Стройка, дизайн, ремонт

Ближайшие размещения облигаций субъектами рф. Доходные субъекты: как заработать на долгах регионов. Условия эмиссии и обращения субфедеральных облигаций

Введение

1 Теоретические аспекты функционирования рынка региональных облигаций

1.1 Сущность понятия облигации

1.2 Виды и типы облигаций

1.3 Особенности функционирования рынка облигаций

2. Практическая оценка рынка региональных облигаций

2.1 Оценка рынка региональных облигаций субъектов Российской Федерации

2.2 Оценка регионального рынка корпоративных облигаций

2.3 Оценка регионального рынка муниципальных облигаций

3. Проблемы рынка региональных облигаций и пути их решения

3.1 Предложения по улучшению условий функционирования рынка региональных облигаций

3.2 Предложения по повышению привлекательности облигаций как вида ценных бумаг

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Рынок региональных облигаций является важным элементом фондового рынка и оказывает существенное влияние на эффективность экономической политики государства в целом. Необходимость развития регионального рынка облигаций в современных условиях определяется задачами привлечения инвестиционных ресурсов в регионы для преодоления промышленного спада, сокращения дифференциации российских регионов в уровне социально-экономического развития, повышения жизненного уровня населения. Именно через региональный рынок облигаций возможен приток капиталов в регионы, что позволит решить проблемы финансирования целевых инвестиционных программ, покрытия бюджетного дефицита и повышения контроля за местным финансовым рынком.

В условиях повышения финансовой самостоятельности регионов роль региональных органов власти в создании инфраструктуры и контроле за функционированием региональных рынков облигаций достаточно высока. В частности органы власти могут содействовать росту информационной открытости участников фондового рынка, уровню технологического развития торговых и расчетно-депозитарных систем. Одновременно региональные органы власти являются активными участниками фондового рынка, осуществляя эмиссию долговых ценных бумаг.

Облигационные займы являются традиционным и широко распространенным в мире способом заимствования для региональных органов власти. На международных фондовых рынках региональные облигации занимают одно из основных мест, получив особое развитие в федеративных государствах с высокой степенью экономической самостоятельности регионов. Большое значение при этом имеет правильная организация функционирования рынка, позволяющая повысить эффективность используемой системы заимствований и избежать дефолтов.

Под региональными органами власти мы понимаем субфедеральные и муниципальные (местные) органы власти, а именно - администрации субъектов Российской Федерации и органы исполнительной власти муниципальных образований.

Эмиссия региональных облигаций предоставляет возможность снижения стоимости обслуживания внутреннего долга; позволяет эффективно мобилизовать имеющиеся в регионе финансовые ресурсы, а также (при необходимости) привлечь дополнительные средства из других регионов и из-за рубежа; содействует трансформации сбережений населения в инвестиции. Эффективное использование системы облигационных заимствований позволяет региональным органам власти решать проблемы сбалансированности бюджета, финансировать развитие местной инфраструктуры, добиваться эффективного функционирования финансовой системы региона в целом.

Для России, в силу особенностей ее политического устройства и экономического положения, вопрос построения эффективно функционирующей системы региональных облигационных заимствований очень важен. Существующая ситуация обостряет необходимость изучения особенностей и тенденций развития данного сектора рынка ценных бумаг, поиска наиболее оптимальной для современной России формы его организации и построения на ее основе эффективно функционирующего механизма региональных облигационных заимствований.

Среди трудов отечественных авторов, затрагивающих проблематику развития рынка региональных облигаций в России и за рубежом следует выделить работы Алехина Б.И., Колесникова В.И., Рубцова В.В., Торкановского B.C., Шенаева В.Н. Задачи государства и инструменты проведения им экономической политики описаны в трудах таких авторов, как Драгилев М.С., Кузнецов В.И., Осадчая И.М., Рымалов В.В., Фаминский И.П. В работах Ауэрбаха А.Дж., Масгрейва Р., Михайлова М.Н., Романовского М.В., Хатунцева В.М., Тер-Минасяна Т., Шишкова Ю.В. анализируются распределение задач государства между уровнями власти в федеративных государствах, особенности региональных органов власти, региональные аспекты государственной экономической политики, ее инструментарий.

Анализ научной и научно-методической литературы по проблемам региональных облигационных заимствований указывает на дефицит исследований, системно и комплексно увязывающих особенности деятельности региональных органов власти в процессе формирования заемных отношений с учетом специфических российских условий. Эти обстоятельства подтверждают целесообразность и актуальность углубленных исследований в данной области.

Целью настоящей работы является выявление проблем и перспектив рынка региональных облигаций России.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие основные задачи, определившие логику исследования и структуру дипломной работы:

Определить экономическая сущность и способы классификации облигаций;

Провести анализ рынка региональных облигаций Российской Федерации;

Выявить перспективы развития рынка региональных облигаций РФ.

Объектом исследования выступает экономический механизм функционирования рынка региональных облигаций в Российской Федерации.

Предметом исследования являются экономические и организационно-правовые отношения, связанные с функционированием рынка региональных облигаций.

Теоретической, методологической и информационной базой исследования послужили теоретические труды и прикладные разработки российских и зарубежных ученых, статистические материалы Госкомстата, Министерства финансов, кредитно-финансовых институтов и ряда информационно-аналитических служб; законодательные и нормативные документы. В качестве источников данных для анализа моделей регулирования рынка и статистических данных по региональным облигациям различных стран использовались публикации в периодических изданиях «Рынок ценных бумаг», «Эксперт», материалы конференций, статистические данные из годовых и ежемесячных отчетов ЦБ РФ, Госкомстата РФ, Министерства финансов РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, информация профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также исследования научных институтов, специализирующихся на проблематике финансового и фондового рынка.

В ходе исследования автором применялся диалектический метод, способствующий изучению экономических явлений в их развитии, с учетом существующих между ними взаимосвязей, использовались приемы логического и сравнительного анализа и синтеза, а также другие методы научного исследования.

Работа изложена на 65 страницах машинописного текста и состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и списка использованной литературы, который содержит 40 источников. Построение глав дипломной работы обусловлено поставленными целями и задачами. Работа иллюстрирована 6 таблицами и 7 рисунками

1 Теоретические аспекты функционирования рынка региональных облигаций

1.1 Сущность понятия облигации

Одним из самых важных объектом торговли на рынке ценных бумаг являются облигации. Облигация - ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, выпустившим ее (заемщиком). Облигация, как эмиссионная ценная бумага закрепляет право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Следовательно, облигация - это долговое свидетельство, которое непременно включает два главных элемента:

Обязательство эмитента вернуть держателю облигации по истечении оговоренного срока сумму, указанную на титуле (лицевой стороне) облигации;

Обязательство эмитента выплачивать держателю облигации фиксированный доход в виде процента от номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента.

Как отмечает Килячков А.А., принципиальная разница между акциями и облигациями заключается в следующем. Покупая акцию, инвестор становится одним из собственников компании-эмитента. Купив облигацию компании-эмитента, инвестор становится ее кредитором. Кроме того, в отличие от акций облигации имеют ограниченный срок обращения, по истечении которого гасятся. Облигации имеют преимущество перед акциями при реализации имущественных прав их владельцев: в первую очередь выплачиваются проценты по облигациям и лишь затем дивиденды; при делении имущества компании-эмитента в случае ее ликвидации акционеры могут рассчитывать лишь на ту часть имущества, которая останется после выплаты всех долгов, в том числе и по облигационным займам. Если акции, являясь титулом собственности, предоставляют их владельцам право на участие в управлении компанией-эмитентом, то облигации, будучи инструментом займа, такого права, не дают [Килячков, с.157].

Облигации выступают главным инструментом мобилизации средств правительствами, различными государственными органами и муниципалитетами. К организации и размещению облигационных займов прибегают и компании, когда у них возникает потребность в дополнительных финансовых средствах.

Выпуск облигаций содержит ряд привлекательных черт для компании-эмитента: посредством их размещения хозяйственная организация может мобилизовать дополнительные ресурсы без угрозы вмешательства их держателей-кредиторов в управление финансово-хозяйственной деятельностью заемщика. Однако облигационные займы компаний следует рассматривать как дополнение к заемным средствам, получаемым в виде банковских кредитов. Даже в странах с развитым фондовым рынком посредством выпуска облигаций компании покрывают далеко не всю потребность в заемных средствах. Поскольку облигационный займ выражает отношения по поводу возвратного движения ссуженной стоимости, то он по своей сути и назначению схож с банковской ссудой. В этой связи следует заметить, что право на эмиссию облигаций может быть предоставлено только таким компаниям, которые отвечают требованию кредитоспособности.

Порядок выпуска облигаций акционерными обществами регламентируется Федеральным законом "Об акционерных обществах". В соответствии с названным Законом при выпуске облигаций акционерными обществами должны быть соблюдены следующие дополнительные условия:

Номинальная стоимость всех выпущенных обществом облигаций не должна превышать размер уставного капитала общества либо величину обеспечения, предоставленного обществу третьими лицами для целей выпуска;

Выпуск облигаций допускается после полной оплаты уставного капитала;роль в ее хозяйственной жизни играли кня­зья. Мощным инструментом их воздействия на экономику ... облигации и выставляла их для продажи на европейском денежном рынке . По облигациям ...

  • Цикличность развития российского фондового рынка

    Курсовая работа >> Экономика

    Этого отечественный рынок не оказывает существенного регулирующего воздействия на экономику страны, ... роль объединении профессиональных участников рынка , депозитарно-регистрационная сеть рынка ликвидировала прежнюю раздробленность региональных рынков ...

  • Мировые рынки капитала

    Реферат >> Экономика

    Особенно велико их воздействие на экономику малых развитых стран... региональные и даже муниципалитеты). Кредиторами на этом рынке ...) – краткосрочные облигации , а также евроакции... их продано на несколько миллиардов долларов. На российском фондовом рынке роль ...

  • Поведение домашних хозяйств в национальной экономике России

    Дипломная работа >> Экономика

    ... на финансовых рынках фактически так и не преодолён. Рынок облигаций ... , но ключевую роль в экономике все еще играет... от хода процессов, происходящих на региональных рынках труда, и, естественно, ... мер, максимизация их воздействия на экономику возможны только при...

  • Субфедеральные облигации (облигации регионов) – долговые ценные бумаги, выпущенные от имени региона Российской федерации. Порядок исполнения обязательств определяется в Условиях эмиссии и обращения облигаций. Как и с другими ценными бумагами, ответственным за осуществление прав держателей облигаций выступает эмитент облигаций.

    Эмитентом по региональным облигациям выступает Высший исполнительный орган власти региона (напр. администрация региона). В отдельных случаях, при наличии соответствующего регионального закона, право выпускать облигации может быть закреплено за финансовым органом региона РФ.

    Субфедеральные облигации номинируются в рублях Российской федерации. То есть выплата дохода и погашение облигаций происходить в рублях. Еще это называется – внутренним заимствованием.

    Законодательство также подразумевает возможность осуществление регионом внешнего заимствования, выраженного в иностранной валюте, но с учетом приоритета внешних заимствований правительства РФ.

    Для того, чтобы регион мог провести эмиссию облигаций должен быть принят региональный закон о бюджете, содержащий следующие значения:

    1) максимальный объем долга субъекта РФ;

    2) максимальный объем заемных средств, но не более 30 % доходов бюджета региона на текущий год.

    Условия эмиссии и обращения субфедеральных облигаций

    Перед выпуском облигаций принимаются три основных документа: Генеральные условия и Условия эмиссии и обращения облигаций, а также Решение об эмиссии выпуска. Как правило, это документы в форме постановления Администрации. Генеральные условия и Условия эмиссии и обращения облигаций могут распространяются на несколько выпусков облигаций этого региона. Первый из существующих выпусков облигаций – выпущенных на этих условиях — называют основным выпуском (или просто выпуском ), остальные дополнительными выпусками .

    Генеральные условия эмиссии и обращения должны содержать указания на:

    1) форму выпуска (документарную или бездокументарную, и именную или на предъявителя), но только одна форма выпуска; например, документарная на предъявителя для всех биржевых облигаций.

    2) срочность (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные);

    3) валюту исполнения обязательств;

    4) (если имеется) особенности исполнения обязательств, отличные от денежного (например, право на получение имущества);

    5) (если имеется) ограничение оборота;

    6) (если имеется) эмитент может предусмотреть страхование своей ответственности перед держателями облигаций.

    Условия эмиссии уточняют Генеральные условия:

    1) сроки обращения (минимальный и максимальный); подразумевается, что разные выпуски могут отличатся по срокам обращения;

    2) номинальную стоимость одной облигации;

    3) порядок размещения;

    5) порядок осуществления прав перед держателями облигациями;

    6) размер купона, если фиксированный или порядок расчета переменного купона;

    7) могут быть предусмотрены и другие дополнительные условия, такие как условия досрочного выкупа.

    Помимо этого, в Условиях эмиссии и обращения региональных облигаций включается информация о финансовом состояние региона об бюджете региона на текущий год, об исполнение бюджета за предыдущие годы и величине долга.

    И Генеральные и Условия, как и изменения в них регистрируются Министерством финансов РФ, в соответствии с правилами, установленными правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 01.12.2012 N 1238 «О государственной регистрации условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов <…>).

    В регистрации условий эмиссии может быть отказано по причинам нарушения эмитентом или утверждаемыми условиями требований бюджетного законодательства, законодательства о ценных бумагах и пр.

    Решение об эмиссии выпуска облигаций региона

    Третий документ, который принимает эмитент называется Решение об эмиссии выпуска, помимо повторения многих моментов, указанных в Условиях, этот документ содержит

    1) дата или период размещения облигаций;

    2) количество облигаций выпуска;

    3) дата погашения облигаций;

    4) наименование депозитария, осуществляющего хранение и учет прав держателей облигаций; в редких случаях указание регистратора, ведущего реестр держателей облигаций.

    Решение о выпуске имеет следующие обязательные, так сказать, свойства:

    а) подписывается руководителем эмитента,

    б) не подлежит государственной регистрации,

    г) не допускается внесение изменений, если облигации находятся в обращении.

    Надежность региональных облигаций

    Отмечу основные моменты положительные моменты. Регионы РФ сильно ограничены законодательно, чтобы нарастить большую долговую нагрузку, отсюда вряд ли возможны серьезные проблемы с исполнением обязательств.

    При этом, правительство также старается своевременно поддерживать регионы, предоставляя кредиты, которые не увеличивают долговую нагрузку. Бюджетные кредиты предоставляется на возвратной основе, но по ставке 0,1 % годовых.

    Также существует возможность предоставления государственных гарантий, по региональным облигациям. То есть гарантом будет выступать правительство РФ, что существенно уменьшает риски. О предоставлении такой гарантии обязательно будет указано в Решении об эмиссии.

    Как выбрать в QUIK субфедеральные облигации

    В окошке «Доступные инструменты» в графе поиска начнем писать «обли» увидим только нужные нам 4 раздела фондового рынка Московской биржи и выбираем Т0 Облигации (корпоративные и облигации субъектов РФ с расчетами сегодня). Теперь выберем нужные параметры (заголовки столбцов) и обязательно добавляем параметр Тип (по нему сделаем фильтр таблицы).

    Теперь выбираем фильтр по столбцу Тип, как показана на рисунке. И задаем Показывать только строки значение которых Равно суб.РФ.

    Все, теперь таблица содержит только субфедеральные облигации.

    Успешных вложений.

    Понятие и виды облигаций

    Определение 1

    Под облигацией понимается разновидность долговой ценной бумаги, эмитентом которой выступает или государство, или частная компания, обязующиеся выплатить инвесторам конкретную сумму денежных средств и доходный процент в будущих периодах времени.

    В зависимости от того, какой доход в последствии получит инвестор, облигации подразделяются на:

    • купонные,
    • дисконтные.

    Общий доход владельца облигации складывается из двух элементов:

    • Во-первых, это доход от получения купонных выплат, которые эмитент осуществляет в конкретные периоды времени (раз в квартал, полугодие, год). Размер выплат зависит от величины процента, которая установлена при выпуске облигации в обращение. Это и есть купонный доход.
    • Во-вторых, инвестор может получить прибыль от разницы между стоимостью приобретения облигации и ее номинальной стоимостью. Такая разница называется дисконтом, а облигации, соответственно, дисконтными.

    В зависимости от статуса эмитента выделяют типы облигаций :

    1. Государственные (правительственные) облигации – в России их называют облигациями федерального займа (ОФЗ), в США – трежерис (или еще называют казначейскими облигациями)
    2. Муниципальные облигации – ценные бумаги, эмитентом которых являются региональные или местные органы власти
    3. Корпоративные облигации – эмитентом таких облигаций является любая коммерческая структура (компания, банк, корпорация и т.д.)

    Особенности облигаций государственного займа

    Определение 2

    Облигации государственного займа – облигации, эмитентом которых является правительство государства (по сути, само государство), выпускаемые на конкретный срок с фиксированной доходностью.

    В период советской власти облигации выпускались по большей части не в денежном номинале, а в натуральном, поскольку деньги считались пережитком капитализма (сахарный, ржаной займы и т.п.).

    Самой целью облигаций государственного (или федерального) займа (ОФЗ) является привлечение средств для выполнения государством своих непосредственных функций.

    По истечении срока обращения облигации ее владелец получает купонный доход, начисленный исходя из номинала бумаги, а также саму номинальную стоимость облигации.

    Сегодня облигации ОФЗ размещаются в основном через крупнейшие банки с государственным участием – Сбербанк и ВТБ 24.

    Пример 1

    ОФЗ – Н – облигации для физических лиц – выпущены в апреле 2017 года с номиналом 1 000 рублей. Минимальное количество бумаг, которое можно приобрести в одни руки, составляет 30 штук. Срок обращения этих облигаций составляет 3 года. Агенты, через которых происходит размещение ОФЗ – Н – Сбербанк и ВТБ 24.

    Облигации субъектов РФ: сущность

    Облигации, эмитируемые субъектами РФ , выпускаются для тех же целей, что и облигации федерального займа, только относительно регионального уровня власти. Условия выпусков также аналогичны.

    Каждый субъект РФ имеет право разместить свои облигации на международном финансовом рынке. Для того, чтобы привлечь внешние источники финансирования дефицитности своего бюджета, субъект получает конкретный кредитный рейтинг в соответствии с международными стандартами. Такой рейтинг должен быть подтвержден не менее чем двумя рейтинговыми агентствами международного уровня.

    Присвоение рейтингов происходит на основании заключенного договора между субъектом РФ и самим агентством. На современном этапе развития экономики в связи с непростой социально-экономической обстановкой в России и в мире в целом происходит снижение имеющихся рейтингов региональных облигаций вплоть до «мусорных».

    Замечание 1

    Важно отметить, что в ходе подготовки выпуска облигаций исполнительные органы власти региона должны осуществлять выпуск, учитывая приоритеты займов РФ на международном финансовом рынке, а также субъект должен иметь разрешение на проведение операций валютного характера, связанных с перемещением капитала.

    Количество российских регионов, которые выйдут на рынок облигаций для займов, может увеличиться в 2017 году с 22 до 40, согласно ожиданиям министерства финансов. Такую оценку дает в презентации на сайте министерства директор департамента государственного долга и государственных финансовых активов Минфина Константин Вышковский: Также по итогам 2017 года планируется двукратный рост привлечения по ценным бумагам. Сейчас наибольшие объемы привлечения заемных средств регионам обеспечивают банковские и бюджетные кредиты.

    В общем и целом выход на рынок долга на любом уровне, от крупного бизнеса до муниципалитетов, хорошая идея, полагает старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова. Привлечение средств таким образом позволит не «кормить» банки лишними ставками и переплатами, видеть актуальные цены на займы и развиваться таким образом, чтобы размещения были интересны инвесторам.

    «Тонкое» место таких размещений для муниципалитетов - очень слабая картина перспективы и возможные перебои с обслуживанием такого долга, считает аналитик. Это можно нивелировать, разработав стратегию развития. Инвесторам нужно понимать, что муниципалитет выходит на рынок долга не за тем, чтобы потом «проесть» привлеченный капитал, а за импульсом для развития. Как только это будет хорошо видно, проблем с привлечением средств таким способом не будет.

    Так может и рост получиться

    Выпуск облигаций регионами это закономерный шаг, направленный на то, чтобы в целом приучить регионы брать заемные деньги не в виде кредитов, а с помощью эмиссии ценных бумаг, соглашается аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. Существует некая негласная градация регионов по степени от наихудшего к наилучшему. Условно, самый слабый регион обладает долгом, который составляет около 100% от размера налоговых доходов за год, и весь этот долг номинирован в кредитах от федерального центра. Это плохо, такие деньги неэффективно расходуются, кредиты - постоянно рефинансируются, относятся к ним, скажем так, небрежно. Это деньги, которые достаются очень легко, и поэтому не ценятся.

    В качестве примера он приводит Мордовию, Хакасию, Костромскую и Астраханскую область, Калмыкию, Марий Эл и еще ряд регионов. У них отношение собственного госдолга к доходам собственного бюджета превышает 100%. Получается парадоксальная, демотивирующая управленцев ситуация: слабые регионы вовсю получают бюджетные кредиты, платят по ним невысокий процент, а сильные регионы, у которых мало долгов (Владимирская область, например), финансируют свои растущие расходы. В основном они делают это за счет коммерческих кредитов, платят более высокие проценты по этим долгам, и фактически - дотируют более слабые регионы, потому что слабые получают общие, бюджетные деньги.

    То есть, объясняет Кирилл Яковенко, задача минимум - остановить сваливание в долговую яму, а задача максимум - сделать так, чтобы регионы эмитировали облигации и через это финансировали свои расходные статьи. Это будет честный способ, так как покупатель облигаций на бирже считает свои деньги и не заинтересован вкладывать их в регион, который, с его точки зрения, не покажет экономического роста.

    Регионам, полагает аналитик, придется работать не только над финансовой, но и над имиджевой составляющей, убеждать инвесторов в том, что они собираются расти и развиваться, придется строить отношения с инвесторами, а не с госчиновниками. Биржа, как инструмент, очень полезна, поэтому Минфин и толкает регионы к самостоятельности, предлагая им занимать через прозрачный механизм эмиссии облигаций. Каждый регион при этом может превратиться в подобие отдельного бизнес-проекта, со своими сильными и слабыми сторонами, и это подтолкнет к экономическому росту страну в целом.

    Инвестиции в рынок регионального долга РФ - это не очевидная, но очень перспективная идея, считают эксперты. Каким регионам стоит дать взаймы сегодня, чтобы через год получить хорошую прибыль?

    Облигации регионов — не самые ликвидные бумаги на российском рынке, но у них есть хороший потенциал роста. По словам руководителя дирекции анализа долговых инструментов «Уралсиб Кэпитал» Дмитрия Дудкина, региональные (или субфедеральные) бонды отличаются большим сроком обращения по сравнению с корпоративными облигациями. Это значит, что при снижении доходности цены на эти бумаги будут расти значительно быстрее, говорит он.

    Покупка субфедеральных облигаций особенно актуальна для инвесторов, которые ждут дальнейшего замедления инфляции и снижения ставки ЦБ, считает Дудкин. Он называет выгодными вложениями в некоторые выпуски облигаций Волгоградской («ВолгОбл-12») и Нижегородской («НижгорОбл-9») областей, Красноярского края («КраснЯрКр-9») и Ханты-Мансийского автономного округа («ХМАО-9»). Эти облигации характеризуются большими доходностями (выше 11%), превосходящими размер ключевой ставки ЦБ, и спекулятивными рейтингами от агентств S&P, Moody’s и Fitch, которые свидетельствуют о неплохой кредитоспособности регионов-эмитентов.

    По данным УК «Уралсиб Кэпитал», в отчетности Волгоградской области за 2015 год отношение долга к операционному доходу составляло 40%, а дефицит бюджета был равен 9% дохода — это соответствует средним цифрам для российских регионов. В Красноярском крае отношение долга региона к операционному доходу было на уровне 37%, а дефицит бюджета — примерно 11% дохода, в Нижегородской области — 47 и 9% соответственно.

    А вот в ХМАО ситуация на порядок лучше: в 2015 году отношение долга региона к операционному доходу составляло лишь 5%, а дефицит бюджета был равен 2,3% дохода. Это один из немногих субъектов РФ с относительно устойчивым балансом бюджета.

    Замдиректора департамента управления активами УК «Альфа-Капитал» Евгений Кочемазов признает, что в его портфеле региональные облигации занимают небольшую долю из-за их низкой ликвидности. Однако финансист также склонен считать, что такие вложения интересны для частных инвесторов: ожидаемое снижение инфляции и ключевой ставки ЦБ — повод обратить внимание на региональные бонды.

    «Ликвидность на этом рынке достаточно ограничена, но если ориентироваться на долгосрочные вложения, я бы советовал присмотреться к облигациям ХМАО и Москвы, особенно к выпуску «Москва-48», — говорит Кочемазов. Он обращает внимание, что доходность рублевых облигаций Москвы уже сейчас выше доходности ОФЗ в 1 п.п. ​

    По данным рейтингового агентства S&P, сейчас на долю российской столицы приходится 25% рынка субфедеральныхбондов. На 2016 год бюджет города предусматривает увеличение долга еще на 40 млрд руб., а в 2017 году и 2018 году власти Москвы надеются обойтись без эмиссии новых долговых бумаг.

    Если столичное правительство продолжит наращивать капитальные расходы на фоне снижения доходов — дефицит бюджета окажется больше запланированного, и Москве придется выпускать облигаций на 100 млрд руб. в год, а их ликвидность вырастет, пишет S&P в своем отчете. В декабре 2015 года международное рейтинговое агентство Moody"s Investors Service изменило прогноз рейтинга Москвы с «негативного» на «стабильный».

    Ведущий экономист ГК «Финам» Тимур Нигматуллин отдает предпочтение облигациям Самарской («СамарОбл-10») и Ярославской («ЯрОбл-13») областей. Эти ценные бумаги отличаются высокими доходностями (11-12%) и купоном в 10% годовых. «Эти бонды очень интересны. Они, как и большинство бумаг в субфедеральном секторе, малоликвидны, но инвестор может купить их не только из-за высоких купонных выплат, но и чтобы сыграть на понижении ключевой ставки ЦБ», — подчеркнул Нигматуллин. Впрочем, финансист считает, что субфедеральные облигации являются привлекательным активом скорее для крупных институциональных инвесторов, чем для частных.

    Самарская область входит в число крупнейших эмитентов госдолга, по версии агентства S&P, занимая долю на этом рынке в 6%. В мае-июне 2016 года регион собирается выпустить облигации для населения на 510 млн руб. со сроком обращения от одного года до 30 лет. Вырученные деньги областные власти намерены направить на инфраструктурные проекты, включая реконструкцию центра Самары.

    Ярославская область, в свою очередь, последовательно сокращает дефицит бюджета. Несмотря на то что региону не удастся выйти в плюс в 2016 году, как это планировалось прошлой весной, правительство ожидает нехватку средств в этом году на уровне 744 млн руб. Для сравнения: в 2015 году дефицит бюджета составил 3,63 млрд руб.

    Старший аналитик по облигациям в компании «Атон» Яков Яковлев подчеркивает, что при инвестициях в региональный сектор долгового рынка следует ориентироваться на баланс между хорошим кредитным качеством ценных бумаг и их доходностью. По этому параметру наиболее привлекательными выглядят облигации Нижегородской области и Республики Коми (выпуск «Коми-11), отмечает финансист.

    Доходность облигаций выпуска «Коми-11» превышает размер ключевой ставки ЦБ. Сегодня эти облигации торгуются с премией 2 п.п. к ОФЗ. Кроме того, по объему доходов регионального бюджета на одного жителя Республика Коми входит в число лидеров среди российских регионов и является одним из немногих доноров федерального бюджета.

    Яковлев из «Атона» отмечает, что по мере роста числа размещений на рынке субфедерального госдолга ситуация с ликвидностью будет улучшаться, поэтому эти бумаги могут представлять интерес для долгосрочного инвестора.

    Ранее аналитики агентства S&P спрогнозировали рост объема рынка облигаций региональных и муниципальных органов власти к концу 2017 года в два раза, до 800 млрд руб. По их оценкам, регионы и муниципалитеты будут ежегодно выпускать облигации объемом около 300 млрд руб. В 2015 году субъекты РФ выпустили бондов на 95 млрд руб. — это на 12% меньше, чем в 2014 году. Объем рынка субфедерального долга составил 460 млрд руб.