Стройка, дизайн, ремонт

Взаимодействие педагога дополнительного образования с родителями. Формы работы с родителями в учреждении дополнительного образования детей Беседы с родителями в дополнительном образовании

Консультация для педагогов дополнительного образования «Методы и формы работы с родителями»

Зверуго Полина Николаевна, методист ГУО «Слуцкий Центр детского творчества».
Описание: Большой диапазон направлений и сфер образовательной и социальной деятельности, многообразные формы и методы, применяемые в образовательном процессе учреждения дополнительного образования, позволяют удовлетворять разнообразные потребности учащихся и их родителей, дают им возможность проявить себя в различных видах творческой и социальной деятельности.
Данный материал будет полезен для педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов, родителей.
Цель: систематизировать знания педагогов по организации работы с родителями в условиях учреждения дополнительного образования.
Задачи:
1) определить основные цели взаимодействия педагогов с родителями;
2) выявить и охарактеризовать эффективные формы, методы взаимодействия педагогов с родителями;
3) мотивировать педагогов к самосовершенствованию личности, раскрытию творческого потенциала.

Особый приоритет воспитательной работы в учреждении дополнительного образования – формирование культуры семейных отношений, родительской ответственности за воспитание детей, стимулирование их общественной инициативы, коррекция детско-родительских отношений. В государственном учреждении образования «Слуцкий Центр детского творчества» данная работа проводится в условиях позитивного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную взаимопомощь педагогов и родителей.
В Слуцком Центре детского творчества система работы по взаимодействию с семьями учащихся осуществляется посредством разнообразных форм и методов работы.
Так, в начале учебного года в учреждении традиционно проходит Неделя учреждений дополнительного образования . Для ребят и их родителей запланированы увлекательные гид-маршруты, интерактивные площадки, путешествия, веб-витрины, демонстрирующие новые направления деятельности объединений по интересам, достижения учащихся и педагогов.
В практике работы Центра используются групповые формы взаимодействия с родителями: родительские собрания, досуговые мероприятия.
Апробированные формы родительских собраний:
открытый микрофон;
ярмарка творческих идей;
театрализованная гостиная;
академический концерт;
премьеры спектаклей;
концерты класса;
творческий отчет;
заседание музыкального клуба «Альтерация».
Формы досуговых мероприятий:
концерты-поздравления;
показ спектаклей образцовых коллективов;
конкурсы-фестивали;
экскурсионные поездки.
В Слуцком ЦДТ ежегодно проводятся праздники, совместные с педагогами, учащимися и их родителями : «Любовью материнской мир прекрасен» (к Международному Дню матери), «Город счастливых надежд» (к дню защитника Отечества, Международному женскому дню), «Папа, мама, я – дружная семья» (к Международному Дню семьи), «Добрые ладошки» (к Международному дню инвалидов), «Театр плюс» (к Международному дню театра), «Прыйшлі калядкі, бліны, аладкі», «У хаце не сядзі – да нас прыхадзі, на Масленку паглядзі».


С целью проявления творческого потенциала семьи в учреждении проводятся разнообразные семейные творческие конкурсы . Среди них: психологический детско-родительский конкурс «Мы вместе!», конкурсно-развлекательная программа «Мой экипаж – семья!».



В работе учреждения широко практикуется вовлечение родителей в творческую жизнь детей . Посредством интереса к творческим успехам своего ребенка, родители оказывают помощь педагогам в организации фестивалей, конкурсов. Примером таких мероприятий могут послужить: международный фестиваль славянских культур «Светоч» (Эстония), международный детский фестиваль-конкурс «Черноморские легенды» (Абхазия), фестиваль дружбы и искусства «Дети гор и долин» (Польша, Словакия), международный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Париж, я люблю тебя!» (Франция), фестиваль «Болгарская роза» (Болгария).
Программа конкурсов-фестивалей, как правило, организована таким образом, что помимо конкурсных выступлений у учащихся и их родителей есть возможность познакомиться с достопримечательностями Польши, Словакии, Абхазии, Испании, Болгарии, Эстонии.
Работа с родителями строится в режиме системных мероприятий через разнообразные формы:
онлай-конференция;
дистанционное просвещение;
обучающий семинар;
обмен мнениями;
акция милосердия;
урок нравственности;
родительские мастер-классы;
заседание музыкального кафе (интерактивное занятие для начинающих цимбалистов);
родительская копилка (занятие, посвященное Всемирному дню ребенка);
брифинг (по профориентации);
творческая лаборатория;
вечер отдыха с родителями.



Таким образом, использование педагогами разнообразных форм и методов взаимодействия с родителями учащихся, позволяет создать атмосферу доверительного отношения, благоприятного психологического климата.

Взаимодействие с семьей - одна из актуальных и сложных проблем в работе каждого педагога. В основе такого взаимодействия - постоянное внимание к развитию ребенка, своевременные и педагогически обоснованные рекомендации, изучение особенностей и возможностей каждой семьи. В создании союза педагогов и родителей важнейшая роль принадлежит педагогам.

Взаимодействие педагогов и семьи - целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются и проблемы воспитания детей.

В системе работы педагога дополнительного образования с родителями можно выделить такое направление, как педагогическое просвещение. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

Можно выделить традиционные и инновационные формы взаимодействия педагога дополнительного образования с семьей.

К традиционным формам работы можно отнести следующие.

Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для педагога. Родители получают реальное представление об успехах и поведении ребенка, педагог же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого учащегося.

Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Принципы успешного консультирования - доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

Открытые занятия обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами, методикой преподавания, требованиями педагога, достижениями учащихся. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в год давать возможность родителям присутствовать на открытом занятии. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики современного образовательного процесса.

Очень хорошо, если родители являются частыми гостями на досуговых мероприятиях. Это спортивные соревнования, концерты, выставки, соревнования и т. д. Все это позволяет родителям лучше узнать своих детей, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта.

Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в учреждении, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения.

Родитечъский клуб - это неформальное объединение родителей для решения практических задач воспитания. Обычно семейные клубы организуются группой энтузиастов, дети которых вместе занимаются в кружках, студиях, секциях. Людей сплачивает увлеченность конкретными идеями в воспитании или идеях совместного проведения досуга.

Но, к сожалению, в настоящее время социальная активность родителей практически сведена к нулю. Поэтому одной из форм работы с родителями может стать создание родительского клуба для активизации личностной активности родителей.

В основе деятельности родительского клуба - добровольность. Здесь не может быть приказов, назначений на должность, поручений вопреки желанию самого исполнителя. В родительском клубе критически настроенным родителям становятся видны не только недостатки, но и достоинства. Являясь членами родительского клуба, люди чувствуют себя более защищенными и уверенными в жизни, пользуются коллективной психологической поддержкой.

Самопознание, преодоление эгоцентричности и развивающаяся способность к пониманию других людей, личностное развитие членов такой общности через многообразные формы совместной деятельности - вот социально-психологический смысл деятельности родительского клуба.

Воспитательная значимость общения родителей и детей находится в прямой зависимости от того, как взрослые понимают саму суть воспитания. Для осуществления «парной педагогики» необходимо проведение совместного отдыха, совместной трудовой деятельности, организации совместной досуговой деятельности родителей и детей.

Широкие возможности для реализации совместной деятельности дает кооперация с другими родителями. Именно для этого создаются и функционируют родительские клубы. Создание родительского клуба является особой формой работы центра дополнительного образования с родителями.

Родительское собрание - форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.

Родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успешности учащихся не самоцель, а мостик к той или иной педагогической проблеме.

Виды родительских собраний многообразны: организационные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания- диспуты, итоговые и г. д. Очередная тема собрания выбирается всеми родителями.

При подготовке и проведении родительского собрания нужно учитывать ряд следующих важных положений:

  • - атмосферу сотрудничества учреждения и семьи по реализации программы усиления плюсов и ликвидации минусов в характере и поведении ребенка;
  • - интонацию собрания (советуем, размышляем вместе);
  • - профессиональный задел педагога - знания, компетентность (знание жизни каждого ребенка, представление об уровне его потребностей, состоянии здоровья, отношений в детском коллективе);
  • - добрые, доверительные отношения (доброжелательность, сердечность, взаимопонимание, взаимопомощь);
  • - главные показатели эффекгивности родительского собрания (активное участие родителей, атмосферу активного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации).

Университет педагогических знаний - вооружает родителей необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся и их родителей.

Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы и т. д.

К нетрадиционным (инновационным) формам сотрудничества с семьей можно отнести следующие.

Конференция - форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.

Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей, на занятиях университета педагогических знаний, предшествующих конференции, иногда предлагается заполнение краткой анкеты.

Конференция обычно открывается вступительным словом директора учреждения или педагога дополнительного образования. С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конференции.

Педагогическая дискуссия (диспут) - одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута - ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута - уважение к позиции и мнению любого участника.

Практикум - это форма выработки у родителей педагогических умений но воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.

В ходе педагогического практикума педагог предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и педагогов и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

К инновационным формам взаимодействия с семьей, кроме вышеперечисленных, можно также отнести: тренинги для родителей, психологические разминки, круглые столы, устные журналы, практикумы для родителей, вечер отдыха для родителей и детей.

Активные формы взаимодействия с родителями - важное условие раскрытия творческого потенциала семьи. Действия, дарящие ощущение праздника, радости, веселья, долго согревают и детские и взрослые воспоминания, а положительные эмоции важны всем. Кроме того, происходит косвенное руководство по организации досуга семей учащихся. Огромное значение имеет положительное общение для детей из неполных и проблемных семей. Встреча с авторитетными родителями своих одноклассников может сделать для ребенка гораздо больше, чем беседы и нравоучения, т. е. происходит также и косвенное влияние на будущие поступки ребенка, формирование его характера через стремление к подражанию, в том числе и формируется значимое отношение к понятию «семья» .

Использование нетрадиционных форм сотрудничества с родителями позволяет и детям и родителям увидеть друг друга в непривычной обстановке, лучше понять близких.

Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости общее дело может совершить переворот в сознании пап и мам, раскрыть в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливее; поднимет авторитет школы, позволит объединить воспитательные усилия родителей.

Творческое общение с семьями - то главное, что помогает педагогу успешно влиять на развитие личности каждого ребенка, формирует ценностное отношение к семье. В современных условиях семья становится одним из центральных объектов разных областей знания: социальной педагогики, социальной работы, здравоохранения, образования и др.

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в деятельности педагога. Родители учащихся являются основными участниками воспитательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы.

Родители нуждаются не только в информировании со стороны педагогов. Родитель должен чувствовать, что он нужен педагогам и что они готовы работать с ним постоянно и системно. Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьей, а комплексное и планомерное взаимодействие с ней. Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогическим коллективом постепенно становятся готовыми к взаимодействию.

Сегодня есть родители, которые полностью посвящают себя воспитанию детей, они ждут от педагогов советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя в общественной и досуговой жизни своего ребенка и всего учреждения в целом.

Как отмечалось выше, одной из существенных сторон совместной деятельности с семьей является единый подход к реализации целевых установок и повышения содержательности образовательно- воспитательной работы с учащимися. Весьма важно, чтобы родители хорошо осознавали целевые установки воспитания, в основе которого лежит необходимость формирования личности, и обращали внимание не только на учебные успехи детей, но и проявляли повседневную заботу об их трудовой и технической подготовке, физическом, нравственном и эстетическом воспитании.

Контрольные вопросы

  • 1. Охарактеризуйте современные тенденции и проблемы семейного воспитания.
  • 2. Раскройте условия развития и саморазвития личности в семье.
  • 3. Определите основные направления и формы работы педагога дополнительного образования с семьями учащихся. Предложите формы, не указанные в пособии.
  • 4. Сделайте сравнительный анализ особенностей воспитания детей в семье и системе дополнительного образования.
  • 5. Сделайте исторический обзор теорий семейного воспитания в работах отечественных педагогов. Проведите взаимосвязь с современными проблемами и взглядами на семейное воспитание.
  • 6. Определите основные направления работы педагога дополнительного образования с семьями учащихся.
  • 7. Охарактеризуйте формы работы педагога дополнительного образования с семьей. Предложите формы, не указанные в пособии.
  • 1. Разработайте и подготовьте план проведения первого родительского собрания.
  • 2. Составьте перечень возможных поручений, форм участия родителей в педагогической деятельности учреждения.
  • 3. Составьте план подготовки и проведения одного из совместных дел родителей и детей.
  • 4. Подберите диагностические методики, определяющие особенности семейного воспитания.
  • 5. Предложите критерии оценки удовлетворенности родительских ожиданий работой учреждения дополнительного образования.
  • 6. Составьте аннотированный перечень форм работы педагога дополнительного образования с семьями учащихся.
  • Куликова I А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.. 2006. - С. 135.

Работа с родителями в дополнительном образовании.

Автор: Брюшинина Татьяна Юрьевна.
Должность и место работы: Муниципальная Бюджетная Организация Дополнительного Образования Учебный Центр, Бурятия Муйский район п. Таксимо.

Назначение: Данный материал предназначен для преподавателей, методистов дополнительного образования. Поможет в организации работы с родителями в дополнительном образовании. Акцент сделан на описании форм работы с родителями в ДО, что поможет выбрать наиболее удобные для вашего образовательного процесса.
Взаимодействие семьи и дополнительного образования отличается от взаимодействия с родителями в школе. Отношения между учащимися, родителями и педагогами в дополнительном образовании построены на основе свободы выбора. Но, как правило, большинство родителей не видит необходимости систематически общаться с преподавателями ДО, вследствие чего обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с семьей ребенка. Отношение родителей к занятиям ребенка в системе дополнительного образования нередко носит парадоксальный характер:
с одной стороны – родители заинтересованы в том, чтобы ребенок занимался «полезным делом»;
с другой стороны, значительная часть родителей проявляет крайне «потребительское отношение» к занятиям и педагогу. Сложным является и понимание родителями содержания деятельности детского объединения, его значения в развитии ребенка – к занятиям относятся как чему-то несерьезному, либо сразу рассматривают их как начальную профессиональную подготовку.
В тоже время успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов.
Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
Основная цель работы с родителями обучающихся, в создании психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, укрепление партнерских отношений педагогов, родителей, детей, в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной воспитательной среды. Вместо обособленности и формальной связи с родителями, педагоги дополнительного образования должны стремиться идти к социальному партнерству с семьей, с родителями, включая их в образовательный процесс.
Работа с родителями включает в себя комплекс мер – различные формы психологического просвещения, обучения, консультирования, профилактики, - которые помогают взрослым осознать свою роль в развитии семейных связей, лучше заботиться о благополучии ребенка, развивать его в интеллектуальном, социальном, чувственном, этическом, эстетическом плане.
Задачи сотрудничества с родителями:
1. Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.
2. Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.
3. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

В процессе развития ребенка современная педагогика выделяет три сферы:
образование – (целенаправленное воздействие на ребенка),
семью (основной институт социализации личности)
социум (стихийное влияние «улицы»).
Система дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы образования, что определяет необходимость педагогов дополнительного образования не только учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех фактов, определяющих становление личности, но и по возможности создавать условия для их содержательного взаимодействия. Если первичным является отдельный человек, то семья представляет ту микросреду, в которой, по выражению Ф.М.Достоевского, человек и может только «выделаться» в человека. Именно поэтому, и семья должна выступать помощником общества, и общество должно всемерно помогать, поддерживать семью.
С точки зрения общества, быть родителем – это значит, прежде всего, удовлетворять основные потребности ребенка, заботиться о его здоровье, благополучии, счастье. С точки зрения педагогики и детской психологии, в это понятие включаются взаимоотношения с детьми, их воспитание, направленное на развитие личности.
Родители испытывают потребность получать поддержку в воспитании своих детей. Очевидно, что сейчас эта потребность в квалифицированной помощи актуальна как никогда, поскольку, занимаясь профессиональной подготовкой подрастающего поколения, воспитание будущих родителей находится на очень низком уровне. Воспитание родителей – международный термин, под которым понимается также помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей – родительские функции.

Как показывает опыт работы с родителями, их интересует в большей степени именно совместная деятельность с их детьми. Это хорошая возможность увидеть своего ребенка в новых незнакомых видах деятельности, посмотреть на него другими глазами, просто провести время рядом с ним.

Для этого в дополнительном образовании используются активно следующие формы работы с семьей:
1. Групповые формы:
Дни открытых дверей.
Конференция.
Родительское собрание.
Творческие мастерские.
Совместная игровая деятельность.

2. Индивидуальные формы:
Анкетирование, диагностика.
Посещение семьи на дому.
Индивидуальная консультация (беседа).
Просветительская работа.

Остановимся на вышеперечисленном более подробно:
Интерактивные формы работы.
Анкетирование, диагностика. Проводится для выяснения запросов родителей, удовлетворенности работой преподавателя, объединения, организации. Составить анкеты по различным вопросам вам помогут методисты и психологи, педагогическая и методическая литература.
Посещение семьи на дому. Эта форма работы с родителями не всегда является удобной и приемлемой, но возможно для кого-то она покажется необходимой. Это очень эффективная форма, и иногда является переломной в отношениях педагога и родителя. О посещении необходимо договариваться с родителями заранее.
Конференция. Форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Проводятся раз в год, требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. Темы конференций должны быть конкретными. Конференции нужно проводить не в отдельном объединении или группе, а в отделе или в организации в целом.
Индивидуальная консультация (беседа). Во время бесед обе стороны имеют возможность познакомиться с микроклиматом в семье, обговорить волнующие родителей и педагогов проблемы. Эта форма очень эффективная. На индивидуальных беседах родители более открыты, нежели на групповых встречах. Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при встрече или по телефону, письменное приглашение) или по инициативе самих родителей.
В приглашении важно сформулировать цель беседы с родителем, недопустима такая формулировка, как «Зайдите ко мне, пожалуйста, на следующей неделе», так как данное высказывание приводит родителей в состояние ожидания, мучительной неопределенности и неведения.
Девиз консультации: «Мы вместе против проблемы, но не против друг друга».
Совместная игровая деятельность.
Одним из оптимальных пространств для реализации части идей – есть игровое пространство. Именно в игре ребенок чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологический простор и свободу. При этом исключительно важна роль взрослого, который это пространство организует. Именно поэтому педагоги считают необходимым занять самую активную позицию не только как организаторы игр, программ, но и как помощники родителей в приобретении новых знаний о способах совместного с детьми времяпровождения. Опыт организации такого рода работы показывает, что при этом результативность совместной деятельности значительно возрастает, так как сочетаются возможности и преимущества ее участников: опыт и мудрость взрослого, оригинальность и нестандартность мышления детей.
Через игру взрослым легче корректировать отношения между детьми, прививать навыки самоорганизации, уважительного отношения друг к другу.

Традиционные формы работы.
Дни открытых дверей. Способ познакомить родителей с содержанием, методами и приемами воспитания и обучения, условиями детской деятельности. Иногда «день открытых дверей» помогает преодолеть негативное или предвзятое отношение родителей к ребенку, его способностям, увидеть его в другом, ранее не известном свете. Может проводиться до 3 раз в год.
Творческие мастерские. Родители и дети могут периодически вовлекаться в совместную деятельность в творческих мастерских. Под основной целью функционирования творческих мастерских подразумевается создание условий для творческой самореализации детей и родителей и как результат – радость совместного творческого труда.
Родительское собрание. Это основная форма работы с родителями, в которой концентрируется весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Однако проведение встреч в виде формальных отчетов и поучающих бесед имеет негативные последствия. Нужно использовать методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный, деловой разговор.
В подготовке и проведении родительских собраний надо учесть следующие моменты:
1. За 2-3 недели до собрания объявить дату проведения обучающимся. Такой срок позволит родителям спланировать своё время в день проведения собрания и создаст психологический настрой на посещение ОДОД.
2. Выступление педагога на собрании должно быть хорошо подготовленным, эмоциональным, доброжелательным.
Задача педагога состоит в том, чтобы поддержать интерес каждого родителя к общей работе в процессе самого собрания, Это возможно тогда, когда родители на фоне общих дел видят деятельность своих детей.
Родители, приводящие своих детей на занятия в учреждение дополнительного образования, как правило, не склонны выслушивать длинные монотонные лекции (пусть даже на интересующую их тему).
3. Собрание целесообразно проводить не реже 1-2 раз в учебный год.
Просветительская работа.
Разработка и ведение сайта (или странички на сайте вашей организации дополнительного образования) В последние годы в связи с активным внедрением интерактивных форм общения в нашу жизнь, педагоги стали использовать возможности сети интернет для освещения деятельности своего творческого объединения. Структура сайта, содержание представленного на нем материала не должны противоречить требованиям Российского законодательства.
Если на сайте имеются интерактивные опросы для родителей, то эту форму работы можно также отнести и к интерактивным.
Наглядная информация. Наглядная информация в виде стендов и уголков универсальна и имеет огромные возможности по освящению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителя. Поэтому важна форма и способ подачи информации, а так же её содержание.
Формы наглядно-текстовой информации:
Выставки тематические, посвященные какой-либо теме, связанной с семьей.
Групповые выставки детских работ (периодически).
Индивидуальные (персональные) выставки детских работ.
Фотовитрины и фотоколлажи: стенды представленные фотографиями детей, отражающих их жизнедеятельность в ОДОД.
Передвижная библиотечка. Эта форма особенно оптимальна для родителей дошкольного и младшего школьного возраста. Передвижная библиотечка предполагает» чтение на месте», когда родители ожидают ребенка. Педагог может выставлять книги по актуальным проблемам воспитания детей, журналы, брошюры, буклеты и т. д.
Газета. Она привлекает своей красочностью, фотографиями детей, статьями, авторами которых являются сами дети, педагоги и сами родители. Газета может включать репортаж с места событий (конкурс, поход), интервью, практические советы, поздравления и благодарности, юмор и многое др.
Буклеты. Помогают педагогу представить свое объединение. В буклете может содержаться информация за несколько лет (цель программы, достижения, история выпускников, отзывы родителей и т.п.), а также на конкретный учебный год – расписание, режим работы, необходимое оборудование, правила поведения, контактные данные директора и педагога и т.д.

Государственно-общественные формы работы.
Данные формы работы предполагают создание попечительских советов, советов школ, советов отцов, городских и районных советов родителей; вхождение родителей в управляющие советы учреждений и т.п.
В целом, чётко организованная работа с родителями носит конструктивный характер, позволяя смоделировать единую образовательную среду в организации. Поскольку именно родители изначально являются главными заказчиками образовательных услуг, специалистам необходимо стремиться уделять должное внимание эффективным формам взаимодействия организаций дополнительного образования с семьями воспитанников.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РОВЕСНИК» ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»

Основные формы работы с родителями

в учреждении дополнительного образования детей

Евпатория, 2015

Введение

Современные родители рассматривают учреждение дополнительного образования детей (Далее – ДОД) не только как место для развития хобби ребенка, для организации его досуга, но и, прежде всего, заинтересованы в образовательных успехах ребенка, и нацелены на образовательный результат. Поэтому для педагога дополнительного образования очень важно установление партнерских отношений с родителями, создание атмосферы поддержки и общности интересов, взаимопонимания, сотрудничества и взаимодействия. Эффективность взаимодействия с родителями во многом зависит от форм организации работы.

Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.

Работа с родителями включает в себя комплекс мер – различные формы психологического просвещения, обучения, консультирования, профилактики, – которые помогают взрослым осознать свою роль в развитии семейных связей, лучше заботиться о благополучии ребенка, развивать его в интеллектуальном, социальном, чувственном, этическом, эстетическом плане.

Задачи сотрудничества с родителями:

    Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.

    Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.

    Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.

    Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Данные рекомендации помогут педагогам создать систему работы с родителями обучающихся, а также избежать традиционных конфликтов между родителями и учреждением дополнительного образования детей. Кроме того, хорошо организованная система работы педагога с родителями обучающихся – это путь к повышению профессионального уровня и мастерства педагога, гарант совершенствования его личностных качеств, развития педагогического творчества, стратегия, направленная на отработку профессиональных навыков, формирование готовности к профессиональному самообразованию и самовоспитанию.

Составитель: Бессарабова Т.А.

Основные формы взаимодействия педагога с родителями обучающихся

Для этого в дополнительном образовании активно используются следующие формы работы с родителями:


1. Групповые формы:
Дни открытых дверей.
Конференция.

Родительское собрание.
Творческие мастерские.


2. Индивидуальные формы:
Анкетирование, диагностика.
Посещение семьи на дому.
Индивидуальная консультация (беседа).
Просветительская работа.

Остановимся подробно на каждой из них.

Групповые формы:

Дни открытых дверей . Это не только средство удовлетворения интереса к тому, как живут дети в детском объединении. Это способ познакомить родителей с содержанием, методами и приемами воспитания и обучения, условиями детской деятельности. Иногда «день открытых дверей» помогает преодолеть негативное или предвзятое отношение родителей к ребенку, его способностям, увидеть его в другом, ранее не известном свете. Может проводиться до 3 раз в год.

Конференция. Форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ обучающихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Конференции нужно проводить не в отдельном объединении, а в учреждении в целом. Это могут быть читательские конференции «Круг семейного чтения» и др.

Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях). Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.

На конференцию обязательно пригласить несколько специалистов в области выбранной темы.

Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни объединения и родительского коллектива. Педагог направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Это - взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: «Мы - одна семья»; «О доброте и милосердии»; «Учимся общению», «Психологический климат в коллективе» «Роль отца в воспитании детей» и др. Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме «круглого стола», диспута, тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.

Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.

Организация и структура родительского собрания (Приложение 1).

Творческие мастерские . Родители и дети могут периодически вовлекаться в совместную деятельность в творческих мастерских. К такой работе привлекаются педагог декоративно-прикладного творчества, которые помогают появлению на свет продукта совместного творчества. Под основной целью функционирования творческих мастерских подразумевается создание условий для творческой самореализации детей и родителей и как результат – радость совместного творческого труда.

Совместная досуговая деятельность.

Одной из самых популярных и востребованных форм работы с родителями в системе ДОД, является организация совместных досуговых мероприятий. Совместные воспитательные и праздничные мероприятия активизируют и повышают заинтересованность родителей.

Формы досуга : совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей; просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; спортивные соревнования, КВН; туристические походы, экскурсионные поездки. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т. п.

Примерами таких мероприятий могут быть традиционными праздники: «Волшебница Осень», «Новогодние приключения», «8 Марта – праздник мам», «Выпускной бал», «День матери», «День отца», «День бабушек и дедушек», «День моего ребенка», «День взаимного благодарения»; творческие конкурсы и фестивали: «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, «Семья-эрудит», «Семейное увлечение», «Наша дружная семья», «Хобби и увлечения моей семьи», «Мир семейных увлечений», «Папа, мама, я – дружная семья», «Традиции в моей семье», «Мама, папа, я – читающая семья». Конкурс может состоять из нескольких этапов:

Литературный, родителям совместно с детьми предлагается в форме эссе, рассказа, новеллы, сочинения раскрыть определенную тему: «Новогодние традиции моей семьи»;

Литературно-художественный, рассказы о родителях, бабушках, дедушках например, «Трудовая династия моей семьи», «Папа - настоящий друг», «Мама – солнышко мое», «Родовое имя семьи - фамилия», «Родословное древо нашей семьи», иллюстрируемые фотографиями, рисунками, аппликациями.

По результатам конкурсов оформляются выставки и оформляются сборники сочинений, рассказов, эссе детей и родителей.

Фотовыставки из семейных архивов на определенную тематику: «Отдых в нашей семье», «Праздники и будни моей семьи» и т.п.

Выставка прикладного и изобразительного творчества «Хобби», «Семейные увлечения».

Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды.

Индивидуальные формы:

Анкетирование, диагностика . Проводится для выяснения запросов родителей, удовлетворенность работой педагога, объединения, учреждения. Заполненные анкеты должны храниться в течение учебного года. Затем они утилизируются, а обобщенные результаты педагог хранит как минимум в течение 5 лет (межаттестационный период). Письменные отзывы родителей о деятельности педагога составляются, как правило, в свободной форме, хранятся у педагога в папке достижений или портфолио.

Посещение семьи на дому . Это очень эффективная форма, и иногда является переломной в отношениях педагога и родителя. О посещении необходимо договариваться с родителями заранее. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ребенка. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах о склонностях, об отношении к родителям, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.

Индивидуальная консультация (беседа). Эта форма самая распространенная и эффективная. На индивидуальных беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их тревожат. Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при встрече или по телефону, письменное приглашение) или по инициативе самих родителей.

Организация и проведение индивидуальных консультаций (бесед) (Приложение 2).

Просветительская работа.

Разработка и ведение сайта (или странички на сайте ДОД, группа в контакте ) творческого объединения. В последние годы в связи с активным внедрением интерактивных форм общения в нашу жизнь, педагоги стали использовать возможности сети интернет для освещения деятельности своего творческого объединения. Сайт может быть создан полностью педагогом или на базе конструктора сайтов (каких сейчас великое множество) или на официальном сайте вашей организации.

Структура сайта, содержание представленного на нем материала не должны противоречить требованиям Российского законодательства.

Если на сайте имеются интерактивные опросы для родителей, то эту форму работы можно также отнести и к интерактивным.

Наглядная информация . Формы работы по педагогическому просвещению разнообразны. Наглядная информация в виде стендов и уголков универсальна и имеет огромные возможности по освящению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителя. Поэтому важна форма и способ подачи информации, а так же её содержание.

Формы наглядно-текстовой информации :

    Выставки тематические, посвященные какой-либо теме, связанной с семьей.

    Групповые выставки детских работ (периодически).

    Индивидуальные (персональные) выставки детских работ.

    Фотовитрины и фотоколлажи: стенды представленные фотографиями детей, отражающих их жизнедеятельность в ДОД.

    Информационные стенды: «Для вас, родители!», «Университет» для родителей», «Ликбез для родителей». На стенде можно размещать информацию в виде памяток, советов, рекомендаций представлены материалы по темам воспитания детей.

    Газета. Она привлекает своей красочностью, фотографиями детей, статьями, авторами которых являются сами дети, педагоги и сами родители. Газета может включать репортаж с места событий (конкурс, поход), интервью, практические советы, поздравления и благодарности, юмор и многое др.

    Буклеты. Помогают педагогу представить свое объединение. В буклете может содержаться информация за несколько лет (цель программы, достижения, история выпускников, отзывы родителей и т.п.), а также на конкретный учебный год – расписание, режим работы, необходимое оборудование, правила поведения и т.д.

    Золотые фонды. Данная форма является интересной, но, к сожалению, она не достаточно популярна, так как требует определенных материальных затрат. В рамках это формы можно организовать следующие фонды:

    Видеотека может включать не только фильмы, но и записи детских праздников, конкурсов, ярмарок, открытых занятий или просто жизнь детей в ОДОД.

    «Семейная библиотека» в этот фонд могут входить художественная и публицистическая литература, развивающие пособия, методические рекомендации по воспитанию детей, популярная педагогика и психология для родителей, периодические издания.

Таким образом, используя различные формы общения с родителями, педагог создает благоприятный микроклимат между самими обучающимися и семьей в целом, необходимый для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка; повышает уровень педагогической и психологической грамотности родителей. Ведь только совместная деятельность поможет добиться оптимальных результатов в воспитании и обучении детей.

Использованная литература:

    Калейдоскоп родительских собраний / Под ред. Н.А. Алексеевой. Вып. 1,2. М., 2001.

    Коляда М. Шпаргалка для родителей. Донецк, 1998.

    Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. М., 2000.

    Хамяляйнен Ю. Воспитание родителей. М., 1993.

Приложение 1

Организация и структура родительского собрания

Собрание организуется не реже 2-х раз в год. Родительское собрание может быть трех видов: организационное, итоговое, тематическое.

В начале учебного года обязательно проводится организационное собрание, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, получить консультацию). Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей. Родителям учащихся 1-го года обучения важно презентовать образовательную программу и результаты ее освоения, специфику и расписание занятий.

Любое родительское собрание требует от педагога тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», плана, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. При подготовке тематического собрания желательно заранее предложить родителям анкету по проблеме, которая выносится для беседы, порекомендовать прочесть книги или ознакомиться с материалами периодической печати. Важно продумать оформление учебного кабинета, зала (оформить выставку творческих работ обучающихся, подобрать литературу для родителей, выпустить тематическую газету). Не менее значима и форма приглашения родителей на собрание.

Встреча должна начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность 1-1,5 часа.

Каждое собрание (имеется в виду не тематическое, а рабочее собрание) структурируется в соответствии со следующей повесткой:

    Информация об учреждении дополнительного образования детей, о детском объединении, о достижениях детей за прошедший период (только положительная информация).

    Полезная информация от специалистов (врачей, психологов, социологов, ученых, работников правоохранительных органов).

    Информация о работе родителей с обучающимися за прошедший период.

    Планирование участия родителей в делах детского объединения на следующий период.

В заключительной части встречи педагог благодарит родителей за участие, совместную работу. Просит задержаться тех, родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, чтобы выяснить причины и выработать совместное решение о возможных путях их преодоления.

В конце учебного года проводится итоговое собрание. Главная его цель – представление родителям образовательных результатов по программе, демонстрация достижений обучающихся, а также планирование деятельности детского объединения на следующий учебный год.

Приложение 2

Организация и проведение индивидуальных консультаций (бесед)

Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при встрече или по телефону, письменное приглашение) или по инициативе самих родителей.

В приглашении важно сформулировать цель беседы с родителем, недопустима такая формулировка, как «Зайдите ко мне, пожалуйста, на следующей неделе», так как данное высказывание приводит родителей в состояние ожидания, мучительной неопределенности и неведения.

Зная цель консультации, родитель сможет подготовиться к ней не только психологически, но и информационно, собрать какие-либо сведения, вспомнить необходимые факты. Как минимум консультация длиться 20 минут. Консультация «между делом» в шумном общем коридоре никакой пользы не приносит. Успех беседы во многом зависит от педагогического такта, чуткости, способности заинтересовать родителя.

Девиз консультации: «Мы вместе против проблемы, но не против друг друга».

Залог успешной консультации:

    Искренне интересуйтесь родителями (задавайте им вопросы).

    Приветствуйте их радостно и с энтузиазмом, тогда ваш настрой перейдет и к родителям.

    Улыбайтесь.

    Называйте родителей по имени и отчеству.

    Будьте хорошим слушателем (умение слушать - успех любой консультации).

    Держите паузу.

    Внушайте родителю сознание его значимости и делайте это искренне.

    Если вы вынуждены сделать выговор, начните с похвалы.

    Сначала говорите о собственных ошибках, а затем уже об ошибках родителей.

    Выражайте родителям одобрение по поводу малейших их удач и отмечайте каждый их успех.

    Не стремитесь, во что бы то ни стало отстоять собственную позицию.

    Учитывайте личные интересы родителей.

Приложение 3

Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения

Цель исследования – изучение мнения родителей учащихся о воспитательной работе и организации взаимодействия в учреждении и детском объединении.

Задачи исследования:

    Определить активность участия детей и их родителей в жизни учреждения дополнительного образования, подготовке и проведении мероприятий в объединении и учебной группе.

    Определить, насколько удовлетворены родители учащихся отношениями со всеми участниками образовательного процесса.

    Выявить эмоциональное отношение родителей учащихся к учреждению дополнительного образования детей, к мероприятиям, к негативным явлениям в детском объединении.

Исследование проводится на родительском собрании. Работа ведется по специальному опроснику. Анкета выдается каждому родителю, и они отвечают на все вопросы в течение 10-12 минут.

Уважаемые родители!

Пригашаем Вас принять участие в опросе по вопросам воспитательной системы Центра детского творчества и взаимодействия педагогов и родителей.

Ваше мнение поможет понять существующее положение и выработать рекомендации для педагогического коллектива по улучшению воспитательной работы в ЦДТ.

Надеемся на искренние ответы. Результаты работы будут использованы только в обобщенном виде, поэтому свою фамилию можно не указывать. Запишите только название образовательной программы или объединения, в котором ваш ребенок занимается.

Необходимо ознакомиться с вариантами ответов на каждый вопрос, затем выбрать и указать на листе для ответов тот из них, который больше всего соответствует вашему мнению.

Заранее благодарим и желаем успеха!

    Участвовал ли Ваш ребенок в подготовке и проведении мероприятий в Центре детского творчества?

А) да, постоянно

Б) да, эпизодически

В) нет, не участвовал

Г) затрудняюсь ответить

2. Нравятся ли Вам мероприятия, которые проводятся в Центре детского творчества?

А) в основном нравятся

Б) нравятся, но не во всем

В) в основном не нравятся

Г) затрудняюсь ответить

3. Насколько вы удовлетворены отношениями, которые сложились у Вас с педагогом дополнительного образования?

А) в основном удовлетворительные

Б) в чем-то удовлетворительные, в чем-то нет

В) в основном неудовлетворительные

Г) затрудняюсь ответить

4. Что Вас привлекает и не привлекает в Центре детского творчества?

5. Ваши предложения по организации воспитательных и праздничных мероприятий в Центре детского творчества.

_____________________________________________________________________

Приложение № 2

Анкета для родителей

    Часто ли должны проводиться родительские собрания?

    Все ли родительские собрания вы посещаете?

    Эффективны ли с вашей точки зрения родительские собрания?

    Какие вопросы Вы бы хотели обсудить на родительских собраниях?

Приложение № 3

Правила

педагогической этики во взаимодействии и родителями обучающихся

    Учитывайте личные интересы родителей, их возможность посещения образовательного учреждения и родительских собраний.

    Ведите беседу с родителями в подходящей обстановке, не на ходу.

    Обращайтесь к родителям по имени и отчеству. Умейте расположить родителей к себе.

    Умейте слушать и слышать, станьте собеседником.

    Не оскорбляйте родительские чувства и помыслы, в каждом ребенке найдите положительные черты и качества.

    Хвалите ребенка и родителей при всех, о проблемах говорите индивидуально.

    Обращение к родителям посредством письменного сообщения должно быть уважительным, лаконичным и конкретным.

Уважаемые педагоги. Предлагаем Вам формы работы с родителями, которые Вы можете использовать при составлении «Плана воспитательной работы творческого объединения».

Наименование мероприятия

Срок проведения

Государственно-общественные формы работы.

Выбор родительского комитета и представителя в Управляющий, Попечительский совет организации.

Октябрь

Традиционные формы работы

Родительское собрание «Знакомство с творческим объединением».

Сентябрь

Участие семей творческого объединения в спортивных мероприятиях «Веселые семейные старты»

Посиделки для детей и родителей к светлой Пасхе

Апрель

День открытых дверей

Совместный семейный праздник «Мое семейное древо»

В любой месяц на усмотрение педагога

Творческая мастерская, посвященная Международному женскому дню «Вместе с мамой»

Март

Творческая мастерская, посвященная Дню Отца «Мастерим с папой»

Апрель

Совместная акция детей и родителей «Сделаем скворечник»

Март

Туристический поход совместно с родителями «Сбережем природу для будущих поколений»

Май

Родительское собрание «Итоги работы за учебный год»

Апрель или май

Интерактивные формы работы

Анкетирование родителей на выявление запросов

Сентябрь

Индивидуальные консультации по вопросам обучения в творческом объединении

В течение учебного года

Посещение на дому

По мере необходимости в течение учебного года

Родительская конференция «Творчество в жизни моего ребенка»

По отдельному плану организации

Анкетирование родителей на выявление удовлетворенности качеством образовательных услуг

Май

Просветительская работа

Создание сайта или группы творческого объединения в социальных сетях

В любой месяц на усмотрение педагога

Разработка буклета о работе творческого объединения

В любой месяц на усмотрение педагога

Оформление и пополнение в течение учебного года информационного стенда для родителей

В течение учебного года

Организация тематических выставок работ обучающихся (для показа во время проведения традиционных форм работы)

В течение учебного года

VII . Понятийный аппарат.

Адаптация - процесс перевоспитания в сочетании с влиянием, предполагающим изменение в развитии личности.

Досуг - часть времени личности, группы и общества в целом, которое используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, а так же для удовлетворена личных интересов и потребностей.

Коррекция - форма коллективного изучения и обсуждения психолого-педагогических проблем воспитания и образования.

Конференция - форма коллективного изучения и обсуждения психолого-педагогических проблем воспитания и образования.

Репродуктивность - воспроизводство чего-либо, кого-либо.

Первичная социализация - обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребёнка, в семье переплетаются естественно биологические и социальные связи родителей и детей. Они определяют особенности развития психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития. Обучение ребёнка тому социальному опыту, который

накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растёт, её нравственные нормы и традиции народа.

Родительский комитет - группа родителей, которых выбрали на общем собрании, с целью представления интересов учащихся и активного участия в жизни образовательного учреждения.

Родительское собрание - это вид работы с родителями, в основе которого лежит цель сбора всех членов для обсуждения актуальных проблем и выработки определённых решений.

Самоуправление - это коллективное управление, участие всех членов образовательного процесса, в деятельности соответствующего органа управления, включение исполнителей в процесс выработки и принятия общих решений.

Тренинг - это упражнение в чём-либо, проживание какой-либо ситуации в игре.

Семья - основанное на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием, ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимообязанностями по отношению друг к другу.

Социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого существует основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первоначальная социализация детей, бытовой уход, образовательного, медицинского и другого обслуживания.

    Пояснительная записка

    Формы и методы работы с родителями

    Примерный тематический план работы с родителями на учебный год

    Методические указания

    Источники

    Приложение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительное образование детей играет немаловажную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечивать целостное развитие личности ребенка, его социализацию, влиять на становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.

Воспитание ребенка в учебном учреждении и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль педагога в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в УДОД сделать родителей соучастниками педагогического процесса.

Родители – главные помощники педагога!

Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, должна проводиться в целостной системе и имеет огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения.

Замечено, что дети, которые отставали от сверстников на раннем этапе обучения, часто догоняли их несколько позже. Все мы знаем, что хорошая успеваемость часто связана с генетическими познавательными способностями, личностными характеристиками ребенка, мотивацией к обучению. Однако, роль семьи в жизни ученика занимает далеко не последнее место. В одной из школ проводилось изучение влияния семьи на успешность обучения младших школьников. После завершения эксперимента получилось, что по уровню влияния семьи на успешность ребенка семьи разделились на четыре группы:

Характеристика семей, которые влияют на успешность в обучении

Результаты успеваемости детей (уровни)

Родители ценят успех, ожидают хорошей успеваемости, поощряют напряженные занятия (ожидания родителей совпадают с познавательными способностями ребенка)

Родители ценят успех, ожидают хорошей успеваемости, (ожидания родителей совпадают с познавательными способностями ребенка)

Выше среднего

Родители ценят успехи и ожидают от своих детей хорошей успеваемости (независимо от их способностей)

Достаточный

Родители не ценят успех детей и не питают высоких надежд по поводу их успеваемости (независимо от способностей)

Следовательно, родители могут положительно повлиять на успех в том случае, если будут выступать в содружестве с ребенком, верить в его успех, никогда не отказывать в необходимой помощи, поощрять трудолюбие.

Там, где педагог и родители действуют согласованно, обычно лучше осуществляется учебно-воспитательная работа в объединении и более правильно ведется воспитание детей в семье. Рекомендации, советы педагога должны обязательно выполняться. Недопустимо, чтобы родители неуважительно отзывались о педагоге, позволяли себе пренебрежительные высказывания в его адрес. Это дезориентирует детей, толкает их на ложный путь приспособленчества, поисков компромиссного решения из создавшегося положения. Ставя под сомнение авторитет педагога, родители тем самым подрывают уважение детей к другим окружающим взрослым людям. В том числе и к самим себе. Честнее и проще выяснить какие-либо возникшие недоразумения в личной беседе с педагогом.

Для младших школьников родители и семейная атмосфера являются наиболее важными факторами в развитии. Некоторым родителям могут понадобиться соответствующая подготовка и одобрение педагога в их стремлении помочь детям. В свою очередь, педагог должен осознать, что его работа с детьми не принесет больших результатов без активного участия родителей.

Партнерство семьи и педагога должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его образование и развитие.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В последние годы углубляется кризис института семьи. Как показывают социологические опросы и статистические данные, в стране снижается престиж семьи, отцовства и материнства, падает рождаемость, растет количество разводов и число матерей одиночек. Наряду с этим нередки ситуации, когда во внешне благополучных семьях родители, обеспечив ребенка всеми материальными благами, практически не занимаются его воспитанием. Очень часто семьям недостает профессиональной помощи в вопросах организации семейного воспитания. Эти явления должны учитываться педагогом в работе с родителями по воспитанию детей.

Кроме того, для успешной реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения необходимо укрепление связей между педагогами образовательного учреждения и родителями учеников. Это требует развития форм и методов взаимодействия педагогов и родителей детей, образовательного учреждения и семьи. В УДОД это наиболее важно при работе с учащимися начальной школы, так как работа с младшими школьниками имеет свои особенности, обусловленные возрастом и жизненным опытом детей, переходом к развивающему обучению с шести лет, резким уменьшением количества детей, до школы посещавших детские сады.

Формы и методы работы УДОД с родителями необходимо направлять на повышение психолого-педагогической культуры и знаний родителей, привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу.

Выбор форм и методов работы с родителями наряду с учетом их потребностей и заинтересованности, должен обеспечивать при направляющей роли педагогов УДОД формирование активной позиции родителей, готовности их к взаимодействию с педагогическим коллективом. Ведь многие проблемы (профилактика и предупреждение нарушений правил поведения, повышение мотивации к учебе и выявление причин отставания в ней и другие) можно эффективно решать, взаимодействуя с родителями ученика.

Методы работы с родителями включают в себя беседы, различные тестирования и анкетирования, наблюдения. К формам работы относятся родительские собрания, открытые занятия, консультации (традиционные формы), нетрадиционные - дискуссии, практикумы, круглые столы, устные журналы, тренинги, мастер-классы.

При этом формы и методы работы с родителями могут быть индивидуальными и коллективными. К индивидуальным относятся анкетирования, индивидуальные беседы или консультации, использование различных памяток, изучение семьи школьника на основе документов, встреч и другие. Коллективные включают в себя родительские собрания, тематические мероприятия, лекции, клубы, беседы и консультации родителей.

Работу учителя начальных классов с родителями можно разбить на три последовательных по времени этапа.

Первый этап охватывает начальный период пребывания детей в объединении. На первом этапе осуществляется знакомство с семьями школьников. Для этого используются имеющиеся документы, беседы с родителями и детьми. Эффективным подходом является проведение анкетирования родителей. Анализ анкет позволяет узнать о методах воспитания в семье, увлечениях и поведении ребенка, его домашних обязанностях, чертах характера. Полученная на этом этапе информация служит отправной точкой для планирования работы с родителями.

Очень важным на этом этапе является первое родительское собрание, где осуществляется знакомство родителей с нормативными документами, планом работы объединения, образовательной программой и с основными моментами пребывания ребенка в УДОД. Сориентироваться родителям в особенностях обучения ребенка на СЮТ позволяют раздаваемые им памятки. Памятки могут нести как информацию общего характера, так и представлять собой результат опыта работы конкретного педагога

Второй этап охватывает период до окончания обучения ребенка в объединении. Он является основным в работе педагога с родителями. На этом этапе используются различные формы и методы взаимной деятельности педагогов и родителей по воспитанию и обучению детей. При этом педагог должен:

повышать уровень педагогических знаний родителей;

укреплять доверие детей и родителей к педагогу и авторитет родителей в глазах детей;

расширять участие членов семей в воспитательной работе, в различных мероприятиях СЮТ.

Рассмотрим подробнее используемые на втором этапе формы и методы работы с родителями.

Родительское собрание, являясь традиционной формой работы с родителями, может быть построено по новому, используя различные приемы и подходы (диспуты, элементы деловой игры, семинарские занятия). К родительским собраниям можно приурочить различные выставки (лучших работ, поделок к праздникам и др.).

Большой эффект в воспитании, укреплении связей и взаимопонимания между родителями, детьми и педагогом дают проводимые совместные мероприятия: конкурсы и соревнования, походы с родителями на природу, экскурсии в музеи, посещения выставок и различные другие мероприятия. Они также способствуют формированию коллектива дружного коллектива в объединении. Широкие возможности в совместной воспитательной работе семьи и УДОД открывает привлечение к ней бабушек и дедушек детей.

Объединению родителей и детей способствует их совместная работа по изучению истории своей семьи и изготовлению «Семейного древа». Дети знакомятся с понятиями и сведениями о родословных, профессиях и фамилиях родственников, семейных праздниках и традициях, участии в войне родственников.

Значительный потенциал в работе по укреплению взаимодействия педагогического коллектива и семьи имеют бабушки и дедушки учащихся, которые, обладая большим жизненным опытом, свободным временем, желанием, часто готовы участвовать в совместной работе по воспитанию детей. Как показывает практика, привлечение их к организации мероприятий дает хороший воспитательный эффект.

Большие возможности в улучшении работы с родителями со стороны педагога, укреплении связей с ними открывают современные информационные технологии. Они могут быть использованы как в организации рассмотренных выше мероприятий, так и для оперативного информирования родителей через сеть Интернет на сайте УДОД и персональном сайте педагога.

Третий этап работы педагога с родителями охватывает временной период после окончания обучения в объединении. На этом этапе педагогу важно передать накопленный опыт работы с детьми и их родителями своим коллегам, принимающим детей в объединения спортивного мастерства и др. Это во многом позволит сохранить преемственность в воспитательной и учебной работе с детьми, взаимодействие с их семьями.

И, конечно, эффективность работы с родителями, а в итоге и качество обучения, результаты воспитании детей во многом зависит от мастерства педагога, его авторитета в глазах детей и родителей.

Это обусловлено тем, что у ребенка формируется самооценка на основе оценивания его педагогом и достигнутых результатов в обучении. Педагог с первых дней обучения детей в объединении становится для них непререкаемым авторитетом, что является одной из важнейших предпосылок для обучения и воспитания.

Со стороны родителей выделяют три фактора оценки педагога - наличие у учителя педагогического авторитета в восприятии родителей, уровень индивидуальной работы с их ребенком, воспитательная привлекательность педагога.

Практика работы с родителями показывает, что активное использование рассмотренных выше новых и традиционных форм работы с родителями помогает улучшить воспитание детей, укрепляет связи родителей и детей, позволяет развивать у детей способности к сотрудничеству, творческому самовыражению и уверенности к себе.

Основные педагогические компетенции, которыми должен обладать педагог для эффективной организации работы с родителями:

1.Рефлексивно-аналитические способности:

Способность анализировать свою деятельность;

Способность предвидеть результаты и последствия своей деятельности;

Умение овладевать методами диагностики состояния личности и коллектива;

Умение наблюдать и оценивать уровень индивидуального развития учащегося.

2.Организаторские способности:

Ставить перед детьми только такие задачи, которые дадут ожидаемый результат;

Планировать работу с теми, кто будет её осуществлять;

Разделить цель на более мелкие задачи и превратить их в дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы;

Создать положительную установку на предстоящую деятельность;

Использовать различные методы стимулирования индивидуальной самореализации детей;

Координировать усилия семьи, педагогов в воспитании детей.

3.Коммуникативные способности:

Установление контакта и взаимопонимание с каждым ребёнком;

Коррекцию межличностных взаимоотношений между детьми;

Справедливое решение всех конфликтных ситуаций;

Достижение взаимопонимания между родителями, педагогами и детьми.

Примерный план работы с родителями

на учебный год

1 год обучения

Дата проведения

Родительское собрание: «Знакомство с образовательной программой»

сентябрь

Праздник-игра: «Красный. Желтый. Зеленый»

Выставка детских работ: «Новогодний хоровод»

Круглый стол на тему: «Учеба и игра в жизни ребенка»

Выставка детских работ: «Наши достижения»

2 год обучения

Дата проведения

Каникулярное мероприятие: Соревнование планеров

Выставка детских работ: «Украшения к Новому году»

Беседа на тему: «Семья – главный воспитатель» с применением компьютерной презентации «Дети учатся жить»

Праздник-игра: «Наши рукодельницы»

Беседа на тему: «Самые постыдные методы воспитания»

3 год обучения

Дата проведения

Родительское собрание на тему: «Семейное воспитание»

сентябрь

Каникулярное мероприятие: Соревнование контурных моделей

Праздник-игра: «Наши руки не для скуки!»

Круглый стол на тему: «Детская агрессивность»

Выставка детских работ: «Мастерская талантов»

Кроме того используются такие формы работы с родителями, как:

Анкетирование;

Индивидуальные беседы и консультации;

Раздача памяток;

Оформление стенда с информацией для родителей;

Поощрение родителей за сотрудничество.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, семья должна стать социально-активным участником учебно-воспитательного процесса.

Работа с семьей – влияние на воспитательный потенциал семьи; объектом внимания является не сама семья, а семейное воспитание. Здесь необходимо следующее:

1) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи.

Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей.

Используя диагностику, необходимо помнить о нравственных аспектах всех исследований и руководствоваться определенными правилами.

Правило первое. Если родители поделились информацией с педагогом, она не должна быть доступной всем.

Правило второе. Диагностика проблемы предполагает коррекционные действия педагога по изученной проблеме.

Правило третье. Диагностическое исследование не должно ставить своей целью навешивание ярлыков.

Правило четвертое. Диагностическое исследование должно проводиться корректно и располагать к дальнейшему общению с педагогом.

Правило пятое. Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо использовать различные виды диагностик, чтобы получить достоверный материал.

Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок», ориентироваться только на интуицию, необходимо знать особенности современной семьи, ее отношение к школе и переменам в образовании.

Для чего педагогу нужна информация о семье?

Для привлечения родителей к работе объединения

Для проведения информационно-просветительской работы с родителями, а также для создания информационных материалов для родителей, «родительских памяток».

Что необходимо знать педагогу дополнительного образования о семьях своих учеников?

Социально-демографический портрет семьи.

Состав семьи.

Фамилии, имена и отчества отца и матери, их возраст.

Род занятий родителей и других членов семьи.

Материальная обеспеченность семьи.

Круг интересов, хобби членов семьи.

Образ жизни семьи.

Организация и принципы семейного воспитания.

Внутрисемейные отношения: доминирующий стиль отношений (демократический, авторитарный, смешанный), микроклимат семьи, обычаи и традиции, лидерство в семье, авторитет взрослых.

Воспитательная позиция. Преобладающие методы и формы воспитания. Уровень педагогической культуры и самообразования родителей.

Взаимоотношения родителей с педагогом.

Участие членов семьи в жизни объединении.

Характер взаимодействия с педагогом.

2) Психолого-педагогическое просвещение родителей. Данное направление организовывается с помощью следующих форм работы:

индивидуальные консультации;

круглые столы;

оформление памяток для родителей.

3) Привлечение родителей в учебно-воспитательный процесс осуществляется с помощью следующих форм работы:

открытые занятия и мероприятия;

помощь в организации и проведении различных мероприятий УДОД и укреплении материальной базы объединения;

совместные праздники;

походы, экскурсии в природу;

игры-соревнования.

ИСТОЧНИКИ

    www.sibac.info

ПРИЛОЖЕНИЕ

Памятка для родителей

Правила общения с одноклассниками

Симон Соловейчик

      Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

      Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.

      Не дерись без причины.

      Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

      Играй честно, не подводи своих товарищей.

      Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

      Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

      Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

      Старайся быть аккуратным.

      Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

      П о м н и: ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Памятка для родителей

Взаимоотношения в семье

1) Безусловно принимайте своего ребенка.

2) Активно слушайте его переживания, мнения.

3) Как можно чаще общайтесь с ним, занимайтесь, читайте, играйте, пишите друг другу письма и записки.

4) Не вмешивайтесь в его занятия, которые ему по плечу.

5) Помогайте, когда просит.

6) Поддерживайте и отмечайте его успехи.

7) Рассказывайте о своих проблемах, делитесь своими чувствами.

8) Разрешайте конфликты мирно.

9) Используйте в общении фразы, вызывающие положительные эмоции.

10) Обнимайте и целуйте друг друга не менее четырех раз в день.

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Прошу Вас принять участие в обсуждении вопросов развития Вашего ребенка в объединении. Меня интересует Ваше личное мнение о работе объединения начального технического моделирования, в котором занимается Ваш ребенок. Прошу ответить на предлагаемые в анкете вопросы. Анкета анонимная, поэтому фамилию можно не указывать.

    Нравится ли Вам объединение, в котором занимается Ваш ребенок?

Подчеркните один из правильных ответов:

    Больше да, чем нет;

    Больше нет, чем да;

С каким настроением чаще всего идет на занятия Ваш ребенок? (подчеркните):

  • С большим желанием;

    По обязанности, но без желания;

    С большим нежеланием.

    С каким настроением чаще всего приходит ребенок с занятий? (подчеркните):

    Веселый и жизнерадостный;

    Уставший, но удовлетворенный;

    Раздраженный, расстроенный, неудовлетворенный своей работой.

    Как Вы думаете, учитываются ли на занятиях индивидуальные особенности Вашего ребенка? (подчеркните):

    Учитываются;

    В основном учитываются;

    И да, и нет (трудно сказать);

    Мало учитываются;

    Не учитываются.

    Что не нравится Вам в работе объединения?

___________________________________________________________________

    Подскажите, пожалуйста, что необходимо изменить в работе объединения?

____________________________________________________________________

Большое спасибо!

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Знаете ли вы своего ребенка

    1. Стимулируете ли вы проявление положительных эмоций у своего ребенка? Как это вы делаете?

2. Проявляет ли ваш ребенок отрицательные эмоции? Почему, на ваш взгляд, они возникают?

3. Как вы развиваете положительные эмоции своего ребенка? Приведите примеры.

    1. Сколько времени в день вы отводите на общение с ребенком?

2. Известно ли вам от самого ребенка о его учебных успехах, о школьных друзьях и друзьях вне школы, как зовут его соседа или соседку по парте?

3. Каковы проблемы, которые есть у вашего ребенка в общении?

    1. Любит ли ваш ребенок трудиться?

2. Что он любит делать?

3. Умеет ли он делать работу самостоятельно или только с вашей помощью?

4. Как долго может трудиться ваш ребенок?

5. Работа выполняется увлеченно или неохотно?