Стройка, дизайн, ремонт

Коренной житель азербайджана. Федеральная лезгинская национально-культурная автономия. Происхождение и история народа

По состоянию на 13 апреля 2009 года численность населения Азербайджана составила 8.922.000 человек. Это на 969 тысяч больше, чем на 1 января 1999 г., сообщает Госкомстат страны.

Больше половины (54%) населения страны проживает в городах, 46% - в сельской местности. Мужчины составляют 49% населения, женщины - 51%.
Количество жителей азербайджанской столицы вместе с вынужденными переселенцами и временно проживающими составляет 2.246.000.
За Баку по численности населения следуют Гянджа (бывший Кировабад), где проживают 313 тысяч человек, Сумгаит (310 тыс.) и Мингячевир (в прежней русской транскрипции Мингечаур, 96 тыс.).

В первой половине 2006 года в Азербайджане родилось 74,2 тыс. детей, рождаемость составляет 18 на 1000 человек. В среднем на каждую женщину на протяжении всей её жизни приходится два родившихся ребенка.

Смертность составляет, по данным 2008 года, 8.32 смертей на 1000 человек. Возросла и плотность населения Азербайджана с 89,2 чел./км² в 1995 г. на 97,4 чел./км² в 2006 г.

В начале XXI века в Республике не наблюдалось столь сильного оттока и притока населения. Так, в 2004 году Азербайджан покинули 2,8 тысяч человек, но при этом в страну переехали на постоянное место жительства 2,4 тысяч человек, тем самым численность населения существенно не изменилась.

Национальный состав Азербайджана : азербайджанцы - 90 %, дагестанские народности (лезгины, аварцы, цахуры, хиналугцы, будухи) - 3,2 %, русские - 2,5 %, другие (курды, украинцы, татары, таты, талыши и др.) - 2,3 % (по оценке на 1998).

Этническая история Азербайджана знает несколько периодов:

Древнейший (XII - I вв. до н.э.) - когда Азербайджан был населен скифскими (см. Ишкуза, Маскут) племенами севернее реки Аракс, и племенами маннеев, позже мидян южнее реки Аракс.

Примерно в тоже время на территории Азербайджана севернее реки Аракс, расселяются предки албанских племен.

Древний (I - VIII вв. н.э.) Миграция и расселение в Азербайджане, ранне-тюркских племен гуннов, савир, в VI в. - хазар. Переселение на земли севернее реки Аракс персов (предки современных татов Азербайджана) при хосрове Ануширване, проникновение и расселение при Халифате, арабов и курдов (VII в.)
Новый (IX-XI вв.) Проникновение и расселение в Азербайджане тюрков огузов при Сельджуках, положившее начало окончательной тюркиизации страны.

Азербайджанцы - основное население страны, относящееся к тюркоязычным народам. В городах и сельских районах азербайджанцы по переписи 1999 года составляли 96-99% населения.

В начале 1990-х годов доля азербайджанского населения возросла за счёт беженцев из районов, находившиеся в зоне нагорно-карабахского конфликта и Армении. В самом Азербайджане азербайджанцы-выходцы из Армении известны под общим термином еразы (т.е ереванские азербайджанцы). С советских времён они и выходцев из Нахчивани сконцентрировали всю власть в республике.

Русские стали переселяться на территорию современного Азербайджана с первой половины XIX века.

С 1979 по 1989 годы русское население Азербайджана уменьшилось как в относительном, так и в абсолютном отношении. Если по переписи 1979 русских было более 475 тыс. человек, то по данным переписи 1989 их число уменьшилось до 392 тыс. Основными причинами данного явления выступали низкий уровень естественного роста численности русских, а также высокие темпы миграции за пределы страны. По словам советника президента Всероссийского азербайджанского конгресса Эльдара Кулиева, в Азербайджане в настоящее время (2004) проживают около 200 тыс. русских.

На северо-востоке Азербайджана издавна проживает большая группа дагестаноязычных этносов: лезгины, аварцы, цахуры, а также хиналугцы, будухи и крызы. Многие из них расселились в Баку и другие города страны. Лезгины, аварцы и цахуры относятся к суннитской ветви ислама, как, впрочем, и проживающие рядом с ними на севере страны азербайджанцы. Общность веры, близость культуры и быта создали предпосылки для высокой степени интегрированности названных этносов в азербайджанскую среду.

Лезгины в Азербайджане

Самым крупным из дагестаноязычных этносов, проживающих в Азербайджане, являются лезгины. По данным переписей советского времени удельный вес лезгин в составе населения Азербайджана постоянно снижался с 3,5 процента (111 тыс.) в 1939 году до 2,4 процента в 1989 году (171 тыс.). Как видим, при падении удельного веса лезгин одновременно наблюдался рост их численности в абсолютном выражении. По предварительным данным переписи 1999 года, численность лезгин составила около 180 тыс. Несмотря на то, что удельный вес лезгин снизился до 2,2 процента, в результате сокращения удельного веса армянского и русского населения они в настоящее время стали вторым по численности, после азербайджанцев, этносом в стране. Кроме Кусарского района, где лезгины составляют более 80 процентов населения, они также расселены в Хачмасском, Губинском, Габалинском и других районах Азербайджана.

Удины в Азербайджане

Удины являются одним из наиболее уникальных народов Азербайджана. По данным переписи 1989 года в Азербайджане насчитывается 6,1 тысяч представителей этого маленького народа, большая часть которого сосредоточена в селении Нидж Габалинского района. Остальные населяют райцентр Огуз. Удины говорят на удинском языке. Удинский язык – относится к лезгинской подгруппы нахско-дагестанской групы языков (восточно-кавказской) семьи языков, делится на два диалекта – ниджский и огузский (варташенский). Происхождение удин (самоназвание - уди, ути) восходит к древнему албанскому племени утиев, что говорит об их автохтонности. Исповедуют христианство православного и григорианского толка.

Среди меньшинств Азербайджана большую группу составляют ираноязычные этносы - талыши, таты и курды . Занимаемую территорию они населяют с незапамятных времён и всегда активно участвовали в протекавших исторических процессах, в экономической и культурной жизни страны.

Талыши - народ в Азербайджане

Талыши расселены на юго-востоке Азербайджана, то есть преимущественно в Ленкоранском, Астаринском и, отчасти, в Масаллинском и Лерикском районах. Много их ныне проживает в Баку и Сумгаите. По данным переписи 1999, года численность талышей составила 80 тыс., или около 1 процента всего населения страны.

Курды в Азербайджане

На крайнем западе Азербайджана в приграничных Лачинском и Кельбаджарском районах, а также в Нахичеванской АР живут курды. В 1989 году численность курдов составила чуть более 12 тыс. После начала армяно-азербайджанского конфликта на территорию Азербайджана из Армении вместе с 200 тыс. азербайджанцев бежали многие тысячи курдов-мусульман. В результате оккупации ещё шести районов Азербайджана армянскими вооружёнными силами почти все местные курды оказались в положении беженцев или вынужденных переселенцев.

Таты

В северо-восточной зоне Азербайджана на территории Апшеронского, Хызынского, Дивичинского, Губинского районов проживают группы небольшого по численности народа - татов. Они являются прямыми потомками ираноязычного населения, переселённого еще в VI веке Сасанидами в прикаспийские области Азербайджана. Отдельные группы татов в Азербайджане и сегодня предпочитают называть себя даглинцами, парсами, лахиджами и др. По данным переписи 1989 года, татов было чуть больше 10 тыс. Под этим этнонимом переписи советского времени фиксировали главным образом татов-мусульман.

Евреи в Азербайджане

Заметное место в этнической мозаике Азербайджана занимают евреи. Эта группа дифференцируется на горских евреев (поскольку они говорят на татском языке, их называют иногда и татами-иудеями), живущих в стране с незапамятных времён, и европейских евреев, ашкенази, появление которых связывается с началом колонизации Кавказа Россией.

Как и на всём постсоветском пространстве, в Азербайджане в последние несколько десятилетий наблюдалась тенденция к сокращению числа евреев вследствие их большого миграционного оттока в Израиль и западные страны.

Численность евреев в Азербайджане с максимальных 41,2 тыс. в 1939 году сократилась до 30,8 тыс. в 1989 году. Их удельный вес в населении страны снизился соответственно с 1,3 до 0,4 процента. По предварительным данным переписи 1999 года, количество евреев ещё уменьшилось более чем вдвое. Хотя сравнение данных переписи 1979 и 1989 годов неожиданно показывает более чем двукратное увеличение численности горских евреев (с 2,1 тыс. до 6,1 тыс.), в действительности это всего лишь парадоксы несовершенной статистики, так как ранее горских евреев, проживавших в городах, часто учитывали как просто евреев.

Доля смешанных браков среди евреев-мужчин в период с 1936 по 1939 годов снизилась 39 % до 32 %, а среди женщин наоборот возросло с 26 % до 28 %. На 1939 год доля замужних евреек в возрасте 20-49 лет составляло 74 %. В 1989 году среди горских евреев доля проживающих в однородных семьях составила 82 %, среди ашкеназских - 52 %.

Г.САЛАЕВ

На конец августа 2017 года численность населения Азербайджана составляет 10048090 человек, из них 4974348 человек мужского (49.5%) и 5073742 (50,5%) – женского пола. Население Азербайджана за столетие выросло в 4 раза. Всего же во всех странах мира, включая Азербайджан, по оценке специалистов, проживают около 51 миллиона азербайджанцев.

В 1897 году население Азербайджана составляло 1806,7 тысячи человек, из которых в городах жили 16,89% от общего числа, а к началу войны 1941 года – 3331,8 тысячи и 37,21% – в городах. В годы нефтяного бума ХIХ века резко изменилась демография населения страны. Если в 1859 году в Баку проживали 12191 человек и в основном азербайджанцы, то в 1897 году численность населения города достигла уже 111904 человек, и из них 71591 были переселенцами.

Все население Азербайджана сегодня представляет собой: азербайджанцы, лезгины, армяне, русские. Другие народности, живущие в Азербайджане, это: талыши – 3%, аварцы – 0,6%,турки – 0,4%, татары – 0,3%, украинцы – 0,2%, цахуры – 0,1%, грузины (ингилойцы) – 0,1%, курды – 0,1%, таты – 0,3%, евреи – 0,1%, удины – 0,1%, другие народности – 0,1%.

Ниже предлагается краткий обзор народностей, проживающих на территории сегодняшнего Азербайджана.

Русские

Первые русские поселения на территории Азербайджана появились в 1830 – 50-х годах. Это были сосланные сюда при императоре Николае I и добровольные переселенцы – молокане из Оренбургской губернии в Шемахинском и Лянкяранском уездах, а впоследствии в Баку. Следующая волна миграции русского населения приходится на рубеж XIX – XX веков и связана с развитием нефтяной промышленности Азербайджана.

В 1920-х годах русские наряду с армянами и евреями полностью доминировали в управлении Азербайджаном. Так, в ЦК АзКП летом 1923 года состояло 13 русских, незначительно уступая азербайджанцам, коих было 16 человек. В 1925 году русские составляли 38% азербайджанского партийного аппарата (для сравнения: в Грузии в этот период 73% партаппарата – грузины, в Армении – 93% армяне). В 1960-х годах начался отток русских из Азербайджана, который усилился в 1980-е годы в основном из сельских районов страны.

Распад СССР и конфликт вокруг Нагорного Карабаха привели к очередным массовым этническим миграционным процессам населения Азербайджана. По данным Госкомстата Азербайджана, к началу февраля 1990 года число русских беженцев достигало 70-80 тысяч человек.

В настоящий момент русские продолжают играть заметную роль в жизни Азербайджана. С мая 1993 года в стране действует официально зарегистрированная русская община Азербайджана, успешно работает Российский информационно-культурный центр (РИКЦ). В нем проводятся методические семинары для учителей русского языка, проводятся конференции, “круглые столы”, олимпиады по русскому языку, художественные выставки, встречи с интеллигенцией России и других стран и т.д.

Армяне

По сведениям “Кавказского календаря”, на 1891 год в Баку проживали 24490 армян, при общей численности населения 86611 человек (28,3%). Численность армянского населения в Бакинской губернии “составляла 119526 человек, из коих 42921 человек – в уездах (преимущественно Гейчайском и Шемахинском), и 76605 армян – на территории Бакинского градоначальства” (Кавказский календарь, Тифлис, 1917, с. 182). Общее число армян к 1917 году на территории современного Азербайджана было порядка 450 тысяч человек.

После революции 1917 года в России армяно-азербайджанские столкновения привели к бегству армян из Азербайджана. По всесоюзной переписи 1979 года, в Азербайджанской ССР проживали 6026515 человек, из которых 475486 армян (8%). Спустя 10 лет, в 1989 году их число сократилось на 85000 человек. Армяне составляли основное население НКАО, и районов, непосредственно примыкающих к НКАО и в Баку.

По подсчетам одних экспертов, на основании итогов переписи населения 1989 года, число азербайджанских граждан армянского происхождения в Нагорно-Карабахском регионе Азербайджана составляло 120086 человек, а по итогам переписи населения 2009 года в Азербайджане, за исключением Нагорного Карабаха, их число составило 220 человек. Большинство из них (140) человек проживают в Баку. По другим данным, армян в Баку до 30 тысяч человек.

Грузины (ингилойцы) – одна из древнейших этнических групп Азербайджана, в настоящее время проживает в Гахском, Загатальском и Балакенском районах. Современный ингилойский язык – это восточный диалект грузинского языка. Примерно три четверти ингилойцев – мусульмане (сунниты), остальные – христиане православного толка. Ингилойцы появились в Азербайджане во второй половине XIX века в результате проводимой ассимиляционной политики христианизации и грузинизации населения региона.

Немцы

Переселение немцев, в основном из Швабии, в Азербайджан происходило в 1819 году. Они основали две колонии: Еленендорф и Анненфельд (ныне это города Гейгель и Шамкир). Большинство немцев были крестьянами. В 1886 году 1717 немцев проживали в Баку, внося свою лепту в социально-экономическую структуру города того периода. Накануне Первой мировой войны численность немцев в Баку составляла 5452 человека. После начала войны произошла первая волна эмиграции немцев из Азербайджана, а в первые годы советской власти – вторая, почти на 50%. Но в дальнейшем их число вновь возросло и достигло к 1931 году в Баку 7275 человек. Волна депортации дошла до немцев нашей страны осенью 1941 года.

Украинцы

Начало появления украинцев на территории современного Азербайджана относится ко времени Персидского похода Петра I (1722-1723 годы). Более всего казаков появилось в данном регионе после ликвидации Екатериной II Запорожской Сечи. Освоение нефтяных месторождений в конце XIX века вызвало миграцию населения, в том числе и украинского, на территорию нефтеносного Абшеронского полуострова и в сельские районы Азербайджана. В конце XIX века украинская диаспора Азербайджана насчитывала около 30 тысяч человек.

Причина большого притока украинцев на территорию Азербайджана – это Первая мировая война, события 1917 года, гражданская война, голод на Украине (1932-1933 годы), Вторая мировая война. Украинские специалисты принимали участие в строительстве Сумгайытского трубопрокатного комбината, Гянджинского алюминиевого завода, Мингячевирского водохранилища и ГЭС, в прокладке Самур-Девечинского канала, в освоении нефтяных промыслов Каспийского моря. По данным переписи 1989 года, украинцы были четвертой по численности этнической группой Азербайджана, она насчитывала 32,5 тысячи человек. В настоящее время действуют две украинские организации “Украинская община в Азербайджане имени Т.Г.Шевченко” и “Украинский конгресс Азербайджана”.

Поляки

Поляки в Азербайджане появились уже после раздела Польши (1772 год). В это время Россия вела войну на Кавказе, и в качестве вынужденных рекрутов сюда привлекались молодые мужчины из всех оккупированных территорий, в том числе из Польши. В 1813 году в Азербайджан была пригнана партия пленных поляков разбитой армии Наполеона в количестве 10 – 12 тысяч человек. К началу XX века в Закавказье было переселено 17264 человека. Некоторые ссыльные поляки были полностью лишены свободы и содержались под арестом в Загатальской крепости и на острове Наргин. Многие поляки прибывали в Азербайджан по долгу службы, среди них были путешественники – натуралисты, изучавшие флору и фауну Кавказа, и геологи. Они принимали активное участие в жизни бурно развивающегося Баку. В связи с этим интересны следующие факты. В 1889 году только в канцелярии бакинского губернатора работали 10 поляков.

В 1879 – 1894 годах обязанность городского главы исполнял поляк С.И. Деспот-Зенович. Плодотворно работали архитекторы, ученые, инженеры. В конце XIX века поляки занимали второе по численности место после русских. Они были самой образованной нацией. В 1913 году 52,2% всех поляков, живущих в Баку, были служащими города. С установлением советской власти в Азербайджане многие поляки покинули страну. Только после распада СССР у поляков в Баку появилась возможность объединения. В 2002 году образовалась польская община “Полония – Азербайджан”.

Татары

По последним данным переписи населения, в Азербайджане проживают около 30 тыс. татар, основная масса которых сосредоточена в Баку. Еще до революции в Баку сложилась большая прослойка татарской интеллигенции. В годы советской власти татарское население пополнилось за счет бежавших от голода в Поволжье в 20-е годы. В 1989 году был создано Общество татарской культуры “Туган тел”.

Евреи

На протяжении истории на территории Азербайджана жили евреи, принадлежащие к разным этнолингвистическим группам: горские евреи, ашкенази и грузинские евреи. С 1810 года ашкенази начинают селиться в Баку. В 1835 году, по официальным данным, в Губинском уезде проживали 2774 евреев. По переписи 1897 года в Баку насчитывался 2341 еврея. В период существования Азербайджанской Демократической Республики в 1918-1920 годах в состав правительства входил еврей Евсей Гиндес, занимавший пост министра здравоохранения АДР. Евреи Азербайджана практически никогда не сталкивались с какими-либо проявлениями антисемитизма в стране.

Многие представители еврейской общины Азербайджана принимали и принимают активное участие в политической, культурной, социальной и экономической жизни страны. В настоящее время в Азербайджане действует несколько синагог, функционируют отделение международной еврейской организации “Сохнут”, общество “Азербайджан-Израиль”. Ими, при содействии еврейских общин и посольства Израиля в Баку, проводится множество культурных мероприятий, издается еврейская литература, организовываются различные творческие коллективы. В образовательном центре на 450 ученических мест преподаются основы еврейской культуры.

Горские евреи из Губы

Заметное место в этнической мозаике Азербайджана занимают горские евреи, но, поскольку они говорят на татском языке, их называют иногда и татами-иудеями, живущими в стране с незапамятных времен. Как и на всем постсоветском пространстве, в Азербайджане в последние несколько десятилетий наблюдалась тенденция к сокращению числа евреев вследствие их большого миграционного оттока в Израиль и западные страны. Численность евреев в Азербайджане с максимальных 41,2 тыс. в 1939 году, сократилась до 30,8 тыс. в 1989 году. Общая численность горских евреев в мире оценивается в 250000 человек.

Греки

Первые греческие поселения в Азербайджане появились в Карабахе в селе Мехмана, после русско-турецких войн. В 1897 году в Бакинской губернии проживали 278, а в Елизаветпольской – 658 греков. В 1923 году в Азербайджане среди городского населения проживали 1168 греков. В настоящее время в Баку функционирует Культурный центр греков Азербайджана. Число греков насчитывается 535 человек (176 семей), в основном проживающих в Баку, есть также семьи в Сумгайыте, Хачмазе, Губе, Гахе, Гяндже.

Дагестаноязычные (шахдагские) народности

Самым пестрым является национальный состав северной части страны, где наряду с азербайджанцами проживают народы нахско-дагестанской семьи. Наиболее многочисленны из них лезгины, аварцы и цахуры.

Лезгины

По данным переписи населения 1989 года, в Азербайджане проживали 171,4 тысячи лезгин. Они компактно проживают в северо-восточных районах Азербайджана, в бассейне реки Самур и на восточных отрогах Большого Кавказа. Наиболее велика их численность в Гусарском районе, где лезгины составляют 90,7% от всего населения – 73,3 тысячи человек. В соседнем Хачмазском районе живут 26 тысяч лезгин, почти столько же – в Габалинском районе. Значителен процент лезгинского населения также в Губинском, Исмаиллинском и Гейчайском районах. В 2009 году численность лезгин в Азербайджане составила 180,3 тысячи человек.

Аварцы живут в Балакенском и Загатальском районах. По данным же 1999 года, их численность составила 50,9 тысячи человек.

Цахуры – народ, близкородственный лезгинам – живут в Загатальском и Гахском районах. По данным переписи 1989 года, в Азербайджане их было 13,3 тысячи человек. Десять лет спустя их численность достигла 15,9 тыс. человек.

Есть, однако, и такие народы, которые практически не представлены в самом Дагестане. Это малые по численности этносы, близкородственные лезгинам – крызы, хиналыгцы, будухцы, удины . Первые три народа проживают в Губинском районе (так называемый Шахдагский ареал). Их родина – высокогорье, однако значительная их часть переселилась на равнину. Это выходцы из горных селений Хыналыг, Будух и Крыз, которые относятся к числу самых высокогорных и труднодоступных селений Кавказа.

Удины живут в селе Нидж Габалинского района. Согласно переписи 2009 года, удинов в Азербайджане было 3800 человек, а всего их (в России, Армении, Казахстане) около 10 тысяч человек. Происхождение удин восходит к древнему албанскому племени утиев. Исповедуют христианство православного и григорианского толка.

Еще один дагестанский народ – лакцы – в Азербайджане проживает в основном в крупных городах – Баку и Сумгайыте, места компактного расселения этого народа находятся исключительно в Дагестане.

Отдельного изучения требует вопрос о численности в Азербайджане рутульцев – дагестанского народа, родственного лезгинам. По данным последней советской переписи, рутульцев в Азербайджане было 850 человек. Помимо вышеперечисленных дагестанских народов, в Азербайджане проживает также небольшая группа табасаранов.

Ираноязычные народности – это талыши, таты и курды . Занимаемую территорию они населяют с незапамятных времен.

Талыши

Талыши – народ, являющийся потомками древнего коренного населения Кавказа, имеющий иранское происхождение. Проживают в Лянкяранском, Астаринском, Лерикском и Масаллинском районах, а также в Баку и Сумгайыте. По данным переписи 1999 года, численность талышей составляла 80 тысяч человек.

Курды

Курды проживают в Лачинском и Кяльбаджарском районах, а также в Нахчыванской АР. В 2009 году численность курдов составляла чуть более 6100 человек.

Таты

На территории Абшеронского, Хызынского, Девечинского, Губинского районов проживают группы небольшого по численности народа – татов. По данным переписи 1989 года, татов было чуть больше 10 тысяч человек.

Цыгане (карачи)

До революции 1917 года они проживали в Нахчыване, в Гейчайском и Губинском уездах (2399 человек). До Карабахской войны цыганские общины существовали в Шуше и Джабраиле. В Хачмазском районе Азербайджана сохранилось село Карачи.

Расположенный с географической точки зрения на границе Европа-Азия Азербайджан в историческом прошлом закрепился на пересечении различных цивилизаций – Ахеменидской–Сасанидской, Римской–Византийской, Скифской–Хазарской, Тюркской–Огузской культур. Выгодное географическое расположение и богатая природа этого края еще в древности стала причиной превращения данной территории в густонаселенное поселение. С тех самых времен и по сей день Азербайджан попал в историю как страна, выделяющаяся высоким уровнем толерантности. Этот край является родиной Зороастризма, колыбелью Христианства на Кавказе, местом широкого распространения Ислама, территорией мирного совместного проживания различных этносов, местом взаимовыгодного симбиоза разнообразных культур. Исторические источники указывают, что этнический состав Азербайджана постоянно расширялся.

Сегодня Азербайджан выделяется своей этнической палитрой. Здесь, наравне с азербайджанскими тюрками, проживают такие этнические группы как горные евреи, курды, талыши, таты, молокане, ингилои, цахуры, авары, лезгины, хыналыги, будуглу, грызы. Представители всех вышеперечисленных этнических групп считают себя азербайджанцами. Одновременно они сохранили элементы специфической культуры. Данная культура отображается в быту, творчестве, кухне и различных обрядах этих народов.

Этнические группы

Евреи

Одним из самых древних народов на территории Азербайджана являются евреи. На сегодня евреи проживают в Баку, Сумгаите, а также на территории Губинского, Огузского и Гёйчайского районов. Расположенный в Губинском районе «Красный поселок» является самым густонаселенным горными евреями населенным пунктом в мире. Евреи в Азербайджане исторически были представлены горскими евреями. Моисей Каланкатуйский относит приход горских евреев на Кавказ к первому веку до н.э. Утверждения исследователей в этом вопросе рознятся. Согласно одной теории одна из самых древних еврейских общин – горские евреи, происходят из рода сыновей Израиля, переселенных шахами Ассирии и Бабиля с территории Палестины в Мидию. Их предки были первыми приверженцами иудаизма. Проживая в Мидии их племена переплелись с татами, в результате чего горские евреи разговаривают на татском языке, являющимся одним из диалектов фарси, содержащим слова из древнего еврейского и арамитского языков. Горские евреи Азербайджана делятся на 3 местные группы:

Губинские (губои) – Губинский район Азербайджана, в основном в «Красном поселке».

Ширванские (ширвони) – Северо-восток Азербайджана, бывшее село Мюджи Шемахинского района Азербайджана, а также город Баку.

Огузские – Огуз, Гянджа, Исмаиллы, Шемаха.

Талыши

Народ, проживающий на Юго-востоке Азербайджана, на территории Ленкоранского, Астаринского, Масаллинского и Лерикского районов Азербайджанской Республики, а также на севере Ирана. Разговаривают на талышском языке, входящем в состав Иранской семьи языков. Ученые бывшего союза считали талышей аборигенами. Они считали талышей потомками кадусов – одного из самых древних племен аборигенов Азербайджана. Но западные ученые сомневаются в правильности данного утверждения. По их мнению, приход талышей на территорию Азербайджана связан с именем полководца Чингисхана Талыша (XIII век). Материальная и духовная культура талышей не сильно отличается от азербайджанской.

Курды

На сегодня курды проживают в Азербайджане в райцентре Сядарякского района Нахичеванской АР, в селе Тейваз Джулфинского и селе Дарякенд Шарурского района. Также до армянской оккупации курды проживали в Лачинском (села Гаракечди, Чыраглы, Минкенд), Кельбаджарском (села Ахджакянд и Зар населяли полностью, в остальных жили смешанно), Губадлинском (село Зиланлы) районе Азербайджанской Республики. Разговаривают на курдском языке, входящем в состав Иранской семьи языков.

Таты

Малочисленный народ, проживающий в основном на территории Губинского, Хызынского и Хачмазского районов, а также в некоторых деревнях города Баку. По мнению некоторых исследователей, проживающие вдоль Западного берега Каспийского моря, от Апшерона до Дербента таты являются потомками переселенных на эти земли древних иранцев, и, вне всяких сомнений, являются одним из самых древних этнических слоев Ширванской территории.

Аварцы

Аварцы являются этническим меньшинством, населяющим в основном Загатальский и Балаканский районы Азербайджанской Республики. Разговаривают на аварском языке, входящем в состав северно-кавказской семьи языков. Аварцы сильно переплелись с азербайджанцами. На сегодня аварцы компактно проживают в поселке Габагчоль, селах Джар, Зильбан, Мазых, Беретбиня, Джинджартала, Катех, Мешяшамбул, Махамалар, Гёйямтала, поддерживая с азербайджанцами тесные родственные отношения. Исповедуют Ислам.

Шахдагские народы или Шахдагская национальная этническая группа

Составная часть азербайджанцев. Этносы, входящие в состав Шахдагской национальной этнической группы соответственно селам, в которых они проживают – Хыналыг, Грыз, Будуг и Рутул Губинского района Азербайджанской Республики, называются хыналыги, грызы, будуглу и рутулы. Несмотря на малочисленность этих сел, население каждого из них является отдельной этнической группой.

Хыналыги Среди малочисленных народов аборигенов Азербайджана хыналыги выделяются специфическими особенностями. Язык этого этноса входит в состав семьи Кавказских языков. В историко-этнографической литературе в связи с расположением в окрестностях горы Шахдаг называется «Шахдагским народом». Хыналыги являются одними из самых древних поселенцев на территории Азербайджана. Этот этнос обладает единственным в мире языком и поселением. Это значит, что в мире существует только одно село и язык хыналыг, и находятся они на территории Губинского района.

Грызлы Небольшая этническая группа, проживающая на севере Азербайджана, в некоторых селах Губинского и Хачмазского районов. Разговаривают на грызском языке, входящем в состав Нах-Дагестанскую языковую семью, группу лезгинских языков.

Рутулы Этническая группа на территории Азербайджана и России. Исповедуют принятый с приходом арабов на Кавказ в VII веке Ислам. Основной язык рутулский. Наравне с этим рутулы прекрасно говорят на языках стран проживания (азербайджанский и русский).

Будуглу Представители азербайджанской национальной этнической группы, выделяемой как «Шахдагская национальная этническая группа». Первым официальным документом, в котором упоминаются будуглу, является указ от 1607-го года повелителя Сефевидов шаха Аббаса I. Исторически будуглу разделялись на отдельные роды, мелкие и крупные семейные союзы, и по сей день носят имена этих родов. Как и другие горные народы, будуглу ведут оседлый образ жизни.

Лезгины

Один из кавказских народов, проживающих на территории Азербайджан и Дагестана. В Азербайджане лезгины компактно проживают в основном на территории Губинского, Гусарского, Хачмазского районов, а также в Баку, Гяндже, Сумгаите и Мингечевире, в Габалинском, Исмаиллинском, Огузском и Гёйчайском районах. Лезгины составляют 2,2% всего населения Азербайджана.

Молокане

На сегодня в Азербайджане молокане проживают в основном в Баку, Сумгаите, Шемахе, Исмаиллы, Гедабеке и Губе. Первые в Азербайджане молоканские общины появились в середине XVIII века. Они были сосланы сюда за несогласие с убеждениями православной церкви. В известном селе Ивановка Исмаиллинского района Азербайджана проживают представители рода, сосланных сюда из России молокан.

Ингилои

Проживают в основном на территории Гахского и Загатальского районов Азербайджана. Во времена шаха Аббаса I приняли ислам. В основном мусульманская и малая христианская часть этой группы говорят на южно диалекте грузинской группы языков. Основной сферой занятий проживающих на подгорных районах Большого Кавказа ингилоев является табаководство, зерноводство, виноградарство, скотоводство и выращивание Букоцветных растений.

Цыгане

Один из кочевых народов индоевропейского происхождения, встречающийся по всей территории Евразии. С целью предотвратить восстания местных племен шах Аббас I произвел переселение цыган на территорию Балакана. Проживают в основном на территории сел Шамбулбине, Гюлюзянбине, Мяликзаде. Балаканские цыгане являются персоязычными. Кроме этого цыгане проживают в Шемахе, Евлахе и Борчалы. Цыгане исторически вели кочевой образ жизни. Наравне с традиционным скотоводством и коневодством занимались кузнечным ремеслом, чинили и изготавливали различные сельскохозяйственные орудия труда, мелкие бытовые приборы.

Ассирийцы

Одна из этнических групп, проживающая на территории Азербайджанской Республики. Древние корни этой группы связаны с ассирийцами, жившими на территории нынешнего Ирана и Турции. На сегодня в качестве небольшой этнической группы проживают в Загатальской зоне Азербайджана.

Удины (Уди, Ути)

Один из малочисленных, коренных, аборигенных народов Азербайджана. Этот этнос населял провинцию Ути древней Кавказской Албании, а в XIX веке – несколько поселений в области Нуха (нынешний Шекинский район). На сегодня проживают в основном в селе Нидж Габалинского района и частично в райцентре Огузского района. На этнической карте мира этнос Уди находится в основном на территории Азербайджана. Удины являются одними из древних жителей Кавказа. Сохранивший собственные многочисленные древние элементы язык этого этноса входит в лезгинскую подгруппу Кавказских языков. Исторически удины поклонялись божеству Солнца и Луны, а в начале IV века приняли христианство.

Этнический состав Азербайджана (по переписи 1999 года)

Юнусов А.
(опубликовано на сайте Института этнологии и антропологии РАН по адресу: http://www.iea.ras.ru/topic/census/mon/yunus_mon2001.htm)

Последняя перепись, проведенная в СССР в 1989 году, зафиксировала тогда в Азербайджане представителей 112 национальностей и малых этнических групп, всего 7021 тысячу человек. При этом основную часть населения республики - 5805 тысяч человек или 83% населения - составляли азербайджанцы. Далее по численности в стране шли русские, армяне и лезгины. В конфессиональном отношении более 87% населения составляли в тот период мусульмане (шииты и сунниты), 12% - христиане (православные и григориане) и 0,5% - иудеи.

Однако с того времени в Азербайджане произошли серьезные военно-политические и социально-экономические события, которые вызвали массовое перемещение населения внутри страны и за его пределы. Было ясно, что демографическая ситуация в Азербайджане за последние после переписи 1989 г. годы кардинально изменилась. Но насколько и как - это не было ясно. Хотя еще 22 февраля 1996 года президент Гейдар Алиев подписал распоряжение №442 о подготовке и проведении переписи, его все время отодвигали на неопределенный срок. Были серьезные опасения в том, что перепись даст нам реальные данные в условиях продолжающегося конфликта с Арменией из-за Нагорного Карабаха и колоссальной трудовой миграции населения в поисках средств к существованию. И, тем не менее, при финансовой поддержке ООН с 27 января по 3 февраля 1999 года власти республики осуществили эту перепись населения, результаты которой только-только становятся достоянием гласности. Из запланированных 10 томов в конце 2000 года были опубликованы 6 фолиантов. Для нашей темы особенно важны 3-й и 4-й тома, в которых приводится информация о проживающих в Азербайджане народах и этнических группах.

Итак, судя по данным переписи 1999 года, ныне в стране проживают 7953,4 тысячи человек, из них 7205,5 тысячи или 90,6% составляют азербайджанцы. Как видим, за истекшие 10 лет число азербайджанцев в стране возросло почти на 8% и стало еще более преобладающим. При этом в сельских районах, а также в Нахчеванской АР и крупных городах азербайджанцы составляют в среднем 96-99% населения. И лишь в столице азербайджанцев зафиксировано относительно мало - 88% населения города. Карабахский конфликт и последовавшие вслед за этим кровавые события, а также трудовая миграция привели к серьезным структурным изменениям среди азербайджанцев. В результате, женщины ныне составляют большинство (50,9%) и еще больше азербайджанцев (51,2%) стало жить в городах, в основном в крупных. Отъезд из страны т.н. "русскоязычных" азербайджанцев привел к тому, что возросло число азербайджанцев, которые говорят на родном языке - с 99,1% в 1989 году до 99,7% в 1999 году. Только 2,7 тысячи (0,04%) азербайджанцев ныне считают русский язык родным.

С другой стороны, формально азербайджанцы имеют хорошие перспективы: средний возраст нации - 27 лет, пожилых и нетрудоспособных азербайджанцев старше 60 лет не очень много (8,5%). Однако при внимательном изучении данных переписей выясняется, что это соотношение основано лишь благодаря преобладанию женского населения. И не все здесь благополучно. Так, резко возросло количество разводов: если в 1989 г. среди азербайджанцев было зафиксировано 11,3 тысячи разводов, то десять лет спустя таковых оказалось 64,7 тысячи, т.е. количество разводов за этот период среди азербайджанцев возросло почти в 6 раз! Наряду с этим резко возросло количество одиноких, особенно среди женщин в возрасте 20-39 лет. Если учесть, что подавляющее большинство разводов также отмечено среди лиц в возрасте 20-39 лет, то налицо серьезный кризис в семейно-брачных отношениях.

А какова ситуация у других народов Азербайджана? Начнем с русских, которые в 1989 году были вторыми по численности после азербайджанцев. В Азербайджане русские традиционно подразделялись на три неравные по численности группы. Первую составляли раскольники (молокане, субботники, духоборы, баптисты и др.), которые появились в Азербайджане после 1832 года и расселялись в сельских районах. К началу 20 века в Азербайджане было 46 русских сел раскольников. Вторая группа русского населения была связана с превращением г. Баку в конце 19 века промышленный центр Закавказья, а третью составили семьи военнослужащих бывшей Советской Армии, расквартированных в основном в городах, в первую очередь в столице. По данным переписи 1979 года, тогда в Азербайджане проживало 475,3 тысячи (7,9% населения республики) русских, в основном в Баку, Гяндже и Сумгаите, а также в Шемахинском, Исмаиллинском и Ленкоранском районах. С начала 80-х годов начался отток русских из республики, в основном по экономическим причинам и в результате последняя советская перепись 1989 года зафиксировала в Азербайджане чуть больше 392,3 тысячи русских (5,6% населения республики), из них 295,5 тысячи человек - в Баку.

Социально-политические процессы, произошедшие в Азербайджане в конце 80-х - начале 90-х гг., значительно усилили отток русских из республики. Война с Арменией, ввод советских войск в Баку в январе 1990 года, внутриполитическая нестабильность, экономический кризис, резкое сужение сферы применения русского языка и возрастание психологической дискомфортности этой группы населения страны привели к тому, что в первые годы независимости Азербайджана русские во многом оказались отчуждены от политической жизни страны. В результате, перепись 1999 года показала, что число русских сократилось за эти десять лет в три раза и теперь их осталось в Азербайджане 141,7 тысячи человек, составляя всего 1,8% населения республики. Правда, русские и сегодня по-прежнему играют заметную роль в жизни Азербайджана. Однако, есть и тревожные факторы: не считая армян, о которых речь ниже, только у этой категории населения страны существует весьма существенная разница в соотношении полов - среди русских число мужчин составляет всего 37%, тогда как женщин - 63%. Причем в основном преобладает старшее поколение и в результате средний возраст русского населения составляет 41 год, тогда как средний возраст у остальных народов колеблется в пределах 26-34 лет. Отнюдь не случайно у русских очень много зафиксировано людей старше трудоспособного возраста - 23,4%.

Вместе с тем, количество разводов за эти 10 лет возросло всего в 2,5 раза, что не свидетельствует о серьезном кризисе семьи у русских в Азербайджане, учитывая аналогичные показатели у азербайджанцев и других народов республики. Чуть больше 18% русских в Азербайджане одиноки, но эта высокая цифра возникла в основном за счет представителей старшего поколения, тогда как процент одиноких в возрасте 20-39 лет незначителен (2,3%), особенно среди женщин. Подавляющее большинство русских (95,1%) сегодня проживает в городах, в основном в Баку, где проживает 84,3% русских. При этом по численности русские уверенно занимают второе после азербайджанцев места в Баку (составляя 6,7% населения столицы), Гяндже (0,9% населения города) и Сумгаите (1,7% населения города). Они главным образом квалифицированные инженерно-технические работники, служащие, многие заняты в государственных, научных и образовательных учреждениях. Во многом это объясняется тем, что у русских один из самых высоких показателей количества людей (6,0%) с высшим образованием в стране. Поэтому в ближайшее время "русский фактор" будет по-прежнему играть существенную роль в социальной жизни Азербайджана. Из сельских районов больше всего русских проживает в Исмаиллинском (1,8% русского населения), Хачмазском (1,0%), а также в Кедабекском, Джалилабадском и Геранбойском районах Азербайджана.

Процент другого народа славянской группы - украинцев, в Азербайджане не очень значителен. По данным переписи 1999 года в Азербайджане проживает 29 тысяч украинцев. Практически все они проживают в Баку и только незначительная часть в Сумгаите и других городах и районах страны. При этом показатели украинцев не очень-то отличаются от показателей русских. Следует отметить только факт сильной русификации украинцев: лишь 32,1% украинцев отметили украинский язык в качестве родного, тогда как 67,0% таковым посчитали русский язык.

До начала карабахского конфликта армяне являлись самой крупной после азербайджанцев и русских этнической общностью страны. В 1989 году их было 390,5 тысячи человек или 5,6% населения. При этом большинство армян проживало в бывшем НКАО (145,5 тысячи человек) и столице (179,9 тысячи человек) республики. После начала карабахского конфликта и последовавших кровавых событий численность армян в Азербайджане резко сократилась, и ныне они проживают в основном в Нагорном Карабахе. Правда, долгое время официальные власти Азербайджана сообщали, что вне территории Нагорного Карабаха в республике проживает от 30 до 40 тысяч армян. Что же показала перепись 1999 года? Оказывается, ныне в Азербайджане проживает 120,7 тысячи армян! Однако внимательное изучение статистических данных переписи по районам показывает, что речь идет практически об армянах, живущих в Нагорном Карабахе. Но и эта цифра дана ориентировочно, и явно завышена. Даже по армянским данным, сегодня в Нагорном Карабахе проживает от 60 до 100 тысяч армян. Трагикомизм данных переписи об армянах заключается в том, что с одной стороны указывается, что 35,5 тысячи или 29,4% армян - это дети в возрасте до 14 лет, с другой тут же отмечается, что средний возраст армян республики равен 57 годам! На самом деле перепись затронула лишь тех армян, которые проживали вне оккупированной территории, а это действительно на сегодня пожилые люди, члены смешанных семей. И тогда, если иметь в виду информацию об армянах, проживающих вне Нагорного Карабаха и оккупированных территорий, тогда выясняется, что армян сегодня в республике осталось всего 645 чел. (36 мужчин и 609 женщин), больше половины из которых (378 человек или 59% армян в Азербайджане) живет в Баку, а остальные в сельских районах. Хотя на деле, реально численность армян вне Нагорного Карабаха должна быть чуть больше, в пределах 2-3 тысяч, поскольку многие сменили фамилии и не попали в материалы переписи.

Особый интерес для исследователей представляют данные переписи о кавказской группа этносов в Азербайджане. К ней относятся лезгины, аварцы, цахуры, удины, ингилойцы, крызы, будуги и хыналыгцы, издавна проживающие в республике. Ведущую роль в этой группе играют лезгины. В основном они проживают на северо-востоке Азербайджана, в бассейне реки Самур и на восточных отрогах Большого Кавказского хребта. Накануне падения СССР лезгины были четвертыми по численности после азербайджанцев, русских и армян в Азербайджане, их в 1989 году насчитывалось 171,4 тысячи человек или 2,4% населения республики. Эти данные все время оспаривались лидерами лезгинских движений ("Садвал" в РФ и "Самур" в Азербайджане), которые приводили цифры в 600-800 тысяч человек. Однако перепись 1999 года показала, что численное и процентное соотношение лезгин осталось по сути неизменным: было зафиксировано 178 тысяч лезгин или 2,2% населения страны. Вряд ли однако это данные реально отражают численность лезгин. Наши исследования, проведенные в 1994-1998 годах в северо-восточных районах страны, показывают, что на деле численность лезгин в Азербайджане колеблется в пределах 250-260 тысяч человек. Так или иначе, но теперь, по данным переписи 1999 года, лезгины уверенно стали вторыми после азербайджанцев народом Азербайджана. Основная масса лезгин (41,2%) проживают в Гусарском районе, где они составляют абсолютное большинство - 90,7% население района. Кроме того, 14,7% лезгин ныне проживает в столице, столько же - в Хачмазском районе. Достаточно много лезгин также проживает в Исмаиллинском, Губинском, Габалинском, и Гейчайском районах. В целом, большинство лезгин (63,3%) зафиксировано в сельских районах страны. Перепись показала, что большинство лезгин составляют трудоспособное население в возрасте 18-59 лет (55,9% лезгин) и младше трудоспособного (33,2% лезгин), что говорит о хорошей демографической перспективе этого народа. Средний возраст лезгин - 29 лет.

Аварцы. Это - наиболее крупная, после азербайджанцев, этническая общность, в основном проживающая на северо-западе страны в Шеки-Закатальской зоне. По переписи 1989 года их было 44,1 тысячи человек. За истекшие 10 лет, численность авар осталась практически неизменной и ныне составляет 50,9 тысячи человек или 0,6% населения республики. Проживают они в основном в двух районах - Закатальском (51%) и Белаканском (48%). Причем в основе своей аварцы сельчане (92,1%), в городах проживает только 7,9% авар.

В этой Шеки-Закатальской зоне живут близкие по языку к лезгинам цахуры. В 1989 году их было зафиксировано 13,3 тысячи человек. Десять лет спустя их численность достигла 15,9 тысячи человек или 0,2% населения республики. В основном они проживают в Закатальском районе (81%), а также в Гахском (18%). Также, как и аварцы, цахуры в своей основе сельские жители: только 17% живут в городах Закатала и Гах, остальные 83% - в селах.

Еще одной этнической общностью, расселенной на северо-западе Азербайджана, являются ингилойцы. Это весьма интересный с научной точки зрения народ, о происхождении которого до сих пор идут споры и очень многое не ясно. Считается, что это - один из древних местных народов, которые в раннем средневековье приняли православную ветвь (грузинскую) христианства и со временем перешли на грузинский язык. Позже, в 17-18 вв. грузиноязычное население здесь приняло ислам и получило азербайджанское имя "ингилой", т.е. "новообращенные". В 19 веке после покорения края Российской империей многие ингилойцы опять приняли христианство. В настоящее время мусульманская часть ингилойцев считает себя азербайджанцами, христианская - грузинами. При этом быт, многие черты культуры абсолютно схожи. В советское время ингилойцы не фиксировались в переписях, но по некоторым данным, в 1989 году в Азербайджане проживало до 10 тысяч ингилойцев. Проблема была в том, что в переписях большинство ингилойцев записывали себя или записывались как азербайджанцы, а меньшинство - грузинами. По переписи 1999 года в Азербайджане зафиксировано 14,9 тысячи грузин. Если не считать 2,5 тысячи грузин, проживающих в основном в Баку, а также г. Гяндже, остальные живут в районах, и это - ингилойцы. Таким образом, можно говорить о грузиноязычных ингилойцах, живущих в сельских районах, а именно - Гахском (7,5 тысячи человек), Закатальском (3 тысячи человек) и Белаканском (2 тысячи человек).

Восточнее Шеки-Закатальской зоны, на севере Азербайджана расположены Габалинский и Огузский районы Азербайджана, где живут удины. По вере они являются приверженцами григорианской ветви христианства, и это обстоятельство наложило серьезный отпечаток на их быт и жизнь, поскольку и армяне относятся к этой ветви христианства. Вот почему в быту удины были триязычны: говорили на удинском, армянском и азербайджанском языках. По переписи 1989 года в СССР проживало 8 тысяч удин, из них в Азербайджане - 6,1 тысячи человек, большинство (4,5 тысячи человек) в селе Нидж Габалинского района. После начала карабахского конфликта некоторая часть удин также покинула страну и расселилась в основном в России. Перепись 1999 года зафиксировала 4,2 тысячи удин, проживающих в основном в селе Нидж, а также 104 человека в Гахском районе. В подавляющем большинстве это сельские жители.

На высокогорье, у восточной подошвы горы Шахдаг, на территории Кубинского района Азербайджана проживает группа этносов, известная как "шахдагская". Этими малочисленными народами являются хыналыгцы, будуги и крызы - жители горных селений Будуг, Крыз и Хыналыг, откуда они и получили свои имена. Кроме того сегодня часть будугов проживает также еще в двух селах района - Дали Гая и Гюней Будуг, а крызы - в селениях Алик, Джек и Гапут Ергюдж. Все эти села находятся в труднодоступных высокогорных местах, что сказалось на их быте и культуре. В частности, по языку будуги и крызы очень близки к лезгинам, но есть и различия. А вот хыналыгский язык занимает особое место, хотя и относится к кавказской группе языков. В переписях они также не отмечались, в том числе и в последней 1999 года. Но считается, что их в общей сложности около 10 тысяч человек.

Иранская группа народов Азербайджана включает в основном татов, курдов и талышей. На северо-востоке Азербайджана находится ареал расселения татов. Их язык относится к иранской группе и близок к фарси. Само имя народа имеет тюркское происхождение: так тюрки в средние века называли оседлое, в основном городское, ираноязычное население в Азербайджане. По вере они в течение столетий разделились на три группы: большинство приняло ислам и ныне таты-мусульмане составляют основную часть населения поселков на Апшеронском полуострове вокруг Баку (из 40 поселков на полуострове - 33 татские), в Исмаиллинском раойне (села Лагидж, Баскал, Зарнава). Таты-мусульмане также проживают в Хызынском, Дивичинском, Губинском и некоторых других районах. Достаточно отметить такой факт: при завоевании Россией г. Баку, в начале 19 века все население города (8 тысяч человек) составляли таты. В результате длительного исторического совместного проживания татов-мусульман и азербайджанцев возникло много общих черт в их культуре и быту. Среди татов-мусульман азербайджанский язык получил столь широкое распространение, что вызвало значительные изменения в их этническом самосознании. Многие из них себя считают азербайджанцами и во многом утеряли татский язык и самосознание. Это сказывалось всегда на итогах переписей. Так, в 1931 году было зафиксировано 60,5 тысячи татов, а уже в 1989 году их количество сократилось до 10 тысяч. Десять лет спустя, в 1999 году, лишь 10,9 тысячи человек признали себя татами. При этом дома они используют татский язык (83% татов отметили татский язык в качестве родного), в повседневной жизни - азербайджанский.

Вторую группу татов составили те, кто принял иудаизм и кого стали именовать в республике горскими евреями. Правда, в течение столетий среди них шел такой сильный процесс смешения с евреями, что сегодня они себя отождествляют с евреями. В результате, перепись 1989 года зафиксировала в Азербайджане 30,8 тысячи евреев, из них 5,5 тысячи - горских евреев. В основном они проживали в Кубинском районе, а также Гусарском, Хачмазском и Огузском и г. Баку. Правда, эта цифра вызывала сильные сомнения и считалось, что на деле евреев, вместе с горскими, в Азербайджане проживало тогда не менее 60 тысяч человек. По данным Еврейского агентства Сохнут, за период с 1989 по 1999 годы из Азербайджана уехало 31,3 тысячи евреев, то есть больше, чем проживало 10 лет назад. Соответственно, в Азербайджане евреев больше не должно было остаться. Однако перепись 1999 года зафиксировала 8,9 тысячи евреев. Правда, на этот раз в переписи евреи не подразделялись и потому трудно сказать, сколько среди них горских.

Третью группу татов составили те, кто принял григорианскую ветвь христианства. Они проживали в селах Матраса (Шемахинский район) и Килвар (Хачмазский район), за годы советской власти практически арменизировались и после начала карабахского конфликта покинули страну, уехав в основном в Армению и Россию.

На самом западе Азербайджана традиционно жили курды. По переписи 1989 года их было 12,2 тысячи человек. Карабахский конфликт внес в их жизнь самые серьезные изменения: вначале в 1988-1990 годах около 11 тысяч курдов-мусульман были депортированы из Армении вместе с азербайджанцами и они расселились в основном среди своих соотечественников в регионе их проживания (Лачинский, Кельбаджарский, а также Кубатлинский и Зангеланский районы). А в 1992-1993 годах все эти районы были оккупированы армянской армией и в результате курды стали вынужденными переселенцами. При этом часть курдов, в основном бежавшие в 1988-1989 годах из Армении, в начале 90-х годов покинули страну и переселились на Северный Кавказ. Остальные вначале направились в Баку (почти 45% курдов), затем, по мере стабилизации политической ситуации в стране, значительная часть курдов переехала в Карабах, в основном в Агджабединский район, где ныне проживает почти 80% курдов. В целом, по переписи 1999 года, в Азербайджане ныне проживает 13,1 тысячи курдов. На деле, представляется, что их число должно быть больше, по некоторым экспертным оценкам, в пределах 50-60 тысяч человек. Однако проблема заключается в том, что курды ни в одном из указанных районов проживания никогда не составляли большинство, во всех по численности явно преобладали азербайджанцы. Еще в начале 20 века многие курды использовали даже в быту азербайджанский язык, и в результате среди них быстро шел процесс азербайджанизации. Перепись 1999 года показала, что лишь 48,9% курдов отметили в качестве родного языка курдский. Это самый худший после украинцев показатель среди народов Азербайджана, во многом объясняющий факт ассимиляции курдов.

Талыши расселены на юго-востоке Азербайджана, в основном в Ленкоранском, Ярдымлинском и Астаринском районах, а также в Масаллинском и Лерикском районах. В советские времена они не всегда попадали в переписи. Так, в 1926 году было зафиксировано 77,3 тысячи (3,3% населения Азербайджана) талышей, в 1939 году их число возросло до 87,5 тысячи человек. Однако 20 лет спустя, в 1959 году, официально талышей осталось всего 100 чел. В 1970 и 1979 годах они вообще исчезли из списка народов СССР. Вновь они появились в переписях в 1989 году, и теперь оказалось их всего 21,2 тысячи человек или 0,3% населения республики. За последние 10 лет произошли сильные изменения в самосознании талышей, изменилась также и общественно-политическая ситуация в республике, и в результате в переписи 1999 года было зафиксировано проживание в стране 76,8 тысячи талышей или 1% населения республики. Правда, думается, что численность талышей в Азербайджане на деле также должна быть больше. По нашим экспертным данным, реально в Азербайджане проживает не менее 200-250 тысяч талышей. В своей массе это жители сельских районов (97,4% талышей). Судя по переписи, 48% талышей живет в Масаллинском районе и 33% - в Ленкоранском. Остальные - в Лерикском, Астаринском и Ярдымлинском районах. Кроме указанных южных районов Азербайджана, перепись показала наличие части талышей в городах Сумгаит и Баку.

Наконец, следует отметить народы, входящие в тюркскую этническую группу, которая включает в себя в основном азербайджанцев, а также татар и месхетинских турок. Татарская община, составлявшая по переписи 1989 года 28,6 тысяч человек (0,4% населения республики), начала формироваться в Азербайджане со второй половины 19 века, но особенно в 20 веке. За последние 10 лет численность татар осталась почти неизменной и составляет сегодня 30 тысяч человек. Проживают они главным образом в Баку (28 тысяч человек) и Сумгаите (800 человек), а также в других городах. При этом они сохраняют свой родной язык и в то же время свободно владеют азербайджанским и русским языками.

Месхетинские турки или турки Ахыска, родственные по языку и культуре азербайджанцам, были депортированы в 1944 году указом Сталина со своей исторической родины Грузии в республики Средней Азии. После смерти Сталина в 1956 году вышел указ Президиума Верховного Совета СССР и турки получили право на переезд во все республики СССР, кроме Грузии. Тогда-то они впервые появились в Азербайджане, но как азербайджанцы. Позже, в 70-е годы они стали прибывать и как этнические турки. К 1989 году перепись зафиксировала в Азербайджане 17,7 тысячи турок, 96% которых жили в сельских районах. Еще 30-40 тысяч турок жили, будучи записанными как "азербайджанцы". В том же 1989 году, после погромов в Узбекистане в Азербайджан хлынула вторая волна турок, но уже в качестве беженцев. В настоящее время в общей сложности в республике зафиксировано 48 тысяч беженцев турок из Узбекистана, которые расселились в сельских районах, в основном в Саатлинском и Сабирабадском районах. По данным общества турок "Ватан", в настоящее время в Азербайджане проживает больше 100 тысяч турок, которые подразделяются на две группы: граждан, зафиксированных как "турки" и "азербайджанцы", а также беженцы. Перепись 1999 года внесла ясность в отношении количества граждан страны, зафиксированных как этнические турки: таковых оказалось 43,4 тысячи человек или 0,5% населения республики. При этом на этот раз стало больше горожан -11,8%, хотя большинство (88,2%) по-прежнему живет в сельских районах, в основном Саатлинском (33% турок), Сабирабадском (14% турок) и Хачмазском (11% турок). Кроме того, они живут в Бейлаганском, Дивичинском, Шамкирском и др. районах страны.

Таковы краткие результаты итогов переписи 1999 года. Как видим, имевшиеся сомнения об итогах переписи подтвердились. Данные о не-азербайджанцах вызывают сомнения. Особенно это касается данных о численности армян, а также лезгин, талышей и курдов. В то же время, абсолютно не нашел своего отражения факт колоссальной трудовой миграции населения и в первую очередь азербайджанцев. Ведь, по некоторым данным, от 2 до 2,5 млн. граждан, в основном азербайджанцев, а также лезгин, талышей и горских евреев фактически отсутствуют в республике и в поисках средств к существованию проживают в других странах, в первую очередь в России. Однако в переписи учитывалось лишь постоянное население, но нет никакой информации о наличном. Все это вынуждает относится к итогам переписи 1999 года в Азербайджане с известной долей осторожности.

Какова численность населения Азербайджана? Какие национальности проживают в этой стране, и как давно они там поселились? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье.

Азербайджан: население и его численность по годам

Это небольшое государство расположено на берегу Каспийского моря, прямо на границе Азии и Европы, восточной и западной культуры. Сколько населения в Азербайджане проживает на данный момент? И какие этносы составляют его структуру?

Население Азербайджана, согласно самым последним данным ООН, насчитывает 9,7 миллиона человек. По этому показателю страна занимает первое место в регионе Закавказья. При этом около 120-140 тысяч из них проживает на территории непризнанного государства

Своего 9-миллионного рубежа население Азербайджана достигло в 2010 году. Рождение девятимиллионного гражданина страны даже было зафиксировано. Это случилось в городе Нахичевани утром 15 января упомянутого года.

Как свидетельствуют статистические данные, население Азербайджана за последние сто лет выросло почти в пять раз. За 25 лет независимости общий прирост населения этой страны составил около 2,5 миллиона человек, что является очень высоким показателем для постсоветских государств. Более наглядно динамика численности жителей Азербайджана представлена на следующем графике.

Рождаемость в этой стране в три раза превышает смертность. Этим и можно объяснить устойчивый ежегодный прирост её населения. Тем не менее средняя продолжительность жизни в Азербайджане не столь высока (72 года). Хотя, опять же, для стран постсоветского пространства - это довольно неплохой показатель.

Женщин в Азербайджане немного больше, чем мужчин (50,3%). Плотность населения страны составляет 98 человек на один квадратный километр территории.

Население Азербайджана и его религиозный состав

По Конституции в Азербайджане и не имеет влияния на образование, культуру или любые другие сферы общественной жизни.

Религиозный состав страны представлен различными течениями и конфессиями, главенствующую роль среди которых занимает ислам. 99% всего населения исповедуют именно эту религию. Причем примерно 85% из их числа являются мусульманами-шиитами.

Помимо этого, в Азербайджане свободно функционируют храмы других религий: синагоги, католические соборы, православные и протестантские церкви. Зарегистрирована и действует в стране даже община зороастрийцев.

Христианство в Азербайджане практически не распространено. Так, на территории государства нынче действует всего шесть православных храмов (из них половина расположена в столице). Католическая церковь в этой стране зародилась еще в XIV веке. Самым знаковым событием в жизни азербайджанских католиков стал приезд в Баку Папы Римского Иоанна Павла III, который состоялся весной 2002 года.

Этническое разнообразие населения Азербайджана

В Азербайджане проживают представители многих национальностей и этносов. Первая их десятка по численности выглядит следующим образом:

  • азербайджанцы (91%);
  • лезгины (2%);
  • армяне (1,4%);
  • русские (1,3%);
  • талыши (1,3%);
  • аварцы (0,6%);
  • турки (0,4%);
  • татары (0,3%);
  • украинцы (0,2%);
  • грузины (0,1%).

Абсолютное большинство в этнической структуре страны принадлежит азербайджанцам. Этот народ доминирует во всех регионах и городах государства (за исключением Нагорного Карабаха). В начале 1990-х годов доля этого этноса в структуре населения страны существенно возросла за счет активного переселения азербайджанцев из соседней Армении (вследствие Карабахского конфликта).

Самые многочисленные национальности Азербайджана и их размещение

Согласно данным последней переписи, в Азербайджане проживает около 120 тысяч армян. Этот народ компактно проживает в пределах Нагорного Карабаха - территории, неподконтрольной властям страны, а также в городе Баку.

Первые русские общины возникли на территории Азербайджана еще в XIX веке. Сейчас в стране проживает около 200 тысяч русских, однако их количество с каждым годом уменьшается (в основном за счет выезда из государства).

В Азербайджане сформировалась довольно крупная и целостная украинская диаспора. Украинцы начали переселяться в эту страну в конце XIX века в связи с активным промышленным развитием Азербайджана. В это же время на территорию страны (преимущественно - в Баку) стали массово приезжать поляки. Их переселение было связано, в первую очередь, с "нефтяным бумом" в Азербайджане. В Баку из Польши приезжали как высококвалифицированные инженеры, так и простые рабочие.

Города Азербайджана

Население составляет всего 53% от общего числа его жителей (по европейским меркам, это очень мало). Городов с населением свыше 50 тысяч человек в этой стране всего десять. Причем столица государства - город Баку существенно оторвался от них по количеству населения. На данный момент это единственный город-миллионник в государстве.

Крупнейшие города Азербайджана: Баку, Гянджа, Сумгаит, Мингечаур, Хырдалан, Нахичевань, Шеки.

В столице государства, по оценкам демографов, проживает сегодня около 2,1 миллиона человек. Этот город разительно отличается от всех остальных азербайджанских городов. Сегодня он активно развивается и обзаводится современными высотными зданиями.

В заключение...

На сегодняшний день в Азербайджане проживает около 9,7 миллиона человек, и население этой страны стремительно приближается к 10-миллионному рубежу. Этнический состав этого государства довольно пёстрый. Кроме коренного народа, здесь проживают представители многих других национальностей - армяне, русские, лезгины, курды, татары, турки, украинцы, талыши.