Стройка, дизайн, ремонт

Томас эдисон, лампа накаливания и александр николаевич лодыгин. А. Н. Лодыгин

Лодыгин Александр Николаевич родился в 1847 г. в селе Стеньшино Тамбовской губернии. В 1859 году Александр стал кадетом, сначала учился в Тамбовском кадетском корпусе, затем в Воронежском. Еще в годы учебы Александр проявил интерес к физике и даже исполнял обязанности лаборанта физического кабинета. В 1865 г. Лодыгин выпущен юнкером в 71-й Белевский полк, с 1866 по 1868 г. снова учеба в Московском юнкерском пехотном училище, Белевский полк и уход в отставку, поскольку Лодыгин разочаровался в военной службе. Лодыгин поступает на Тульский оружейный завод простым рабочим и, скопив небольшую сумму денег, отправляется в Петербург.

Здесь он ищет средства для создания задуманной им летательной машины (электролета) и параллельно начинает первые опыты с лампами накаливания. Также ведется работа над проектом водолазного аппарата. Естественно, что военное министерство на предложения молодого прожектера не откликнулось. Тогда Лодыгин отправил свои предложения в Париж, обещая создать летательный аппарат, который можно будет использовать в войне с Пруссией. Произошло невероятное, его пригласили во Францию, где он даже успел приступить к подготовке строительства электролета на заводах Крезо. Но Франция в войне потерпела поражение, финансирование создания электролета прекратилась. Лодыгину пришлось вернуться в Петербург.

В Петербурге Лодыгин устроился работать техником в Общество нефтяного газа «Сириус» и продолжил эксперименты с электричеством, а параллельно начал посещать лекции в Петербургском университете и Технологическом институте, чтобы восполнить пробелы в образовании. Именно тогда он и заинтересовался созданием ламп накаливания, которые бы могли использоваться не только для экспериментов, но и для практического освещения.

В 1872 году Лодыгин приступил к публичной демонстрации своих ламп и подал заявку на «Способ и аппараты дешёвого электрического освещения» в Департамент торговли и мануфактур. Документ, подтверждающий привилегию, был им получен, но только через два года. Демонстрация в 1873 году уличного освещения при помощи электрических ламп Лодыгина вызвала большой интерес, но они были еще несовершенны и требовали серьезной доработки. На следующий год изобретатель продемонстрировал возможности своих ламп для освещения боевых кораблей, что вызвало большой интерес в военно-морском ведомстве. В этот же год Академией наук Лодыгину была присуждена престижная Ломоносовская премия.

В 1873 году Лодыгин получает патенты в Австрии, Германии, Италии, Португалии, Венгрии, Испании и даже в таких отдаленных странах, как Австралия, Индия. В Германии на его имя выписаны патенты в целом ряде отдельных княжеств, получены привилегии на имя компании, основанной Лодыгиным и во Франции.

Почти два года Лодыгин работал в мастерских П.П. Яблочкова, где, кроме основных обязанностей по производству электрических свечей, смог продолжить разработку и своих ламп. В 1884 году изобретатель вынужден был уехать за границу, так как оказался под надзором полиции из-за связи с революционерами-народниками. Лодыгин работает во Франции и США, создает новые лампы накаливания, изобретает электропечи, электромобили, строит заводы и метрополитен. Особо надо отметить полученные им в этот период патенты на лампы с нитями из тугоплавких металлов, проданные в 1906 г. "Дженерал электрик компани".

Семья Лодыгиных в 1907 г. возвращается в Россию. Александр Николаевич привозит целую серию изобретений в чертежах и набросках. Способы приготовления сплавов, электропечи, двигатель, электроаппараты для сварки и разрезывания... Лодыгин преподает в Электротехническом институте, работает в строительном управлении Петербургской железной дороги. В 1914 г. он командирован Управлением земледелия и землеустройства в Олонецкую и Нижегородскую губернии для выработки предложений об электрификации. Первая мировая война меняет все планы, Лодыгин начинает заниматься летательным аппаратом вертикального взлета. После Февральской революции 1917 г. изобретатель не сработался с новой властью. Материальные трудности заставляют семью Лодыгиных уехать в США. Приглашение вернуться в РСФСР для участия в разработке плана ГОЭЛРО Александр Николаевич из-за болезни вынужден отклонить. В марте 1923 г. Лодыгин умер в Бруклине.

По новому стилю), предприниматель.

Александр Николаевич Лодыгин
Дата рождения 6 (18) октября (1847-10-18 )
Место рождения
  • Стеньшино , Липецкий уезд , Тамбовская губерния , Российская империя
Дата смерти 16 марта (1923-03-16 ) (75 лет)
Место смерти
  • Бруклин , Нью-Йорк , Нью-Йорк , США
Страна Российская империя Российская империя
США США
Научная сфера электротехника
Место работы
  • Санкт-Петербургский электротехнический университет
Альма-матер
  • Алексеевское военное училище
Известен как один из изобретателей лампы накаливания, и других изобретений,
Награды и премии
Ломоносовская премия
Александр Николаевич Лодыгин на Викискладе

Почтовая марка СССР с портретом Лодыгина, 1951 год

Биография

По семейной традиции Александр должен был стать военным, и поэтому в 1859 году он поступил в неранжированную роту (подготовительные классы) Воронежского кадетского корпуса , которая располагалась в Тамбове , затем был переведён в Воронеж с характеристикой: «добр, отзывчив, прилежен» [ ] . В 1861 году в Тамбов переехала вся семья Лодыгиных. В 1865 году Лодыгин был выпущен из кадетского корпуса юнкером в 71-й пехотный Белевский полк , а с 1866 по 1868 годы учился в Московском юнкерском пехотном училище .

В 1870 году Лодыгин вышел в отставку и переехал в Санкт-Петербург . Здесь он ищет средства для создания задуманной им летательной машины с электрическим двигателем (электролёта) и параллельно начинает первые опыты с лампами накаливания. Также вёл работу над проектом водолазного аппарата. Не дождавшись решения от российского военного министерства, Лодыгин пишет в Париж и предлагает республиканскому правительству использовать летательный аппарат в войне с Пруссией. Получив положительный ответ, изобретатель едет во Францию. Но поражение Франции в войне остановило планы Лодыгина [ ] .

Вернувшись в Петербург, он вольнослушателем посещал в занятия по физике, химии, механике. В 1871-1874 годах проводил опыты и демонстрации электрического освещения лампами накаливания в Адмиралтействе, Галерной гавани, на Одесской улице , в Технологическом институте.

Лодыгин, живя в Петербурге, и второй творец электросвета Яблочков - в Москве, знали друг о друге по многочисленным и шумным публикациям о себе в прессе, а также по рассказам общего друга, тоже электротехника-изобретателя - Владимира Чиколева . Встречались на промышленных выставках. Судьба свела их для совместных трудов только в 1878 году - в Петербурге .

Первоначально Лодыгин пытался использовать в качестве нити накала железную проволоку. Потерпев неудачу, перешёл к экспериментам с угольным стержнем, помещённым в стеклянный баллон.

В 1872 году Лодыгин подал заявку на изобретение лампы накаливания, а в 1874 году - получил патент на своё изобретение (привилегия № 1619 от 11 июля 1874) и Ломоносовскую премию от Петербургской академии наук . Лодыгин запатентовал своё изобретение во многих странах: Австро-Венгрии, Испании, Португалии, Италии, Бельгии, Франции, Великобритании, Швеции, Саксонии и даже в Индии и Австралии. Он основал компанию «Русское товарищество электрического освещения Лодыгин и К°».

В 1870-х годах Лодыгин сблизился с народниками . В 1875-1878 годы он провёл в туапсинской колонии-общине народников. С 1878 года Лодыгин снова в Петербурге, работал на разных заводах, занимался усовершенствованием водолазного аппарата, трудился над другими изобретениями. За участие в Венской электротехнической выставке Лодыгин был награждён орденом Станислава 3-й степени. Почётный инженер-электрик Санкт-Петербургского электротехнического института (1899).

В 1884 году начались массовые аресты революционеров. Среди разыскиваемых - знакомые и друзья Лодыгина. Он решил уехать за границу. Расставание с Россией продлилось 23 года. Лодыгин работал во Франции и США , создавая новые лампы накаливания, изобретал электропечи, электромобили, строил заводы и метрополитен. Особо надо отметить полученные им в этот период патенты на лампы с нитями из тугоплавких металлов, проданные в 1906 году «Дженерал электрик компани ».

В 1884 году организовал в Париже производство ламп накаливания и прислал в Санкт-Петербург партию ламп для 3-й электротехнической выставки. В 1893 году обратился к нити накала из тугоплавких металлов, применявшейся им в Париже для мощных ламп 100-400 свечей. В 1894 году в Париже организовал ламповую фирму «Лодыгин и де Лиль». В 1900 году участвовал во Всемирной выставке в Париже . В 1906 году в США построил и пустил в ход завод по электрохимическому получению вольфрама, хрома, титана. Важное направление изобретательской деятельности - разработка электрических печей сопротивления и индукционных для плавки металлов, меленита, стекла, закалки и отжига стальных изделий, получения фосфора, кремния.

В 1895 году Лодыгин женился на журналистке Алме Шмидт, дочери немецкого инженера. У них родилось две дочери, в 1901 году - Маргарита, а в 1902 году - Вера. Семья Лодыгиных в 1907 году переехала в Россию. Александр Николаевич привёз целую серию изобретений в чертежах и набросках: способы приготовления сплавов, электропечи, двигатель, электроаппараты для сварки и резки.

Участвовал Лодыгин и в политической жизни. Им была написана статья «Открытое письмо гг. членам Всероссийского национального клуба» (1910) и брошюра «Националисты и другие партии» (1912), изданная Всероссийским национальным клубом.

В марте 1923 года скончался в

Лодыгин Александр Николаевич (1847-1923) – известный российский изобретатель, который создал лампу накаливания, получившую массовое распространение благодаря своей экономичности. Он стоял у истоков современной электротехники, создав несколько типов печей для обработки металлов в промышленных условиях.

Александр Николаевич Лодыгин

Александр Лодыгин родился 6 (18) октября 1847 года в селе Стеньшино Тамбовской губернии. Он имел дворянское происхождение, а его род относился к категории очень знатных, который, как и царствующая тогда семья Романовых вел происхождение от самого Андрея Кобылы. Несмотря на наличие титула семья жила довольно скромно и не могла похвастаться большим состоянием.

Многие предки будущего изобретателя посвятили себя военной службе, добившись на этом поприще немало успехов. Но юного Сашу такая перспектива совсем не прельщала, хотя уйти от семейной традиции он не смог. В 1859 году Лодыгин поступил в местные подготовительные классы Воронежского кадетского корпуса, а после их окончания был направлен в Воронеж с очень положительной характеристикой. После выпуска из учебного заведения в 1865 году Александр был зачислен юнкером в пехотный Белевский полк, а затем три года проходил обучение в Московском юнкерском пехотном училище.

В 1870 году Лодыгин подает рапорт об отставке и переезжает в столицу. Здесь он с головой окунулся в создание летательной машины с электродвигателем и одновременно начал активно работать над лампами накаливания.

Создание электролета

В 1870 году на стол военного министра Российской империи Дмитрия Алексеевича Милютина лег документ, автором которого был отставной юнкер Александр Лодыгин. В нем сообщалось об изобретении специальной воздухоплавательной машины (электролета), способной передвигаться на разных высотах и в произвольных направлениях. Она была предназначена для транспортировки грузов и людей, но могла выполнять и военные операции. Однако чиновник никак не поддержал эту идею и даже не удосужился лично пообщаться с изобретателем.

Не подозревал тогда военный министр, что электролет предвосхитил появление знакомого нам вертолета. Изобретатель видел его как продолговатый цилиндр, спереди конусообразный, а позади шаровидный. В задней части аппарата был расположен винт, который обеспечивал горизонтальное движение. Еще один винт находился сверху – он управлял скоростью машины при перемещении в вертикальном и горизонтальном направлении.

Столкнувшись с равнодушным отношением у себя на родине, Лодыгин по приглашению французской стороны отправляется в Париж для продолжения разработки летательного аппарата. Однако и здесь его ждала неудача – начавшаяся война с Пруссией и скорое поражение Франции перечеркнула все планы, что вынудило ученого возвратиться в Россию. Электролету не суждено было приобрести материальную форму, зато он поспособствовал рождению самого известного изобретения Лодыгина – электрической лампочке, которая должна была стать одним из его элементов.

Лампа накаливания

Возможность получения искусственного освещения с помощью электричества волновала научные умы задолго до рождения Лодыгина. Существовало много идей, предлагавших решения в самых разных направлениях. Одни пытались спровоцировать электричеством свечение разреженных газов, другие искали удачу в накаливании тел электрическим током, а третьи использовали пламя электрической дуги. Большинство опытных образцов так и не покинули стены лабораторий, пока к работе не подключился русский изобретатель.

После возвращения из Франции Лодыгин оказался в затруднительном материальном положении и вынужден был согласиться трудоустроиться техником в Общество нефтяного газа «Сириус». Но всё свободное от работы время молодой человек посвящал разработке электрической лампы. Он сразу понял недостаток теоретической подготовки и записался на лекции в Петербургский университет, где познакомился с новейшими достижениями в области электротехники.

Упорная работа над изобретением дала результат – к концу 1872 года в распоряжении Лодыгина было несколько ламп накаливания. Помогали материализовать замыслы изобретателя братья Дидрихсон, среди которых выделялся Василий Федорович, лично изготовивший большинство образцов. На первых порах для накаливания использовалась железная проволока, позднее в опытах участвовали коксовые стержни.

Железо быстро показало свою неэффективность, а работа с угольными стержнями дала положительный результат. Оказалось, что они не только дают более лучший свет, но и позволяют найти подход к решению проблемы «дробления света» — интеграции большого количества источников освещения в цепь одного генератора. Последовательная работа угольных стерженьков оказалась весьма удобна, но в уличных условиях на открытом воздухе тело накала достаточно быстро перегорало.

Это навело Лодыгина на мысль выполнить лампы в виде стеклянного шарообразного сосуда, в котором были размещены два медных стержня диаметром 6 мм. К ним был прикреплен маленький стерженек диаметром 2 мм, выполненный из ретортного угля. Электричество подавалось по проводам через оправу, которая находилась над отверстием устройства.

Лампа накаливания Лодыгина

Несмотря на то, что первые лампы Лодыгина светили всего около 40 минут, он получил привилегии на свое изобретение во многих европейских странах. Последующие усовершенствования позволили повысить долговечность – Василий Дидрихсон предложил удалять из ламп воздух. Кроме того, стали применять обугливаемые вещества растительного происхождения. В результате срок службы ламп удалось увеличить до 700-1000 часов.

Практическое применение ламп накаливания

Первое уличное освещение с помощью электрических ламп Лодыгина появилось в Петербурге на Песках в 1873 году. Два керосиновых фонаря были заменены на электрические, источавшие яркий белый свет, на который пришли посмотреть множество людей. Некоторые из них принесли газеты, чтобы сравнить расстояние, накоторое распространяется свет от керосиновых и электрических фонарей.

В 1874 году освещение появилось в доках Адмиралтейства, что открывало перспективы использования технологии во флоте. Спустя несколько лет подобным способом был освещен магазин Флорана на Морской улице. Устройства показали себя превосходно – за два месяца перегорело всего два уголька.

После этого успеха вокруг изобретателя стали крутиться коммерсанты, желавшие получить на изобретении как можно больше прибыли. Александр Николаевич стал участником одного из таких предприятий, которое эксплуатировало его творения. Ряд модернизированных устройств даже носили имя сторонних людей – Конна, Козлова, владевших контрольным пакетом акций созданного ими товарищества электрического освещения. Последняя версия под наименованием «лампа Конна» имела до 5 отдельных стержней, которые последовательно включались после перегорания предыдущих.

Патенты на технологию

В 1872 году изобретатель направляет заявку на свое изобретение и ждет ответа от чиновников на протяжении двух лет. Только в 1874 году он получил привилегию №1619.

После прекращения дел в товариществе изобретатель вновь оказался на грани нищеты, что вынудило его отправить патентную заявку на угольную лампу накаливания в США, но найти необходимую сумму у него не получилось. Лодыгин все-таки получит патент в 1890 году, но для лампы с металлической нитью. Здесь в законодательном порядке за ним будет закреплено право считаться изобретателем ламп с нитью накаливания из тугоплавких материалов.

Молибденовые и вольфрамовые лампы Лодыгина демонстрировались на Всемирной выставке в Париже, состоявшейся в 1900 году. За год до этого Петербургский электротехнический институт наделил изобретателя званием почетного инженера-электрика. В 1906 году патент на лампу с вольфрамовой нитью купила известная компания «GeneralElectricCompany», в которую позднее влилось предприятие Эдисона. В 1909 году ученому был выдан патент на индукционную печь.

За свое изобретение Александр Николаевич получил от Академии наук Ломоносовскую премию 1000 рублей. Заслуги Лодыгина на этом поприще очевидны – он создал более совершенный образец лампы накаливания и первым сумел превратить ее из физического устройства в прибор практического массового применения, вынес свое детище из лаборатории и сделал его достоянием улицы. Александр Николаевич убедительно продемонстрировал преимущества вольфрамовой проволоки как материала для тела накала, став основоположником производства более экономичных ламп накаливания. Он оказал определяющее влияние на работы и Джозефа Суона, способствовавшие массовому распространению этих устройств.

Россия – зарубежье

Усиление радикального крыла общественного движения во второй половине 70-х годов XIX века и последовавшие за этим террористические акты, в одном из которых убили императора Александра II сказались на судьбе Лодыгина. В это время он активно сблизился с народниками и даже некоторое время пребывал в их колонии в Туапсе. Начавшийся вслед за гибелью царя разгром «Народной воли» коснулся многих друзей и знакомых изобретателя. Отчасти тень подозрений пала и на него самого, поэтому он принимает решение уехать за границу.

После нескольких лет пребывания в Европе изобретатель в 1888 году переехал в США, где занимался вопросами внедрения электричества в металлургию. Ему стали платить хорошее жалование и материальное положение семьи заметно улучшилось. После завершения русско-японской войны в 1905 году он возвращается на родину с целью применить накопленный опыт на практике. Но российская действительность превзошла все ожидания – закоренелый консерватизм и равнодушие чиновников сковывал любую инициативу.

Передовые методы, применяемые в американской промышленности, здесь оказались никому не интересны. Поэтому изобретатель со всемирно известным именем получил всего лишь должность руководителя подстанции петербургского трамвайного депо. Помимо этого, он проявлял большой интерес к электрификации кустарных промыслов и занимался практическим воплощением теории электромагнитной индукции и Максвелла.

В 1914 году под руководством Александра Николаевича должны были начаться работы по электрификации Олонецкой и Нижегородской губерний, но начавшаяся Первая мировая спутала все карты. Не добившись серьезных успехов на родном поприще, Лодыгин возвращается в 1916 году в США. Последние годы жизни он посвятил разработке электрических печей. Под его началом были построены установки для производства кремния и фосфора, а также плавки руд. Кроме того, русский изобретатель сконструировал специальные печи для нагрева бандажей, закалки и отжига металлов. В этот период он много болел, что его часто отвлекало от дел.

Изобретательская деятельность Лодыгина не ограничивалась лампой накаливания. Он создал электрический обогреватель, занимался усовершенствованием электропечи для плавки руд, разработал идею закалочных печей, а также респираторов, основанных на электролитическом методе генерации кислорода. Александр Николаевич стал одним из создателей электротехнического отдела Русского технического общества и стоял у истоков периодического издания «Электричество».

В 1871 году изобретатель подготовил проект водолазного скафандра, позволяющего с помощью кислородно-водородной смеси находиться под водой автономно. При этом кислород вырабатывался прямо из воды путем процесса электролиза.

  • Томас Эдисон поставил первый опыт со своей лампой в 1879 году, что случилось на 6 лет позже, чем это сделал Лодыгин. Но благодаря агрессивному продвижению своего детища именно американец стал в массовом сознании считаться изобретателем лампы накаливания.
  • После прихода к власти Ленин предлагал Лодыгину вернуться в Россию для разработки плана ГОЭЛРО, но тяжелая болезнь ученого воспрепятствовала этому.
  • С 1970 года один из кратеров на обратной стороне Луны носит имя Александра Лодыгина.
  • Лодыгин был одним из немногих отечественных изобретателей, удостоившихся ордена Станислава III степени. Почетная награда была ему присуждена за участие в Венской электротехнической выставке.

Видео

Документальный фильм «Этюды о великом. Александр Лодыгин. Создатель лампы накаливания».

К 170-летию со дня рождения

Александра Николаевича Лодыгина

18 октября 1847 г. - 16 марта 1923 г.

"Есть еще и неутомимое желание быть полезным

своей Отчизне…

чтобы озарить дешевым электрическим светом

всю Россию -

и дворцы вельмож, и крестьянские избы..."

Александр Лодыгин

Имя этого ученого, подарившего миру свет, вошло в историю отечественного и мирового изобретательства. Александр Николаевич Лодыгин - выдающийся русский инженер-электрик, изобретатель первых в мире ламп накаливания, основоположник электроотопления, основатель электротермии. Он родился 18 октября 1847 г. в семье помещика, отставного офицера старой и знатной дворянской фамилии, в с. Стеньшино Липецкого уезда Тамбовской
губернии. Усадебный дом Лодыгиных не был дворцом. Он представлял собой типичный сельский дворянский особняк, в котором первый этаж, предназначенный для хозяйских нужд и прислуги, был кирпичный, а второй, где жили хозяева - деревянный. В канун крестьянской реформы 1861 года Лодыгины переехали в губернский город Тамбов, оставив за собой часть усадьбы. С этого времени семья проводила летние месяцы в Стеньшино, куда на каникулы приезжал и кадет Александр Лодыгин, а зимой живут в Тамбове, позже в Воронеже. Продолжив традиции семьи, Александр Николаевич получил военное образование, окончив Воронежский кадетский корпус и Московское юнкерское училище. Однако, Лодыгин видит свое призвание совсем в иной сфере и, прослужив обязательный срок, уходит в отставку.

Александр Николаевич поступает на Тульский оружейный завод молотобойцем, затем простым слесарем и одновременно изучает труды по электричеству, механике и металловедению, осознавая, что без этих знаний воплощение его мечты о создании электролета может быть отодвинуто в далекое будущее. Еще будучи кадетом, он обдумывает план конструкции летательного аппарата с горизонтальным винтом и на электротяге, который был бы тяжелее воздуха, уже в 1869 году смог представить Главному инженерному управлению проект геликоптера с электрическим двигателем. «Электролет» Лодыгина ничего не имел общего с проектировавшимися в те времена управляемыми аэростатами.

Конструктор исходил из принципов механики, основываясь на известном положении, что «если к какой-либо массе приложить работу архимедова винта и сила винта будет более тяжести массы, то масса двинется по направлению силы». Основанный на этом принципе «электролет» Лодыгина представлял собой длинный, хорошо обтекаемый цилиндр, оканчивающийся спереди конусом, а сзади полушарием.
Со стороны полушария был укреплен винт, сообщавший снаряду движение в горизонтальном направлении. Сверху же снаряда располагался второй винт. Устанавливая его лопасти под различными углами, конструктор рассчитывал менять скорость «электролета», а комбинацией работы того и другого винта сообщать аппарату движение то вертикальное, то горизонтальное.

Конструктор не получил поддержки от правительства для продолжения своих работ, и «электролет» не был построен.

В 1870 году Лодыгин переезжает в Петербург и вольнослушателем начинает посещать
лекции знаменитых механиков И. А. Вышнеградского и В. Л. Кирпичева, химика Д. И. Менделеева, а также трудится над проектом электролета. Поиски способа освещения летательной машины в ночное время привели его к изобретению лампы накаливания.
В своих первых опытах Лодыгин использовал железную проволоку, но она оказалась непригодной для целей изобретателя, потом были применены стержни из кокса. Только угольные стержни способствовали получению значительного света, и решению включения большого числа источников света в цепь одного генератора электрического тока.

В 1872 году Лодыгин конструирует лампу накаливания в стеклянном баллоне с угольным стержнем. Продолжительность горения составляла примерно 30 минут из-за того, что воздух проникал в колбу и ускорял перегорание угля. Уже в следующем, 1873 году Лодыгин создает лампу с двумя угольными стерженьками: первый горел 30 минут и выжигал кислород, после чего второй стержень мог гореть 2-2,5 часа. Одновременно с научными исследованиями и разработками ламп накаливания проходили первые в мире публичные опыты электрического освещения. В 1873 г. русским инженером А. Н. Лодыгиным была создана первая в мире электрическая лампочка накаливания. В 1874 г. Лодыгину в России выдали патент (привилегия № 1619 от 11 июля 1874 г.) на «Способ и аппараты дешевого электрического освещения». «Электрический свет, получаемый от индуктивных токов, должен быть единственным искусственным светом, употребляющимся на земном шаре как по своей силе и ровности света, так и по безопасности и дешевизне…» - пишет в своих сочинениях Александр Николаевич.

Учитывая огромное значение изобретения, Санкт-Петербургская Академия наук присудила изобретателю за его работу полную Ломоносовскую премию по разделу «Открытия в области физики».

Лампочка накаливания А. Н. Лодыгина практически не нагревала помещение, и ее было удобно и безопасно использовать в домашних условиях. Но в России не удалось наладить массовое производство ламп, и Лодыгин уехал в Америку, где с изумлением узнал, что там его лампа носит имя Эдисона. Позднее американский суд вынужден был аннулировать патент Эдисона и подтвердить приоритет Лодыгина. Эдисон несколько раз усовершенствовал лампу А. Н. Лодыгина, не меняя идею. Эдисон получил несколько патентов, но не на изобретение лампы накаливания, а на усовершенствование лампы А. Н. Лодыгина.

В 1900 году на Парижской выставке демонстрировалась лампа накаливания с вольфрамовой нитью. К этому изобретению Лодыгин пришел путем систематической работы вместо дорогостоящих и имеющих незначительное сопротивление платиновых нитей накаливания, которые применялись неоднократно, он обратил внимание на такие тугоплавкие металлы, как осмий, тантал, молибден, вольфрам. Применение этих металлов позволило найти наилучшее решение задачи о лампе накаливания. Лодыгину приходит мысль о замене угольной нити тела накала лампы на вольфрамовую, закрученную в спираль. Он получает патенты на изобретения № 575002 и 575668 на калильное тело для ламп накаливания из платиновых нитей, покрытых родием, иридием, рутением, осмием, хромом, вольфрамом и молибденом. Эти патенты сыграли выдающуюся роль в создании ламп накаливания с металлической нитью. Лампы накаливания Лодыгина с тугоплавкой (с температурой плавления 1310 С) вольфрамовой нитью используются до сих пор. Они достаточно экономичны, дают ровный яркий белый свет, служат тысячи часов и долгое время считались практически безопасными.

В 1871 году Лодыгин создал проект автономного водолазного скафандра с использованием газовой смеси, состоящей из кислорода и водорода. Кислород должен был вырабатываться из воды путем электролиза. Конструкция этого водолазного аппарата - фактически прообраз акваланга. «Произведя изыскания о возможности оставаться под водой более или менее долгое время, я пришел к выводу…надобно аппарат, при котором: 1) не требовалось бы сообщения с поверхностью воды; 2) имелся бы постоянный и достаточный доступ кислорода в легкие водолаза; 3) была бы полная свобода в движении во всех направлениях и глубинах, чтобы быть в воде как дома, как на земле» - писал изобретатель.

Еще одно направление изобретений Лодыгина - индукционные печи для плавки тугоплавких металлов. Его недаром называют отцом электротермии. Первый электротермический прибор построен им еще в 1872 году. Вот как Лодыгин описывает свои результаты: «…индукционная печь представляет собой специальный тип трансформатора, в котором предназначенный к расплавлению металл является первичной обмоткой, рассчитываемой на максимальное нагревание. Здесь имеет место случай, когда во всей полноте применим закон Джоуля… такой трансформатор, очевидно, может быть сделан однофазным или многофазным, и к нему применимы все видоизменения в конструкции и сочетании трансформаторов, какие существуют на практике…» Он явился одним из пионеров промышленной электротермии, создав ряд оригинальных конструкций электрических печей, на его счету 11 патентов по этой теме. Его интересы сосредотачиваются на применении электричества в металлургии и на проблемных вопросах промышленной электротермии. С 1900 по 1905 гг. под руководством А. Н. Лодыгина было построено несколько заводов для производства феррохрома, ферровольфрама, ферросилиция.

А. Н. Лодыгин был первым, предложившим использовать электричество для отопления и
разработавшим электрический нагревательный прибор, основанный на накаливании электрическим током угольных стержней, помещенных в тонких металлических трубках.
Жизнь Лодыгина за рубежом была сложной и многогранной. Он был и предпринимателем, и простым рабочим, и инженером, работал на автомобильном заводе «Clemenc», на вагонном заводе, на заводе аккумуляторов, был инженером-конструктором фирмы «Westinghouse» по электроосвещению, инженером по электрооборудованию на постройке Нью-йоркского метро, старшим химиком кабельного завода. Прожив долгие годы за границей, Лодыгин всегда считал себя патриотом России. «Я с гордостью могу сказать, что, где бы я ни был, я оставался русским и не боюсь заявить этого», «…в течение всего времени моего отсутствия из России никогда ни на минуту, однако же, не упускал я из виду жизни моей собственной страны, моей Родины - России...»

На VI Всероссийском электротехническом съезде Лодыгин был избран единогласно почетным депутатом съезда, но когда пришла к власти буржуазная Февральская революция жизнь русского изобретателя, боровшегося за развитие отечественной промышленности, стала особенно тягостной.
В 1917 году ему пришлось уйти со службы. Оставшись без средств, с больной женой и двумя детьми семидесятилетний изобретатель решает покинуть родину. Вскоре Молодая Советская власть взяла курс на освобождение промышленности от иностранной зависимости, на электрификацию всей страны. Тяжелобольной Лодыгин уже не мог участвовать в осуществлении мечты всей своей жизни.
Известие из России о том, что он избран почетным членом Общества русских электротехников, пришло в США с опозданием - 16 марта 1923 года Александра Николаевича не стало.

Лодыгин - лауреат Ломоносовской премии Российской академии наук, член многих авторитетных научных обществ - Русского технического (РТО) и Русского физико-технического, Американского химического и Американского электрического, института американских инженеров-электриков, Французского и Международного обществ инженеров-электриков; он - кавалер ордена Станислава III степени за изобретение системы электроосвещения - редчайшей награды среди изобретателей России, почетный член Общества русских электротехников.

«…Идут годы, мы открываем все новые, считавшиеся утерянными, работы и изобретения Лодыгина, много новых страниц открыто… Все очевидней становится вклад Лодыгина в прогресс самых разнообразных областей электротехники, еще заметней, еще весомей и дороже с высот знаний человечества…» - пишет в предисловии к книге «Лодыгин» Л. Жуковой советский учёный в области автоматики и процессов управления, член-корреспондент АН СССР А. А. Вавилов.
Александр Николаевич Лодыгин вошел в историю науки как изобретатель лампы накаливания, но он же явился одним из первых ученых и изобретателей в области электротермии и электротехнологии.

Книги о жизни и деятельности изобретателя

Александр Николаевич Лодыгин (1847-1923) // Люди русской науки: очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. Часть II / предисл. и вступ. ст. акад. С. И. Вавилова; сост.- ред. М. В. Кузнецов. - Москва: Ленинград; ОГИЗ, 1948. - С. 995-1002.

Гумилевский Л. «Русский свет» в Европе: [о значении изобретений А. Н. Лодыгина] // Русские инженеры / Л. Гумилевский. - 2-е изд. - Москва: Молодая гвардия, 1953. - С. 171-175.

Жукова Л. Н. Лодыгин / Л. Н. Жукова; предисл. А. А. Вавилова. - 2-е изд. - Москва: Молодая гвардия, 1989. - 303 с. - (Жизнь замечательных людей. Серия биографий. 632).

28.088(2Р-4Ли)

Золотарева Т. В. Усадьба в селе Стеньшино: [род. усадьба Лодыгиных] / Т. В. Золотарева // Природно-культурное наследие Липецкого края: материалы обл. науч.-практ. конф. 15 мая 1999 г. - Липецк: ЛГПИ, 2000. - С. 61-63.

Дата рождения: 18 октября 1847 года
Место рождения: Тамбов, Россия
Дата смерти: 16 марта 1923 года
Место смерти: Бруклин, США

Александр Николаевич Лодыгин – русский изобретатель лампы накаливания.

Александр Лодыгин был рожден 18 октября 1847 года в селе Стеньшино Тамбовской губернии в старинной семье дворян, но при этом небогатой, имевшей одного предка с Романовыми.

Как и отец, Александр стал военным, для чего в 1859 стал учиться в подготовительных классах в Воронежском кадетском корпусе, а потом в аналогичном корпусе в Тамбове. В 1861 году его семья присоединилась к нему в Тамбове, а через 4 года Лодыгин его окончил в звании юнкера.

После этого он стал числиться в 71 пехотном Белевском полку. В 1866-1868 проходил обучение в Московском юнкерском пехотном училище.

В 1870 в отставке стал работать в Петербурге. Здесь он в полной мере стал проявлять себя как изобретатель. Так, он придумал электролет – летательную машину с двигателем от электричества. После этого его внимание приковываю лампы накаливания и водолазный аппарат.

Свои предложения он посылает в российского министерство военных дел, но не получив ответа, получает приглашение в Париж для постройки своего летательного аппарата для войны с Пруссией, но разгром Франции в этой войне приостановил его планы. Пробыв там некоторое время, он возвращается в Россию.

В Петербурге он посещает уроки по физике, химии и механике в Технологическом институте в должности вольного слушателя.

С 1871 по 1874 экспериментирует с лампами накаливания и проводит первую демонстрацию своего изобретения в нескольких местах в Петербурге.

Его первые опыты основывались на использовании железной проволочки в виде накаливающей нити, но она не выдерживала напряжения и ученый перешел на угольный стержень в стеклянном флаконе.

В 1872 регистрирует патент на свою лампу, а еще через пару лет получает его. За лампу накаливания его награждают Ломоносовской премией от имени Петербургской академии наук. Изобретение Лодыгина расходится по странам Европы и мира.

После успеха Лодыгин создает свою компанию Русское товарищество электрического освещения Лодыгин и Ко.
В 1870-е он общается с народниками, с 1875 по 1878 даже живет в Туапсе с их общиной. В 1878 возвращается в столицу, работает над водолазным аппаратом и изобретает другие механизмы.

Принимает участие в Венской электротехнической выставке и становится обладателем ордена Станислава. В 1899 становится почетным инженером-электриком от Санкт-Петербургского электротехнического института.

В 1884 из-за развития революционерства его друзей арестовывают, а сам он, чтобы избежать той же участи, едет во Францию, а потом и в США. Там он живет 23 года и продолжает изобретать, совершенствовать свои лампы. В эмиграции он создал электропечи и электромобили, принимал участие в стройках заводов и метро.

В начале 1900-х он изобретает нити накала из тугоплавких металлов, патент на которые в 1906 продает компании Дженерал электрик.

В 1884 создал свой завод по производству ламп накаливания и первые образцы прислал в Петербург, чтобы выставить их на 3 электротехнической выставке. В 1894 в Париже создает компанию Лодыгин и де Лиль, в 1900 участвует во Всемирной выставке.

В 1906 в США строит завод по получению вольфрама, хрома и титана для своих нитей накаливания. Также он изобрел электропечь для плавки этих металлов индукционным способом.

В 1895 женится, позже воспитал 2 дочерей. В 1907 возвращается в Россию и становится преподавателем. Он работает в Электротехническом институте и при Петербургской железной дороге.

В 1913 посещает губернии Олонецкую и Нижегородскую для их электрификации, но тут начинается Первая мировая и планы об электрификации приходится заменить на разработку летательного аппарата по типу взлета вертолета.

В 1910-е участвует в политики, написал статьи и брошюры о националистах. После 1917 года не смирился с правительством большевиков и покинул Россию, переезжает в США.

Его приглашали вернуться обратно для разработки плана ГОЭЛРО, но из-за тяжелой болезни он отказался.

Достижения Александра Лодыгина:

Изобрел лампу накаливания и нити накала из вольфрама

Даты из биографии Александра Лодыгина:

18 октября 1847 года – родился в Тамбове
1859-1865 годы – обучение в Воронежском и Тамбовском кадетских корпусах
1870 год – переезд в Петербург
1874 год – патент на лампу накаливания
1884-1907 годы – эмиграция
1907 год –возвращение в Россию, электрификация
1917 год – эмиграция в США
16 марта 1923 года - смерть

Интересные факты Александра Лодыгина:

Его имя носит кратер и улицы в некоторых городах
Лампу накаливания изобрело несколько человек, но именно Лодыгин совершил важнейшие ее открытия