Стройка, дизайн, ремонт

Первое русское кругосветное путешествие или война североамериканских. Первое русское кругосветное плавание — И. Ф. Крузенштерн. Василий Головнин – неудержимый и неустрашимый

Юрий Лисянский Иван Крузенштерн

В июле 1803 года из Кронштадта в первое в истории русского военного флота кругосветное плавание вышли шлюпы «Надежда» и «Нева». Командовали этими кораблями молодые, но уже опытные мореплаватели капитан-лейтенанты Иван Федорович Крузенштерн и Юрий Федорович Лисянский. Они оба получили образование в Морском шляхетном корпусе, единственном в то время в России военно-морском учебном заведении, готовившем морских офицеров. Оба были выпущены досрочно в связи с началом боевых действий со Швецией и получили боевое крещение в морском сражении при острове Готланд.

Затем оба были направлены в Англию и служили на английских кораблях. Вернувшись из Англии, Крузенштерн представил Павлу I две докладные записки, в которых он настойчиво добивался разрешения на организацию кругосветного плавания. В одной из них Крузенштерн писал, что владение Камчаткой и Алеутскими островами явится средством «для пробуждения Российской торговли и не нужно будет платить англичанам, датчанам и шведам великие суммы за ост-индийские и китайские товары».

К началу XIX века русскими моряками были открыты и описаны Берингов пролив, Сахалин, Командорские, Прибыловы, Курильские и Шантарские острова, Алеутская гряда — Ближние, Крысьи, Андреяновские и Лисьи острова, острова, прилегающие к Аляске (Кадьяк и Шума-гинские). Русские первыми из европейцев проложили путь к северо-западному побережью Америки, в Японию, Китай и на Гавайские (Сандвичевы) острова.

Русские были первыми европейцами, основавшими поселения на северо-западном побережье Америки, возле которого, как и в других районах северной части Тихого океана, они промышляли морского зверя. Продолжала активную деятельность Российско-американская компания, создавшая на берегу Тихого океана свои фактории. Со стороны правительства компании было предоставлено монопольное право эксплуатировать богатства северо-западной части Тихого океана, торговать с соседними странами, возводить укрепления, содержать военные силы, строить флот. Правительство возложило на компанию задачу дальнейшего расширения русских владений на Тихом океане.

Развитие торговли, морского и охотничьего промыслов в дальневосточных водах потребовали детального изучения этих районов Тихого океана. Российско-американская компания выполнить такую задачу своими силами не могла: она не располагала для этого ни квалифицированными моряками, ни кораблями, приспособленными для исследований. Послать такие корабли можно было только из Петербурга.

Была и еще одна весьма важная причина для организации кругосветного плавания. Торговые связи Российско-американской компании ширились и развивались. Среди основных тихоокеанских стран только одна Япония не покупала товары компанейских купцов, несмотря на то, что Россия не раз предлагала Японии установить с нею торговые сношения. В 1782 году японское правительство изъявило согласие вступить в переговоры, указав, что русский корабль может посетить для этой цели порт Нагасаки.

Крузенштерн неоднократно обращался к царю с докладными записками об организации кругосветного плавания. В 1802 году очередная его докладная записка заинтересовала морского министра адмирала Н. С. Мордвинова.

Проектом Крузенштерна заинтересовался и глава Российско-американской компании Н. П. Резанов. Он понимал, что кругосветное плавание может принести компании большую пользу, такой поход не только разрешил бы проблему снабжения факторий в Русской Америке необходимыми товарами, но и поднял бы авторитет и популярность компании в России и за границей.

Царь удовлетворил ходатайство Резанова, поддержанное Мордвиновым и главой Коммерц-коллегии Н. П. Румянцевым. В июле 1802 года было принято решение направить в кругосветное плавание два корабля. Официальной целью экспедиции являлась доставка в Токио русского посольства во главе с Н. П. Резановым, назначенным послом России в Японии.

Кругосветное плавание финансировалось совместно Российско-американской компанией и русским правительством. Руководство экспедицией было возложено на Крузенштерна.

О подготовке первой кругосветной экспедиции русских знали не только в России, но и далеко за ее пределами.

«Экспедиция наша, — писал Крузенштерн, — казалось мне, возбудила внимание Европы. Удача в первом сего рода опыте была необходима: ибо в противном случае соотечественники мои были бы, может быть, еще на долгое время от такого предприятия отвращены; завистники же России, по всему вероятию, порадовались такой неудаче».

Помощником Крузенштерна и командиром второго корабля был назначен по рекомендации самого Крузенштерна его друг Юрий Федорович Лисянский, которого Крузенштерн характеризовал как:

«…человека беспристрастного, послушного, усердного к общей пользе… имевшего как о морях, по коим нам плыть надлежало, так и о морской астрономии в нынешнем усовершенствованном ее состоянии достаточные познания».

Несмотря на то, что в России уже сто лет строились добротные военные корабли, приобрести корабли для кругосветного плавания решено было за границей, в Англии, где уже был опыт строительства кораблей для длительных путешествий. В Англию выехали Лисянский и Розумов. С большим трудом им удалось купить два подходящих шлюпа водоизмещением один 450, другой 370 тонн. Обошлись они очень дорого, так как кроме 17 тысяч фунтов стерлингов, которые взяли за них судовладельцы, пришлось заплатить еще 5 тысяч фунтов стерлингов за ремонт.

В июне 1803 года Лисянский привел шлюпы в Россию. Больший из них был назван «Надеждой», а меньший — «Невой».

Не обошлось без трений между руководителями экспедиции и морским ведомством и по вопросу о комплектовании команд.

«Мне советовали, — писал Крузенштерн, — принять несколько и иностранных матросов, но я, зная преимущественные свойства российских, коих даже и английским предпочитаю, совету сему последовать не согласился».

В те времена в армию и флот брали крепостных, и обычно никто не считался с желанием этих людей. Но Крузенштерн и Лисянский считали, что такой метод комплектования экипажей кораблей, уходящих в длительное плавание, неприемлем, и добились разрешения набирать команды из желающих.

Охотников идти в кругосветное плавание оказалось очень много:

«…Если бы принять всех охотников, явившихся с просьбами о назначении их в сие путешествие, — писал Крузенштерн, — то мог бы я укомплектовать многие и большие корабли отборными матросами Российского флота».

Тщательно подбирался и офицерский состав. В поход с Крузенштерном и Лисянским пошли действительно лучшие офицеры русского военного флота. Среди офицеров «Надежды» были такие опытные моряки, как старший лейтенант М. И. Ратманов — участник многих боевых кампаний на Балтийском, Черном и Адриатическом морях, лейтенант Петр Головачев, мичман Фаддей Беллинсгаузен, открывший впоследствии вместе с М. П. Лазаревым Антарктиду; на «Неве» служили лейтенанты Павел Арбузов и Петр Повалишин, мичман Федор Коведяев и Василий Верх, впоследствии видный историк флота, и другие.

Именами этих людей русские мореплаватели впоследствии назвали острова, проливы, моря, бухты и другие открытые ими географические пункты.

27 июля 1803 года шлюпы вышли в море. После десятидневного плавания «Надежда» и «Нева» прибыли в Копенгаген.

С момента выхода кораблей в плавание Крузенштерн и Лисянский регулярно вели метеорологические и гидрологические наблюдения. Вскоре они заметили, что с продвижением на юг свечение воды увеличивается.

Плавание к берегам Бразилии, длившееся почти два месяца, оказалось очень изнурительным. Корабли шли в тропических и экваториальных широтах. Слабые переменные ветры сменялись шквалами, бури — штилями, жаркие и душные дни — не приносившими прохлады ночами.

14 ноября 1803 года русские корабли впервые в истории русского флота пересекли экватор. Забравшись на ванты, матросы обоих кораблей троекратным раскатистым «ура» поздравили друг друга с этим знаменательным событием в истории отечественного мореплавания.

У бразильского острова Святой Екатерины шлюпы были встречены туземцами, которые предложили провести «Надежду» и «Неву» проливом между островами Альварадо и Гал к месту стоянки. Согласно описанию Лаперуза, этот пролив считался весьма опасным для плавания, поэтому Крузенштерн и Лисянский охотно воспользовались услугами местных жителей. Каково же было их удивление, когда эти сведения не подтвердились.

Как и вся Бразилия, остров Святой Екатерины принадлежал в то время Португалии, которая широко использовала труд невольников-рабов. На острове процветала работорговля. Сюда из Анголы, Бенгуэлы и Мозамбика (Африка) приходили транспорты с неграми.

«Содержание же сих бедных невольников в рассуждении их пищи и одежды, — писал в своих „Записках“ один из участников первого русского кругосветного плавания приказчик Российско-американской компании Н И. Коробицын, — малым чем отличается от животных и при всем том еще угнетаемы всякими наитягчайшими работами. А обходятся со оными почти бесчеловечно Продажа сих бедных невольников состоит так же, как каковых-либо животных. Их выгоняют во время дни на площади, не имевших почти одеяния, которые весь день от толь жаркого солнечного зноя не имеют ни какого прикрытия и до самого вечера бывают почти совсем без пищи, а в вечеру уводят оных с площади и запирают в пустыя покои, похожия на тюрьму, где и бывают выпускаемы до утра».

Мореплаватели предполагали пробыть у острова Святой Екатерины не более десяти дней, но чрезвычайное обстоятельство вынудило их задержаться здесь почти на пять недель. «Нева» не выдержала длительных штормов. Фок- и грот-мачты дали трещины, и потребовалось срочно заменить их. Для этого пришлось срубить в лесу два подходящих дерева, изготовить из них мачты и установить. Впоследствии, оценивая качество кораблей, совершавших первое русское кругосветное плавание, известный русский мореплаватель В. М. Головнин в «Записках о состоянии Российско-американской компании в 1818 году» писал:

«Доверие Компании к английским кораблям они оправдали в полной мере: в самом начале путешествия нашлось, что у одного из них две мачты были гнилы, а в другом у мыса Горн сделалась течь, которою испортило часть компанейского груза, между тем как после два русские военные шлюпа („Диана“ и „Камчатка“), строенные в Петербурге русскими и из всего русского, совершили подобное путешествие и до конца не текли, и не было в них ни одного гнилого дерева».

24 января шлюпы вышли в море. Теперь им предстояло, обогнув мыс Горн, выйти в Тихий океан и направиться к Гавайским островам, где их пути должны были разойтись: «Неве» следовало идти к острову Кадьяк за грузом пушнины, а «Надежде» — в Японию для доставки туда русского посольства, а затем на Камчатку, также за пушниной.

К вечеру 14 февраля, когда корабли находились в районе Огненной Земли, резко ухудшилась погода. Разыгрался жестокий шторм. Холодный юго-восточный ветер свирепо рвал снасти. Тяжелые волны крушили надстройки. Промокшие до нитки люди неутомимо работали, невзирая ни на леденящий холод, ни на валивший с ног штормовой ветер. Только к вечеру 17 февраля начал успокаиваться разбушевавшийся океан.

Русские моряки с честью выдержали суровое испытание. Десятиузловым ходом шлюпы обошли 19 февраля остров Штатов и к восьми часам утра 20 февраля оставили за кормой мыс Горн.

Вскоре погода резко ухудшилась. Крутая океанская волна затрудняла плавание шлюпов. 21 февраля корабли попали в полосу густого тумана и потеряли друг друга из виду. И как раз в это время Крузенштерн вынужден был немного изменить маршрут.

«Надежда» взяла курс на Камчатку, с тем, чтобы скорее доставить туда грузы, а затем следовать в Японию. Лисянский, не зная об этом решении начальника экспедиции, продолжал, согласно договоренности, путь к острову Пасхи, где была намечена встреча обоих кораблей в случае, если они потеряют друг друга в море.

Взяв курс на остров Пасхи, Лисянский решил идти к нему несколько западнее пути французского мореплавателя Маршана, чтобы обследовать место, где, по предположению Маршана, должен был находиться остров. Никаких признаков земли в указанном французским мореплавателем месте (39°20 южной широты и 98°42 западной долготы) обнаружено не было.

3 апреля «Нева» подошла к острову Пасхи. Не найдя здесь «Надежды», Лисянский решил подождать ее несколько дней, занявшись в это время описанием побережья острова. Не ограничившись изучением очертаний побережья и прибрежных глубин, он описал природу острова, быт и нравы его жителей. Следует отметить, что со времени открытия острова Пасхи в 1722 году на нем побывали француз Ж. Лаперуз, англичанин Дж. Кук и другие иностранные мореплаватели. Однако никто из них не составил такого полного описания, как это сделал Лисянский.

9 апреля «Нева» направилась к Маркизским островам и 29 апреля встретилась у острова Нука-Хива с «Надеждой», которая пришла сюда за три дня до этого.

За время пребывания у острова Нука-Хива Крузенштерн собрал интереснейшие географические и этнографические сведения о Вашингтоновых островах, составляющих северную группу архипелага Маркизских островов, и картографировал их.

Изучая труды различных мореплавателей, Иван Федорович обнаружил, что Вашингтоновы острова открывались пять раз. В 1791 году их открыли дважды: сначала американец Инграм, а затем француз Маршан. В марте 1792 года их снова «открыл» англичанин Гергест, а несколько месяцев спустя — англичанин Броун. Наконец, в 1793 году их «открыл» американец Роберте. Француз назвал их островами Революции, англичанин — Гергестовыми, американцы — Вашингтоновыми. Кроме того, мореплаватели разных стран дали каждому из восьми островов группы свои названия, и, таким образом, единого обозначения на картах они не имели. Побывав на каждом из этих островов, Крузенштерн пришел к выводу, что им следует дать такие названия, «под каковыми они известны у природных жителей». Эти названия сохранились до наших дней.

6 мая «Надежда» и «Нева» покинули остров Нука-Хива. Крузенштерн повел суда на Камчатку. Избранный курс лежал несколько западнее обычного в этом районе пути кораблей, так как Крузенштерн решил убедиться в существовании острова Огиво-Потто, об открытии которого объявил тот же французский мореплаватель Маршан. Вскоре корабли достигли указанной Маршаном точки и не обнаружили никакого острова.

В полдень 13 мая русские корабли вновь пересекли экватор, только теперь уже с юга на север. Дальнейший путь на Камчатку лежал мимо Гавайских островов. Крузенштерну нужно было торопиться, чтобы успеть разгрузиться на Камчатке, дойти до Японии и войти в Нагасаки с попутным муссоном, но он был крайне обеспокоен тем, что на судах не было свежего мяса. Попытка выменять мясо у жителей острова Нуку-Хива не дала результатов, и начальник экспедиции опасался, что недостаток свежего мяса повлечет за собой вспышку цинги.

Двухсуточная стоянка у Сандвичевых островов также оказалась безрезультатной. Туземцы, подплывавшие к судам на своих лодках, мяса не предлагали. Убедившись, что матросы его корабля вполне здоровы, Крузенштерн решил продолжать плавание, не задерживаясь для пополнения запасов мяса. Лисянский же мог не торопиться с выходом, так как дальнейший путь «Невы» к острову Кадьяк, а затем в Кантон был гораздо короче пути «Надежды», которой предстояло с Камчатки следовать в Японию. Поэтому он решил задержаться у Гавайских островов.

Но самые тяжелые испытания ожидали экипаж «Надежды» у японских берегов. Корабль попал в страшную бурю.

«Ветер, — вспоминал об этой буре Крузенштерн, — постепенно усиливаясь, скрепчал в один час пополудни до такой степени, что мы с великой трудностию и опасностию могли закрепить марсели и нижние паруса, у которых шкоты и брасы, хотя и по большей части новые, были вдруг прерваны. Бесстрашие наших матросов, презиравших все опасности, действовало в сие время столько, что буря не могла унести ни одного паруса. В 3 часа пополудни рассвирепела, наконец, оная до того, что изорвала все наши штормовые стаксели, под коими одними мы оставались. Ничто не могло противостоять жестокости шторма. Сколько я не слыхивал о тифонах, случающихся у берегов китайских и японских, но подобного сему не мог себе представить. Надобно иметь дар стихотворства, чтобы живо описать ярость оного».

Ветер изорвал все паруса. Буря несла корабль прямо на прибрежные скалы. Только изменившееся в последнее мгновение направление ветра спасло корабль от гибели. 27 сентября 1804 года «Надежда» бросила якорь на рейде Нагасаки.

Резанову предстояло выполнить здесь важнейшее поручение русского правительства — установить дипломатические отношения с Японией. Однако переговоры Резанова закончились безрезультатно. Японцы отказались даже принять подарки русского правительства японскому императору, сославшись на то, что:

«…в сем случае должен был бы и японский император сделать российскому императору взаимные подарки, которые следовало бы отправить в С. Петербург с нарочным посольством. Но сие невозможно, потому что государственные законы запрещают отлучаться японцу из своего отечества».

Невзирая на запрещение японских властей, Крузенштерн решил пройти вдоль западного побережья Японии, чтобы составить подробное описание этого района.

«Лаперуз один был предшественником нашим в сем плавании, — объяснял Крузенштерн смысл своего маршрута. — …Зная, что ни он и никто другой из европейских мореходцев не определил точного положения всего западного берега Японии, большей части берега Кореи, целого западного острова Иессо, юго-восточного и северо-западного берегов Сахалина, также и многих из островов Курильских, вознамеривался я изведать из сих стран те, кои удобнее при настоящем случае избрать возможно будет».

Крузенштерну удалось осуществить весь этот обширный план исследований. Он закартографировал западное и северо-западное побережья японских островов, исправил ошибки, допущенные Лаперузом при описании этого района, открыл и нанес на карту множество мысов и бухт. Много времени Крузенштерн уделил изучению и описанию побережья Сахалина.

Сложная ледовая обстановка не позволила продолжить плавание на север и закончить описание Сахалина. Крузенштерн решил изменить маршрут и возвратиться в этот район позднее, когда льда уже не будет. Он повел корабль к Курильским островам, где были открыты четыре маленьких каменистых островка, почти не выступавших из воды.

Сильное течение, обнаруженное возле них, делало плавание в этом районе в условиях штормовой погоды и туманов, обычных в этой части Тихого океана, весьма опасным. Не зная о существовании островов, можно было налететь на один из них и потерпеть крушение. Крузенштерн назвал эти острова Каменными Ловушками и нанес их на карту.

Вскоре «Надежда» прибыла на Камчатку, где Крузенштерн оставил Резанова и сопровождавших его лиц.

Спустя две недели, потребовавшиеся на разгрузку доставленных из Японии грузов, «Надежда» вновь вышла в океан. Ее путь лежал к Сахалину, описание побережья которого стремился закончить Крузенштерн.

Пройдя неизвестным до тех пор проливом в Курильской гряде, названным проливом Надежды, Крузенштерн подошел к мысу Терпения. Окончив описание восточного побережья Сахалина, он направился в южную часть Сахалинского залива.

Наблюдения за удельным весом и цветом воды в заливе привели Крузенштерна к выводу, что где-то в самой южной части залива в него впадает большая река. Это же подтверждалось тем, что вода в глубине залива была пресной. В поисках устья реки Крузенштерн направил корабль к берегу, но глубина резко уменьшалась, и, боясь посадить «Надежду» на мель, Крузенштерн вынужден был повернуть корабль обратно в открытое море. Честь открытия Амура, так же как и честь открытия Татарского пролива, выпала на долю другого знаменитого русского мореплавателя Геннадия Ивановича Невельского, исправившего ошибку Крузенштерна, — который посчитал Сахалин полуостровом.

В середине августа 1805 года «Надежда» возвратилась на Камчатку, откуда после ремонта и пополнения запасов вышла в Кантон для встречи: с «Невой».

Пока «Надежда» находилась в Японии и совершала плавания в районе Курильских островов и Сахалина, «Нева» продолжала идти по своему маршруту.

Оставшись у Гавайских островов в мае 1804 года, Лисянский собрал сведения о быте, нравах и ремеслах островитян. Наблюдения и описания, сделанные Лисянским, значительно пополнили скудные этнографические познания об этих островах.

«Тамошний народ, — писал Лисянский, — кажется, имеет большую способность и вкус к рукоделиям; все делаемые ими вещи отменно хороши, но искусство в тканях превосходит даже воображение. Увидев их в первый раз, я никак не мог поверить, чтобы дикой человек имел столь изящный вкус. Смешение цветов и отличное искусство в рисунке со строжайшим наблюдением соразмерности прославили бы каждого фабрикандта… а особливо ежели возьмем в рассуждение, что дикие столь редкие удивительные изделия производят самыми простыми орудиями».

Покинув Гавайские острова, «Нева» направилась к острову Кадьяк, куда и прибыла 1 июля 1804 года.

На Кадьяке уже давно ожидали прихода «Невы». Ее помощь здесь была совершенно необходима. Из записи, оставленной Лисянскому управляющим компании Барановым, и рассказов жителей острова командир «Невы» узнал, что русская укрепленная фактория на острове Ситка — крепость Архангельская — разгромлена индейцами.

Чтобы отразить нападение американцев, Баранов с группой колонистов направился к острову Ситка. В своей записке он просил Лисянского поспешить к нему на помощь. Последний немедленно отправился на Ситку. В результате, благодаря распорядительности Лисянского и отличной военной выучке экипажа «Невы», боевые действия были закончены успешно и в короткое время Матросы и офицеры корабля, поддержанные метким огнем судовой артиллерии, разгромили неприятеля. На острове была заложена новая крепость, названная Ново-Архангельской.

В тихоокеанских владениях Российско-американской компании «Нева» пробыла более года. За это время Лисянский составил описание островов Кадьяк и Ситка и открыл в этом районе два маленьких острова, которым присвоил имена Чичагова и Круза (офицера, участника Чесменского сражения).

В августе 1805 года «Нева», приняв на борт груз пушнины, покинула Ситку и направилась в Кантон. На этот раз Лисянский решил идти к тропикам неизведанным путем: к точке, лежащей на 45°30 северной широты и 145° западной долготы, затем на запад до 42° северной широты и 165° западной долготы, а потом спуститься до параллели 36°30, дойти по ней до меридиана 180° и от него проложить курс к Марианским островам. Лисянский предполагал сделать в этом районе новые географические открытия.

Более месяца шла «Нева» через Тихий океан, не встречая никаких признаков земли. И вот поздним вечером 3 октября 1805 года, когда Лисянский, отдав последнее приказание вахтенному офицеру, собрался уже спуститься в каюту, корпус «Невы» дрогнул: корабль сел на неизвестную до того коралловую мель. С большим трудом шлюп был снят с мели, недалеко от нее на 26°02 48″ северной широты и 173°35 45″ восточной долготы был обнаружен небольшой необитаемый островок.

Остров и коралловая мель были нанесены на карту. По единодушному требованию команды острову было присвоено имя славного командира «Невы» Юрия Лисянского, а коралловая отмель названа в честь шлюпа Невскою 11 октября был открыт коралловый риф, который был назван рифом Крузенштерна.

От рифа Крузенштерна Лисянский взял курс на Тайвань мимо Марианских островов. 10 ноября, когда далеко позади остался самый высокий остров этой группы — Сайпан, началась буря, которая, — по описанию Лисянского:

«…сперва начала рвать снасти, а потом положила корабль на бок, так что подветренная сторона была в воде до самых мачт, разбило в щепки ял, висевший за кормою, а несколько времени спустя оторвало шкафуты и унесло в море многие вещи, находившиеся наверху…».

Вода начала быстро проникать в трюм. Люди работали по колено в воде. Невероятными усилиями команды корабль был спасен, но часть мехов была испорчена.

22 ноября 1805 года «Нева» прибыла на рейд Макао, где в это время находилась «Надежда». Оба судна перешли в бухту Вампу близ Кантона, и там Крузенштерн и Лисянский успешно выполнили поручения Российско-американской компании, выгодно продав меха и закупив китайские товары.

За два месяца пребывания в Китае русские мореплаватели собрали много ценнейших сведений об этой стране, о ее государственном устройстве, экономике, быте и нравах китайского народа.

«Благосостояние, — писал Крузенштерн, — и покой китайцев есть ложный блеск, нас обманывающий. Довольно известно уже, что число недовольных распространилось ныне по всему Китаю. В бытность мою в Кантоне 1798 года возмущалось три провинции… но теперь бунтуют многие области, почти вся южная часть Китая вооружилась против правительства. Искра ко всеобщему возмущению тлеется».

В феврале 1806 года «Надежда» и «Нева» отправились в дальнейший путь через Южно-Китайское море и Индийский океан вокруг мыса Доброй Надежды в Европу.

Пройдя сложный лабиринт Малайского архипелага, шлюпы вошли в Зондский пролив, связывающий Южно-Китайское море с Индийским океаном. Здесь они попали в полосу жестоких штормов, но благодаря искусству командиров благополучно прошли пролив и вышли в океан.

В начале апреля русские моряки увидели вдалеке очертания земли — это было побережье Африки. В середине апреля у мыса Доброй Надежды корабли в тумане потеряли друг друга из виду.

Обогнув 7 апреля южную оконечность Африки, «Надежда» направилась к острову Святой Елены, где была намечена встреча кораблей. Здесь Крузенштерн узнал о начавшейся войне между Россией и Францией. Событие это обязывало командира «Надежды» принять меры на случай встречи с французскими кораблями, тем более что часть корабельных пушек он оставил на Камчатке, где они были необходимы для защиты русских селений от туземцев. Так как достать орудия на острове Святой Елены не удалось, Крузенштерн решил несколько изменить маршрут и возвращаться на родину не Английским каналом, около которого обычно крейсировали французские корабли, а обогнув Англию с севера.

«Сей путь, — записал в своем дневнике Крузенштерн, — долженствовал быть продолжительнее, как то подтвердилось и на самом деле — но я признал его надежнейшим по обстоятельствам».

Решение это следует считать правильным еще и потому, что Крузенштерн не встретил возле Святой Елены «Невы» Не дойдя немного до острова, Лисянский решил изменить маршрут и, не заходя ни в одну гавань, идти прямо в Англию.

«Освидетельствовав количество съестных припасов, — писал Лисянский, — увидел, что при хозяйственном употреблении было оных вполне достаточно на три месяца, я решился оставить прежнее свое намерение идти к острову Св. Елены, а направил путь свой прямо в Англию, быв уверен, что столь отважное предприятие доставит нам большую честь, ибо еще ни один мореплаватель, подобный нам, не отважился на столь дальний путь, не заходя куда-либо для отдохновения».

Лисянский блестяще выполнил свой замысел. 12 апреля «Нева» вышла в Атлантический океан, 28 апреля пересекла Гринвичский меридиан, а 16 июня вошла на Портсмутский рейд. Таким образом, впервые в истории мирового мореплавания был совершен за 142 дня безостановочный переход из Южного Китая в Англию.

После двухнедельной стоянки «Нева» направилась к родным берегам. 22 июля 1806 года она бросила якорь на Кронштадтском рейде. Две недели спустя сюда пришла и «Надежда». Исторический вояж вокруг света закончился.

Слава первой русской кругосветной экспедиции, распространившаяся по всей России и далеко за ее пределами, была вполне заслуженной. Результаты этого замечательного плавания обогатили русскую науку. На карту мира были нанесены новые острова, проливы, рифы, бухты и мысы, исправлены неточности карт Тихого океана. Русские моряки составили описание побережья Японии, Сахалина, Курильской гряды и многих других районов, по которым пролегал их путь.

Но Крузенштерн и Лисянский не ограничились открытиями чисто географического порядка. Они провели всесторонние исследования океанических вод. Русским мореплавателям удалось изучить различные течения и открыть Межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах. Экспедиция собрала богатейшие сведения о прозрачности, удельном весе, плотности и температуре морской воды на различных глубинах, о климате, давлении атмосферы, приливах и отливах в различных районах океанов и другие данные, которые положили начало новой морской науке — океанографии, изучающей явления в Мировом океане и его частях.

Богатейшие коллекции, собранные Крузенштерном и Лисянским, снабженные подробными описаниями, значительно пополнили этнографию сведениями о странах, в которых побывали русские корабли.

По возвращении в Россию Крузенштерн и Лисянский начали готовить к изданию труды, в которых обобщили все свои наблюдения в течение трехлетнего плавания. Но чтобы издать эти труды, им пришлось затратить много усилий на преодоление бюрократизма чиновников Адмиралтейства, на преодоление неприязни к русским мореплавателям служивших в морском ведомстве вельмож-англоманов.

Несмотря на все трудности, Крузенштерну удалось в 1809-1812 годы опубликовать свой труд за государственный счет. Лисянскому же, закончившему подготовку труда к изданию почти одновременно с Крузенштерном, пришлось пережить множество обид и неприятностей, пока его книга не увидела свет. Адмиралтейские чиновники дважды отказывали ему в издании якобы «по множеству погрешностей против российского языка и слога».

Оскорбленный столь пренебрежительным отношением к своим трудам на благо русской науки и флота, Лисянский решил больше не возвращаться на военно-морскую службу.

Царские чиновники не сумели оценить по достоинству труды русских моряков-исследователей. Однако научное значение открытий первой русской кругосветной экспедиции было настолько велико, что несмотря на сложность политической обстановки того времени в связи с Отечественной войной 1812 года, сочинение И. Ф. Крузенштерна было издано почти во всех европейских странах. Оно было переведено на французский, немецкий, английский, голландский, итальянский, датский и шведский языки, а сочинение Лисянского переведено самим автором на английский язык. Весь цивилизованный мир интересовался трудами русских ученых.

Иван Федорович Крузенштерн остался на военной службе и посвятил себя научной деятельности. В 1811 году он был назначен инспектором классов Морского корпуса.

В 1815 году, получив отпуск по болезни, Крузенштерн приступил к составлению необходимого мореплавателям «Атласа Южного моря». Много лет посвятил он этому труду.

Значение «Атласа Южного моря» для развития географической науки и мореплавания огромно.

«Крузенштерн, — указывалось в его биографии, изданной Российской Академией наук, — с обычным своим терпением и проницательностью принялся за разбор всей громадной массы сведений, накопившихся в продолжение целого столетия. Строго сортируя собранные материалы по степени их достоверности, он шаг за шагом восстанавливал стройный порядок в этом хаосе».

«Атлас» Крузенштерна был признан учеными всего мира. Со времени его издания ни один корабль не выходил в море, не имея полного комплекта карт «Атласа южных морей».

Крузенштерн оказал огромное влияние на дальнейшее развитие русской географической науки и мореплавания. При его непосредственном участии были организованы путешествия Бэра-Миддендорфа, Коцебу, Врангеля и Литке. Крузенштерн первым высказал мысль о необходимости организации экспедиции в Антарктику и написал для нее инструкцию. Начальником этой экспедиции был назначен, по предложению Крузенштерна, Ф. Ф. Беллинсгаузен.

За пятнадцать лет руководства Морским корпусом Крузенштерн добился многих преобразований в системе воспитания и обучения кадетов и гардемаринов.

Огромные заслуги знаменитого мореплавателя были по достоинству оценены учеными России и Европы. Российская Академия наук избрала его своим почетным членом, Дерптский университет присвоил ему ученую степень почетного доктора философии Академии Парижа, Лондона и Геттингена избрали его своим членом-корреспондентом.

В 1842 году ученый и мореплаватель вышел в отставку и поселился близ Таллина. Спустя четыре года первый русский «плаватель кругсвета» умер.

Знаменитый русский мореплаватель не был забыт соотечественниками. На деньги, собранные по подписке, ему был поставлен 6 ноября 1869 года против здания Морского корпуса на набережной Невы в Петербурге бронзовый памятник. Имя Крузенштерна увековечено на карте мира. В его честь названы: гора на северном острове Новой Зеландии, мыс в заливе Коронации (Канада), губа на западном побережье полуострова Ямал, пролив между островами Матуа и Ловушки в Курильской гряде, острова — в архипелаге Туамоту, в Маршалловом архипелаге, в цепи Радак и в Беринговом проливе, надводные камни к юго-западу от Гавайских островов.

Вернемся к теме путешествий. Рассказ о пароходе паруснике «Крузенштерн» у нас уже , обратимся же наконец к самому Ивану Федоровичу Крузенштерну — начальнику первой русской кругосветной экспедиции. Марка в честь Ивана Федоровича и его плавания была выпущена в России в 1994 г. в серии, посвященной 300-летию российского флота

Первое русское кругосветное путешествие

Первое русское кругосветное путешествие планировалось еще в эпоху Екатерины II в 1787 году. Для экспедиции были снаряжены пять кораблей под начальством капитана 1-го ранга Григория Ивановича Муловского. Но экспедиция в самый последний момент была отменена из-за начавшейся русско-турецкой войны. Потом началась война со Швецией и стало совсем не до дальних путешествий. Сам Муловский был убит в сражении у острова Эланд.

Вернулись к идее кругосветного путешествия только в начале века девятнадцатого благодаря энергии Ивана Фёдоровича Крузенштерна и деньгам Русско-Американской компании.

Иван Фёдорович (при рождении Адам Иоганн) Крузенштерн был потомком обрусевшего немецкого рода. Родился 8 (19) ноября 1770 года, жил и учился в Ревеле (прежнее название Таллина), затем в Морском кадетском корпусе в Кронштадте. В 1788 году досрочно произведен в мичманы и назначен на корабль «Мстислав», капитаном которого был как раз несостоявшийся руководитель кругосветного плавания Муловский. Естественно, что разговоры о подготовке экспедиции, обсуждение ее планов, не могло не оставить глубокий след в душе пытливого и храброго юноши. После окончания войны Крузенштерн два года служил волонтером на английском флоте и его посещения Индии и Китая еще более убедили молодого моряка в необходимости освоения дальних рубежей российским флотом, что могло принести немалую пользу и торговым делам. Во время службы на английском флоте Крузенштерн начал разрабатывать свой план кругосветного плавания, который и представил по возвращению в Санкт-Петербург. Его идеи были приняты холодно и только горячая поддержка бывшего тогда министром адмирала Мордвинова и государственного канцлера графа Румянцева позволило сдвинуть дело с мертвой точки.


Портрет адмирала Ивана Федоровича Крузенштерна
Неизвестный художник. XIX в. (из собраний Государственного Эрмитажа)

Как раз в это время Российско-Американская компания (РАК), получившая при Александре I новые права и привилегии, задумалась о том, чтобы наладить со своими колониями на Дальнем Востоке и Америке морское сообщение. Сухопутный путь был очень долог, дорог, грузы часто пропадали или приходили испорченными. Для этих целей и решено было использовать план Крузенштерна. Для экспедиции закупили в Англии два небольших шлюпа, названных «Надежда» и «Нева». Капитаном «Надежды» и руководителем всей экспедиции был назначен Крузенштерн, капитаном «Невы» стал однокашник и друг Крузенштерна капитан-лейтенант Юрий Фёдорович Лисянский.

Цель экспедиции была в доставке в наши американские колонии нужных для них товаров, принятие там груза пушнины, которую надлежало продать или обменять в китайских портах на местные товары и доставление последних в Кронштадт. К этой главной цели присоединилось еще производство в назначенных местах гидрографических исследований и доставление посольства в Японию для основания торговых сношений с этой страной. Посланником в Японии назначен был камергер Резанов, один из главных акционеров РАК. Обоим судам дозволено было иметь военные флаги.

Выйдя из Кронштадта в конце июня 1803 года, экспедиция благополучно возвратилась в конце лета 1806 года, исполнив все на нее возложенное. Экспедиция в колонии шла мимо мыса Горн, а в обратный путь - мимо мыса Доброй Надежды. В этом путешествии на пути от островов Зеленого мыса к берегам Южной Америки русские корабли 14 ноября 1803 года впервые пересекли экватор. В честь этого был дан залп из 11 орудий, подняты тосты за здоровье государя императора, и один из матросов, нацепив бороду, от имени морского бога Нептуна произнес приветственную речь.


Маршрут первого русского кругосветного плавания 1803-1806 гг.

После своего возвращение Иван Фёдорович Крузенштерн написал подробнейший отчет, который был издан в трех томах. Книги сейчас оцифрованы и доступны к ознакомлению всем желающим на сайте Российской государственной библиотеки (ссылки приведены в конце поста).


И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский. Художник П.Павлинов

Шлюпы «Надежда» и «Нева»

Шлюпы «Надежда» и «Нева» были куплены в 1801 году в Англии, выбирал их лично Ю.Ф. Лисянский. Первоначально их названия были «Леандр» (Leander) и «Темза» (Thames). Покупка обоих кораблей обошлась российской казне в 17 000 фунтов, плюс материалы для ремонта ещё на 5000 фунтов. Корабли прибыли в Кронштадт 5 июня 1803 года.

«Надежда» (она же «Леандр») была спущена на воду в 1800 году. По классификации кораблей Англии того времени sloop. Наибольшая длина по корпусу - 34,2 метра, длина по ватерлинии - 29,2 метра. Наибольшая ширина - 8,84 метра. Водоизмещение - 450 тонн, осадка - 3,86 метра, экипаж 58 человек. Шлюп был построен для коммерсанта T. Huggins для торговли между Англией и Африкой. После возвращения из путешествия, осенью 1808 года «Надежда» была зафрахтована купцом Российско-американской компании Д. Мартином для перевозки товаров из Кронштадта в Нью-Йорк, и в первом же рейсе, в декабре 1808 года, судно затёртое льдами у берегов Дании погибло.

«Нева» (в прошлом «Темза», как бы странно это не звучало) была спущена на воду в 1802 г. Как и «Леандр», это был трехмачтовый шлюп, вооруженный 14-ю небольшими карронадами. Водоизмещение — 370 т, наибольшая длина с бушпритом — 61 м, команда 43 человека.

Путешествие для «Невы» отнюдь не было спокойным. «Нева» сыграла ключевую роль в битве на о. Ситка в 1804 году, когда русские отбили форт Св. Архангела Михаила от тлинкитов, захвативших его в 1802 году. В 1804 году Александр Баранов, генеральный менеджер Русско-американской компании, потерпел неудачу в попытках вернуть форт. В распоряжении Баранова было только 120 солдат на четырех малых судах и 800 алеутов на 300 каноэ (это к вопросу сколько у нас было на Аляске сил, стоило или нет ее продавать, и могла бы Россия ее удержать в случае чего, если из ключевого форта банду индейцев не могли выбить 2 года). В конце сентября 1804 года «Нева» и три еще небольших парусных судна предприняли очередную осаду форта при поддержке 150 вооруженных торговцев мехом, а также 400-500 алеутов на 250 каноэ. Атака завершилась успехом, регион вернулся под контроль России.


Шлюп «Нева». Рисунок с гравюры И.Ф. Лисянского

В июне 1807 года шлюп «Нева» первым из русских кораблей посетил Австралию.

В августе 1812 года «Нева» с грузом пушнины отплыла из Охотска. Переход выдался трудным, корабль изрядно потрепали шторма, часть экипажа умерла от цинги. Экипаж принял решение плыть к Ново-Архангельску, однако не доплыв до пункта назначения всего нескольких километров, шлюп в штормовую погоду в ночь на 9 января 1813 года налетает на скалы и терпит крушение у острова Крузова. От экипажа осталось 28 человек, которым удалось вплавь достичь берега и переждать зиму 1813 года.

О марке

Как я уже сказал, марка была выпущена в ноябре 1994 г. в серии, посвященной русским географическим экспедициям. Всего серия состоит из 4-х марок номиналом 250 руб. каждая. Три других марки посвящены путешествию В.М. Головнина 1811 года по исследованию Курильских островов, экспедиции Ф.П. Врангеля в Северную Америку и экспедиции Ф.П. Литке во время исследования островов Новой Земли в 1821-1824 гг.

Также марки были выпущены в малых листах.


Изображение с сайта АО «Марка» (www.rusmarka.ru)

Тираж марок — 800 000 шт., малого листа — 130 000 шт. Бумага — мелованная, печать глубокая плюс металлография, перфорация — рамочная 12 x 11½.

«Нева» и «Надежда» на других марках

Марки, посвященные путешествию, были выпущены нашими соседями, прежде братскими республиками, Эстонией и Украиной. Филателии совсем не чужда политика, и как в случае с датчанином , Украина и Эстония при помощи марок, напоминают всему миру, что Крузенштерн вообще-то родился в Таллине, а Лисянский в Черниговской губернии.

Эстония, 2003

Русские кругосветные мореплаватели Нозиков Николай Николаевич

И. Ф. КРУЗЕНШТЕРН и Ю. Ф. ЛИСЯНСКИЙ

И. Ф. КРУЗЕНШТЕРН и Ю. Ф. ЛИСЯНСКИЙ

1. ПЕРВАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ НА ВОСТОК

Иван Федорович Крузенштерн родился 8 ноября 1770 г, в Эстляндской губернии, недалеко от Ревеля. До двенадцати лет он учился дома, затем три года в ревельской церковной школе. Пятнадцатилетним подростком его отдали в морской корпус в Кронштадте.

С юных лет будущий мореплаватель получил боевую закалку, немало способствовавшую дальнейшему формированию его характера как военного моряка.

Когда в 1788 г. началась война России со Швецией, Крузенштерн был выпущен досрочно из корпуса мичманом и назначен на 74-пушечный корабль «Мстислав». Командовал «Мстиславом» молодой капитан Г. И. Муловский, один из выдающихся многосторонне образованных моряков своего времени. Муловский был назначен в 1786 г. начальником экспедиции из 4 военных судов, которая должна была совершить первое кругосветное плавание и укрепить власть России в Тихоокеанских владениях. Разразившаяся война заставила правительство отложить это предприятие, и честь совершить это плавание спустя 15 лет выпала на долю не командира «Мстислава», а его младшего офицера. Совместная служба с Муловским оказала большое влияние на 18-летнего Крузенштерна.

В 1788 г. «Мстислав» участвовал в бою при Гогланде, и юный Крузенштерн проявил много мужества при своем первом боевом крещении. Затем «Мстислав» крейсеровал с другими кораблями перед Карлсхроной, тщетно стараясь вызвать на новый бой скрывшийся в этой укрепленной гавани шведский флот.

В следующем, 1789 г., эскадра, к которой принадлежал «Мстислав», вышла ранней весной в море на соединение с русским флотом, зашедшим по пути из Архангельска в Копенгаген. Шведский флот попытался воспрепятствовать этому соединению, но потерпел жестокое поражение у острова Эленд. В этом бою пал смертью героя капитан Муловский и отличился своим мужеством молодой Крузенштерн.

В том же году Крузенштерн участвовал в боях при Ревеле, Красной Горке и Выборгской бухте. В последнем сражении «Мстиславу» удалось принудить к сдаче 74-пушечный неприятельский корабль «София-Магдалена». Крузенштерн вновь отличился при этом своею отвагой и умелою распорядительностью.

За активное участие в сражении Крузенштерн был произведен в лейтенанты. По окончании войны Крузенштерн, не покидая моря, продолжал свое образование. В 1792 г. он был послан в числе двенадцати лучших молодых офицеров флота в Англию для усовершенствования в военно-морском деле.

Англия тогда воевала с Францией. Крузенштерн на британских кораблях участвовал в нескольких сражениях. Находясь почти шесть лет непрерывно в плавании, он посетил Африку, Америку, Вест- и Ост-Индию и другие страны. Во время пребывания в Индии Крузенштерн несколько месяцев плавал в Бенгальском заливе, исследовал ост-индские воды, чтобы открыть русской торговле пути в Индию, и собрал много сведений об этом районе. Затем он проехал в Кантон, оттуда в Англию и вернулся на родину. Во время своих продолжительных путешествий Крузенштерн неутомимо изучал быт и экономическую жизнь посещаемых им стран. В это время у него зародилась мысль о необходимости организации первых кругосветных плаваний. Из записок Крузенштерна видно, как основательно он готовился к своему кругосветному путешествию. Он изучил решительно всю литературу на русском и иностранных языках, относящуюся к маршрутам предполагаемого плавания. Труды всех его предшественников - путешественников и мореплавателей - были известны ему во всех деталях, специальное внимание уделил он истории открытия и исследования всех посещенных им впоследствии мало известных пунктов. Это дало Крузенштерну возможность значительно дополнить и в нужных случаях исправить существовавшие до его плаваний географические карты и литературу.

По возвращении в Россию он представил в морское министерство проект кругосветного плавания. Проект этот поднимал два вопроса большого государственного значения. Русский флот должен догнать флоты иностранные в искусстве дальних плаваний; далее, Россия должна развить колониальную торговлю и снабжать всеми необходимыми товарами свои восточные окраины. Для этого Крузенштерн предлагал организовать регулярное сообщение на русских судах между Россией и ее американскими колониями. Но в морском ведомстве царили косность и бюрократизм, и проект был отклонен. Неудача глубоко огорчила Крузенштерна, однако условия времени заставили вскоре пересмотреть вопрос.

По инициативе Российско-американской компании, министр коммерции граф Н. П. Румянцев предложил Александру I отправить морским путем посольство для установления отношений с Японией и послать с ним научную экспедицию для исследования огромного дальневосточного побережья. Предложение Румянцева поддержал известный государственный деятель, адмирал Н. С. Мордвинов, вспомнивший о проекте Крузенштерна.

7 августа 1802 г. последовало назначение Крузенштерна начальником кругосветной экспедиции на двух кораблях. Однако подходящих для этой экспедиции судов в России не оказалось, и капитан-лейтенант Ю. Ф. Лисянский был послан за границу для приобретения нужных кораблей. Он купил в Лондоне за 22 000 фунтов стерлингов два судна, названные «Надежда» и «Нева». 5 июня 1803 г. корабли прибыли в Кронштадт. Командование «Надеждой» принял Крузенштерн, «Невой» - Ю. Ф. Лисянский.

Юрий Федорович Лисянский родился 2 августа 1773 г. в гор. Нежине Черниговской губ. На тринадцатом году он был зачислен в гардемарины морского корпуса. В 1788 г., во время войны со Швецией, он был в крейсерстве у Гельсингфорса и на фрегате «Подражислав» был в Гогландском сражении. Произведенный в мичманы в 1789 г., Лисянский участвовал во всех главных битвах со шведами до окончания кампании 1790 г. В 1793 г., будучи лейтенантом, Лисянский посылается в числе 16 лучших молодых офицеров волонтером в английский флот для усовершенствования в военном деле. Он сделал несколько дальних плаваний, в том числе к берегам Северной Америки, к мысу Доброй Надежды, в Ост-Индию. Лисянский принимал участие во многих сражениях с французами и в 1796 г. при взятии фрегата «Елизавета» был контужен в голову. Прослужив в британском флоте пять лет, он возвратился в 1798 г. в Россию.

Для предстоящего плавания в Англии были приобретены новейшие приборы и снабжение: шесть морских хронометров, полный набор астрономических и физических инструментов для наблюдений, много лекарств и противоцынготных средств.

«Надежда» имела водоизмещение 450 тонн, «Нева» - 375 тонн. «Надежда» должна была доставить в Японию русского посла Н. П. Резанова, который являлся одновременно крупным деятелем Российско-американской компании. Для научных исследований были приглашены известные германские ученые: астроном Горнер и естествоиспытатели Тилезиус и Лангсдорф.

Экипаж «Надежды» состоял из 58 человек, «Невы» - из 47 человек. Все были добровольцы-матросы, не бывавшие никогда в дальних плаваниях. До этого времени русские суда не ходили дальше северного тропика. Теперь им предстояло пройти до 60° северной широты, до того же градуса южной, обойти кругом бурного мыса Горна, пересечь экваториальные страны, переплыть огромный, суровый и мало известный Великий океан. Предстояло описать дальневосточное побережье и затем, после продолжительного пребывания в бурных водах северной части Великого океана, вернуться в свое Балтийское море.

Неведомое плавание и неизбежные опасности, продолжительность разлуки с близкими должны были, казалось, повлиять на русских людей больше, чем на иностранцев, привыкших к плаваниям… Но страсть русских к путешествиям оказалась столь сильной, что охотников принять участие в экспедиции хватило бы не для двух кораблей, а для целой эскадры.

Крузенштерну советовали взять с собой нескольких иностранных матросов, плававших раньше в Великом океане, но он это отклонил и ограничился только тремя учеными иностранцами.

Из книги Знаменитые путешественники автора Скляренко Валентина Марковна

Иван Крузенштерн (1770 г. – 1846 г.) Мне советовали принять несколько иностранных матросов, но я, зная преимущественные свойства российских, коих даже и англичанам предпочитаю, совету сему последовать не согласился. И. Ф. Крузенштерн. «Путешествие вокруг света…» С

Из книги История человечества. Россия автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Крузенштерн Иван Федорович (Род. в 1770 г. – ум. в 1846 г.) Русский мореплаватель, адмирал. Руководил первой русской кругосветной экспедицией. Впервые нанес на карту большую часть побережья о. Сахалин. Один из учредителей Русского географического общества. Его имя носят

автора Глазырин Максим Юрьевич

«Русский матрос лучше английского!» И. Ф. Крузенштерн 1806 год. Н. П. Резанов (1764–1807), почётный представитель Петербургской Академии наук, призывает усилить заселение русичами Русской Америки.Н. П. Резанов (1764–1807), купив для Новоархангельска судно «Юнона»

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Лисянский Юрий Фёдорович Ю. Ф. Лисянский (1773–1837), русский мореплаватель, капитан первого ранга.1788–1790 годы. Сын дворянина, исполняющего обязанности благочинного священника, Ю. Ф. Лисянский участвует в русско-шведской войне, в Гогландском морском сражении, всего в четырёх

7 августа 1803 года из порта в Кронштадте вышли два шлюпа. На их бортах красовались названия «Надежда» и «Нева», хотя еще недавно они носили другие имена – «Леандр» и «Темза». Именно под новыми названиями этим судам, купленным императором Александром I в Англии, предстояло войти в историю как первым российским кораблям, обогнувшим весь земной шар. Идея кругосветной экспедиции принадлежала Александру I и министру иностранных дел графу Николаю Румянцеву. Предполагалось, что ее участники соберут как можно больше информации о странах, которые будут на их пути – об их природе и о жизни их народов. А кроме того, планировалось установить дипломатические отношения с Японией, через которую тоже проходил маршрут путешественников.
Юрий Лисянский, капитан шлюпа «Нева»

Конфликты на борту

Капитаном «Надежды» был назначен Иван Крузенштерн, а капитаном «Невы» стал Юрий Лисянский – оба на тот момент были уже довольно известными моряками, прошедшими обучение в Англии и участвовавшими в морских сражениях. Однако к Крузенштерну на корабль «подселили» еще одного соруководителя – графа Николая Резанова, назначенного послом в Японию и наделенного очень большой властью, что капитану, естественно, не понравилось. А после того, как шлюпы покинули Кронштадт, оказалось, что Резанов – не единственная проблема Крузенштерна. Как выяснилось, среди членов команды «Надежды» был хорошо известный в те годы скандалист, дуэлянт и любитель эксцентричных выходок Федор Толстой. Он никогда не служил во флоте и не имел необходимого для этого образования, а на корабль попал нелегально, подменив своего двоюродного брата, носившего те же имя и фамилию и не хотевшего отправляться в далекое путешествие. А скандалист Толстой, наоборот, рвался в плавание – ему было интересно посмотреть мир, а еще больше хотелось сбежать из столицы, где ему грозило наказание за очередной пьяный дебош.
Федор Толстой, самый беспокойный участник экспедиции Во время путешествия Федор Толстой развлекался как мог: ссорился с другими членами команды и стравливал их между собой, подшучивал, порой очень жестоко, над моряками и даже над сопровождавшим их священником. Крузенштерн несколько раз сажал его в трюм под арест, но как только заключение Федора заканчивалось, он принимался за старое. Во время одной из остановок на острове в Тихом океане Толстой купил ручного орангутана и научил его разным шалостям. В конце концов, он запустил обезьяну в каюту самого Крузенштерна и дал ей чернила, которыми она испортила путевые заметки капитана. Это стало последней каплей, и в следующем порту, на Камчатке, Крузенштерн высадил Толстого на берег.
Шлюп «Надежда» К тому времени он окончательно рассорился с графом Резановым, который отказывался признавать его капитанскую власть. Соперничество между ними началось с первых же дней плавания, и сейчас уже невозможно сказать, кто был инициатором конфликта. В сохранившихся письмах и дневниках этих двоих высказываются прямо противоположные версии: каждый из них обвиняет во всем другого. Точно известно лишь одно – Николай Резанов и Иван Крузенштерн сначала спорили о том, кто из них главный на судне, потом перестали разговаривать друг с другом и общались при помощи записок, которые передавали матросы, а потом Резанов и вовсе заперся в своей каюте и перестал отвечать капитану даже на записки.
Николай Резанов, так и не помирившийся с Крузенштерном

Подкрепление для колонистов

Осень 1804 года «Нева» и «Надежда» разделились. Корабль Крузенштерна отправился в Японию, а корабль Лисянского – на Аляску. Миссия Резанова в японском городе Нагасаки прошла неудачно, и на этом его участие в кругосветной экспедиции закончилось. «Нева» в это время прибыла в Русскую Америку – поселение российских колонистов на Аляске – и ее команда приняла участие в сражении с индейцами-тлинкитами. За два года до этого индейцы вытеснили русских с острова Ситка, и теперь губернатор Русской Америки Александр Баранов пытался вернуть этот остров. Юрий Лисянский и его команда оказали им в этом очень важную помощь.
Александр Баранов, основатель Русской Америки на Аляске Позже «Надежда» и «Нева» встретились у берегов Японии и двинулись дальше. «Нева» ушла вперед вдоль восточного побережья Китая, а «Надежда» более детально исследовала острова в Японском море, а затем отправилась догонять второй корабль. Позже корабли опять встретились в порту Макао на юге Китая, некоторое время они вместе шли вдоль берегов Азии и Африки, а затем «Надежда» снова отстала.
Шлюп «Нева», рисунок Юрия Лисянского

Триумфальное возвращение

В Россию корабли вернулись в разное время: «Нева» - 22 июля 1806 года, а «Надежда» - 5 августа. Участники экспедиции собрали огромное количество информации о множестве островов, создали карты и атласы этих земель и даже открыли новый остров, получивший название остров Лисянского. Был подробно описан почти не исследованный прежде залив Анива в Охотском море и установлены точные координаты острова Вознесения, о котором было известно лишь то, что он находится «где-то между Африкой и Южной Америкой».
Фаддей Беллинсгаузен Все участники этой кругосветки, от капитанов до рядовых матросов, были щедро вознаграждены, и большинство из них продолжили делать морскую карьеру. Среди них был и путешествовавший на «Надежде» мичман Фаддей Беллинсгаузен, который через 13 лет возглавил первую русскую антарктическую экспедицию.

Первая русская кругосветная экспедиция ставила целью связать морским путем Русскую Америку с портами Балтики. Путь из Европейской России в Охотск, ведущий через необозримое пространство Сибири, был чрезвычайно длинным и неудобным. «Великое отдаление,- писал Крузенштерн,- и чрезвычайные в перевозе некоторых вещей затруднения, к чему употреблялось ежегодно более 4000 лошадей, возвысили цены на все, даже и в Охотске, до крайности. Так, например: пуд ржаной муки стоил там и во время дешевизны, когда в восточной Европейской России продавался по 40 или 50 копеек, 8 рублей, штоф горячего вина 20, а нередко 40 и 50 рублей. Часто случалось, что по перевозе оных уже через великое расстояние были на дороге разграбляемы и в Охотск доходила малая токмо часть. Перевоз якорей и канатов казался совсем невозможным, но необходимость в оных заставляла прибегать к средствам, наносившим нередко вредные последствия.

Канаты разрубали на куски в 7-8 саженей и по доставлении в Охотск опять соединяли и скрепляли. Якоря перевозили также кусками, которые потом сковывали вместе. Сколь труден и дорог был перевоз до Охотска, но из оного на [Алеутские] острова и в Америку был столь же мало удобен и безопасен. Крайне худое построение судов, малосведение большей части управлявших оными и опасное в таком состоянии плавание по бурному восточному океану были главнейшими причинами, что суда с самыми нужнейшими и сделавшимися столь дорогими грузами погибали почти ежегодно. Итак, чтоб производить сию торговлю с большею выгодою и чтобы впоследствии оную усилить, необходимость требовала отправлять корабли из Балтийского моря около мыса Горн или мыса Доброй Надежды к северо-западному берегу Америки. В 1803 г. сделан был первый опыт в таковом преднамерении».

Однако это «преднамерение» впервые проявилось задолго до 1803 г. Еще в 1732 г. президент Адмиралтейств-Коллегии Н.Ф. Головин и адмирал Сандерс предлагали Вторую Камчатскую экспедицию снабдить кораблями, которые из Балтики прошли бы к Охотску вокруг мыса Горн. В 1764 г. разрабатывался план посылки двух кораблей в воды Алеутских островов тем же путем. В 1785 г. к берегам северо-западной Америки намечено было послать четыре военных корабля под командованием Г.И. Муловского. Однако этот план был сорван русско-шведской войной, в одном из сражений которой погиб Г.И. Муловский.

В 80-х и 90-х годах XVIII в. сфера проникновения русских в Тихий океан стала быстро расширяться и охватила берега залива Аляска и острова архипелага Александра. В 1799 г. основано было постоянное поселение на острове Ситха, которое вскоре сделалось основной базой Российско-Американской компании, учрежденной в том же году. Прямая морская связь между Балтикой и северо-западными берегами Северной Америки стала куда более необходимой, чем два-три десятилетия назад, и в 1803 г. в воды «Восточного океана» направлена была экспедиция под командованием Ивана Федоровича Крузенштерна.

Крузенштерн родился 8 сентября 1770 г. близ Ревеля (Таллина), окончил Морской корпус в Кронштадте и в восемнадцать лет принял участие в морских боях со шведами. Крузенштерн служил мичманом на корабле Г.И. Муловского и от него узнал о проекте кругосветной экспедиции, не осуществленном из-за русско-шведской войны. В 1793 г. Крузенштерн направлен был в Англию, затем побывал в Канаде, Вест-Индии, Индии и Китае. Возвратившись в 1799 г. в Россию, Крузенштерн подал Павлу I две записки, в которых развивал планы морских сношений с Камчаткой и Русской Америкой. Записки эти положены были под сукно, и только после воцарения Александра I делу был дан ход. Были снаряжены два корабля: «Надежда» и «Нева» водоизмещением соответственно 450 и 375 т. Командиром «Невы» был назначен друг и сверстник Крузенштерна Юрий Федорович Лисянский, который участвовал в русско-шведской войне и подобно Крузенштерну прошел в Англии великолепную практическую школу. В состав экспедиции вошли натуралисты И.К. Горнер, Г.И. Лангсдорф и В.Г. Тилезиус.

7 августа 1803 г. корабли покинули Кронштадт и направились к мысу Горн, который обогнули в феврале 1804 г. Войдя в Тихий океан, «Надежда» и «Нева» направились раздельными маршрутами к Маркизским островам. Лисянский по пути зашел на остров Пасхи, где команду «Невы» исключительно тепло приняли островитяне.

Слева: И.Ф. Крузенштерн; справа: Ю.Ф. Лисянский

Крузенштерн и Лисянский встретились затем на стоянке у острова Нукухива. Оба мореплавателя обследовали всю северную часть Маркизского архипелага, открытую в 1791 г. Ингреэмом. Острова эти на свою карту Крузенштерн нанес под названием Вашингтоновых, отметив при этом, что «хотя и справедливо, что, чем менее будет разных названий на картах и более островов, известных под одним именем, тем лучший порядок и удобность в землеописании соблюдается, но неужели не заслуживает исключения имя Вашингтона, которое всякую карту украшать долженствует?»

Лисянский и Крузенштерн очень подробно описали остров Нукухива и его обитателей. Большое внимание они уделили семейному укладу островитян, их обычаям, постройкам, одежде, оружию, видам пищи и мореходным средствам.

От Маркизских островов экспедиция направилась к Гавайям, куда прибыла 8 июня 1804 г. Крузенштерн и Лисянский посетили Гавайские острова в ту пору, когда они уже были вовлечены в сферу колониальной экспансии, и в те годы, когда Камеамеа объединял под своей властью весь архипелаг, сокрушая непокорных вождей. Этого гавайского Петра Первого русские моряки воочию не видели. Им пришлось удовлетвориться встречей с гавайским Лефортом - англичанином Джоном Юнгом, богатейшим колонистом и главным советником короля Камеамеа. В бухте Кеалакекуа, где погиб Кук, русские гости осмотрели королевский «дворец» - шесть больших хижин на каменных площадках, королевскую «божницу» - обнесенный палисадом храм, перед которым стояли идолы и жертвенник, «весьма похожий,- как пишет Лисянский,- на рыбную сушильню». Посетив главный остров Гавайи, корабли отправились на остров Кауаи, где правил вождь Каумуалии, враг короля Камеамеа. От берегов острова Кауаи Крузенштерн пошел на Петропавловск, а Лисянский направился к Ново-Архангельску - городу, основанному Барановым на острове Ситха.

Посетив Русскую Америку, осенью 1805 г. Лисянский направился к Аомыню (Макао) - месту встречи с Крузенштерном. По пути 15 октября 1805 г. он открыл на 26°2"48"" с.ш. и 173°42"30"" з.д. необитаемый остров, окруженный рифами, который назван был островом Лисянского. Птицы, гнездившиеся на берегах острова, и многочисленные тюлени не обращали на людей никакого внимания. Остров был совершенно безводным, и, кроме травы, на нем ничего не росло. Но на берегу Лисянский нашел десять больших бревен - плавник, принесенный из дальней земли, скорее всего от берегов Америки.

Крузенштерн, побывав на Камчатке, отправился в Нагасаки, куда он должен был доставить русского посла Резанова. Японцы, однако, не приняли Резанова, и Крузенштерн отвез его в Петропавловск, по пути обследовав западный вход в Сангарский пролив, западный берег острова Хоккайдо и воды Южного Сахалина. Летом 1805 г. Крузенштерн положил на карту северный и восточный берега Сахалина, который он, так же как и Лаперуз, счел полуостровом. Снова возвратившись в Петропавловск, Крузенштерн осенью 1805 г. направился в Балтику. По пути он посетил Макао и Гуанчжоу и вместе с Лисянским 5 августа 1806 г. прибыл в Кронштадт.

Историографами первого русского кругосветного плавания были его руководители И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский. Первые издания их трудов вышли в свет в 1809-1812 гг. Первая русская кругосветная экспедиция внесла большой вклад в изучение островов и морей Океании. Огромное значение имели океанографические работы, проведенные в Тихом океане. Экспедиция вела систематические наблюдения над течениями, соленостью и плотностью воды, приливами и отливами. Пользуясь максимально-минимальным термометром Сикса, участники экспедиции собрали ценные данные о распределении температур в верхних слоях Мирового океана. Установлено было, что воды Атлантического океана имеют большую соленость, чем воды Тихого океана, и что в приэкваториальных широтах поверхностные воды содержат больше солей, чем воды низких широт. После возвращения из кругосветного плавания И.Ф. Крузенштерн долгие годы вел неутомимые поиски в морях Тихого океана, не покидая Петербурга. Он собирал решительно все данные о старых и новых тихоокеанских экспедициях, и плодом этих исследований явился поистине замечательный «Атлас Южного моря», изданный им в 1823-1826 гг. К этому атласу Крузенштерн приложил двухтомную объяснительную записку («Собрание сочинений, служащих разбором… Атласа Южного моря»), в которой подверг критической оценке все известные в то время источники по истории открытий в Тихом океане. В 1836 г. Крузенштерн опубликовал не менее ценное дополнение к этому труду. Сводки по истории тихоокеанских открытий выходили в свет до этих работ Крузенштерна, и имена Дальримпля, Барни, Эрроусмита были хорошо известны всем географам, но по полноте охвата материала труд Крузенштерна оставил позади все работы английских гидрографов и картографов. Крузенштерн, составляя атлас, провел колоссальную работу. Исходные данные, которыми он пользовался, были весьма неточны и сбивчивы. Ведь до Кука ни один мореплаватель не пользовался хронометром, и ошибки при определении долготы новооткрытых земель исключали возможность точной привязки их к карте. При этом в таких островных «галактиках», как архипелаг Туамоту или Каролинские и Маршалловы острова, рассеяно великое множество атоллов сходного облика, и установить, какой именно из них открыт тем или иным мореплавателем, удавалось только после кропотливого перекрестного изучения разновозрастных и разнохарактерных данных. Атлас Крузенштерна был удостоен полной Демидовской премии и получил исключительно лестные отзывы виднейших русских географов и мореплавателей XIX в. - академика К.М. Бэра, Ф.П. Литке, Ф.П. Врангеля.