Стройка, дизайн, ремонт

«Тройственный ум»: как выглядит внутренняя гармония для невролога. Теория о "триедином мозге" Пола Маклина - это скорее метафора, чем научное определение Рептильный мозг: притуплен, но не забыт

“Мы должны посмотреть на себя и на мир глазами трех совершенно разных личностей”, две из которых не вооружены речью.
Человеческий мозг, считает Мак-Лин, «равнозначен трем взаимосвязанным биологическим компьютерам», из которых каждый имеет «свой собственный разум, свое собственное чувство времени и пространства, собственную память, двигательную и другие функции».

Цитаты из статьи:

Все люди обладают триединой системой мозга, которая включает:
- ретикулярный (рептильный) мозг,
- эмоциональный (лимбический, млекопитающий) мозг,
- визуальный мозг (кора головного мозга, неокортекс).

1. Рептильный мозг (R-комплекс)

Существует 100 млн. лет, он – самый древний.

Оказывает фундаментальное влияние на наше поведение. Отвечает за безопасность вида и управляет базовым поведением. Это инстинкт размножения, защита своей территории, агрессия, желание всем обладать и все контролировать, следование шаблонам, имитация, обман, борьба за власть, стремление к иерархическим структурам, ритуальное поведение, контроль меньшинства.
Ему присущи хладнокровное поведение, отсутствие сопереживания, безразличие к последствиям наших действий относительно других людей.

Его функции достаточно просты: «бежать – сражаться – замереть». Он очень полезен для немедленных реакций. Сначала – реакция, затем осмысление. В этом смысле это наш «автопилот», которым сознательно мы управлять не можем. Его главная задача – защита тела, он настроен на оборону, он всегда «на страже» и высматривает опасность для организма.

Так же именно рептильный мозг в первую очередь становится объектом внешних манипуляций с целью внедрить вам постоянную боязнь «не выжить», пичкая информацией о кризисах, о росте цен, войнах, катастрофах, авариях, насилии, проводя болезненные реформы и многое другое, чем пугает нас современное общество от колыбели до самой могилы.

Он так же иногда путает воображаемую опасность с реальной угрозой. В таких ситуациях рептильный мозг буквально берет под контроль ваш разум и тело.

Наверняка вы можете вспомнить, что в вашей жизни были моменты, когда рептильный мозг брал верх над вашим разумом и вы «перереагировали» на ситуацию? В каком-то смысле наш рептильный мозг все еще выполняет в нас функции древних динозавров, или наших далеких и диких предков.

2. Лимбическая система – «эмоциональный мозг».

Мозг млекопитающего. Его возраст 50 млн. лет, это наследство от древних млекопитающих.

Он отвечает за выживание особи, самосохранение и самозащиту; управляет социальным поведением, материнской заботой и воспитанием. Он участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, инстинктивного поведения, переживаний, памяти, сна, бодрствования и др. Этот мозг на 98% идентичен мозгу «братьев наших меньших».

Эмоциональный мозг считается главным генератором эмоций, связывает эмоциональную и физическую деятельность. Здесь зарождаются страх, веселье, смена настроений. Кстати сказать, именно лимбическая система подвержена воздействию психотропных веществ. Нарушения в работе лимбической системы могут вызвать ничем не объяснимые приступы ярости, страха или чувствительности.

Эмоциональный мозг дарит нам «жизнь чувств». Важно знать, что это «однообразный мозг», он любит комфорт и рутину, стремится к безопасности и постоянству. Для эмоционального мозга безопасность – это делать сегодня то, что ты делал вчера, а завтра – то, что делал сегодня.

«Гравитация» эмоционального мозга в своем стремлении сохранить то, что у нас уже есть, проявляется в сопротивлении переменам, она удерживает и тянет нас назад, в так называемую «зону комфорта» – status quo, как часть гомеостаза. Любые наши попытки выйти из нее для эмоционального мозга – стресс.

Каждое решение, которое вы собираетесь предпринять, проходит через его фильтр: «А хорошо ли это для меня? А безопасно ли это для моей семьи? Нет ли в этом угрозы?». И если что-то угрожает, вы отвергаете этот выбор. Другими словами, когда эмоциональный мозг принимает решения, он основывается на том, что близко вам и знакомо.

Когда вы чувствуете сопротивление переменам, это значит, что эмоциональный мозг управляет вашим разумом.

Его черты:
- живет настоящим временем;
- аудиальность (коммуникации с помощью звуков и тонов);
- ориентация на жизнь в группе, его приоритет – выживание группы, семьи, клана;
- не знает вариантов, только «да» и «нет», «хорошо-плохо», «это или то»;
- ассоциативность с определенными моментами жизни – когда мы думаем о чем-то, мы входим в образ и испытываем чувства.

Эмоциональный мозг не отличает угрозы нашему телу от угрозы нашему эго. Поэтому мы начинаем защищаться, даже не разобравшись в сущности ситуации.

Рептильная и эмоциональная системы мозга существуют вместе уже 50 млн. лет и очень хорошо взаимодействуют. Поэтому так важно понимать, что эти две крепко связанные системы часто могут брать контроль над разумом и телом. Для рептильного мозга угроза может быть физической, для эмоционального – эмоциональной. Например, потеря любви, страх неизведанного, или изменения, происходящие в жизни человека.

3. Визуальный мозг (кора головного мозга, неокортекс – левое и правое полушария).

Мыслящий мозг. Это рациональный разум – самая молодая структура. Возраст 1,5 – 2,5 млн. лет.

Он являет собой то, что мы называем рассудком: размышления, умозаключения, способность к анализу, в нем происходят познавательные процессы и т.п. Обладает пространственным мышлением, здесь возникают визуализационные картинки, сосредоточенность на будущем, его исследование и анализ.

С его помощью вы можете представить все, что захотите!

Это еще и наша «мыслемешалка» (примерно 60 000 мыслей в день!).

Этот мозг может определить:
- какие действия вам нужно предпринять,
- поставить цели и составить план,
- обсуждать ваши цели и мечты,
- вдохновить вас и стать причиной действий на короткий промежуток времени,
- с помощью логики принимать или отвергать идеи и цели.

Важно помнить, что сознательный мозг не отвечает за действия на долгосрочной основе.
Сегодня нейрология доказала, что сознательный мозг отвечает за перспективные цели всего на 2%. Остальные 98% – ответственность нашего подсознания.

Теперь, имея представление об устройстве нашего мозга, можно двигаться дальше. В свое время Конфуций говорил, что “мир преобразуют те, кто смог преобразовать себя, зная, что величайшее мастерство начинается с контроля ума. Когда ум становится послушным слугой человека, весь мир ляжет у его ног”.

В продолжение материала цитаты на эту тему из другого источника:

Настоящие и скрытые возможности головного мозга

1. Рептильный мозг

В ходе Эволюции человека первым получил развитие ствол мозга, называемый рептильным мозгом. Он у человека – самый слабый компонент интеллекта. Эта область мозга отвечает за сенсорно-моторные реакции (работа пяти органов чувств, с помощью которых мы воспринимаем материальный мир).

Жизнь человека протекает в трехмерном пространстве.
На восприятие диапазона этого пространства ориентированы наши органы чувств, а следовательно, и связанное с ними Сознание. Как видите, диапазон этот невелик, если учесть, что пространство многомерно и отнюдь не линейно, как его воспринимаем мы.

Реальный мир, в котором мы живем и на который ориентировано наше Сознание, – совсем не такой, каким мы его знаем и представляем (идеализируем). Этот неизведанный Мир нам сейчас только еще предстоит изучить, познать и обжить.

Поведенческие стереотипы, заложенные в рептильном мозге, связаны с инстинктом выживания, со стремлением к продолжению рода.

Когда рептильный мозг проявляет доминирующую активность, человек теряет способность мыслить на всех остальных, несоизмеримо более высоких уровнях. Развитие мозга и мышления идет только через учебу, другого не дано: либо вы его напрягаете, либо теряете! При «потере» своего мозга человек деградирует.

Чтобы этого избежать, для начала будет достаточно согласиться с фактом ограниченности, неполноты нашего восприятия Мира, архаичности нашей «точки отсчета» и «системы мер». Мудрость гласит: «Что будет измерено, то и будет сделано». Живем в веке атомном, а меряем «четвертями», на глазок.

Если задуматься, то восприятие Мира с точки зрения рептилии (ее глазами) человек принимает за Истину в последней инстанции, построив на этом зыбком и весьма ненадежном фундаменте свои миропонимание, мораль, нравственность...

2. Мозг млекопитающего

Рептильный мозг окружен очень сложной лимбовой системой, получившей название «мозг млекопитающего».

Эта область мозга на эволюционной лестнице располагается значительно выше рептильного мозга и имеется у всех млекопитающих. Его функции эмоциональные и познавательные. Эта часть мозга отвечает за ощущения, переживания, память и обучение; управляет биоритмами, проявлением чувства голода, контролирует кровяное давление, сон, обмен веществ, ритм сердца, состояние иммунной системы.

Рептильный мозг играет важную роль в поддержании жизнедеятельности организма: именно с этим мозгом связано влияние эмоций на здоровье. Лимбовая система воспринимает сигналы, идущие от органов чувств (слух, зрение, осязание), и передает полученную информацию в мыслящую часть мозга – неокортекс.

Люди, у которых доминирует лимбовая часть мозга, эмоциональны и обидчивы. Или впадают в другую крайность: с головой уходят в учебу, работу, в дела, взваливают на себя массу чужих забот и обязанностей, обременительных и зачастую не несущих никому никакой пользы.

Так как лимбовая система непосредственно связана с неокортексом, то ее доминирование растрачивает психическую энергию неокортекса на решение проблем и задач лимбовой системы, попросту сжигает ее эмоциями, вместо того, чтобы употребить на решение конкретных практических дел с осязаемым результатом!

3. Мыслящий мозг (неокортекс)

Неокортекс располагается сверху и с боков лимбовой системы.

Его масса составляет восемьдесят процентов всей массы мозгового вещества, и он присущ только человеку. Это центр высшей умственной деятельности – средоточие Истинного Интеллекта.

Неокортекс воспринимает, анализирует, сортирует сообщения, полученные от органов чувств. Ему присущи такие функции, как рассуждение, мышление, принятие решений, реализация творческих способностей человека, осуществление целесообразного управления двигательными реакциями, речью, реализация Человека вообще.

Неокортекс является шестым (психическим, интуитивным) органом чувств. Его развитие активизирует так называемое ментальное чувство, которое позволяет ощущать тончайшие вибрации Мироздания, молекулы ДНК, мысли других людей – воспринимать все бессознательные процессы, осознавать, а, следовательно, и управлять ими.

Именно в неокортексе заложены безграничные возможности процесса познания и реализации их в жизни. Эта область мозга управляет телепатическими, лингвистическими, экстрасенсорными способностями. Только благодаря развитию неокортекса человек может творчески реализовывать себя и совершить прорыв в Эволюцию. О том, что это такое, наука еще не догадывается.

Высшей формой проявления мысли является интуиция. Именно интуиция – способность человека считывать информацию из внешнего Мира (не только трехмерного, но и многомерного) – позволяет расширять диапазон Его познания.

Этот труд заключается в постоянной учебе, развитии познания, критического самоосознания и творческого применения знаний на практике. Под учебой понимается только одно: каждый человек должен знать и понимать себя и свой организм. Не забудьте: «Что будет измерено, то и будет сделано».

Наши комментарии:

Это социальное научное исследование, судя по всему построенное на теории эволюции.....наталкивает сразу на ряд интересных идей, которые полностью подтверждаются Эзотерическим Договором:

1. Во-первых, Эзотерическая модель говорит о том, что любой физический орган (мозг) - имеет свои тонкие тела и служит для выполнения различных функций.

Мозг - это приемо-передатчик управляющего сигнала, поступающего через сахасрара чакру человека и управляющий всем нашим поведением, действиями и мотивацией к ним...из Эгрегоров.

Если посмотреть на эту схему триединого мозга - с такой точки зрения Эзотерической модели, то можно предположить что:

- рептильный мозг = равно сознанию тела.

Лимбический мозг (эмоциональный) = равно сознанию животного ментала.

Ну а визуальный мозг (неокортекс) = равно нашему человеческому разуму.
И судя по всему именно активной работе левого полушария, логическому и рациональному "мышлению"

Из этих предпосылок рождается вытекает следующая идея - активность различных частей мозга и касты (уровень сознания человека):

Если было бы возможно провести исследование, то наверняка будет присутствовать связь, между кастой человека и тем отделом мозга который наиболее активен:

- у 1 касты вероятно будет преобладать рептильный мозг (инстинкты тела)
- у 2 касты - лимбический-млекопитаюшего (эмоции, животный ментал)
- у 3 касты - визуальный - некортес (разум)

Понятно, что у каждого живого человека, будет в той или иной степени активны и задействованы все отделы три-единого мозга в разной вариации, но их преобладание судя по фактам будет разниться от касты к касте.

При этом, в социальной Модели приведенного исследования напрочь отсутствует понятие "Сознания", хотя самим словом ученые уже и оперерируют.

Это еще в большей степени подтверждает Эзотерическую модель.
Уровень людей касты 3+ и тем более 4 - самостоятельного мышления, активного Сознания (а не разума) - вообще не существует в такой модели.

2.Во-вторых, и что еще более интересно...эта информация косвенно подтверждает, каким образом происходит эгрегориальное управление Человеком Социальными Эгрегорами.

Все эти три различных физических части мозга - являются приемниками-антеннами для получения различных команд к исполнению, осуществляемых социальным человеком машинально, на автомате.

Человек управляется реакциями своего тела (приемник рептильного мозга), или своими эмоциями (приемник лимбического мозга), или таки разумом (приемник визуального мозга).

То есть это 3 приемника для разных частей сигнала, но цель всех этих программ абсолютно идентична - Человек живет на уровне тела-эмоций-разума, являясь просто механическим биороботом с спящим сознанием.
Что собственно и наблюдается....

Шансов пробудить Сознание, отключившись от этих программ - в Социуме нет.

Все эти нюансы - абсолютно совпадают с тем, что написано в пособии "Эзотерической модели Мира Действия" .

Через подобные социальные открытия, приведенная в пособии схема-рисунок того, как "Боги" создали искусственные эгрегоры для управления человеком - четко показывает, как они же настроили и человеческий биоробот таким образом, чтобы он "жил себе спокойно" и не лез куда не следует....

Все очень "гармонично устроенно...."

3. В-третьих, Эзотерическую модель подтверждает и еще одна идея проскальзывающая за всей этой социальной моделью три-единого мозга.....

Предпосылкой к возможному росту человека, к пробуждению и активизации сознания - будет максимальная активность именно третьего мозга...Неокортеса.
Почему?

По сути это уровень 3 касты. Но этого мало. Чего же не хватает? Что так упорно не замечают в Социальной модели? И что объективизировано в нашем Пособии....

Предположу, что по всей видимости когда активен именно этот "третий мозг, рационально мышления" - прорыв возможен только в случае, если хоть в какой-то степени будет задействован и приемник "правого полушария".

У Человека появляется малейший шанс на какое-то уже на самом деле самостоятельное мышление.

Отчасти, сами ученные уже говорят об "интуиции" в своих статьях - но никак не объясняют эти механизмы в своей три-единой модели физического мозга, что в принципе понятно, база их исследований социальная модель - Материя первична.

Если посмотреть на гениев и великих ученых всех времен...
Все они обладали именно таким тандемом: наряду с активным аналитическим и рациональным мышлением у подавляющего большинства присуствуют различные состояния включения других механизмов: инсайт, интуиция, получение информации во сне и т.д.

Сама социальная наука, будучи ограничена только "физическим органами" и объектами, не позволяет сделать еще шаг вперед....и найти то - что отсутствует в этой модели...

Этот переход, следующий шаг - будет связан с активизацией работы правого полушария - и синхронизацией работы обоих приемников...

Я обычно редко реагирую на такие выражения как "ты только не обижайся", "не переживай", "это вовсе не больно" и тому подобные "и незачем так орать". Но это обычно. Сейчас состояние у меня не вполне обычное, поэтому реагировать я начала. Сегодня я четко и ясно объяснила близкому человеку, что мне неприятно и даже болезненно слышать такие слова. И если я не начинаю рыдать в ответ, то это только потому, что знаю, что близкие - потому и близкие, что я им доверяю и под словами "а ты не переживай" слышу нечто совсем другое. Рациональная часть моя слышит другое, довольно утешительное, если подумать . А вот эмоциональная "думать" не умеет...

Тут не обойтись без моей любимой упрощенной схемы мозга. Сразу оговорюсь, что теория о "триедином мозге" Пола Маклина - это скорее метафора, чем научное определение. Но она
а) красивая визуально
б) помогает на пальцах объяснить сложные вещи

Поэтому вот она в нескольких словах. Человеческий мозг функционирует одновременно, как мозг крокодила, лошади и человека. Крокодил - рептилия, у него все нацелено на функции выживания, он весь подчинен основным биологическим потребностям - поглощать и выделять. То, что у человека называют иногда "рептильный мозг" - нижние отделы мозга, которые отвечают за функции организма. Это отдел, который поддерживает нашу жизнь даже в состоянии глубокого обморока. Когда человек в сознании, этот отдел способен взаимодействовать с другими отделами и реагировать на телесном уровне. Например, история, когда "я еще испугаться не успел, а уже сидел на дереве и поджимал ноги, спасаясь от страшной собаки" . Это тот самый случай, когда на опасность реакция наступила очень быстро, без прохождения фильтра анализа "а так ли страшна эта собака, а как я слезу с этого дерева?" и минуя, возможно, стадию эмоций, которых может возникнуть одновременно больше, чем одна, типа "ой, какая милая собачка утипути, нифига себе, какие зубищи аааа!!!" и застопорить реакцию выживания попыткой выбрать, какой эмоции подчиниться.

Лошадь - млекопитающее, ей уже не обойтись простейшими поведенческими шаблонами, у нее лучше развито то, что плохо развито у крокодила - эмоции. Млекопитающие настроены тоньше, чем просто "удовольствие-неудовольствие", они получают больше информации от внешнего мира и внутреннего тоже. У человека функции "мозга лошади" выполняет лимбическая система, которая отвечает за эмоциональные реакции. Эмоции тесно связаны с телесными проявлениями. Так, например, грусть-тоска или злость может возникнуть "на ровном месте", но если эти эмоции бесследно исчезают после чая с бутербродом, то это был сигнал из "рептильного мозга" - организм сообщил, что голоден, пойди, поешь.

Но человек - существо сложнее лошади. У нас, например, есть еще такое прекрасное образование, которое называют "неокортекс", благодаря ему мы можем чувствовать эмоции не только от реально существующих физических раздражителей, но и от образов, которые формируются в нашей замечательной коре головного мозга. Эти образы могут быть воспоминаниями, словами, воспоминаниями о словах и т.д.. В общем, мы способны получать эмоции от того, чего на данный момент как бы в натуре и нет. Но это было или, возможно, только еще будет. Благодаря неокортексу мы можем планировать, прогнозировать... И вот если прогноз неблагоприятный, то держись, мозг лошади. Хотя, если приятный, то тоже не всегда хорошо.

Итак, все три "мозга" взаимодействуют между собой. И эмоциональный мозг находится между молотом и наковальней. Наковальня - это "рептильный мозг" и физиологические реакции, которые сами дают сигнал через R-комплекс для эмоций и получают команды системам и органам от "мозга лошади". Молот - это "человеческий мозг", которому приписывают сознание. Которое, с одной стороны, "обязано" постоянно обучаться, планировать, анализировать, синтезировать, а с другой еще и пытаться контролировать собственную лошадь и крокодила.

Так вот, эмоциональная система живет в довольно сложных условиях, отправляя и получая импульсы в две стороны. И на сигналы со стороны "мозга человека", то есть на слова, способна реагировать почти так же, как на физическое воздействие, типа давления, поглаживаний или там голода, сытости. И когда организм испытывает боль, может возникнуть эмоция "грусть" или "раздражение", что-то такое, что позволяет передать сигнал дальше, "внутреннему крокодилу", чтобы он или завыл (крокодилы воют?), призывая на помощь, или отодвинулся, или резко отодвинул то, что причиняет боль. Но вдруг кто-то говорит, обращаясь к мозгу человека "да чему тут болеть - тут же сплошная кость!" То есть, нашу эмоциональную "лошадь" пытаются повернуть за уздечку сразу в две стороны. Ощущения входят в противоречие с образом, созданным по поводу этого ощущения. Эмоциональный мозг в растерянности. Рептильный мозг тоже не очень понимает, что предпринять. От этого эндокринная система, получающая сигналы от внутреннего крокодила, немножко сходит с ума, выделяет гормоны несколько хаотично, сосуды то сужаются, то расширяются, сердцебиение не может понять, ему готовиться к бегству или нападению, дыхание сбивается, предпочитая реакцию "замри"... И дальше возможны разные варианты. Один из самых распространенных - анестезия. То самое "не чувствуй".

Вообще, чаще всего периоды, когда мы "ничего не чувствуем" , как правило, означают нашу зацикленность как раз-таки на ощущениях, которые или слишком приятны, или слишком неприятны, вызывающие эмоции, но которые при этом не осознаются. Потому что функционировать совсем без эмоций для человека возможно, только на уровне выживания, то есть дышать, может быть, глотать, что-то выделять, поддерживать сердцебиение и температуру тела. И то, с последним могут быть проблемы - сердцебиение и терморегуляция хоть и являются бессознательными процессами, без связи с эмоциональным мозгом начинают сбоить и нуждаются в мониторинге и корректировке. Человек в бессознательном состоянии для выживания нуждается в другом человеке - достаточно эмоциональном, чтобы иметь сострадание и поддерживать жизнь болящего товарища. Ну или медсестер с хорошей зарплатой.

А вот "не чувствовать чувств" мы можем, блокируя осознавание эмоций. То есть эмоция есть, и "рептильный мозг" о ней "знает". А сознание в расчет эмоцию не принимает. И создает "выводы, прогнозы и решения" так, как будто этой эмоции нет. Надо ли говорить, что такие выводы могут быть не очень практичны для организма, который "не чувствует"? Бывает, что анестезия или обман чувств необходимы для выживания. У нашего организма в обычных условиях достаточно для этого ресурсов - эндогенных опиатов, например. Или еще каких внутренних наркотиков для экстренного применения. Интересно, что эмоции в этом случае могут "перекрывать" ощущения, иногда даже опасные для жизни. Но этот ресурс ограничен и при длительной необходимости "не чувствовать" могут понадобиться всякие внешние "отключатели" - кому-то потребуется бутылка водки. А кому-то достаточно и доброго совета, типа, "забей, она все равно была тебя не достойна"

Таким образом, послание "не испытывай гнев" или "не испытывай радость" - это просьба ничего не чувствовать в данный момент. То есть отключиться от центра, поддерживающего активную жизнь. Такая себе просьба "тебя слишком много, умри ненадолго". Нормальная лошадь будет сопротивляться подобной просьбе. А вот человека частенько обучают не сопротивляться с самого детства. Учат "контролировать эмоции" вместо того, чтобы учить адекватно ими пользоваться, выражать, и если уж и контролировать, то проявления эмоций , а не целый отдел мозга.

Эмоции не всегда возникают адекватно ситуации, по разным причинам. Все, что связано с эмоциями - это очень сложная, многокомпонентная система. Но в целом, эмоции способствуют здоровой саморегуляции. Чересчур сильные проявления эмоций при слабом раздражителе, или эмоции, которые проявляются "не в то время, не в том месте" обычно свидетельствуют о сбое во всем организме, не только в "эмоциональном департаменте" мозга. И поэтому требуют к себе намного больше внимания, чем простое "нашла, от чего огорчаться, да оно же яйца выеденного не стоит, тьфу!". Хотя иногда это действительно помогает. Очень редко. Когда да, правда, проблемы нет. И да, человек, который это говорит, сидит при этом рядом, гладит тебя по голове и при этом не обвиняет тебя, что ты проблему нашел. Короче, есть уже какой-то опыт, что человек этот близкий . И тоже в этот момент немножечко огорчается. Но не из-за проблемы, которая про "выеденное яйцо", а из-за того, что ты огорчен. То есть помогает в таком случае не дружеское послание "не чувствуй", а эмпатия. Эмпатия - это когда я, Петя Пяточкин в этом не вижу проблемы. Но я вижу, что есть проблема для тебя, Вася Васечкин. И я рядом и готов это признать и свидетельствовать. И разделять твои чувства, хотя я не могу разделить твои мысли по этому поводу. Или твою реакцию.

Говорят, эмпатия - это то, что лучше всего развито именно у "человеческого мозга". Способность разделить чувства другого человека - это эмпатия. Разделить - это не броситься посыпать голову пеплом, когда у другого горе, но быть рядом и не стараться утешать там, где горе безутешно. Парадоксально, но именно развитая эмпатия, то есть способность "чувствовать чужую боль" может приводить к жестоким фразам типа "чему тут болеть". Когда кому-то больно и этот кто-то не скрывает боли, свидетель безобразия тоже может испытывать вполне измеримые приборами физические страдания. И чтобы эти страдания прекратить, он пытается "прекратить" другого человека, сказав ему "Ну-ка перестань чувтствовать то, что ты чувствуешь! Умри ненадолго!". Нормальная такая "рептильная" реакция, направленная на избавление от страданий, в целом - на собственное выживание. Мой "человеческий мозг" это вполне может понять и простить. Но лошадь! Лошадь в моей голове в ответ на "ты только не обижайся", может и копытом врезать, пока "человеческий мозг" сообразит, что этого делать не надо.

Так что весь пост на самом деле - про это. Не злите беременных (с) :)

Природа никогда не бросает ту или иную функционирующую систему: на старой основе она выстраивает новую, более сложную и более эффективную. Кажется, будто природа создавала каждый новый, эволюционировавший вариант мозга, чтобы исправить ошибки прежней системы или же расширить её возможности.

Джозеф Пирс. Биология трансцендентного

Несмотря на общественные проблемы, наука продолжает давать нам новые интересные открытия. Для меня недавним таким подарком стала модель «тройственного ума» , созданная во второй половине 20 века американским неврологом Полом МакЛином на основе десятков лет исследований.

В чём суть данной модели? Пол МакЛин выделил в нашем мозге три центра психической активности, каждый из которых формирует свой способ реакции на происходящие события, а также имеет свою «систему ценностей» и даже свой язык.

Первый центр психики располагается в коре головного мозга («неокортекс»), который появился 1,5-2,5 млн лет назад. Он характерен только для человека и занимает 80% мозга. Это «ум человека», умеющий создавать абстрактные понятия, говорить и мыслить словами. Он также позволяет нам оперировать понятием времени, создавать планы и концепции, обладает способностью к творческому отражению и переработке реальности. Здесь сосредоточено мышление и сознание, и именно «неокортекс» мы часто называем мозгом. Но это не всё.

Второй центр психики скрыт в подкорковых структурах. Это лимбическая система, которая включает в себя миндалевидное тело, гипоталамус и гиппокамп. Появилась она около 50 млн. лет назад, характерна для современных млекопитающих и практически одинакова у всех представителей этого класса.

Лимбическая система участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, инстинктивного поведения, сна и бодрствования и т.д. Но в первую очередь она связана с эмоциями и памятью. Появление эмоций и способности их выражать было важным шагом вперёд, позволившим млекопитающим выработать совместное поведение: образовывать стада и стаи с разделением ролей внутри, заботиться друг о друге, а особенно — о потомстве, защищать интересы сообщества. Помимо всего перечисленного, более разнообразным стал спектр состояний млекопитающих — состояний, позволяющих достигать разных целей. Например, быть яростным в бою, но проявлять заботу о потомстве.

Третий центр психики, самый древний «рептильный ум», находится в самой глубине мозга. Анатомически он очень схож с мозгом современных пресмыкающихся. Эта область регулирует большинство автономных функций, таких как дыхание, пульс и температура тела. Также она тесно связана с движениями и ведает простейшими базовыми инстинктами. Рептильный мозг призван обеспечить непосредственное выживание, поиск ресурсов и размножение. Рептилии умеют выживать, но не испытывают и не выражают эмоций, недаром слово «хладнокровный» означает отсутствие эмоций.

Три центра психики. Каждый из них заботят свои цели. «Мозг человека» занимается вопросами смыслов, целей и объяснений ситуации, «мозг млекопитающего» — эмоциональным отношением, азартом, гневом или любовью и т.д., а «рептильный мозг» — вопросами выживания и продолжения рода.

Следует отметить, что разделение мозга на три «слоя» довольно условно. Огромное количество связей между ними и тенденция мозга действовать как одно целое весьма затруднили использование данной модели «тройственного ума» в той научной области, где она была создана — в неврологии. Однако в психологии эта модель нашла достойное применение.

Немаловажно, что «мозг млекопитающего» и «мозг рептилии» прожили в тесном сотрудничестве 50 млн лет и сонастроены друг с другом гораздо сильнее, чем с недавно появившимся «мозгом человека». Именно в состав этих слоёв входит та структура, которую мы называем «подсознанием».

Но далеко не всегда эти три центра психики согласованы — и в отношениях людей, и внутри них самих. Обычно — наоборот. Случаи их негармоничного состояния, как правило, каждому знакомы. Это и самое частое проявление «надо бы, но не хочется» — когда рациональный разум подавляет чувства и инстинкты; или «хочется того, чего не надо бы» — когда чувства влекут человека на неразумные действия; или инстинктивные иррациональные страхи, от которых никак не получается избавиться; или многочисленные физиологические проявления «от нервов»; и многое другое. Самое частое проявление дисгармоничной психики — «заклинивание» и «застревание» на месте, как в басне «Лебедь, рак и щука». Результатом чего является тот самый «застой в жизни».

Человек — сложная система, и за сложность эту приходится расплачиваться! Но именно наше сложное устройство даёт нам возможность преодолеть раздробленность психики, а новый мощный «ум человека» способен понять описанную выше структуру и гармонизировать её. Хочешь быть счастливым? Согласуй своё мировоззрение с чувствами и докажи своим инстинктам, что оно ведёт к безопасности и изобилию.

Способы для этого уже есть и дорабатываются. Но о них я расскажу позже.

Мозг развивался путем наращивания эволюционных слоев — вначале «рептильный слой», затем «слой млекопитающих» и, наконец, «человеческий».

В середине ХХ века умами бытовало довольно своеобразное представление об устройстве мозга. Считалось, что человеческий мозг развивался путем нарастания слоев — подобно кольцам на древесном срезе. Расположенные в самом основании мозга мозжечок и ствол должны были отвечать за основные функции, такие как равновесие и регуляция деятельности внутренних органов. Полагали, что это — «рептильная» часть мозга, наследство наших далеких предков. Находящийся выше средний мозг — средоточие чувства голода, полового возбуждения и т. п. Считалось, что это «слой млекопитающих». А над ним расположена кора головного мозга — область мыслей и высших психических функций, которые и отличают людей от прочих живых существ. Эта схема, известная под названием «триединый мозг», приобрела популярность благодаря Карлу Сагану (Carl Sagan, 1934-96) и его книге «Драконы Эдема» (1977).

В пользу теории триединого мозга говорит многое. Она проста, привлекательна и логична. Против нее говорит только то, что она в корне неверна.

Во-первых, мозг человека хоть и отличается от мозга других животных, но не так , как считал Саган. Рыбий мозг отличается от человеческого по форме, но все части у них практически и те же. Мозг рыбы и мозг человека разнятся примерно как два автомобиля — существуют явные различия, но у обоих автомобилей есть колеса, двигатель, тормоза и т. п. Тот факт, что человек обладает большей интеллектуальной мощью, объясняется большими размерами коры у человека, но не тем, что у рыбы ее вовсе нет.

Во-вторых, работа мозга — это очень сложный процесс, который невозможно втиснуть в рамки такой простой модели. Сегодня мы знаем, что мозг состоит из многочисленных узкоспециализированных скоплений клеток и что его функционирование зависит от взаимосвязей этих центров друг с другом. Это понятие нередко передается выражением «общность ума».

На примере зрения рассмотрим, как группы нейронов взаимодействуют друг с другом. Первичная обработка входящего света происходит в сетчатке глаза. Сигналы от светочувствительных клеток направляются к специализированным нейронам (см. Распространение нервных импульсов). Одни нейроны приходят в возбуждение, когда к ним поступает сигнал о светлом пятне на темном фоне; другие — когда воспринимают темное пятно на светлом фоне. Сигнал, идущий к мозгу, — это последовательность импульсов, которые представляют зрительный образ в виде последовательности темных и светлых пятен. (На самом деле в сетчатке происходит два вида обработки — одни клетки чувствительны к цвету, другие — к малым различиям в интенсивности света.)

Некоторые нейроны сетчатки связаны (говоря техническим языком, спроецированы на ) с определенным участком теменной области мозга, функция которой — быстрое формирование смутной картины поля зрения и осуществление непроизвольной реакции, если в поле зрения что-то происходит. Именно поэтому люди, находящиеся в комнате, автоматически поворачивают головы к двери, когда она открывается. Большинство сигналов от нейронов передаются к зрительной коре в затылочной области мозга. Там сигналы от разных частей сетчатки вновь собираются вместе (посредством процесса, который мы еще до конца не понимаем) в зрительный образ. Каждый нейрон в зрительной коре связан со многими нейронами в сетчатке. Эти корковые нейроны имеют узкую специализацию. Некоторые из них возбуждаются, только если в поле зрения появится горизонтальная линия, другие — только при появлении вертикальной линии и т. д. У этих нейронов есть проекция на другие отделы мозга, поскольку процесс воссоздания образа выходит на все более высокие уровни. Мы знаем, что в мозгу существуют специализированные нейроны, которые, например, будут возбуждаться только при виде звездочки; другие будут возбуждаться только при виде окружности с полоской внутри и т. п. Представление о том, как с помощью этих специализированных нейронов строится зрительный образ, ученые называют проблемой связывания . То есть нам важно понять, каким образом сигналы от нейронов связываются вместе для получения единого образа.

Этот вид специализации нейронов можно объяснить с точки зрения теории эволюции . Например, способность некоторых нервных импульсов от сетчатки напрямую запускать рефлекс, заставляющий нас подробнее оценить движение внешних объектов, давала очевидное преимущество организмам, живущим в недружелюбной окружающей среде. Быстрый взгляд помогал остаться в живых, если это движение исходило от приближающегося хищника.

Наличие такой специализации — еще и причина того, что многие ученые (включая автора) непоколебимо уверены, что мозг — не компьютер. Просто вычислительные машины работают совсем не так, как мозг, и каждая из них подходит для решения определенных задач (см. Тест Тьюринга). К примеру, даже небольшой компьютер превзойдет любого человека по способности считать и запоминать, но ни один ныне существующий компьютер не способен говорить, как пятилетний ребенок. Компьютер являет собой орудие труда (такое же, как молоток), помогающее людям в достижении их целей, и ничего более.

Триединая модель головного мозга МакЛина Автором этой модели является американский нейрофизиолог Поль МакЛин (Paul D.MacLean). Он говорил о том, что человеческий мозг состоит из трёх частей, насаженных одна на другую, как в матрёшке. Центральная часть, или ствол мозга - это так называемаый древний мозг, мозг рептилий. На него наверх одет средний мозг, старый мозг или лимбическая система; его ещё называют мозгом млекопитающих. И, наконец, сверху собственный мозг человека, точнее, высших приматов, потому что он присутствует не только у человека, но и, например, у шимпанзе. Это неокортекс, или кора головного мозга. Древний мозг, мозг рептилии отвечает за выполнение простейших базовых функций, за ежедневное, ежесекундное функционирование организма: дыхание, сон, циркуляция крови, сокращение мышц в ответ на внешнюю стимуляцию. Все эти функции сохраняются, даже когда сознание отключено, например во сне или при наркозе. Эта часть мозга называется мозгом рептилии, так как именно рептилии являются простейшими живыми существами, у которых встречается подобная анатомическая структура. Стратегию поведения «бежать или сражаться» тоже часто относят к функциям мозга рептилии. Средний мозг, лимбическая система надетая на древний мозг встречается у всех млекопитающих. Она участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, инстинктивного поведения, памяти, сна, бодрствования, но в первую очередь лимбическая система отвечает за эмоции (поэтому эту часть мозга часто называют эмоциональным мозгом). Процессами, происходящими в лимбической системе, мы управлять не можем, но взаимообратная связь между сознанием и эмоциями существует постоянно. И наконец, неокортекс, кора больших полушарий головного мозга , отвечает за высшую нервную деятельность. Именно эта часть мозга наиболее сильно развита у Homo sapience и определяет наше сознание. Здесь принимаются рациональные решения, ведется планирование, усваиваются результаты и наблюдения, решаются логические задачи. Можно сказать, что в этой части мозга формируется наше «я». И неокортекс, это единственная часть головного мозга, процессы в которой мы можем осознанно отследить. У человека все три части мозга развиваются и взрослеют именно в таком порядке. Ребёнок приходит в этот мир с уже сформированным древним мозгом, с практически сформированным средним мозгом и с очень «недоделанной» корой больших полушарий. В течение первого года жизни соотношение мозга новорожденного к размеру взрослого возрастает с 64% до 88% , а масса мозга удваивается, к 3 - 4 годам она утраивается.

26. Ритуальное поведение, сравнительный анализ.

Ритуализованные компоненты поведения – видотипичные, генетически фиксированные сигналы (позы, телодвижения, звуки), выполняемые подчеркнуто демонстративно, в определенной последовательности в виде ритуалов с четким информативным содержанием.

Ритуальные формы поведения. У животных при их взаимодействии в различных ситуациях, установлении общения существенную роль играют ритуалы - стандартные формы поведения особей одного вида, позитивные или негативные демонстрации движений, информационные воздействия. Ритуальное поведение представляет комплекс поведенческих приемов, которые возникают у животных в процессе общения в тех или иных целях. В ритуальном поведении как сигнальные раздражители используются какие-либо эволюционно преобразованные формы поведения, чаще всего смешанной активности, или различные черты морфологии животного. В ответ на эти сигнальные раздражители другие особи вида реагируют соответствующим образом.

Таким образом, ритуалы и демонстративные акты поведения, проявляемые животными в конфликтных ситуациях, можно разделить на две группы: ритуалы угрозы и ритуалы умиротворения, тормозящие агрессию со стороны более сильных сородичей. К. Лоренц (1994) выделил несколько основных особенностей таких ритуалов. 1. Демонстративное подставление наиболее уязвимой части тела. Весьма интересно, что подобное поведение часто демонстрируют доминантные животные. Так, при встрече двух волков или собак, более сильное животное отворачивает голову и подставляет своему сопернику область сонной артерии, выгнутую навстречу укусу. Вороны в такой ситуации подставляют своему сопернику глаз. Смысл подобной демонстрации заключается в том, что доминант сигнализирует таким образом: "Я тебя не боюсь!" Однако аналогичные позы демонстрируют и более слабые животные. Галка подставляет под клюв птицы, которую нужно умиротворить, свой незащищенный затылок - обычную мишень при серьезном нападении с целью убийства. У многих видов птиц оперение на таких участках тела имеет особую окраску. У галок оно шелковисто-серое, а у тех врановых, которые крупнее и темнее, на затылке имеется более светлое пятно. Как указывает Н. Тинберген, подобным же образом демонстрируют умиротворение и чайки. Они отворачивают от противника клюв, подставляя противнику белоснежный затылок, или пятно на затылке, имеющее особый рисунок на светлом фоне. У многих животных умиротворяющим сигналом служит приглашение к грумингу. Так, у многих видов грызунов подчиненное животное позволяет доминирующему вылизывать свой мех. Разрешая высокоранговой особи дотрагиваться до себя, низкоранговая тем самым проявляет свою покорность и переводит потенциальную агрессивность доминанта в другое русло. Красные амадины - маленькие птицы, относящиеся к семейству ткачиковых, для умиротворения агрессивно настроенного соседа прибегают к так называемой "демонстрации приглашения к чистке пера". При встрече двух птиц, одна из которых склонна к нападению, вторая нагибает или высоко задирает голову и при этом топорщит оперение горла или затылка. Агрессор реагирует на подобное действие совершенно определенным образом. Вместо того чтобы напасть на соседа, он покорно начинает перебирать клювом распущенное оперение его горла или затылка. Это лишь один из немногих примеров, который показывает, что телесный контакт между отдельными особями у общественных видов служит необходимым звеном в регулировании взаимоотношений между членами сообщества. У амадин он непосредственно связан с процессами установления тесных связей или с устранением антагонизма между особями в группе. Огромную роль груминг играет в сообществах обезьян. Однако у них чисткой меха занимается не доминант, а напротив, подчиненные животные. Подсчет числа всех внутригрупповых контактов, связанных с взаимным уходом за мехом, отчетливо показал, что наиболее высокопоставленный самец-лидер значительно чаще всех остальных пользуется услугами со стороны прочих членов группы, тогда как животное, последнее в системе иерархии, чаще всех остальных ухаживает за мехом своих собратьев. Среди подопытных обезьян удалось выделить пары, между которыми отношения, связанные с грумингом, наблюдаются чаще, чем этого следовало бы ожидать исходя только из иерархических отношений. Взаимоотношения между такими особями основываются на более тесных индивидуальных связях, на большей взаимной привязанности. Умиротворяющие действия отмечаются и у общественных насекомых. Так, в колониях некоторых видов ос, где самки объединены в систему иерархии, признаком подчинения при встрече служит отрыгивание пищи, которую доминирующая оса тут же поедает. Когда два муравья сталкиваются "лицом к лицу", одно из насекомых нередко "облизывает" другому голову и брюшко. Предполагается, что это способствует переносу выделений, имеющих в пределах каждой колонии свой специфический запах. По-видимому, именно благодаря этому запаху муравьи способны легко отличать членов своего муравейника от чужаков. В более острых ситуациях, когда низкоранговым животным грозят серьезные травмы со стороны доминантов, они могут проявлять реакцию "отдавания себя на волю сильного". Так, например, собаки и волки в подобных случаях падают на спину, подставляя противнику наиболее уязвимые места: живот и гениталии, издавая при этом характерный визг. Эта поза часто сопровождается мочеиспусканием. Широко распространены подобные демонстрации и у обезьян. В такие моменты низкоранговые макаки-резусы припадают к земле и теряют всякую возможность каким-либо способом противодействовать своему мучителю. Аналогичная демонстрация наблюдается и у горилл: особь, неспособная постоять за себя, распластывается на земле, опускает голову и прячет конечности под брюхо. Животное, принявшее такую позу, фактически полностью отдает себя на милость победителя, который имеет теперь возможность беспрепятственно нанести удар в любую уязвимую часть тела поверженного противника. Поза полной покорности создает непреодолимое психологическое препятствие для нападения, и агрессор, как правило, немедленно прекращает враждебные действия. Такие же функции выполняют и некоторые акустические сигналы животных, например резкий визг и другие крики, издаваемые животными при ощущении боли. 2. Воспроизведение некоторых элементов детского поведения. Распространенный вариант ритуала умиротворения у птиц - этоимитация позы птенца, выпрашивающего корм. У представителей семейства собачьих часто встречается демонстрация, при которой подчиненное животное, издавая характерные звуки, стремится лизнуть доминанта в углы рта. Эта поза напоминает щенячьи действия, направленные на выпрашивание корма у взрослого животного. Описанная выше демонстрация "отдавания себя на волю сильного" у собак и волков также в большой степени является воспроизведением детского поведения. Подобные же демонстрации имеют весьма широкое распространение в брачных играх животных. 3. Выражение социальной покорности с помощью действий, характерных для поведения самки при спаривании. Эти действия типичны для многих обезьян. У различных видов макаков и павианов господствующее животное, пытаясь запугать особь более низкого ранга, принимает перед ней позу, идентичную позе самца в момент совокупления. Одновременно третируемое животное, демонстрируя свою покорность, имитирует предсовокупительную позу самки. При этом истинная половая принадлежность обезьян, выясняющих свои отношения, не играет никакой роли. В некоторых случаях эта взаимная демонстрация приводит к прямому телесному контакту, который для несведущего наблюдателя выглядит как нормальное совокупление. Ритуальный поворот задней части тела означает признание более высокого ранга другой обезьяны. Поза подставления является врожденной, и обезьяны демонстрируют ее с самого раннего возраста без всякого обучения, даже при воспитании в изоляции от сородичей. Как уже упоминалось, те части тела, которые животные демонстрируют в знак угрозы или подчинения, окрашены особенно ярко и заметно, чем подчеркивается выразительность церемонии. Использование сексуального поведения в конфликтах, связанных с субординацией, довольно широко распространено в животном мире как у видов строго общественных, так и у одиночных. Так, нечто подобное можно видеть и в момент территориального конфликта между двумя самцами у некоторых одиночных видов птиц. Например, одним из типичных звеньев брачного поведения у малого зуйка служит так называемое "ритуальное рытье гнезда". Самец ложится на землю и, резко выбрасывая назад лапки, делает углубление в песке. Самка, наблюдающая за ним с небольшого расстояния, подходит к вырытой ямке и ложится в нее, в то время как самец, стоя над ней, широко разворачивает хвост и издает особый брачный крик. Наблюдая враждебное столкновение двух самцов малого зуйка на границе их территорий, нередко можно видеть, как эти птицы, находясь на расстоянии в несколько десятков сантиметров друг or друга, одновременно ложатся на землю и с типичными брачными криками начинают рыть ямки в песке. 4. Ритуализация агрессивности оказывается особенно важной в жизни и сохранении тех видов, которые располагают органами, способными нанести смертельный удар. Так, например, самцы южноафриканских скорпионовых пауков, вступая в конфликт друг с другом, никогда не пускают в ход свои хелицеры - крючкообразные выросты челюстей, на концах которых открываются протоки ядовитых желез. Вместо этого они наносят друг другу совершенно безболезненные удары сильно удлиненными передними конечностями. Точно так же ядовитые зубы многих видов змей, служащие для умерщвления добычи, никогда не используются в качестве оружия при враждебных столкновениях между соперничающими самцами. Множество наблюдений показывает, что агрессивные столкновения в группах грызунов гораздо чаще приводят к гибели конкурентов, чем в группах хищников, например, волков. Это происходит именно благодаря хорошей ритуализации их поведения. Кроме ритуализации поведения, у животных существует множество внешних приспособлений, служащих специально для демонстрации различных состояний. Как показывают исследования, рога копытных животных, на первый взгляд представляющие собой грозное оружие, обычно таковым не являются, а используются их обладателями главным образом для устрашения противника во время брачных турниров.