлас, ­ М.: Дрофа; Издательство Дик, 2013
3. Дмитриева Л.М. – Уроки географии: методическое пособие (мастер­класс) , 6 класс.– М.: Дрофа, 2007
4. Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география – М.: АСТ­ПРЕСС, 2001
Литература.